Фэйри «суордфиш» («рыба-меч»)

      Комментарии к записи Фэйри «суордфиш» («рыба-меч») отключены

Фэйри «суордфиш» («рыба-меч»)

Фото биплана-торпедоносца Фэйри Свордфиш в полете

Одномоторный биплан с неубирающимся шасси и множеством расчалок (за что был прозван «стринг-бэг» — «авоська») английский аэроплан Фэйри «Свордфиш» к концу 30-х гг. смотрелся довольно-таки архаично, но, однако, прошел фактически всю войну, добившись нескольких громких удач. Разработка самолета под управлением М. Лобеля велась в инициативном порядке В первую очередь 30-х гг.

Машина под обозначением TSR I (и её доработанный вариант TSR II) предназначалась для действий над морем в качестве торпедоносца и разведчика, используясь как на колесном, так и на поплавковом шасси. TSR I, изначально ориентированный на экспорт, испытывался с марта 1933 г., но в сентябре был потерян. В самолете TSR II учли требования спецификации Министерства авиации S. 15/33. От предшественника он отличался удлиненным фюзеляжем, поменянным профилем крыльев, доработанным хвостовым оперением.

На машине установили 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» ММ (690 л.с).

Самолет был облетан 17 апреля 1934 г., а после этого прошел опробования как на береговом аэропорте, так и на авианосце «Корейджес», а в последних месяцах года был переставлен на двухпоплавковое шасси. Не смотря на то, что опробования и вскрыли кое-какие недочёты автомобили (трудность вывода из штопора, чрезмерное смещение центра тяжести назад и пр.), они были признаны легко ликвидируемыми, и самолет приняли на вооружение.

В апреле 1935 г. компания взяла заказ на 86 автомобилей, а 31 декабря 1935 г. первый серийный «Суордфиш» в первый раз поднялся в воздух. Неспециализированный же количество серийного выпуска, длившегося до августа 1944 г., составил 2392 самолета — 692 выстроила компания «Фэйри» и 1700 — «Блэкберн».

Главные модификации Fairey «Swordfish»

«Суордфиш» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIIM3 (690 л.с). Стрелковое оружие — 2 7,7-мм пулемета (синхронный «Виккерс» и турельный «Виккерс» либо «Льюис»). Боевая нагрузка — 1 торпеда или до 681 кг бомб. Экипаж — 3 чел. Самолет имел возможность эксплуатироваться как с колесного, так и с поплавкового шасси. Выстроено 992 самолета, в т.ч.

692 компанией «Фэйри» и 300 -«Блэкберн».

«Суордфиш» Mk.II — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с), на части автомобилей ранних серий — «Пегасус» IIIM3. Вероятна подвеска двух пороховых ускорителей RATOG для старта с маленьких палуб. Под крылом допускается подвеска 8 НАР, для чего нижняя поверхность нижнего крыла частично обшита металлом.

Произведено 1080 самолетов.

«Суордфиш» Mk.III — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с). В подфюзеляжном обтекателе установлена РЛС обнаружения надводных целей ASV Мк.Х. Выстроено 320 экземпляров.

«Суордфиш» Mk.IV — учебный вариант с закрытой кабиной для эксплуатации в Канаде. Самолеты в 1943-1944 гг. переоборудовались из Mk.II (не меньше 15 экземпляров).

Летно-технические характеристики самолетов «Суордфиш» Mk.I на колесном шасси

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» IIIM3
  • мощность, л.с.: 690
  • Размах крыла (в сложенном состоянии), м.: 13,87 (5,25)
  • Протяженность самолета, м.: 10,87
  • Высота самолета, м.: 3,92
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,39
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 1905
  • взлетная: 3410
  • Большая скорость, км/ч: 245
  • Практический потолок, м.: 5200
  • Дальность полета, км:
  • Обычная: 880
  • Большая: 1700

Боевое применение бипланов Фэйри «Свордфиш» во Второй мировой

В течение 1936-1938 гг. «Суордфиши» всецело заменили устаревшие торпедоносцы в палубной авиации Королевского флота. До поступления в 1940 г. первых «Альбакоров» они оставались единственными самолетами этого класса. К началу Второй мировой на «Суордфишах» летали 13 эскадрилий.

12 из них базировались на авианосцах, поплавковые самолеты ещё одной были приписаны к линейного корабля и крейсерам. На протяжении «необычной войны» экипажи привлекались к противолодочному патрулированию.

В Норвежской кампании отличился экипаж «Суордфиша» с линейного корабля «Уорспайт» — 13 апреля 1940 г. у Нарвика он потопил подводную лодку U-64 — первую субмарину, стёртую с лица земли флотской авиацией. Самолеты 816, 818, 823 и 825-й АЭ с авианосцев «Глориес» и «Фюриес» в той кампании наносили бомбовые удары по береговым целям, пара раз пробовали нападать и суда соперника. Действуя в северных широтах, «Суордфиши» подтвердили собственную репутацию самолетов, талантливых функционировать в самых жёстких погодных условиях.

С июня 1940 г. на Мальте базировалась 830-я АЭ. Её «Суордфиши» бомбили объекты на Сицилии, привлекались к сопровождению конвоев. По окончании капитуляции Франции «Суордфиши» с «Арк Ройяла» 4 июля 1940 г. бомбили Мерс-эль-Кебир, причинив тяжелые повреждения линейному кораблю «Дюнкерк», а с «Гермеса» — 7 июля повредили линейный корабль «Ришелье» в Дакаре.

Самой громкой операцией, осуществленной «Суордфишами», стал налет на итальянскую военно-морскую базу Таранто в ночь на 12 ноября 1940 г. Самолеты 813-й, 815-й, 819-й и 824-й АЭ с палубы «Илластриеса» атаковали корабли в базе, причинив тяжелые повреждения линкорам «Литторио», «Дуилио», «Кавур», тяжелым крейсерам «Тренто» и «Больцано», и двум эсминцам. Личные утраты составили два торпедоносца. А 26 мая 1941 г. попадания торпед, скинутых лучшими бипланами-торпедоносцами «Суордфишами», базирующимися на «Арк Ройяле», лишили управляемости линейный корабль «Бисмарк», сделав его легкой мишенью для английских судов.

Со второй половины 1941 г. основной задачей для «Суордфишей» стали противолодочные операции с палуб эскортных авианосцев и приспособленных торговых судов (т.н. MAC-ships). На них базировались самолеты модификаций Mk.II и Mk.III, причем боевые вылеты они довольно часто совершали парами: «двойка» несла оружие, а «тройка» с радаром наводила её на цель.

Сопровождая конвои в Атлантике, «Суордфиши» добились заметных удач: к примеру, 4-6 марта 1944 г. самолеты с эскортного авианосца «Чейзер» потопили 2 субмарины и повредили третью; 1 -2 мая «Суордфиши» с «Фенсера» потопили 3 подводные лодки. Эскортную работу «Суордфиши» несли фактически до последних дней войны — последний контакт с вражеской подводной лодкой был зафиксирован самолетами с «Эмпайр Макэндрю» 20 апреля 1945 г. Кроме английских эскадрилий, с эскортных авианосцев действовала вооруженная «Суордфишами» голландская 860-я АЭ. Пара эскадрилий Берегового руководства Королевских ВВС (в частности, 119-я и 202-я) кроме этого были вооружены «Суордфишами».

С оружия авиации Королевского флота «Суордфиши» были официально сняты 21 мая 1945 г., но эксплуатация их длилась ещё некое время. В частности, такие самолеты были в составе авиагруппы эскортного авианосца «Уорриор», переданного в ноябре 1945 г. Канаде.

Созданный задолго до войны и, как казалось, успевший устареть Фэйри «Суордфиш» был на удивление нужным самолетом — достаточно заявить, что производился он продолжительнее, чем предназначенный для его замены «Альбакор». В 1940-1941 гг. экипажи этих торпедоносцев добились нескольких громких удач при ударах по надводным судам, а потом несли тяжелую работу на палубах бессчётных эскортных авианосцев.

Paul Oakenfold ‎– Swordfish (The Album Full)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Супермарин seagull/walrus (чайка/морж)

    Фото летающей лодки Супермарин Сигал с бипланной коробкой крыльев Подобно некоторым вторым гидросамолетам, участвовавшим во Второй мировой, эта машина…

  • Фэйри «фулмар»

    Двухместный палубный истребитель Фейри Фулмар История создания этого самолета может служить примером того, как не нужно проектировать истребители:…

  • Глава 3. «хиномару» над океаном. (часть i)

    Увлекательный цикл статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. Перед тем как перейти к фактически сражениям, стoит поближе познакомиться…

  • Фэйри «сифокс» («морской лис»)

    Корабельный поплавковый разведчик-биплан Фэйри Сифокс Корабельный катапультный разведчик Фэйри «Сифокс» («Морской лис») был создан под управлением…

  • Как перевозить рыбу в самолете: показания, сопомобы перевозки, фото

    Перевоз продуктов питания – спорный вопрос в правилах авиакомпаний. Каждый год к для того чтобы рода транспортировкам выдвигаются новые требования, и их…

  • Short s.25 sunderland

    Фото летающей лодки Второй мировой Short Sunderland 23 ноября 1933 г. Министерство авиации Англии утвердило тактико-техническое задание R.2/33 к…