Супермарин «sea otter» («морская выдра»)

      Комментарии к записи Супермарин «sea otter» («морская выдра») отключены

Супермарин «sea otter» («морская выдра»)

Фото летающей лодки Supermarine Sea Otter

Одномоторная амфибия-биплан Supermarine «Sea Otter» (фирменное обозначение — «тип 309», в переводе «Си Оттер» свидетельствует «Морская выдра») разрабатывалась с 1936 г. под управлением авиаконструктора Р. Митчелла для замены «Уолрэса». Летно-технические требования к машине определялись спецификацией S.5/36 и её уточненным вариантом S.7/38. Главные отличия от «Уолрэса» пребывали в переходе к цельнометаллической конструкции планера и применении более замечательного двигателя.

В случае если на «Уолресе» двигатель с толкающим винтом установили между крыльями (ближе к верхнему крылу), то на новой машине мотор находились на передней кромке верхнего крыла, а винт стал тянущим.

Сначала работы по созданию Супермарин «Си Оттера» шли высоким темпом — первый прототип с двигателем «Бристоль» «Пегасус» XI в первый раз поднялся в воздух 23 сентября 1938 г., а с февраля 1939 г. проходил войсковые опробования. Если сравнивать с «Уолрэсом» самолет продемонстрировал значительный прирост скорости. Существенно увеличилась дальность (особенно с учетом возможности установки дополнительных топливных баков), лучшей стала управляемость.

Но к тому времени уже было ясно, что в скором будущем внедрить «Си Оттер» в серию не удастся — промышленность была загружена заказами на более бомбардировщики и приоритетные истребители, а текущие потребности в амфибиях всецело удовлетворялись производством Supermarine «Walrus». Обстановку усугубило уничтожение второго прототипа на заводе 26 сентября 1940 г. на протяжении германского воздушной бомбандировки. Только в январе 1942 г. Министерство авиации выдало заказ на производство 592 серийных «Sea Otter».

Поставки серийных автомобилей начались в январе 1943 г. Объем серийного выпуска, осуществлявшегося фирмами компании «Capo» в Ист-Коувсе и Уэбридже и завершившегося в мае 1945 г. (по другим сведеньям — в июле 1946 г.), составил 290 единиц.

Главные модификации гидросамолета

  • «Си Оттер» ABR Mk.I — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Бристоль» «Меркюри» XXX (965 л.с). Стрелковое оружие — 3 7,7-мм пулемета «Виккерс» К 91 на носовой турели и 2 на верхней). Под крылом вероятна подвеска до 454 кг бомб. Экипаж — 3—4 человек. Произведено 250 самолетов.
  • «Си Оттер» ASR Mk.II — невооруженный спасательный вариант. Усилен комплект лодки. Силовая установка — как на Mk.I. Экипаж — 3 человек. Выпущено 40 единиц.

Летно-технические характеристики Супермарин Sea Otter ABR Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Меркюри» XXX
  • мощность, л.с.: 965
  • Размах крыла, м.: 14,02
  • Протяженность самолета, м.: 12,16
  • Высота самолета: 4,61
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,7
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 3093
  • взлетная: 4545
  • Скорость, км/ч:
  • Большая: 262
  • Крейсерская: 216
  • Скороподъемность, м/с: 4,4
  • Потолок, м.: 5180
  • Дальность полета (с ДТБ), км.: 1110 (1480)

Боевое применение Supermarine Sea Otter во время второй мировой

Амфибия Supermarine Sea Otter на берегу

Поставки «Си Оттеров» в части Королевских ВВС Англии начались в осеннюю пору 1943 г. Они поставлялись в те же спасательные эскадрильи, что и «Уолрэсы», и как правило эти два типа эксплуатировались совместно. Первой их взяла 277-я эскадрилья, а до конца Второй мировой «Си Оттерами» удалось укомплектовать девять частей — 277, 278, 279, 281, 282, 292-ю эскадрильи, и 1350, 1351 и 1352-е отдельные звенья. Кроме метрополии, они действовали в Индии, Бирме и на Цейлоне.

В ноябре 1944 г. «Си Оттеры» ASR Mk.II взяла трудившаяся в этом регионе 292-я эскадрилья. Одно звено из состава 279-й эскадрильи дислоцировалось в Исландии — тут первые «Си Оттеры» показались в июле 1945 г. Эксплуатация в столь разных по природно-климатическим условиям регионах подтвердила неприхотливость «Си Оттера», его хорошие мореходные и пилотажные качества.

При проведении спасопераций амфибии, в большинстве случаев, трудились «в связке» с двухмоторными самолетами берегового базирования «Виккерс» «Уорвик». Последние, владевшие большей длительностью полета, вели поиск пострадавших, сбрасывая им спасательные шлюпки и наводя «Си Оттеры». Такая схема, превосходно трудившаяся в метрополии, была негодной для Индии: «Уорвики» не могли действенно эксплуатироваться в влажном климате и жарком — в отличие от «Си Оттеров».

В авиации Королевского флота первый «Си Оттер» показался в августе 1943 г., но до Января этого года она взяла только четыре автомобили. В 1944-1945 гг. морская авиация взяла ещё 90 таких амфибий. В составе авиации Королевского флота «Си Оттеры» использовались во запасных эскадрильях берегового базирования, занимавшихся патрулированием прибережных вод, поисково-подготовкой экипажей и спасательными операциями.

Кроме метрополии они базировались и на Цейлоне.

С 1944 г. «Си Оттеры» включают в состав авиагрупп эскортных авианосцев, участвовавших в проводке арктических конвоев — по 1—2 автомобили для поисково-спасательного обеспечения. В качестве спасательных самолетов авианосцев «Си Оттеры» прослужили до 1949 г., а как вспомогательные автомобили в береговых частях эксплуатировались до 1952 г.

В послевоенные годы восемь «Си Оттеров» взяли Нидерланды (в 1949 г.) и три — Австралия. В этих государствах амфибии использовались так же, как в Королевском флоте, — в качестве спасательных автомобилей на авианосцах («Карел Доорман» и «Сидней», соответственно). Восемь «Си Оттеров» взяла в 1946 г. Дания — они эксплуатировались как береговые поисково-спасательные и патрульные.

Наконец, шесть таких самолетов с 1947 по 1952 гг. помогали во французской морской авиации в Индокитае.

Супермарин «Си Оттер» стал последним бипланом, принятым на вооружение Королевских ВВС Англии. Не обращая внимания на собственный архаичный внешний вид, он в полной мере соответствовал возлагаемым на него функциям, приоритетной среди которых было обеспечение спасопераций.

Схемы и чертежи летающей лодки Supermarine Sea Otter

Морская выдра барабанщик, Sea otter drummer

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Супермарин seagull/walrus (чайка/морж)

    Фото летающей лодки Супермарин Сигал с бипланной коробкой крыльев Подобно некоторым вторым гидросамолетам, участвовавшим во Второй мировой, эта машина…

  • Супермарин «stranraer»

    Завершающим звеном в долгой линейке громадных летающих лодок-бипланов компании «Супермарин» стал гидроплан «Stranraer». Самолет проектировался под…

  • Авиационное вооружение русской морской авиации в первую мировую войну

    Пушка, установленная на носу летающей лодки К началу Первой Мировой в отечественной морской авиации отсутствовали самолеты, а также гидросамолеты, на…

  • Кертис sc «seahawk» («морской ястреб»)

    Катапультный корабельный гидросамолет Кертис SC Seahawk С началом военных действий на Тихом океане для чинов американского флота стало очевидным, что…

  • Джозеф джейкоб фосс. ас из морской пехоты

    В годы войны из авиации американской пехоты вышло большое количество хороших пилотов, но самым известным асом, без всяких сомнений, стал «Джо» Фосс. Он…

  • Фэйри «сифокс» («морской лис»)

    Корабельный поплавковый разведчик-биплан Фэйри Сифокс Корабельный катапультный разведчик Фэйри «Сифокс» («Морской лис») был создан под управлением…