Фэйри «фулмар»

      Комментарии к записи Фэйри «фулмар» отключены

Фэйри «фулмар»

Двухместный палубный истребитель Фейри Фулмар

История создания этого самолета может служить примером того, как не нужно проектировать истребители: создаваемый в спешном порядке, на базе проекта бомбардировщика, он не отличался ни высокой скоростью, ни скороподъемностью — качествами, очень нужными для самолета завоевания превосходства в воздухе. От исходного проекта он унаследовал большие размеры, чрезмерные для истребителя, и экипаж из двух человек — причем второй член экипажа в сражении был несложным балластом, поскольку оборонительная стрелковая установка не была предусмотрена.

Толчком к созданию «Фулмара» стали наметившиеся трудности в создании первых английских палубных монопланов — самолетов «Скьюа» и «Рок». В январе 1938 г. компании «Фэйри» для подстраховки заказали двухместный истребитель-моноплан по спецификации 0.3/38. Наличие на борту отдельного навигатора-радиста было признано очень нужным для автомобили, призванной функционировать над морем.

В качестве силовой установки выбрали 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Мерлин» Н. Оружие должно было складываться из восьми 7,7-мм крыльевых пулеметов «Браунинг». Базой для разработки стал так и не попавший в серию легкий бомбардировщик, созданный по спецификации Р.4/34. Два прототипа «Фулмара» были переделаны из прототипов, выстроенных в соответствии с Р.4/34.

Первый предсерийный «Фулмар» вышел на опробования в январе 1940 г. Объем серийного производства составил 600 единиц.

Главные модификации Fairey Fulmar

«Фулмар» Mk.I — двигатель «Мерлин» VII (1080 л.с). Полномасштабное серийное производство началось в мае 1940 г. Заказано 250 самолетов. Поставки закончены в сентябре 1941 г., но из них не меньше 80 реально поставили уже в варианте «Фулмар» Mk.II.

«Фулмар» Mk.II — двигатель «Мерлин» XXX (1300 л.с). На протяжении серийного производства боекомплект пулеметов увеличен с 750 до 1000 патронов на ствол, а на последних сериях установлено 4 12,7-мм пулемета (370 патронов на ствол). С конца 1941 г. устанавливался подфюзеляжный узел для 270-л ПТБ.

До февраля 1943 г. выстроено 350 автомобилей (и не меньше 80 указанных выше самолетов из заказа на «Фулмар» Mk.I).

«Фулмар» NF Mk.II — ночной истребитель, оборудованный РЛС AI Mk.IV. В таком варианте выполнили часть самолетов «Фулмар» Mk.II.

Характеристики самолета Фейри «Фулмар» Mk.I

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» VII
  • мощность, л.с.: 1080
  • Размах крыла (со сложенными консолями), м.: 14,14
  • Протяженность самолета, м.: 2,27
  • Высота самолета, м.: 3,25
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,77
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 3137
  • обычная взлетная: 4387
  • большая взлетная: 4445
  • Большая скорость, км/ч:
  • на уровне моря: 396
  • на высоте 2475 м.: 412
  • Скороподъемность у почвы, м/с: 5,61
  • Практический потолок, м.: 6827
  • Длительность полета, ч.: 4

боевое применение и Служба Fairey Fulmar во Второй мировой

В строевых частях авиации Королевского флота «Фулмар» показался в июне 1940 г. Первой этими самолетами вооружили 806-ю АЭ, скоро за ней последовали 808-я и 807-я эскадрильи, а после этого и другие части. В общем итоге эскадрильи, вооруженные «Фулмарами», входили в состав авиагрупп восьми тяжелых и пяти эскортных авианосцев. Главным театром боевого применения для самолетов этого типа в 1940-1943 гг.

Второй мировой стало Средиземное море, где они деятельно принимали участие в обеспечении проводки мальтийских конвоев и других операциях. Ввиду смерти либо повреждения некоторых авианосцев часть эскадрилий достаточно долгое время базировались на суше, участвуя в обороне Мальты, битвах в Сирии и Северной Африке, снабжали ПВО Суэцкого канала. В ноябре 1942 г. 809-я АЭ использовала «Фулмары» в качестве разведчиков на протяжении операции «Торч» (высадке союзников в Северной Африке)

Истребитель Fairey Fulmar на борту авианосца

В 1941 г. «Фулмары» принимали участие в проводке северных конвоев (в том числе и в качестве катапультных истребителей с соответствующим образом оборудованных запасных судов) и охоте за германскими рейдерами в Атлантике.

В Индийском океане «Фулмары» снабжали оборону Цейлона от японцев, причем действовали они не только в составе флотских эскадрилий, но и в составе 273-й АЭ Королевских ВВС, летавшей на таких самолетах в марте-августе 1942 г. Кроме этого «Фулмары» принимали участие в установлении контроля над Мадагаскаром.

Последние боевые вылеты «Фулмаров» NF Mk.II были выполнены в феврале 1945 г. (813-я АЭ, эскортный авианосец «Кампания»).

Один «Фулмар», совершивший вынужденную посадку в Дакаре, некое время эксплуатировался ВВС Виши.

Как морской истребитель Второй мировой, «Фулмар» владел довольно низкими скоростными данными и был скоро вытеснен с палуб авианосцев одноместными истребителями американского и английского производства. Кроме того далеко не лучшему из них — «Си Харрикейну» — «Фулмар» значительно проигрывал, потому, что при однообразном двигателе он имел намного большие массо-габаритные характеристики (действительно, цельнометаллическая конструкция «Фулмара» отличалась большей устойчивостью и прочностью к боевым повреждениям если сравнивать с древесным «Харрикейном»).

Но наряду с этим с сентября 1940 г. по сентябрь 1942 г. пилоты «Фулмаров» ценой утраты 40 собственных самолетов сбили 112 и повредили 66 вражеских (в общем итоге истребители авиации Королевского флота за годы Второй мировой записали на собственный счет порядка 400 сбитых и около 130 поврежденных самолетов). Другими словами, на долю далеко не самого успешного и, практически, устаревшего уже к моменту принятия на вооружение истребителя приходится боле четверти сбитых и добрая половина поврежденных самолетов соперника.

Схемы и чертежи Fairey Fulmar

WW2 RAF Fairey Albacore Image HD — WW2 RAF Fairey Albacore Imagen HD

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: