Еще о послевоенной 10-летней кораблестроительной программе

      Комментарии к записи Еще о послевоенной 10-летней кораблестроительной программе отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, предлагаю вашему вниманию статью, продолжающую тему сравнительно не так давно затронутой сотрудником byakin первой послевоенной кораблестроительной программы. Автором статьи есть к.и.направляться. Дмитрий Литвиненко, а сама статья была опубликована к 300-летнему юбилею отечественного флота в издании «Отчизна» (№7-8, 1996 г.) называющиеся «Замыслы вождя. Первая послевоенная программа строительства флота».

Не разделяя оценок автора о негативном и волюнтаристском характере влияния Сталина на предложенную представителями ВМФ программу якобы «сбалансированного» флота, однако считаю очень полезным приведенный в статье фактический материал о моряках, судостроении и кораблях СССР в послевоенный период.

Еще о послевоенной 10-летней кораблестроительной программе

Классический взор на СССР как «осажденную крепость» во враждебном капиталистическом окружении еще во время второй мировой выяснил недоверчивое отношение Сталина к союзникам по оружию и его рвение «прорвать кольцо этого окружения».

Что имел возможность противопоставить СССР к концу второй мировой своим главным соперникам в борьбе за мировое влияние? США и Англия, изолированные от СССР водными пространствами, имели замечательные военно-морские флоты и замечательную дальнюю авиацию. Помимо этого, США с 1945 по 1949 год владели монополией на ядерную бомбу.

Именно на этих трех направлениях сконцентрировались главные упрочнения военной индустрии СССР.

Эта ноша легла на экономику нелегким бременем. Производственную и научно-техническую базу для ядерного оружия было нужно создавать фактически с нуля, а судостроение – поднимать из очень уничтоженного состояния.

Неспециализированные утраты судостроительной отрасли за годы армейского лихолетья составили до 33% производственных мощностей. В большинстве собственном они затронули большое морское судостроение Николаева и Ленинграда. Неспециализированный ущерб составил 2,2 миллиарда рублей.

Исходя из этого и сам флот, и его оружие очень сильно отставали от аналогов, создаваемых не только в Соединенных Штатах и Англии, но и в поверженных японии и Германии.

Перед войной суда строились сходу сериями, без достаточной практической проверки проектов, что сказывалось на их чертях. Уровень развития ПВО судов не разрешал отражать неожиданные удары соперника с воздуха. Из-за несовершенства гидроакустических средств наблюдения за подводными лодками без шуток отставала противолодочная защита. Совсем отсутствовали в составе флота специальные десантные суда

Да и численно отечественный флот существенно уступал флотам ведущих морских держав, в особенности США.

В случае если в первой половине 40-ых годов двадцатого века ВМС США насчитывали 7 авианосцев, 16 линкоров, 36 крейсеров, 180 эскортных кораблей и эсминцев, 112 подводных лодок, то в начале 1945 года – уже 125 авианосцев, 23 линейных корабля, 67 крейсеров, 879 эскортных кораблей и эсминцев, 351 подлодку, до 900 охотников за подводными лодками и множество десантных судов.

К тому же за войну флот США как следует изменился, превратившись в авианосно-подводный, самый современный по тем временам.

А ВМФ СССР в начале 1945 года имел 3 устаревших линейного корабля, 8 легких крейсеров, 47 эсминцев, 23 сторожевых корабля, 128 торпедных катеров дальнего и 238 – ближнего действия, 32 громадных, 63 малых и 66 средних подводных лодок, 46 громадных и 219 малых охотников за подводными лодками, пара десантных судов.

За годы второй мировой США существенно увеличили собственные ВМС за счет развития собственной судостроительной индустрии. Сейчас в Соединенных Штатах было выстроено 99 новых громадных судостроительных фабрик; число стапельных мест длиной более 300 футов увеличилось со 113 до 520.

А на судостроительных фабриках СССР в 1945 году имелось всего 45 стапельных мест длиной более 100 метров, каковые не нуждались в ремонте и восстановлении.

Так что перед тем как думать о военных судах, необходимо было создать замечательную судостроительную индустрию.

Еще в сентябре 1944 года Своевременное управление Главного морского штаба (ГМШ) ВМФ СССР создало документ, названный «Предложения по перспективному формированию ВМФ в послевоенный период». В бумаге, подписанной главой Своевременного управления ГМШ адмиралом Кучеровым, отмечалось, что СССР в будущем нужно принимать во внимание с возможностью совместного выступления британского и американского флотов на обоих океанских театрах, не упуская из виду существования на Балтике шведского флота, а на Черном море – турецкого.

Определяя количественный состав флотов, авторы документа исходили из нескольких принципиальных мыслей. Во-первых, они полагали, что большой состав сил, которым может располагать соперник, – два наибольших флота (США и Англии). Во-вторых, разобщенность отечественных морских театров разрешит сопернику сконцентрировать все собственные силы на том направлении, которое он сочтет главным.

В-третьих, считалось, что в случае если на Дальнем Востоке отечественные эскадры составят по собственной силе 1/3 американского флота, то угроза коммуникациям последнего будет так громадна, что он окажется всецело прикованным к Тихому океану.

То же относилось и к Северному флоту. Стратеги из Главного морского штаба сочли, что если он будет располагать эскадренными силами, равными 1/3 британского флота, то Англия не сможет выделить больших сил для помощи действий американцев.

Авторы документа полагали, что Балтийский и Черноморский флоты, какой бы состав они не имели, не могут по чисто географическим обстоятельствам создать угрозу чьим бы то ни было океанским коммуникациям. Исходя из этого состав этих флотов определялся в 2–3 линейного корабля, 10–15 крейсеров, 40–50 эсминцев, 30–40 подводных лодок, другими словами приблизительно 1/6 британского либо американского флота.

Пять военных лет продвинули существенно вперед практику и теорию борьбы на море. Прошлые представления о предопределении тех либо иных классов судов уже не соответствовали действительности. Исходя из этого уже в январе 1945 года по приказу наркома ВМФ Н.Г.

Кузнецова были созданы комиссии, призванные подготовить предложения для выбора нужных флоту в будущем типов судов.

Опыт войны продемонстрировал, что роль линкоров существенно снизилась и возросла роль авианосцев. Исходя из этого и заключение Рабочей группы по авианосцам было однозначным: они нужны.

Эскадренный авианосец предлагалось строить водоизмещением 30 млн кг с возможностью размещения на нем 30 многоцелевых самолётов 30 и истребителей, а небольшой – водоизмещением 15 млн кг с авиагруппой из 25 истребителей. Скорость обоих судов должна была составлять 32 узла, дальность плавания соответственно – 8 тысяч и 5 тысяч миль.

Чтобы сделать отечественные суда более сильными, фундаментальным принципом, закладывавшимся в предлагаемые к проектированию суда, стала задача превзойти подобные суда зарубежных флотов в артиллерии главного калибра, не уступая им в скорости, зенитном вооружении и бронировании.

Рабочая группа по крейсерам, к примеру, трудившаяся под руководством адмирала Владимирского, внесла предложение строить для ВМФ СССР три типа крейсеров: тяжелые с главным калибром из девяти 220-мм пушек, каковые были бы сильней крейсеров «вашингтонского» типа, крейсера с девятью 180-мм пушками главного калибра, превосходящие потенциального соперника со 152-мм артиллерией, легкие крейсера с шестью – девятью 152-мм пушками, более замечательные, чем американские крейсера ПВО со 127-мм и британские с 132-мм артиллерией.

В общем, члены рабочих групп предлагали строить для отечественного флота фактически все подклассы кораблей и те классы, каковые существовали в наибольших зарубежных флотах.

На первых порах промышленность, уничтоженная войной, имела возможность более либо менее полно удовлетворять потребности флота лишь в катерах и мелких кораблях. Исходя из этого появилась необходимость в разработке комплексной программы армейского кораблестроения. Программа по указанию Сталина составлялась на срок 10 лет.

Заявку на постройку судов готовил ГМШ.

В августе 1945 года глава Своевременного бюро при СНК СССР Л.П. Берия пара сократил заявку – согласно его точке зрения, она была выше возможностей судостроительных фабрик (см. таблицу).

Классы судов

Начальная заявка ВМФ

Сокращенная заявка ВМФ

10-летняя программа

Практически сделано

Линейные корабли

9

4

Тяжелые крейсера

12

10

4

Крейсера

30

30

Легкие крейсера

60

54

30

19

Громадные авианосцы

9

6

Малые авианосцы

6

6

Морские мониторы

18

12

18

Громадные эсминцы

144

132

Эсминцы

222

226

188

85

Морские канлодки

42

38

36

Сторожевые суда

546

558

177

48

Громадные охотники

327

345

345

157

Громадные ПЛ

168

168

40

6

Средние ПЛ

204

204

204

157

Малые ПЛ

117

123

123

66

Эскадренные тральщики

110

110

30

Базисные тральщики

237

237

400

около 150

Рейдовые тральщики

297

330

306

более 100

Малые охотники

564

600

600

86

Торпедные катера

738

828

828

около 730

Десантные суда

476

135

195

1

И уже после этого межведомственная рабочая группа выяснила три варианта реализации данной программы.

В соответствии с первому, что опирался на уже существующие мощности судостроительных фабрик (при минимуме капиталовложений на их восстановление в размере 730 миллионов рублей), предлагалось разместить лишь малую часть заявки Народного комиссариата ВМФ. Из больших и средних судов возможно было бы спустить на воду лишь 15 легких крейсеров, 48 эсминцев, 17 подводных лодок и 35 сторожевых кораблей. По этому варианту не могли строиться линейные корабли, тяжелые крейсера, крейсера, авианосцы, морские мониторы, громадные эсминцы.

Второй вариант предусматривал полное восстановление уничтоженных, и расширение и достройку действующих фабрик при количестве капиталовложений в размере 3530 миллионов рублей. Данный вариант допускал строительство 2 линейных кораблей, 4 тяжелых крейсеров, 31 легкого крейсера, 125 эсминцев, 77 подводных лодок. Укомплектование флотов всеми нужными типами судов наряду с этим опять-таки не достигалось.

Третий вариант предполагал такое развитие судостроительной индустрии СССР, которое имело возможность бы всецело удовлетворить сокращенную заявку Народного комиссариата ВМФ. Не считая восстановления уничтоженных и расширения существующих предполагалось строительство 22 новых фабрик для постройки новых заводов и 20 боевого флота для постройки запасного флота. Неспециализированные затраты, с расширением действующих фабрик, приближались к 16 100 млн. рублей.

А валовой выпуск всех судостроительных фабрик в 1955 году имел возможность бы в 33 раза превышать показатели 1945 года.

На этом примере видно, как мелки были в 1945 году возможности отечественного судостроения, для которого требовалось поднять количества производства в пара десятков раз, дабы выполнить сокращенную заявку флота на суда.

27 сентября 1945 года у Сталина произошло заседание, на котором обсуждался окончательный вариант будущей программы армейского судостроения.

Ни опыт пережитой войны, ни новая военная обстановка, сложившаяся по окончании нее, не могли оказать влияние на замыслы вождя.

В конце 30-х годов Сталин в практике военно-морского строительства ориентировался по большей части на опыт развитых государств Запада, вынудив страну принять активное участие в развернувшейся гонке морских оружий. Наряду с этим дело решали не логика и факты, а личное вывод генсека.

На упомянутом же заседании Сталину особенно не пришлось по нраву то, что нарком ВМФ Н.Г. другие представители и Кузнецов флота предлагали, исходя из опыта США, Великобритании и японии, начать строительство сбалансированного флота. Нарком ВМФ готов был сократить число строившихся тяжелых крейсеров, чтобы оно соответствовало числу других кораблей и линкоров.

Сталин же полагал, что моряки «обезьянничают»:

«У британцев, у которых сырьевые базы за океаном и для которых утрата этих баз равносильна смерти, какое-то соотношение должно быть и необходимо иметь в нужном количестве линейные корабли. У нас же напротив – все сырьевые базы находятся в стране. Ни у кого для того чтобы положения, как у нас, нет.

В этом отечественное громадное преимущество. Исходя из этого копировать Англию нам незачем. В течение ближайших 10 – 15 лет отечественные эскадры будут защищаться.

Второе нужно иметь это соотношение. Так как нам этого не нужно, то мы не обязаны перенапрягать отечественную промышленность».

Требование моряков о постройке линейных кораблей по новому проекту не позвало у Сталина энтузиазма. В качестве альтернативы он предлагал достроить один корабль типа «СССР», заложенный до войны, сэкономив время и предоставит шанс индустрии купить соответствующий опыт. В конечном итоге строительство этих судов было отложено на более поздний период.

Тяжелый крейсер с 220-мм артиллерией главного калибра также не устраивал Сталина:

«не появляться бы нам сзади. До тех пор пока мы будем строить эти крейсера, зарубежные державы смогут выстроить крейсера еще более замечательные».

По окончании чего он еще долго расспрашивал присутствующих о вероятных чертях крейсеров с разным размещением 305-мм артиллерии главного калибра.

Говоря об этих судах, Сталин обижался на то, что по созданному замыслу они должны были вступать в строй в конце десятилетки, и сказал, что их мало. Но по окончании выступлений представителей судостроительной индустрии, в частности наркома И.И. Носенко, согласился с тем, что нужно иметь к концу десятилетки 4 тяжелых крейсера в строю и 3 в постройке.

И не смотря на то, что Сталин на этом заседании одобрил предложенный управлением флота тип тяжелого крейсера, в будущем все же по его инициативе началось проектирование крейсера с 305-мм артиллерией.

Кстати, сам Сталин назвал тяжелый крейсер проекта 82 «крейсером-пиратом», «крейсером-преступником», что сам выбирает маневрирования и условия боя благодаря надежной броне и невиданной для собственного класса скорости хода в 35 узлов.

Сталин настаивал на упрочнении флота прежде всего и в максимально маленькие сроки замечательными судами, владевшими свойством решать боевые задачи не только в составе эскадр, но и самостоятельно. Наряду с этим он очевидно недооценивал возможности подводных лодок, сократив в программе число громадных подводных лодок со 168 до 40.

Поэтому его мнения, по-видимому, из программы были исключены авианосцы, как суда, не имеющие независимого боевого значения и нуждающиеся в постоянной помощи разнородными силами флота. На слова же наркома Кузнецова, что у нас с авианосцами самый отсталый участок, Сталин сообщил:

«Я знаю. На этом этапе мы можем обойтись без них, поскольку на Тёмном и Балтийском морях они не необходимы по большому счету, а на Дальнем Востоке мы сейчас имеем Сахалин и Курильские острова».

И не смотря на то, что в будущем вождь выразил желание выстроить 2 малых авианосца для Северного морского театра, в окончательный вариант программы они не попали из-за протестов судостроителей.

Существенно было сокращено кроме этого число эскадренных тральщиков (со 110 до 30) и сторожевых судов (с 558 до 177). Количество же небольших катеров и боевых кораблей особенных возражений у Сталина не позвало.

В окончательном варианте 10-летняя программа армейского судостроения была утверждена распоряжением СНК СССР от 27 ноября 1945 года.

С целью развития индустрии 10-летняя программа предусматривала большие капиталовложения в судостроительную отрасль: 10 190 миллионов рублей за две пятилетки. На эти средства предполагалось всецело вернуть и увеличить все действующие фабрики и выстроить 22 новых, из которых 8 были бы судостроительного профиля, 4 – судоремонтными, 4 – механическими, 6 – радиолокационными и приборными.

Валовой выпуск продукции в целом по Народному комиссариату судостроительной индустрии должен был увеличиться за 10 лет в 7,5 раза. Но мощности судостроительной индустрии по окончании войны соответствовали уровню 1938 года, а опыт постройки многих типов судов был у нее мал.

Исходя из этого согласно решению правительства СССР практически для всех классов судов начали разрабатываться как минимум два проекта. Один – откорректированный и модернизированный ветхий, в который сознательно не внедрялись многие технические новшества, чтобы ускорить сдачи и процесс строительства флоту этих судов.

Для крейсеров таким проектом являлся проект 68 («Чапаев»), строительство нескольких судов по которому началось еще до войны, а для эсминцев – проект 30 («Огневой»), откорректированный с учетом опыта войны.

Второй проект – перспективный (через 4–5 лет по окончании войны), всецело базирующийся на последних достижениях науки и техники.

Но потребность в некоторых классах судов, в частности в эсминцах и крейсерах, была так громадна, что согласно решению лично Сталина по окончании разработки откорректированных проектов 30К и 68К, по которым достроили недостроенные из-за войны суда, все силы конструкторских бюро были брошены на создание еще и проектов 30-бис («Храбрый») и 68-бис («Свердлов»), более идеальных, но базировавшихся кроме этого на освоенной индустрией технике, причем кроме того в ущерб проектированию перспективных судов этих эсминца: крейсера проекта 65 и типов проекта 41.

Сначала исполнения программы столкнулись с громадными трудностями: хронически не хватало материалов, строительного оборудования, кадров. Сказались и позднейшие коррективы, каковые вносились в программу на всем протяжении десятилетнего периода. Связаны они были прежде всего с тем, что были в недостаточной степени учтены потребности народного хозяйства в судах гражданского назначения.

Исходя из этого уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века было нужно снять военную программу со многих фабрик небольшого судостроения.

В начале 50-х годов с целью развития торгового флота, уступавшего в первой половине 50-ых годов двадцатого века по тоннажу кроме того Дании, было нужно перевести на часть и гражданское судостроение самых больших фабрик.

В условиях «хрущевской военной реформы» на программе строительства армейского флота совсем поставили жирный крест.

Сейчас показался соблазн создать замечательный армейский флот без больших денежных затрат. атомное оружие было дешевле при развёртывании и производстве, чем каждые другие системы морских оружий.

По распоряжениям Совета Министров СССР от 19 апреля и 18 февраля 1953 года фабрики должны были остановить все работы по судам проекта 82 («Сталинград»), не смотря на то, что на их сооружение уже было затрачено более чем 542 миллионов рублей.

После этого очередь дошла и до крейсеров проекта 68-бис. До конца 1955 года успели заложить 21 крейсер. Сдано было флоту в течение 1952–1955 годов 14 крейсеров, ставших базой надводных сил всех четырех флотов СССР.

Строительство же последних семи судов было приостановлено, и их разобрали на металлолом.

Распоряжение Совета Министров СССР от 28 июля 1953 года положило начало работам по созданию советских ядерных подводных лодок. Уже в сентябре 1955 года состоялась закладка первого для того чтобы корабля. В этом же месяце на Северном флоте был произведен первый в истории пуск баллистической ракеты с подлодки. Летом 1955 года начато переоборудование эсминца «Бедовый» в ракетный корабль с первыми отечественными противокорабельными ракетами. В конструкторском бюро В.А.

Челомея создается крылатая ракета П-5 для стрельбы по берегу, которыми стали вооружать подводные лодки. В первой половине 50-ых годов XX века строится первый боевой катер на подводных крыльях. В данный же период начинаются исследовательские работы по применению титана в судостроении.

Подведем итоги. Предпринятые в первое послевоенное десятилетие упрочнения по формированию армейского судостроения в СССР не смотря на то, что и не достигли ожидаемых результатов, но не были напрасными. Как раз за эти годы была создана современная производственная база, освоены новые механизмы и судостроительные материалы, подготовлены юные кадры корабелов, создан большой научный задел фактически по всем направлениям развития военно-морской техники.

За 1946 – 1950 годы вместо 8 легких крейсеров, фигурировавших в 10-летней программе, вступило в строй лишь 5, вместо 46 эсминцев – 38, вместо 23 сторожевых судов – 2, из 60 базисных тральщиков выстроено было 35, из 17 громадных ПЛ – ни одной, из 82 рейдовых тральщиков – 65, из 23 средних ПЛ – 2, из 105 малых ПЛ – 33, из 418 торпедных катеров – 280.

За 1951 – 1955 годы ВМФ СССР смог взять 14 легких крейсеров вместо планировавшихся 22, 47 эсминцев вместо 142, 46 сторожевых судов вместо 154, 6 громадных ПЛ из 23, 149 средних ПЛ из 181, 33 малых ПЛ вместо планировавшихся 18.

К 1960 году ВМФ СССР должен был иметь в собственном составе 21 линейный корабль, 21 эскадренный авианосец, 34 эскортных авианосца, 42 крейсера, 87 легких крейсеров, 582 эсминца, 31 канлодку, 132 бронекатера, 811 сторожевых судов (СКР), 511 торпедных катеров (ТК) ближнего и дальнего 324 – действия, 356 громадных охотников за подводными лодками, 706 малых охотников, 256 эскадренных тральщиков, 660 базисных тральщиков, 1090 катерных тральщиков, 146 громадных, 236 малых и 112 средних подводных лодок, 995 десантных судов и др.

ИСТОЧНИК: Д. Литвиненко. Замыслы вождя. Первая послевоенная программа строительства флота // Отчизна, № 7–8, 1996 г.

Мотокросс для малых средних и больших!!!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: