«Дутые» победы противотанковых асов люфтваффе

      Комментарии к записи «Дутые» победы противотанковых асов люфтваффе отключены

Эта статья одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Виктора Бакурского есть собственного рода приложением к статье «Штурмовики люфтваффе. реальность и Мифы. Часть 1».

О германском летчике Гансе-Ульрихе Руделе, благодаря его мемуарам, переведенным на русский язык, знают возможно многие. Заявленное им немыслимое количество стёртых с лица земли целей (около двух тысяч единиц боевой техники, из которых до семисот – танки и САУ) и количество боевых вылетов (более чем 2500) поражает.

К противотанковым асам, летавшим на Ju 87G равно как и Рудель, причисляют лейтенантов Корола (99 танков) и Ёсвига (98), и обер-фельдфебеля Ерстера (78).

«Дутые» победы противотанковых асов люфтваффе

У нас, как мы знаем, также было много умелых летчиков-штурмовиков, многие из которых за собственные фронтовые подвиги взяли звание два раза Храбреца СССР. К примеру, вести войну всего лишь до августа 1943 г. Виктор Максимович Голубев совершил 257 боевых вылетов и стёр с лица земли 69 танков и 875 машин соперника. Второй два раза храбрец, Василий Иванович Андрианов, в 177 боевых вылетах сжег 50 танков и 200 машин.

Не отставали от них и многие другие отечественные летчики (перечень предоставлен О. Растрениным):

  • • А. Бондарь – 241 боевой вылет, 70 единиц военной техники;
  • • P. Хиталишвили – 106 вылетов, 69 единиц военной техники;
  • • А. Кадомцев – 280 вылетов, 60 единиц военной техники;
  • • М. Быков – 174 вылета, 52 единицы военной техники;
  • • Н. Носков – 185 вылетов, 47 единиц военной техники;
  • • Б. Окрестин – 381 вылет (еще летал на У-2), 40 единиц военной техники;
  • • Г. Викторов – 450 вылетов (еще летал на У-2), 40 единиц военной техники;
  • • И. Заварыкин – 104 вылета, 40 единиц военной техники;
  • • И. Ермаков – 120 вылетов, 39 единиц военной техники.

Так, боевые квитанции летчиков-штурмовиков ВВС Красной Армии в полной мере сравнимы с результатами боевой работы германских летчиков (не смотря на то, что поражение танкам наносилось, по большей части, бомбами).

Но как именно Ганс Рудель выбился из неспециализированного последовательности и добился столь высоких результатов? Так как чудес на свете не бывает. А уж в свете прошлой статьи его результаты выглядят легко ошеломляющими. Неужто это был вправду столь выдающийся летчик, что его возможно смело ставить в один последовательность с другими храбрецами фантастических фильмов?

Попытаемся с этим разобраться (в данной статье я не планирую что-либо утверждать, поделиться с читателями некоторыми мыслями на данный счет).

Мой папа, будучи армейским водителем, прошел всю войну от Сталинграда до Вены. И все эти долгие годы он совершил на фронте. По нему неоднократно вели пламя прямой наводкой самоходки и германские танки.

Но, по словам отца, основную опасность кроме того в конце войны все же воображали самолеты люфтваффе.

Как и любой несложный боец Красной Армии, папа не очень разбирался в бессчётных типах германских самолетов, зная лишь Мессершмитт 109, Фокке-Вульф 190 и несколько «юнкерсов» – 87-й и 88-й. Он утвержает, что в конце войны «восемьдесят восьмые» для отдельной автомобили не воображали особенной опасности, потому, что летали уже чуть ли не поодиночке и бросали бомбы с горизонтального полета с большой высоты. Основное, необходимо было своевременно подметить вражеский самолет.

Сброс бомб был прекрасно виден, траектория их падения была понятна, и умелый шофер в большинстве случаев успевал убраться из предполагаемой территории поражения. А вот «восемьдесят седьмые» были ужаснее: они нежданно выскакивали из-за деревьев, как «линия из табакерки», в этот самый момент же били из пушки (желаю уточнить: стреляли не очередями из двух стволов, а создавали лишь один прицельный выстрел. Это, кстати, лишний раз подтверждает сообщённое в прошлой статье).

В принципе ничего необыкновенного в этом нет. Штурмовикам по определению положено функционировать с малых высот. Но вот что меня заинтересовало: по словам отца, неизменно летающие Ju 87 здорово пугали солдат, но одновременно с этим своим пушечным огнем не наносили фактически никакого вреда.

За все время в их автобате от прямого попадания авиационного боеприпаса сгорел только один бензовоз.

Это никак не укладывалось в уже сложившийся у меня к тому времени стереотип о том, что пушечные «штуки» в упор расстреливали автомобили и наши танки с фантастической результативностью. Быть может, сказывался все тот же, никем не берущийся под сомнение миф о Гансе Руделе.

Но в случае если нет результатов, то какой суть по большому счету применять такие самолеты, рискуя ежедневно быть сбитым зенитным огнем либо истребителем?

Познание этого пришло совсем нежданно благодаря исследовательской деятельности известного историка авиации Геннадия Серова, не смотря на то, что его работа касалась летчиков истребительной авиации люфтваффе. Не буду опережать события и пересказывать его материалы (надеюсь, со временем в свет выйдет безграничная статья этого автора).

Упомяну только то, что изучение архивных материалов (среди них и допросы военнопленных летчиков) убедительно говорят о том, что начиная со второй половины 1943 г., в то время, когда всем в Германии стало ясно, что война проиграна, многие летчики, находящиеся в собствености к «высшей касте», начали вспоминать о сохранении собственной судьбе в новых условиях. Основное – нужно было любым методом дожить до капитуляции. Наряду с этим идея об уклонении от военной работы кроме того не появлялась.

И дело тут вовсе не в рыцарском духе тевтонов. Легко каждая подобная попытка закончилась бы еще более стремительной и позорной смертью.

Итог известен всем. В то время в то время, когда много германских мальчишек, только что обучившихся летать, самоотверженно гибли в кабинах «мессеров» и «фокке-вульфов», пробуя противостоять наступающему сопернику, многие узнаваемые асы (справедливости для необходимо подчеркнуть, что не все) как-то уж через чур деятельно занялись «свободной охотой». Наряду с этим они приложили массу изобретательности чтобы не появляться в армиях ПВО Германии, где их опыт был пользуется спросом более всего.

Идти на верную смерть, отражая налеты соединений «летающих крепостей», очевидно не входило в их замыслы. То ли дело Италия и, как это не покажется необычным, Восточный фронт (тут аэропорты не подвергались таким массированным налетам вражеской авиации, как на западе).

«Свободная охота», подразумевающая право летчика вступать либо не вступать в воздушный бой, разрешала ему не только выжить, но и легко «собрать очки». Так, летчик не мог быть обвинен в паникёрстве и трусости. Напротив, он становился храбрецом, а рост числа его воздушных побед, полностью не воздействовавший на финал войны, удачно «капал» на мельницу совокупности геббельсовской пропаганды, пробовавшей всеми силами поддержать боевой дух народа и армии.

И все, повязанные данной «игрой», оставались при собственных заинтересованностях. Кроме того рядовые пилоты строевых частей, в которых помогали такие супер-асы, были кровно заинтересованы в том, дабы их начальник собрал как возможно больше баллов. В нем они видели собственную защиту, рассчитывая на то, что элитную часть, надежду Рейха, в случае если и погонят на убой и кинут в «мясорубку» ожесточённой воздушной войны, то уж в самую последнюю очередь.

Не потому ли число заявленных воздушных побед у отдельных асов было столь высоко, что на них трудилась вся эскадра?

Вот лишь не следует забывать о том, что заниматься «свободной охотой» было разрешено далеко не всем. Германии требовалось пушечное мясо, а Геббельсу в полной мере хватало нескольких плакатные храбрецов. А уж кто остался в живых, тот и писал мемуары.

А отечественные дети, просматривая эти произведения, действительно считаюм, что определят правду о том, какой видели войну белокурые юноши с той стороны. Кстати, в случае если по окончании всего сказанного выше вы перечитаете книгу Толивера и Констебля о Хартмане, то уверяю вас, на весьма многие боевые эпизоды посмотрите совсем вторыми глазами.

А сейчас обратимся к летчикам бомбардировочной авиации, к которой изначально принадлежал и Ганс Рудель. Во второй половине войны, в связи с утратой истребительной авиацией люфтваффе господства в воздухе, всем пилотам «юнкерсов» и «хейнкелей» конкретно «светила» неминуемая смерть. Причем обстановка для «бомберов» складывалась куда трагичнее, нежели для летчиков-истребителей.

К примеру, положение дел в эскадрах пикирующих бомбардировщиков в 1943 г. наглядно характеризует признание начальника StG2 Э. Купфера. В свое время оно уже приводилось на страницах «АиК», но его стоит повторить еще раз. Германский офицер писал:

«Ju 87 больше нельзя использовать ни на одном фронте, кроме того на Востоке. Моя эскадра за восемь месяцев утратила 89 экипажей. В пересчете на год это соответствует 100-процентному обновлению летного состава. В случае если так не будет прекращаться еще год, результатом будет полный финиш штурмовых частей… У меня имеется эскадрильи с одним самолетом на вооружении.

Обстановку с личным составом штурмовых частей возможно выяснить как «последний парад». С 5 июля 1943 г. я утратил двух начальников эскадр, шесть начальников эскадрилий и двух адъютантов групп, любой из которых совершил более 600 боевых вылетов. Таковой опыт уже не заменить… Мы не можем позволить себе терять тех немногих, кто остался…»

И выхода из данной ситуации, наверное, не предвиделось. Ну, разве что пересадить всех на истребители-бомбардировщики Fw 190…

Но, немцам и это не помогло. Вы когда-нибудь просматривали мемуары германских летчиков бомбардировочной авиации, за исключением Руделя? Похоже, писать было легко некому.

А вот Рудель, Наверное, отыскал выход из ужасной обстановки, обратившись к тактике свободной охоты. На первый взгляд, свободная охота и самолет-бомбардировщик в условиях сильного противодействия истребительной авиации соперника – вещи несовместимые. Особенно, в случае если это тяжелый неповоротливый пушечный штурмовик Ju 87G.

Но этот самолет был для Руделя практически «палочкой-выручалочкой». Судите сами: число таких самолетов было мало, да и летать на них имел возможность далеко не все пилот. Но тогда как главная масса бомбардировщиков люфтваффе, трудящихся с высот в 3-4 км, стягивала на эти же высоты вражеские перехватчики, полет Ju 87G у самой почвы обеспечивал его экипажу определенную безопасность.

Русские истребители на таких высотах фактически не летали (незачем было), а с высоты уже двух километров кроме того самые зоркие летчики не могли заметить штурмовик на фоне почвы. Не исключалась разве что случайная встреча с истребителями, сопровождавшими штурмовики Ил-2. Но и те вряд ли бы кинули собственных подопечных над линией фронта для преследования одиночного самолета.

А самое основное это то, что таковой умелый пилот, как Рудель, имел возможность по большому счету летать на малой высоте (и малой скорости) и в нехорошую погоду, полностью не опасаясь появления в небе вражеских истребителей.

Прицельного огня зенитной артиллерии кроме этого возможно было очень не беспокоиться, потому как угловая скорость перемещения самолета, проскакивающего на предельно малой высоте, столь громадна, что ни один зенитный расчет попросту не успевал ничего сделать. Кстати, папа говорил мне, что их зампотех, хотя отомстить неприятелю за стёртый с лица земли гибель и бензовоз водителя, оборудовал в кузове одного из машин импровизированную зенитную установку (ПТР на вертлюге) и, не смыкая глаз, поджидал «стервятников».

Он неоднократно открывал пламя по проносящимся над головой «лаптежникам», вот лишь попасть ни в одного из них ему, к сожалению, так и не удалось. О вызове истребителей прикрытия ни у кого и мыслей не появлялось. Это на каких генералов нужно было выходить… В итоге, на то она и война, дабы «юнкерсы» летали.

Соответственно, на «комариные укусы» пушечных «юнкерсов» в масштабах армий, фронтов а также дивизий никто по большому счету внимания не обращал, а потому и задача истребительной авиации по прекращению их деятельности не ставилась. Тем более, что у истребителей и без того забот хватало. Конечно, это разрешало немногочисленным Ju 87G летать в относительной безопасности.

И вдобавок умелый пилот, прекрасно опытный район военных действий и размещение зенитных батарей, не сунется в том направлении, куда не требуется. А вынудить его делать иную задачу по требованию сухопутных армий никто не имеет права. Он же ас-охотник, к тому же начальник особого, элитного подразделения.

Само собой разумеется, возможность попасть под пламя с почвы оставалась неизменно (что с Руделем неоднократно случалось, и ногу он все-таки утратил). Но все равно шансов не быть убитым у него до самого финиша войны было значительно больше, чем у экипажей простых бомбардировщиков.

Изучая авиационную литературу, возможно обратить внимание на то, что Рудель в большинстве случаев смело шел в бой и нападал как раз танки, идущие в наступление, а не другие, на первый взгляд куда более легкие, но не меньше ответственные цели, такие, например, как несколько бензовозов либо второй техники, сосредоточенной в одном месте. Само собой разумеется, в плане геббельсовской пропаганды это являлось актом героизма, проявлением армейского братства, самопожертвованием для спасения воинов в окопах.

Одним словом, целое рыцарство… А вот в свете представленных выше материалов сие «геройство» воспринимается уже пара По другому. Наступающие и оторвавшиеся от зенитного и авиационного прикрытия танки не воображали для самолетов-штурмовиков ни мельчайшей опасности (не то что колонна с боеприпасами и топливом, в большинстве случаев имеющая хоть какое-то зенитное оружие).

А уж как здорово смотрелись налеты штурмовиков со стороны, в то время, когда увешанные дополнительными баками «тридцатьчетверки» по окончании успешной атаки начинали чадить горящей соляркой (…либо дымовой шашкой?). Вот лишь пожар навесного бака в большинстве случаев не причинял танку никакого вреда. Но какое количество было победных реляций.

То, что это не есть досужим предположением автора, подтверждается одним очень интересным документом, с которым меня познакомил Олег Растренин, создатель прошлой статьи (полностью данный материал, надеюсь, еще будет опубликован при подготовке последующих материалов на эту тему). Речь заходит о введенных в воздействие в июне 1944 г. Правилах подтверждения уничтожения военной техники экипажами самолетов, на базе которых руководство люфтваффе должно было оценивать удачи собственных летчиков в борьбе с советскими танками.

В этом документе четко оговаривалось, что впредь военная техника будет принимать во внимание стёртой с лица земли,

«…если она так уничтожена пожаром либо взрывом, что более не может к ведению и движению боя».

Наряду с этим дым либо короткий пожар в расчет приниматься не будут,

«так как смогут быть позваны горением запаса горючего, находящегося на броне».

Весьма интересно, а какое количество таких «сожженных» танков числится на боевом счету Руделя, например, за первую половину 1944 г.? Либо за целый 1943 г.? И выполнялась ли эта совет в будущем?

Опасаюсь, этого мы так ни при каких обстоятельствах и не определим.

Кстати, сам факт введения «Правил» косвенно подтверждает, что германское руководство было замечательно осведомлено о том, что количество «стёртых с лица земли» танков очевидно не соответствовало действительности (тут так и хочется еще раз обратить внимание читателей на результаты подсчета подбитых авиацией танков из состава 1-й танковой армии на протяжении Курской битвы, приведенной в прошлой статье).

И, наконец, еще одно замечание, самым ярким образом касающееся числа подбитых танков как самим Руделем, так и другими экипажами.

В соответствии с все тем же указанным выше Правилам

«…формальное подтверждение уничтожения экипажем бронеединицы должно быть поставлено… на второе место если сравнивать с осознанием того, что экипаж… принял решающее участие в наземном бою».

Иначе говоря основное – не танки жечь, а поддерживать боевой дух отступающей германской пехоты любыми методами. Практически это означало не только разрешение завышать результаты боевых вылетов, но и прямо поощряло приписки! Ну как тут, из лучших побуждений, не рассказать о еще нескольких танках, стёртых с лица земли на протяжении боевого вылета?

То-то все наберутся воздуха с облегчением… Так, в случае если до середины 1944 г. на приписки глаза, то затем, возможно сообщить, по большому счету был дан зеленый свет безудержному росту воздушных побед.

Но и это не все.

До недавнего времени при оценке боевой деятельности летчиков люфтваффе исследователи фактически не уделяли внимание такому распространенному в германской армии явлению, как потребление «стимулирующих» препаратов. Но имеются сведения о том, что во время второй мировой германская армия практически сидела на «энергетиках», а в сумках санитаров постоянно имелись пилюли так именуемого перветина (у нас известен как метамфетамин) – наркотического вещества, оказывающего, как тогда считалось, благотворное действие на психику воинов в экстремальных условиях, придающего силы и поднимающего боевой дух.

Как мы знаем, что за войну в вермахт поступило около двухсот миллионов таких пилюль. Эти пилюли, в первую очередь, входили в танкистов и рацион лётчиков. Кроме того, на протяжении военных действий немцами употреблялись «стимуляторы» и на базе кокаина.

Что касается люфтваффе, то в авиационной среде наровне с пилюлями перветина был весьма популярен так называемый флигершоколад – простой шоколад с добавлением кофеина и все того же перветина. Эффект от его применения проявлялся не только в улучшении психотерапевтического самочувствия. Он реально давал возможность летчикам в течение некоего времени выполнять по нескольку боевых вылетов, фактически не подмечая усталости, не смотря на то, что организм наряду с этим и трудился не жалея себя.

Не в этом ли кроются столь поразительно высокие показатели их налета (по 8, в противном случае и более боевых вылетов в сутки)? Затем уже как-то не очень верится в то, что боевая эффективность авиагруппы все того же Руделя, да и его самого, обеспечивалась только ежедневной игрой и спортивными упражнениями в волейбол.

В данной связи сам собой напрашивается и еще один вопрос: не была ли часть из заявленных побед германских летчиков по большому счету придуманной под действием эйфории от очевидной передозировки наркотических веществ? Но, это уже вопрос к экспертам…

источник: Виктор Бакурский «Дутые победы противотанковых асов люфтваффе» // космонавтика и Авиация 2014-02, с. 49–53

ТОП 5 СОВЕТСКИХ АСОВ. ЛЕТЧИКИ — ИСТРЕБИТЕЛИ.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: