Разработчик: Анощенко.
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.
В марте 1923 года в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), и уже в августе того же года кружок А.Яковлева стал ячейкой «юных друзей воздушного флота», первой в Москве школьной организацией ОДВФ. В нее вошло около 60 обучающихся.
Массовое публичное оборонно-патриотическое общество ОДВФ деятельно помогало формированию авиации. Оно и его преемники сыграли громадную роль в жизни одного из советских авиаконструкторов — А.С.Яковлева.
Яковлев и четверо его школьных друзей стали самые активными сотрудниками ОДВФ. Они посещали доклады и распространяли литературу по авиации, собирали пожертвования на воздушный флот, помогали устроителям павильона ОДВФ на Первой Общероссийской сельскохозяйственной выставке, которая открылась 19 августа 1923 года в том месте, где позже создали Центральный парк, и длилась два месяца. Визитёров выставки катал с Москвы-реки шестиместный гидросамолет Junkers F-13, принадлежавший первой советской компании «Добролет».
В школьной ячейке ОДВФ энтузиасты выстроили модели дирижабля и самолётов. Они без шуток стали изучать авиацию и совершили четыре доклада на авиационные темы, в осеннюю пору 1923 года посетили Центральный аэропорт и познакомились с летавшими в том месте разными самолетами.
В июле 1923 года конструктор планёров и известный лётчик Константин Константинович Арцеулов, начальник планерного кружка «Парящий полет», внес предложение ОДВФ совершить планерные соревнования. Инициатива была одобрена и Арцеулов стал главой оргкомитета I Всесоюзных планерных опробований, каковые должны были пройти в ноябре того же года в Крыму, между Коктебелем и Феодосией, вблизи деревни Султановка.
Не переставая по окончании окончания школы активную общественную работу в ОДВФ, о чем поведано выше, Яковлев предложил свои услуги Арцеулову, и был направлен ассистентом к Николаю Дмитриевичу Анощенко, планеристу и известному воздухоплавателю, для постройки его планера «МАКАКА». Это случилось приблизительно в первых числах Октября.
Потому, что ОДВФ официально известил о соревнованиях только в середине сентября, то до отъезда в Крым оставалось мало времени и работа производилась в ужасной спешке.
Первое время Анощенко сам большое количество трудился над планером, а в то время, когда убедился, что ассистент все делает добросовестно, начал заходить только по вечерам, потому, что как член оргкомитета он был весьма занят подготовкой к соревнованиям. Кое-какие планеры остались незаконченными, среди них и «МАКАКА».
Для завершения постройки, Яковлева, учитывая его активную работу, направили в Крым. Эшелон с планерами вышел из Москвы 21 октября и прибыл в Феодосию 27 октября. Соревнования проводились с 1 по 18 ноября.
Планер Анощенко воображал собой несложный одностоечный балансировочный планер-биплан с хвостовой фермой и весил всего 30 кг. Он единственный из девяти планеров-участников слета имел устаревшую балансировочную конструкцию. Данный планер напоминал конструкции, каковые в конце позапрошлого века строил узнаваемый учёный и немецкий планерист Отто Лилиенталь. Летчик должен был нести планер на собственных собственных плечах, а ноги делали роль шасси при приземлении и разбеге.
Планер был перетяжелен и не хорошо сцентрирован — перевешивал на хвост.
Анощенко сам испытывал собственный аппарат, а Яковлев придерживал хвост планера на протяжении разбега.
9 ноября удалось выполнить четыре пробных подлета на буксире — всего 13 секунд в воздухе.
В четвертом подлете, продолжавшемся 6 секунд, планер поднялся на пара метра с опущенным хвостом, в следствии чего утратил подъемную силу, начал проваливаться и ветром под крылья был перевернут. Пилот взял легкие ушибы, в планере же были поломаны верхнее крыло и лонжерон хвостовой фермы, восстанавливать его не стали.
Элеонора Александровна Анощенко — внучка пилота Николая Дмитриевича Анощенко — раскрыла загадоку, связанную с необыкновенным заглавием планера — «МАКАКА». Разгадка была очень увлекательной: в то время отцу Элеоноры — Анощенко Александру Николаевичу — был всего один год и по существовавшей тогда традиции давать детям домашние прозвища, его именовали «Макакой». А уже в честь сына Николай Дмитриевич назвал собственный планер.
ЛТХ:
Модификация: «МАКАКА»
Размах крыла, м: 6,00
Протяженность, м: 5,50
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-безлюдного: 30
-полетная: —
Экипаж, чел: 1.
Тренировочный планер «Макака». Узун-Сырт, 1923 г.
Попытка взлета на планере «Макака».
Осмотр обломков планера «Макака» по окончании аварии.
.
.
Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
А.С.Яковлев. Рассказы авиаконструктора.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Анощенко, Яковлев «Макака».
Пресс и Архив.
давай поорём
Увлекательные записи:
- Многоцелевой ударный вертолет ми-28н.
- Легкий многоцелевой самолет с-2 «синтал».
- Учебно-тренировочный самолет ту-104ак.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: Е.Грунин, С.Маклаков Страна: СССР (ГСВГ, город Ютербог) Первый полет: 1969 г. Планер «Оптимист» был выстроен в любительском инициативном…
-
Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1924 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века 15-летний школьник Александр Яковлев прочел…
-
Планер специального назначение псн-1.
Разработчик: Валк Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Идею применения планирующих торпед (ПТ) против судов и морских баз в начале 30-х годов стали…
-
Разработчик: К.К.Арцеулов Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Одноместный планер А-5 конструкции К.К.Арцеулова был задуман ещё в первой половине 20-ых…
-
Десантный планер а-7 («рот фронт-8»).
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. А-7 («Рот Фронт-8») — семиместный десантный планер конструкции О.К.Антонова. Выстроен в…
-
Фридрих харт и его летательные аппараты. часть 3. планеры от s-8 к s-10
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Перевод был выполнен в марте 2016 года. Предисловие редакции: Фридрих…