Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37.

      Комментарии к записи Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37.

В последних числах Декабря 1942 года в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых опробований поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки авиазавода № 18 с мотором АМ-38, вооруженных, кроме двух крыльевых пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б.Г.Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм). Девятый Ил-2 с пушками ШФК-37 прибыл в полк только 18 января 1943 года и в войсковых опробованиях участия не принимал.

Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 учавствовали в военных действиях авиаполка с 27.12.1942 г. по 23.01.1943 г. под Сталинградом при ликвидации германской окруженной группировки в полосе 65-й армии генерала П.И.Батова. Боевые действия велись с полевых аэропортов сх. «Пролетарий», после этого станицы Качалинская.

Задание на постройку для того чтобы самолета С.В.Ильюшин взял еще весной 1941 года. Но, в связи с сильной загруженностью ОКБ работами по серийному Ил-2 дефектов-38 и АМ пушки ШФК-37, выявившихся на протяжении эксплуатации, Ил-2, вооруженный такими пушками, был выстроен заводом № 18 только к концу июня 1941 года, а все нужные летные опробования штурмовика совершены к 8 июля.

Ввиду непоставки в срок в НИП АВ ВВС КА наркоматом оружия снарядов к ШФК-37 глава 3-го Управления умелого строительства ГУ ВВС КА, армейский инженер 1-го ранга П.И.Матаев лишь в последних числах Августа разрешил главе НИП АВ ВВС КА п-ку Шевченко принять Ил-2 с ШФК-37 для производства полигонных опробований, по окончании чего в течение 14 дней (во время с 1 по 15 сентября) оружие нового штурмовика было благополучно испытано стрельбой на земле и в воздухе.

Национальные опробования Ил-2 (заводской № 181404) с ШФК-37 с целью обнаружения его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября 1941 года. Всего по программе опробований (ведущий инженер — военинженер 3-го ранга Холопов, ведущий летчик — м-р Стадник) было выполнено 24 полета с неспециализированным налетом 10 часов 6 мин.

Громадные габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) выяснили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке громадного магазина ее было нужно очень сильно опустить вниз довольно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с громадным поперечным сечением обтекатели.

Пушка ШФК-37, включая магазин для патронов как ее составную часть, в крыльевом варианте имела 387 подробностей. Вес пушки с установкой на самолете Ил-2 составлял 302,5 кг.

Кроме пулемётов и пушек, в состав оружия штурмовика входили 8 ракетных орудий РО-82. Бомбы лишь в перегрузку — до 200 кг.

Госиспытания продемонстрировали, что летные эти Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, если сравнивать с простым серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК либо ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, в особенности на разворотах и виражах на малой высоте. На громадных скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на большие нагрузки на рули при исполнении маневров.

Однако, результаты летных опробований нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными.

При обычном полетном весе 5864 кг большая скорость у почвы не превышала 373 км/ч, на высоте 2400 м — 409 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,12 мин, на высоту 2500 м — 5,36 мин. Посадочная скорость — 146 км/ч.

Разбег — 515м, пробег на посадке — 535 м. Большая скоростная дальность полета (0,9Vmax) составляла 582 км, на удачнейшей скорости полета — 728 км.

Темп стрельбы ШФК-37 согласно данным полигонных опробований в среднем равнялся 169 выстрелам в 60 секунд при начальной скорости боеприпаса около 894 м/с.

В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) боеприпасы. Боеприпас БЗТ-37 снабжал пробитие германской танковой брони толщиной 30 мм (твердость по Бринелю 3,15) под углом 45° к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15-16 мм и меньше (твердость по Бринелю 2,62) боеприпас пробивал (либо проламывал) при углах встречи не более 60° на тех же расстояниях.

Наряду с этим при пробитии 30-мм брони боеприпас выдавливал ее по собственному калибру и делал глубокую вмятину на противоположной внутренней стенке корпуса танка. Выдавленная же броня и оставшиеся части боеприпаса создавали сильные разрушения в танка.

Броня толщиной 50 мм (башни средних и лобовая часть корпуса германских танков StuG III Ausf E и Pz.III Ausf G, твердость по Бринелю 3,3) пробивалась боеприпасом БЗТ-37 с расстояний не более 200 м при углах встречи не превышающих 5°.

Осколочный же боеприпас к пушке ШФК-37 — ОЗТ-37 пробивал германскую танковую броню толщиной не более 15 мм (твердость по Бринелю 2,62) с расстояний не превышающих 200 м при углах встречи родных к нормали.

Совершённые в НИП АВ ВВС КА стрельбы с воздуха из пушки ШФК-37 по трофейной германской бронетехнике продемонстрировали, что боеприпас БЗТ-37 снабжал поражение германских легких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.II Ausf F с расстояний до 500 м с любого направления и при любых углах планирования. Причем попадание снарядов в эти танки давало сквозные пробития и проломы брони через оба борта корпуса танков.

Поражение же средних германских танков типа StuG III Ausf Е и Pz.III Ausf G, a кроме этого танка Pz.38(t) Ausf E с усиленным бронированием с толщиной брони на бортах до 30 мм обеспечивалось боеприпасом БЗТ-37 с расстояний не более 500 м, но при углах планирования не более 30°. Наряду с этим атаку танков этих типов нужно было создавать в бок колонны либо на протяжении нее с хвоста, ведя стрельбу по борту либо по задней части башни и корпуса танков.

На опробованиях из 33 прямых попаданий в средний танк Pz.III Ausf G и легкие танки Pz.II Ausf F и Pz.38(t) Ausf С имели место лишь 24 пробоины, из которых 17 пробоин появились в броне толщиной 30 мм, 1 рикошет от 16-мм брони, в то время, когда угол встречи боеприпаса с броней составил 75-80°, и остальные пробоины — в 15-16-мм броне. Наряду с этим 51,5% попаданий снарядов пушки ШФК-37 по среднему танку и 70% попаданий по легкому танку ломали их .

Попадания 37-мм снарядов в ролики, другие детали и колеса ходовой части танков наносили им значительные разрушения, в большинстве случаев, выводящие танк из строя.

В отчете по полигонным опробованиям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 очень отмечалось, что летный состав должен быть прекрасно натренирован в ведении прицельного огня маленькими очередями (2-3 боеприпаса в очереди) по малоразмерным целям типа отдельный танк, машина и т.д. Другими словами для успешного применения Ил-2 с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был иметь хорошую стрелковую и летную подготовку.

Дело в том, что прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной мере затруднена благодаря сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за громадного разноса пушек относительно центра весов самолета, и благодаря недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания, а это со своей стороны, с учетом недостаточной продольной устойчивости «Ила», приводило к большому рассеиванию снарядов и резкому понижению (приблизительно в 4 раза) точности стрельбы.

Стрельба же из одной пушки была совсем неосуществимой. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось вероятным. Попадание в цель в этом случае могло быть лишь первым боеприпасом.

Однако, неспециализированный вывод по опробованиям пребывал в том, что штурмовик Ил-2 с пушками ШФК-37 есть действенным средством борьбы с германскими легкими и средними танками. Рекомендовалось выстроить маленькую серию таких самолетов с целью проведения войсковых опробований и организовать в полках особые группы летчиков-штурмовиков, обученных прицельной стрельбе из крупнокалиберных пушек с Ил-2 по наземным целям и натренированных для борьбы с германскими танками.

В свете вышеизложенного не имеет возможности не привести к письмо С.В.Ильюшина (№ 1229 от 22.09.1941 г.), которое последний, не ждя официального окончания национальных летных опробований Ил-2 с ШФК-37, направил на имя И.В.Сталина. В этом письме С.В.Ильюшин докладывал практически следующее: «На самолет Ил-2 в августе с.г. мною были установлены 2 пушки 37 мм конструкции Шпитального с запасом снарядов 40 штук на пушку, а целый запас снарядов 80 штук.

Самолет с этими пушками прошел Национальные опробования в НИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек создаёт яркое впечатление точностью попадания и мощностью огня. Это уже настоящая летающая артиллерия… Преимущество самолета Ил-2 с установленными пушками пребывает в том, что возможно будет вести с самолета прицельную, весьма правильную стрельбу, и к тому же стрельбу затевать с дистанции 3-х и более километров, в то время, когда вражеские армии отечественного самолета не видят и не слышат…»

Напоследок письма Ильюшин внес предложение «поручить заводу № 1 оборудовать два авиаполка самолетов Ил-2 пушками 37 мм типа конструкции Шпитального по 2 пушки на самолет с запасом снарядов по 40 штук на пушку». Налицо явное желание Главного конструктора выдать настоящее положение дел за желаемое.

По окончании дискуссии предложения С.В.Ильюшина 26 ноября 1941 года вышло Распоряжение ГКО о постройке на заводе № 18 войсковой серии Ил-2 с ШФК-37 числом 20 автомобилей.

Ввиду сильной загруженности ОКБ и серийного завода налаживанием бесперебойного производства «Илов» на новом месте в Куйбышеве постройка войсковой серии Ил-2 с пушками ШФК-37 затянулась до сентября 1942 года, наряду с этим вместо 20 было выстроено лишь 9 автомобилей (другими словами всего 10 самолетов этого типа, включая один умелый «Ил»), каковые по окончании проведения летчиком-испытателем Е.Н.Ломакиным заводских опробований и были направлены под Сталинград в состав 228-й шад 16-й ВА Донского фронта.

Напомним, что имеющиеся в распоряжении авторов отрывочные эти штаба ВВС Западного фронта разрешают сделать вывод о том, что умелый Ил-2 с ШФК-37 в ноябре-декабре 1941 года учавствовал в военных действиях под Москвой в составе 312-го вести войну 47-й сад по программе войсковых опробований и взял отрицательную оценку. «Летный состав и ведущие очень сильно возражают против постановки на Ил-2 двух 37-мм пушек…», — отмечалось в одном из докладов начальника 312-го шап. Но официальных информации о итогах боевого применения Ил-2 с ШФК-37 под Москвой (отчета о войсковых опробованиях) авторам до тех пор пока отыскать не удалось.

За все время войсковых опробований на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с неспециализированным налетом 68 часов 42 60 секунд, делая задания совместно с «Илами», вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй — подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду неосуществимости эвакуации был стёрт с лица земли бомбами).

Остальные автомобили взяли повреждения. От начала и до конца войсковых опробований прошли лишь два «Ила», каковые выполнили 44 боевых вылета.

Штурмовики действовали в основном по самолетам на аэропортах и автотранспорту соперника. В отдельных случаях — по огневым точкам на поле боя, ДЗОТам, танкам и бронемашинам. Неспециализированный расход снарядов составил: к пушкам ШФК-37 — 2255 снарядов, к пулеметам ШКАС — 26840 патронов, РС-82 — 523, фугасных авиабомб типа ФАБ-100 -107, осколочных авиабомб типа АО-25 — 87.

Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30° с высот 1300-1000 м. По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было стёрто с лица земли 2 танка, 4 самолета на аэропортах, около 50 автомашин, один склад с снарядами и 2 зенитные батареи. Помимо этого, летчиками наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1 бронемашину, но достоверность поражения целей подтвердить не могли.

Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылет составил 37,6%. Это, с одной стороны, показывает, что целей, хороших для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а иначе, показывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета Ил-2 из таковой пушки по малоразмерным целям.

За время войсковых опробований отмечалось пара случаев применения ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными.

В течение всего опробований пушки ШФК-37 трудились ненадежно — средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. Другими словами практически каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было фактически неосуществимым.

Помимо этого, небольшой запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди имели возможность применять не более 2-3-х снарядов. Большая же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это значительно снижало боевую сокровище нового штурмовика.

Оценки говорят о том, что в настоящих условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 имел возможность обеспечить возможность поражения германского среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, расстояние открытия огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а БТР типа Sd Kfz 250 — около 0,09-0,06. Другими словами для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы военной техники вермахта нужно было выделять, как минимум, два десятка бронированных «Илов».

В следствии установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у многих строевых летчиков помощи не отыскала.

Напоследок «Доклада о войсковых опробованиях на боевое использование самолетов Ил-2 АМ-38, вооруженных 37-мм пушками конструкции ОКБ-15» (отв. исполнители — Белякин, Никитин, Лорченко), указывалось, что: «1.Самолеты Ил-2 с пушкой ШФК-37, опробование на боевое использование не дали должной эффективности в связи с недоработкой пушек, невозможностью ведения прицельного огня по точечным целям, громадным рассеиванием снарядов и ухудшением маневренности самолета. 2.Вычислять нужным иметь на вооружении ВВС КА самолеты Ил-2 с пушками 37 мм, снабжающими безотказную работу пушечных установок и ведение прицельного огня, не допуская ухудшения летных качеств серийного самолета Ил-2…»

От 688-го шал доклад подписали: л-т Воловиков, ст.сержант Юсов, ст.сержант Дунов, сержант Сахариленко, ст.сержант Зыков, ефрейтор Игнатьев. Утвердил доклад Основной инженер ВВС КА генерал А.И.Репин 3 марта 1943 года.

В итоге Ил-2 с ШФК-37 в широкомасштабное серийное производство запущен не был.

Напомним, что с целью увеличения противотанковых особенностей Ил-2 по инициативе С.В.Ильюшина в октябре 1942 г. рассматривался вопрос о создании на базе пушки ВЯ-23 авиационного пулемета под патрон 14,5-мм противотанкового ружья, что владел красивыми бронепробивными особенностями. Но никаких сведений о итогах этих работ отыскать не удалось.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 (ШФК-37)
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4560
-обычная взлетная: 5864
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-38
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1665
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 373
-на высоте: 409
Практическая дальность, км: 782
Скороподъемность, м/мин: 472
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Оружие: 2 х 37-мм пушки ШФК-37 (по 40 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет); 4 х РО-82
Бомбовая нагрузка: 100 кг бомб (в перегрузку 200 кг).

Штурмовик Ил-2 ШФК-37.

Пушка ШФК-37 под крылом Ил-2, нижняя часть гондолы снята.

Ил-2 ШФК-37. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
«Война в воздухе» №№ 6-7. Ил-2, Ил-10. применения и История создания.
Космонавтика и Авиация. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Крылья Отчизны. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-2 (двухместный)».

Обзор Ил-2-37 Двойной удар | War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: