Аэрофотоаппарат потте (афа-потте).

В случае если в установленном на самолете фотоаппарате открыть затвор обьектива, снять кассету и положить на кадровое окно матовое стекло, то возможно в полете замечать перемещение оптического изображения. Поставим на это место кассету с рулонной фотопленкой, закроем затвор, открывая его на маленькие промежутки времени, экспонируя фотопленку, а в промежутках времени между экспозициями начнём перематывать пленку на длинну кадрового окна.

Возьмём друг за другом снимки, бегущей под самолетом местности. В случае если наряду с этим подобрать соответствующий промежуток между экспозициями, то изображения этих участков окажутся с перекрытием и образуют единую полосу — маршрут.
Так трудятся все фотоаппараты, делающие покадровую сьемку, родоначальником которых есть «АФА-Потте». Наложив соседние снимки друг на друга и совместив однообразные точки изображения на перекрытиях, мы геометрически свяжем их. Положив соседние снимки под стереоскоп, заметим стереоскопическую, обьемную модель местности.

Делая полет по параллельным маршрутам, прокладывая их на таком расстоянии друг от друга, при котором снимки соседних маршрутов частично перекрываются, возьмём массив снимков, геометрически связанных в одно целое.
Как раз в этом состоит фундаментальный вклад, что внес в аэрофотосьемку и фотограмметрию русский изобретатель Владимир Филлипович Потте, создав собственный аэрофотоаппарат.

Владимир Филлипович Потте появился в Самаре во второй половине 60-ых годов XIX века в семье армейского топографа. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века окончил пехотное училище. К этому времени относится начало его работ по созданию пленочного фотоаппарата. Первый его фотоаппарат был применен для отклонений и определения дистанций снарядов при стрельбе морской артиллерии.

Последующие модификации этого фотоаппарата привели автора к разработке известного «АФА-Потте». В то время существовали аэрофотоаппараты русских изобретателей Р.Тилле и С.Ульянина и фотоаппараты зарубежных компаний, но они делали одиночные снимки на стеклянные пластинки либо на разрезанную на куски фотопленку и были негодны для сьемки маршрутов и тем более площадей.

Вследствие этого фотоснимки этих аэрофотоаппаратов годились для того чтобы лишь локальных территорий и потребовали геодезической привязки каждого снимка. Снимки же пленочным «АФА-Потте» давали упорядоченные массивы перекрывающихся снимков, что было толчком для развития принципиально новых способов фотограмметрии — построения фотограмметрических сетей. Сети являются базой разработок создания топографических замыслов по аэроснимкам и в десятки раз уменьшают необходимость наземной геодезической опоры, многократно убыстряя и удешевляя работы.
Аэрофотоаппараты с рулонной фотопленкой, пригодные для сьемки маршрутов, показались за границей только в двадцатых годах.

Летом 1911 года на Гатчинском аэропорте прошли опробования «АФА-Потте», созданного специально для съемки с самолета. Это первенствовал в мире полуавтоматический пленочный аэрофотоаппарат с однодисковым затвором. Цикл работы аэрофотоаппарата осуществлялся машинально. Оператор лишь нажимал кнопку спускового механизма, отмеряя по секундомеру промежуток фотографирования между соседними аэрофотоснимками.

Спуск затвора производился посредством резиновой груши, соединенной трубкой с резиновым суфле, расширяющимся под давлением груши и приводящим в воздействие затвор.
Съемка производилась на катушечную фотопленку, протяженность которой была запланирована на 50 кадров формата 13 х 18 см. Объектив имел фокусное расстояние 210 мм и относительное отверстие 1:4,5. Вкладывание кассеты с пленкой производилось в отверстие, закрываемое створкой.

Масса аппарата 9 кг.
По окончании съемки пластинки должны были трансформироваться и обрабатываться на стереокомпараторе. В следствии обработки снимков составлялся замысел местности. Его производственная эксплуатация началась с 1913 года.

Опытный образец аэрофотоаппарата Потте был признан инженерным комитетом более пригодным, чем другие фотоаппараты и было решено вооружить им авиационные части. На протяжении Первой Мировой в авиационные части Русском Императорской Армии начали поступать «АФА-Потте» и они неспешно вытеснили довоенные фотоаппараты Ульянина. «АФА-Потте» сыграли выдающуюся роль в деле авиационной разведки.

В.Ф.Потте на протяжении войны сконструировал аэрофотоустановку, укрепленную на полукруге, что разрешало поворачивать камеру на угол сноса, применил шторный затвор. Созданная В.Ф.Потте конструкция была идеальной, продолжительное время пребывала на вооружении, явилась базой для развития аэрофототехники во всем мире.

25 июля 1916 года был создан Аэрофотографический парк (АФП), начальником которого, уже в чине полковника, был назначен В.Ф.Потте. Работы АФП оборвались в революцию, часть сотрудников продолжила работу уже в советских организациях. Будущее же самого полковника Владимира Филипповича Потте и его семьи малоизвестна.

На фронтах сражений во время Первой Мировой данный аэрофотоаппарат употреблялся русской армией для фоторазведки, контроля военных действий и фотодокументирования, а впредь до 1930 года использовался в ВВС нашей страны для производственных аэрофотосъёмок при создании топографических карт. После этого на базе «АФА-Потте» был создан первый русский ночной аэрофотоаппарат НАФА-19, созданный конструктором Л.Т.Сафроновым, а сам аэрофотоаппарат Потте при производстве съёмок был заменён его автоматическим аналогом — «АФА-ИМ».

Аэрофотоаппарат потте (афа-потте).

АФА-Потте.

Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Потте.

Заглавная страница привилегии полковника Потте на аэрофотоаппарат.

.

.

Перечень источников:
Б.Н.Родионов. Вехи прогресса. К 100-летию АФА-Потте и 70-летию АЩАФА-Семенова.
Б.В.Краснопевцев. Главные события в истории фотограмметрии в XIX и XX столетиях.

Oxxxymiron — Город под подошвой (2015)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: