Пешка, не ставшая ферзем

      Комментарии к записи Пешка, не ставшая ферзем отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

На 22 декабря выпадает дата начала летных опробований еще одного известного советского самолета, правильнее, его предшественника. В данный сутки 1939 года в первый раз взлетел высотный двухмоторный истребитель ВИ-100, он же – сотка, сделанный по проекту Спецтехотдела (сокращенно – СТО, из этого и цифровой индекс автомобили) НКВД, в котором трудились арестанты враги народа под управлением саботажника и вредителя В.М. Петлякова.

Дабы обеспечить высотность и поднять рабочий потолок до 12 километров, машину оснастили гермокабинами и турбокомпрессорами.

Пешка, не ставшая ферзем

Прототип истребителя ВИ-100. В правильном соответствии с теорией Туполева – прекрасная машина

Весной 1940 года взоры советского управления на будущую войну поменялись. Руководство сделала вывод, что дальний высотный перехватчик на ней не пригодится, но пригодится много скоростной пикирующий бомбардировщик. Петлякову дали команду безотлагательно переделать машину, причем на работу отвели всего полтора месяца.

Для удешевления и упрощения конструкции от турбокомпрессоров и гермокабин настойчиво попросили отказаться, почему потолок автомобили упал с 12 200 до 8700 метров, но для пикировщика это сочли достаточным. Но, надежных и безотказных турбокомпрессоров в СССР все равно не было.

В июне 1940 года самолет под новым индексом ПБ-100, потом замененным на Пе-2, приняли на вооружение и запустили в серийное производство на столичном авиазаводе №22. Он выпускался всю войну, вначале в Москве, а позже – в Казани, став самым массовым советским бомбардировщиком, не обращая внимания на множество больших недочётов, снижавших его эффективность. На мой взор, ставка на эту машину была одной из наибольших неточностей руководства РККА в области развития авиации, причем эта неточность так и не была исправлена.

Пе-2 по всем параметрам, не считая маленького преимущества в большой скорости, проигрывал бомбардировщику Архангельского Ар-2. Но именно это небольше преимущество стало решающим доводом в пользу петляковской автомобили, не обращая внимания на меньшую дальность полета, более низкий потолок, меньшую бомбовую нагрузку и значительно более высокую сложность пилотирования если сравнивать с Ар-2.

Иногда создается чувство, что у тогдашних советских вождей в отношении авиации (да и не и лишь ее) имел место некоторый скоростной фетишизм. Считалось, что более стремительная машина в любом случае лучше более медленной, и не имеет значения, какой ценой приобретено это преимущество.

У сотки и у Пе-2 более высокая, чем у Ар-2, скорость обеспечивалась за счет применения особого ламинизированного профиля крыла, владеющего меньшим аэродинамическим сопротивлением, но наряду с этим имеющего нехорошее аэродинамическое уровень качества на малых скоростях, что делало самолет очень страшным на посадке и взлёте. Особенно, в случае если в кабине сидел летчик не выше среднего уровня. Пешки довольно часто бились при заходе на посадку, а взлетать с большой бомбовой нагрузкой в одну тонну разрешалось лишь самым умелым пилотам.

Остальные брали всего по 500-600 кг, что являлось смехотворно низкой величиной для двухмоторного бомбардировщика. Наряду с этим у Ар-2 стандартная бомбовая нагрузка составляла полторы тонны.

Пе-2 на опробованиях достиг скорости 540 км/ч, Ар-2 – 512 км/ч. Такая отличие прекрасно смотрится в таблицах ТТХ, но на практике она не имела значения, потому, что большая скорость самого массового в начале войны германского истребителя Bf.109F достигала 620 км/ч, а у показавшегося в первой половине 40-ых годов XX века Bf.109G – 640 км/ч. Так, оба они без особенных неприятностей догоняли как арку, так и пешку.

Еще менее выигрышно смотрится Пе-2 на фоне показавшегося чуть позднее него туполевского фронтового бомбардировщика Ту-2, которому пешка капитально проигрывала практически по всем параметрам, почему сразу после окончания войны ее сняли с производства и с оружия, а Ту-2 выпускался и еще пять лет оставался в строю. Но на протяжении войны пешек наштамповали более 11 тысяч, а Ту-2 — всего лишь 800. И это, в общем, совсем не радует.

Пе-2 примера 1941 года на лыжном шасси

Пе-2 примера 1942 года (Пе-2ФТ) в зимнем и летнем камуфляже

источник: http://vikond65.livejournal.com/575319.html

Топалов ошибся как мальчишка, превращая пешку в ферзя! Шахматы

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: