«Экспромты» пёрл-харбора: авиабомбы

      Комментарии к записи «Экспромты» пёрл-харбора: авиабомбы отключены

Мифотворчество о якобы созданных в первой половине 40-ых годов двадцатого века специально для удара по Пёрл-Харбору противокорабельных снарядах, очевидно, не ограничивается только торпедами, обрисованными в прошлой статье. Коснулась участь сия и японских авиабомб.

800-кг авиабомбы обр. 99 № 80 модель 5

Выяснилось, но, что в распоряжении авиации нет бомб, талантливых пробить могучую броню судов американского флота. Но практичные работники материально-технической работы флота нашли выход: к простым 16-дюймовым (406-мм) бронебойным боеприпасам были приделаны стабилизаторы, перевоплотившие их в замечательные авиабомбы.

Д. У. Лорд, «Сутки позора»

В целях увеличения эффективности планируемого ими нападения японцы оснастили собственные высотные бомбардировщики 15- и 16-дюймовыми (381-мм и 406-мм) бронебойными боеприпасами со стабилизаторами, что снабжало им такое же падение, как и бомбам.

Б. Г. Лиддел Гарт, «Вторая мировая война»

К концу 1941 г. японцы не имели тяжёлых бронебойных бомб особой конструкции. Исходя из этого перед войной в экстренном порядке к 355-мм и 410-мм бронебойным боеприпасам корабельной артиллерии были приделаны хвостовые части со стабилизаторами.

А. Широкорад, «История авиационного оружия»

Первые тяжёлые противокорабельные авиабомбы калибра 500 кг были приняты на вооружение Императорского флота Японии в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а в 1937-м была создана модель калибра 800 кг. Но не смотря на то, что они и именовались противокорабельными (правильнее, цюдзё, т. е. «стандартными» – в отличие от «наземных» фугасных), полноценными бронебойными бомбами они не являлись. От фугасов их отличал только монолитный, а не сборный корпус маленькой толщины из более качественной стали.

В лучшем случае они были способны пробить верхние палубы тяжёлых судов либо полётные у авианосцев.

«Экспромты» пёрл-харбора: авиабомбы
Источник: US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-23: Japanese Bombs”, 1945

Разъяснялось это легко. Японские конструкторы имели достаточный опыт разработки бронебойных снарядов, дабы вычислить высоту сброса, при которой авиационная бомба сможет собрать кинетическую энергию, достаточную для пробития горизонтального бронирования линейных кораблей. Она составляла минимум 3000–4000 м, а при тогдашнем уровне бомбовых прицелов и техники бомбометания попасть с таковой высоты в цель типа «большой корабль» одиночной бомбой возможно было только случайно.

Исходя из этого для горизонтальных бомбардировщиков более реалистичным вариантом была работа с меньших высот по надстройкам, совокупностям ПВО и полётным палубам вражеских судов. Этим задачам эти бомбы в полной мере соответствовали.

Толчком к трансформации обстановки стал «китайский инцидент» – так в Японии именовали развязанную в июле 1937 году войну с Китаем. Авиация Императорского флота – как берегового базирования, так и палубная – обширно употреблялась сначала конфликта, и скоро её руководство поняло неприятный факт: в боевых условиях и без того низкая точность горизонтальных бомбардировщиков падала до совсем неприемлемого уровня. В начале 1938 года поиском дорог ответа данной неприятности занялся новый инструктор авиабазы Йокосука капитан-лейтенант Масатакэ Окумия.

Японский бомбовый прицел обр. 90 и его модификации были развитием хорошего германского прицела Goertz-Boykow, первая модель которого была создана ещё в конце Первой мировой.

В отличие от новых тахометрических совокупностей, таких как американские Norden и Sperry, германский Lotfe 7 и т. д., где прицел, который связан с автопилотом, практически брал на себя управление самолётом на протяжении сброса, коррекция курса японских горизонтальных бомбардировщиков над целью осуществлялась по старинке, голосовыми командами, подаваемыми бомбардиром пилоту. Так, главным был «антропогенный фактор», исходя из этого меры, предложенные Масатакэ Окумия, лежали как раз в данной плоскости.

Японский бомбовый прицел обр. 90 мод. 1.
Иcточник: Robert C. Mikesh, “Japanese Aircraft Equipment 1940–1945”, 2004

Не считая естественного усиления подготовки самих бомбардиров, работе с бомбовым прицелом начали обучать и пилотов ударных самолётов для того, чтобы они были не просто «извозчиками», доставлявшими бомбардира в район цели, а полноценными участниками команды, чётко осознающими, какие конкретно как раз манёвры от них требуются на боевом курсе. Ещё одним новшеством стала практика постоянных пар пилот-бомбардир, дабы со временем они начинали осознавать друг друга с полуслова и функционировать как единый организм. Эти простые, казалось бы, меры в сочетании с новыми интенсивными тренировками и тактическими наработками разрешили уже к концу 1938 года втрое расширить процент попаданий по точечным целям и довести его до 33%.

На первый взгляд, и данный показатель представляется низким, но кроме того подобный уровень точности означал, что эскадрилья из 18 автомобилей имела возможность добиться до 6 попаданий по цели. Этого очевидно мало, дабы потопить линейный корабль (в случае если, само собой разумеется, он не носит имя «Аризона»), но вполне достаточно для важного понижения его боеготовности. Иными словами, игра начинала стоить свеч, у тяжёлых бронебойных авиабомб показался реалистичный вариант применения.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Управление авиации министерства флота заказало разработку новой линейки противокорабельных авиабомб на замену бомб калибров 60, 250 и 500 кг, принятых на вооружение в начале 1930-х. С учётом увеличения точности горизонтальных бомбардировщиков, в новую линейку было решено включить уже полноценную бронебойную авиабомбу калибра 800 кг, предназначенную для борьбы с тяжёлыми судами. В соответствии с техническому заданию, она должна была снабжать пробитие гомогенной брони суммарной толщиной до 150 мм, другими словами обычного горизонтального бронирования критических территорий линкоров.

При всей собственной кажущейся простоте, крупнокалиберный кинетический бронебойный боеприпас либо авиационная бомба – это сложная и дорогая в производстве совокупность, вобравшая все новейшие на момент её создания успехи в области металлургии, металлообработки, сопромата, баллистики, аэродинамики и без того потом. Любой таковой снаряд – это минимум тонна специально разработанной высоколегированной стали, подвергнутая после этого проковке и многоэтапной термической обработке чтобы получить правильное распределение прочностных черт корпуса, предназначенного для проламывания многодюймовой брони вражеских судов.

3. Температурные графики зонального отпуска. Источник: US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-19: Japanese Projectiles General Types”, 1946 — «Экспромты» Пёрл-Харбора: авиабомбы | Военный портал Warspot.ru src=~images\ekspromti-pyorl-harbora-aviabombi-3.jpg
1. Схема распределения показателя твёрдости материала корпуса бронебойного боеприпаса. 2. Температурный график нагрева корпуса 410-мм боеприпаса перед закаливанием. 3. Температурные графики зонального отпуска.
Источник: US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-19: Japanese Projectiles General Types”, 1946

Но японские конструкторы изыскали метод серьёзно сэкономить деньги и ресурсы. Они воспользовались тем, что в первой половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение линейных кораблей «Нагато» и «Муцу» были приняты новые 410-мм бронебойные боеприпасы «40-см обр. 91», отличавшиеся, в первую очередь, двухкомпонентными бронебойными наконечниками, стабилизированными для поражения а также подводной части борта цели.

В следствии появился запас устаревших снарядов этого калибра, выпущенных в 1910–20-е годы, каковые и решили применять для конверсии в авиабомбы — вместо того, дабы отправлять их на переплавку. Конечно же, обращение не шла о несложном «приделывании стабилизаторов к боеприпасу». Чтобы убедиться в этом, достаточно И внешний вид и ТТХ оказавшейся 800-кг авиабомбы и её «донора» – бронебойного артиллерийского боеприпаса 40-см обр.

5-го года для орудий 40-см/45 обр. 3-го года:

800-кг бронебойная авиационная бомба
обр. 99 №80 модель 5
Диаметр: 409 мм
Вес неспециализированный: 796,8 кг
Вес заряда ВВ: 22,4 кг

Иллюстрация автора

410-мм бронебойный боеприпас
обр. 5-го года
Калибр: 410 мм
Вес неспециализированный: 1000 кг
Вес заряда ВВ: 14,9 кг

Иллюстрация автора

Как мы видим, получив блок стабилизаторов, боеприпас не только необычным образом «похудел» на 203 кг, но и каким-то не меньше необычным образом его заряд ВВ увеличился в полтора раза. Важные различия в форме этих снарядов видны кроме того невооружённым взором. Разумеется, что в этом случае имела место не какая-то «импровизация», а важная переделка, настоящие масштабы которой продемонстрированы на следующей диаграмме:

Иллюстрация автора

У боеприпаса были демонтированы баллистический (1) и бронебойный (2) наконечники, и ведущие пояски (6). Цилиндрическая часть боеприпаса была обточена на конус (5) как для понижения веса бомбы до приемлемого для палубных ударных самолётов «Накадзима» B5N, так и для улучшения аэродинамики. Внутренняя полость (4) была увеличена, что кроме этого снизило вес и разрешило существенно расширить заряд ВВ.

Помимо этого, по примеру новых японских бронебойных снарядов в том направлении был установлен алюминиевый демпфер (3), уменьшающий ударные нагрузки на разрывной заряд. Кроме этого было сделано новое ввинтное дно (7) под два взрывателя (8) авиационного типа и с выступом для крепления блока стабилизаторов. Сам блок стабилизаторов (9), возможно, был самым несложным трансформацией во всей данной конверсии.

В следствии оказался совсем новый снаряд, для которого исходный артиллерийский боеприпас послужил не более чем заготовкой с прочностными характеристиками и подходящими габаритами.

Более лёгкие авиабомбы, созданные в рамках программы 1939 года, были приняты на вооружение Императорского флота уже в следующем году, но с тяжёлыми бронебойными появилась некая заминка. Было создано и произведено пара вариантов прототипов, но потому, что на эти снаряды возлагались особенные надежды – так как их назначением было не что-то, а «цели №1», вражеские линейные корабли – то для окончательного выбора было решено испытать их в максимально реалистичных условиях.

Специально для тестов в Германии были заказаны плиты крупповской гомогенной брони, которую японские конструкторы сочли самый родным аналогом американской брони «Type B», использовавшейся для бронепалуб линейных кораблей флота США. В начале 1941 года на полигоне Касима, рядом от авиабазы Касумигаура (о. Хонсю), из этих плит была выложена «мишень», и начались финальные опробования.

Палубный ударный самолёт «Накадзима» B5N2 из состава авиагруппы авианосца «Хирю» с 800-кг бронебойной авиабомбой обр.

99 №80 мод. 5 на внешней подвеске, 1941 г. Источник: Famous Airplanes of the World, №74

Испытательные сбросы с разных высот продемонстрировали, что варианты с цилиндрическим корпусом неэффективны ввиду важного падения скорости из-за сопротивления воздуха. Вариант с каплевидным корпусом владел лучшей аэродинамикой и снабжал требуемые по техзаданию характеристики бронепробиваемости. Выбор был сделан, и в марте 1941 года новый снаряд был принят на вооружение называющиеся «авиационная бомба обр.

99 (1939 г.) №80 (калибр 800 кг) модель 5». Как мы не забываем, в то время мысль адмирала Ямамото о рейде на Пёрл-Харбор всё ещё изучалась очень ограниченным кругом посвящённых на предмет техвозможности её реализации.

Появление нового действенного противокорабельного снаряда было нужно как запрещено кстати. В случае если на начальной стадии планирования «Гавайской операции» у её разработчиков и имелись важные сомнения по поводу целесообразности применения горизонтальных бомбардировщиков, то сейчас они были сняты.

В июне Объединённый флот заказал производство этих бомб, а экипажи ударных самолётов под неспециализированным управлением капитана 2-го ранга Мицуо Футида начали интенсивные тренировки с применением обрисованных выше наработок Масатакэ Окумия. В сентябре 1941 года 1-й Воздушный флот взял первую партию из 150 новых авиабомб – три боекомплекта для ударных самолётов, каковые планировалось задействовать в качестве горизонтальных бомбардировщиков в гавани Пёрл-Харбор. Их экипажам к тому времени удалось повысить точность бомбометания по цели типа «большой корабль» до фантастического показателя в 70%.

7 декабря 1941 г. Взрыв носовых погребов линейного корабля «Аризона» в следствии попадания бронебойной авиабомбы
Источник: Official U.S. Navy Photograph #80-G-K-13512, National Archives

Отдельного рассмотрения заслуживает развитие и возникновение легендарного мифа, связанного с данными бомбами. Первый пример этого снаряда попал в руки американцев ещё в мае 1942 года, в то время, когда на второй палубе только что поднятого со дна бухты одного из потопленных на протяжении японского рейда на Пёрл-Харбор линейного корабля «Вест Виржиния» была обнаружена неразорвавшаяся авиационная бомба диаметром 409 мм.

Её «снарядное» происхождение экспертам было разумеется с первого взора, в первую очередь благодаря восьми углублениям в носовой части, очевидно предназначенным для крепления бронебойного наконечника боеприпаса-«донора». Бомба была нейтрализована, изучена и вошла в американские справочники по японскому оружию с примечанием «converted 40cm AP shell» (переделанный 40-см бронебойный боеприпас). В первой половине 40-ых годов XX века на аэропорте захваченного японского острова Сайпан был обнаружен уже целый склад аналогичных бомб.

Так, эксперты ещё на протяжении войны прекрасно воображали, с чем они имеют дело.

30 мая 1942 г., 2-я палуба линейного корабля «Вест Виржиния», поднятого со дна бухты Пёрл-Харбор. Внизу снимка видна хвостовая часть неразорвавшейся 800-кг авиабомбы, без блока стабилизаторов и с извлечёнными взрывателями
Источник: Official U.S. Navy Photograph #NH 64305, Naval History and Heritage Command

А дальше сработала уже техническая безграмотность послевоенных историков, и «переделанный боеприпас» они осознали как «простой боеприпас с приделанными стабилизаторами», из чего ими же был сделан непроизвольный вывод об импровизации. Согласитесь, отысканное в последний момент очень способное в собственной простоте ответ – это так как и в самом деле намного увлекательнее и драматичней, чем продолжительная и усердная работа испытателей и конструкторов.

У некоторых фантазия помчалась ещё дальше, и в случае если «16-дюймовые боеприпасы со стабилизаторами» имели хотя бы смутное отношение к действительности, то присовокуплённые Лиддел Гартом ещё и 15-дюймовые (381-мм) – уже по большому счету никакого. Хотя бы вследствие того что данный популярный в английском флоте калибр ни при каких обстоятельствах не состоял на вооружении флота японского, и 15-дюймовые боеприпасы им попросту негде было в достаточных количествах забрать. Но, уже освящённые авторитетом известных историков, эти разнокалиберные боеприпасы, снабжённые второпях и «на коленке» приделанными стабилизаторами, начали собственное победное шествие по страницам бессчётных статей и книг.

800-кг авиабомбы обр.

99, захваченные на аэропорте острова Сайпан. Июль 1944 года

И пускай данный миф в далеком прошлом опровергнут – строго говоря, ещё до собственного появления – он и до сих пор в полной мере себе жив и, имеется опасения, будет жить ещё весьма и весьма долго. В чём все мы скоро сможем в очередной раз убедиться, почитав статьи по поводу очередной годовщины Пёрл-Харбора.

Источники:

  1. US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-19: Japanese Projectiles General Types”, 1946.
  2. US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-23: Japanese Bombs”, 1945.
  3. Bureau of Ordnance, “OP 1667: Japanese Explosive Ordnance”, Vol. 1, 1946.
  4. Gordon W. Prange, “At Dawn We Slept: The Untold Story of Pearl Harbor”, 1981.
  5. John Campbell, “Naval Weapons of World War Two”, 1985.
  6. Robert C. Mikesh, “Japanese Aircraft Equipment 1940–1945”, 2004.
  7. Mark R. Peattie, “Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941”, 2007.
  8. Japanese naval guns 41cm/45 (16.1inch) 3rd Year Type, 40 cm/45 (16.1inch) 3rd Year Type

Перл Харбор. Секунды до катастрофы

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: