Дорога в китай

      Комментарии к записи Дорога в китай отключены

Сравнительно не так давно Warspot публиковал первую часть одиссеи балтийского лётчика Михаила Сафонова в художественном пересказе Елены Хаецкой. Предлагаем читателям познакомиться с продолжением данной истории.

Разговор Аркадия Загурского с бывшим балтийским лётчиком Михаилом Ивановичем Сафоновым затягивался, но Загурский не был в обиде, наоборот – втайне весьма опасался, как бы Михаил Иванович не решил прервать рассказ.

Они сидели под навесом, спасаясь от палящих лучей солнца, – сейчас года в Китае жара. Сафонов вспоминал давешние дни – семнадцатый год…

– По окончании лечения в военного госпиталь я возвратился на Балтику, – говорил он. – Наступало революционное время. – Его лицо болезненно передёрнулось. – Нам именно дали новые лодки Григоровича М-15. В июле семнадцатого я был произведён в лейтенанты и начал командовать авиаотрядом «Глагол». И вот в первых числах Сентября мы вылетели на разведку – пять русских «Ньюпоров» и М-15 – и схватились с немцами.

Тогда, кстати, я пилотировал на «Ньюпоре-17» и очень удачно сбил ещё один германский двухместный самолёт. Немцы совершили налёт на базу отечественных гидросамолётов в Эстонии, ну мы и потрепали разбойников. «Моих» гансов выудили из воды отечественные матросы, и позже мы совместно обедали в офицерской столовой. Находились кроме этого британцы с подлодки. Интересный в собственном роде обед оказался…

Он набрался воздуха.

– Да, много времени прошло… В последних числах Сентября семнадцатого, в случае если не забывайте, немцы постарались захватить Моонзундский архипелаг, и флот германский поддерживали более чем ста аэропланов и шесть дирижаблей. Горячее время началось.

Отечественных гидросамолётов против их ста было лишь тридцать… В то время, когда немцы высадились на северо-западе острова Эдель, а в том месте пребывала отечественная база, было нужно нам грузить неисправные аппараты на транспорты под вражеским огнём, а все исправные поднять в атмосферу, дабы закрывать отход транспортов до прибытия их в Ревель. Четыре дня мы отбивались, и я сбил четыре неприятельских аппарата за это время.

Позже уже, в первых числах Октября, при возвращении из разведки наткнулся на немца – он меня обстрелял, и мотор мой стал. Было нужно садиться на воду – погода разрешала, и на том благодарю, были бы волны – пропал бы ваш Михаил Иванович. Подобрал меня отечественный эсминец «Разящий» и доставил в штаб обороны Рижского залива. В том месте я доложился как положено и в тот же час взял новый самолёт…

А позже… Сообщите – ирония судьбы? – Сафонов горько захохотал. – Двадцать пятого октября семнадцатого года я пребывал в Петрограде! Взял лейтенанта , мне дали отпуск – и я прибыл в столицу, дабы обвенчаться с Людмилой. Дорогая моя сестра милосердия!

Именно тут и произошёл большевистский переворот.

Сафонов покачал головой:

– С господами коммунистами мне говорить не о чем. Особенно же они явили собственное подлинное лицо при подписании Брестского мира в марте восемнадцатого. Я в тот же час же уволился со работы. А одиннадцатого апреля, – он криво улыбнулся, – мы с Людмилой и ещё четверо моих товарищей, морских лётчиков, сели в отечественные самолёты и перелетели в Финляндию. Совершили, так сообщить, экспроприацию боевой техники, в лучшем стиле большевистских традиций.

В случае если вам весьма интересно, угнали мы из-под носа у коммунистов одну лодку М-9, два «Ньюпора-10» и два «Ньюпора-17».

Дорога в китай
«Ньюпоры» его товарищей и Сафонова на льду реки Вуокса сразу после перелёта в Финляндию 11 апреля 1918 года. Фото из местной газеты

В Финляндии именно шла борьба с большевизмом, и мы поступили в том месте на работу. Считались мы, действительно, лётчиками гражданской авиации, но предполагалось что-то иное. Занимались мы в Финляндии разведкой, время от времени бомбили, а красных лётчиков в том месте так и не встретили.

В мае восемнадцатого Маннергейм занял Хельсинки, и делать в Финляндии мне стало нечего.

– Как же вы появились в Китае? – задал вопрос Аркадий.

– Сперва я был в Новочеркасске, – ответил Сафонов. – Пробираться нам с Людмилой было нужно через оккупированную немцами территорию, а дальше… Дальше я вступил в Добровольческую армию генерала Деникина. Предстоящее вам в общем должно быть ясно: отступление, Персия. По окончании Персии ненадолго мы осели в Индии – я поступил в том месте инструктором в британскую авиационную школу.

Позже уже перебрались ко мне, в Китай.

– И вы избрали Мавэй, по причине того, что… – начал было Аркадий, но Сафонов скоро, быстро перебил:

– По причине того, что тут, в Маньчжурии, правителем стал Чжан Цзолинь. Вам это, возможно, ничего не может сказать?

– Кое-что я в китайской политике осознаю, – чуть обиделся Загурский. – По окончании революции в Поднебесной началось что-то наподобие войны между уездными княжествами. Чжан Цзолинь – один из «милитаристов», военных правителей.

Михаил Сафонов (второй слева) с товарищами. Финляндия, 1918 год

– А основной его соперник – партия Гоминьдан, которую на данный момент бессовестно и в открытую поддерживают Рекомендации, – заключил Михаил Иванович. – Так что выбор мой – кому помогать и чьих пилотов обучать лётному мастерству – должен быть для вас совсем ясен.

– Продолжаете борьбу против большевизма?

– И буду бороться с ним до конца жизни – либо пока не разобью, – жёстко отвечал Михаил Иванович. – Но, достаточно об этом. Тут, я думаю, вам всё уже светло. Давайте лучше поведаю о Мавэе – так как это моя основная забота и главная головная боль.

– Как я осознаю, китайцы – благодарные ученики? – задал вопрос Аркадий. – Так в чём трудности?

– Было бы дело, а трудности найдутся, – хмыкнул Сафонов. – Отечественная школа так как организована как морская.

Сафонов со своей женой Людмилой около «Ньюпора-10», на котором они сбежали из России в апреле 1918 года

Об этом тут вспоминать не обожают, но началось всё ещё при Цинском правительстве, которое так благополучно было свергнуто их революцией… В сентябре девятого года, задолго… до всех событий, – он набрался воздуха. – Тогда около двадцати студентов отправились за счёт казны в Американские Штаты и Англию – изучать конструкцию подводных лодок и самолётов. Позже ещё трижды отправляли такие учебные группы – в пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом годах.

И до тех пор пока Европа сражалась, тут, в Китае, устроили в восемнадцатом году военно-техническую школу. Мысль здравая: за шесть лет обучения подготавливать конструкторов новейшей бронетехники, лётчиков и подводников.

– Морская авиация, – со знанием дела кивнул Аркадий. – И наименование тут такое прекрасное – «Грива лошади»…

– Вообще-то «Мавэй» свидетельствует не «грива», а «хвост», – исправил Сафонов.

Неточность Аркадия показалась обоим такой смешной, что засмеялись они в один момент, и это сблизило собеседников. Тон беседы сходу стал более доверительным.

– Принимают ко мне людей и практически неграмотных, – говорил Сафонов. – За три года они приобретают среднее образование, а позже ещё три года долбят особые науки. Первостатейный предмет у нас – английский. Техническая-то литература вся сплошь на британском!

Это и мне пригодилось… Позже начинаются стажировки – отправляют курсантов на фабрики, изучать технологии.

– А военная подготовка?

– Само собой. Загружены, в общем, бедные китайцы с утра до ночи. И ни один не жалуется.

– Про авиацию поведайте подробнее, – попросил Аркадий.

– А что вас интересует? – прищурился Сафонов. – Вы задавайте вопросы, а я отвечу.

– Я так осознал, что школа в Мавэе всё-таки в основном морская, – увидел Аркадий. – Так в то время, когда тут показалось авиационное отделение?

– В марте восемнадцатого, – мгновенно ответил Сафонов. – Главная задача его – подготовка экспертов для развития национальной авиапромышленности. Кстати, не требуется думать, словно бы преподают тут целые чужестранцы: главная нагрузка лежит на четырёх китайцах, каковые ранее изучали авиацию в Американских Соединённых Штатах… Но по большому счету тут, в Китае, вопросов не редкость больше, чем ответов. Многие привычные по Европе схемы просто не трудятся.

– К примеру? – жадно задал вопрос Аркадий.

– Ну к примеру… – Сафонов ненадолго задумался. – К началу нынешнего лета в Мавэе выпустили семнадцать экспертов по самолётостроению. Одного, в особенности выдающегося, послали на стажировку за границу. Словом, кадры для национальной авиапромышленности «поднялись на крыло». В этот самый момент узнается, что в Китае для того чтобы громадного количества конструкторов воздушных аппаратов просто не требуется.

Парадокс?

– Согласен! – кивнул Аркадий.

– Страна огромная, народонаселение огромное, экспертов всего семнадцать – и это им думается большое количество! – Сафонов покачал головой.

– И что сделали с безработными авиаконструкторами? – спросил Аркадий.

– Распихали по лётным школам, взяли на работу на флот – в авиационные части, кого-то послали на фабрики… Наконец, пришла яркая идея – готовить в Мавэе военно-морских лётчиков. Гидросамолёты – это уже моя забота. Моя и двух моих китайских товарищей – Чэнь Цзяюаня и Лю Гочжэня.

Оба закончили школу в Наньюане. Это самая громадная в Китае, возможно…

Он задумался ненадолго. Аркадий ожидал продолжения.

– Видите ли, в Китае очень мало самолётов. Это основная неприятность. Ну, не считая того, что тут всегда происходят какие-то революции, – прибавил Сафонов, кривя рот. – К этому мы, русские, но, должны были бы привыкнуть… И вот заканчивает юный китайский лётчик обучение – а летать ему не на чем. Единственная возможность для него остаться в авиации – превратиться в сторожа школьного самолётного парка, практически – защищать гору фанеры.

А вот в то время, когда Великая война в Европе закончилась – тут-то и открылись для Китая новые возможности. В девятнадцатом году Пекинское правительство взяло кредит в два миллиона британских фунтов, и В первую очередь двадцатого года в Поднебесную потекли самолёты от компании «Виккерс».

– Большое количество?

– Сто тридцать либо около того… Среди них были учебно-тренировочные «Авро-504К» и одномоторный «Виккерс-ВИМ».

– Это что ещё за птица? – узнал Аркадий.

– Vickers Instructional Machine, – британское произношение у Сафонова выяснилось страшное, – тот же двухместный истребитель-разведчик FE.2d, точно вам приятель, если вы бывали на фронте по своим корреспондентским делам. На него компания «Виккерс» устанавливала второе управление, и машина становилась учебной. Вот на этом достатке китайцы и продолжили обучение.

Раньше-то у них учебные самолёты были сплошь одноместные.

– Как же они обучались? – поразился Аркадий.

– Да так, – Сафонов хмыкнул. – На пальцах. Инструктор все манипуляции показывает на земле, а в первоначальный полёт курсант отправляется самостоятельно. Конечно – большое количество несчастных случаев.

– Ну, с новыми-то самолётами для того чтобы, возможно, не происходит! – выговорил Аркадий.

– Самое необычное, что аварий и поломок меньше не стало, – покачал головой Сафонов. – Наоборот – их кроме того больше. Обстоятельство тому непонятна. Но двухместный самолёт, если доверять китайским сотрудникам, осваивается тяжелее.

В первой половине прошлого года – четыре важные аварии! не забываю, как упал «Авро-504К»: в воздухе отказал мотор. Курсант «катал» на самолёте приятеля. В следствии оба они упали на груду кирпичей, один утратил зрение, второму отрезали ноги… Позже ещё на школьном аэропорте совсем глупая авария: курсант разворачивался на земле с малым радиусом, опрокинулся – машина разбита, а курсант погиб.

И опять «Авро», увидьте. По большому счету же, не обращая внимания на все эти бедствия, Наньюаньская школа тут как бы каноническая: везде обучение выстроено на подражании тому, как устроено в том месте…

Разговор прервала Людмила – прекрасная юная дама с утомившимся лицом. Она пришла кликать мужа и гостя к столу:

– Обед не через чур изысканный: рис да рыба, – предотвратила она. – Но чем богаты – тем и рады. Соскучились без хлеба… – Она набралась воздуха и украдкой покосилась на мужа.

Тот поднялся, кивнул Аркадию:

– Идёмте, не будем обижать хозяйку промедлением.

* * *

Михаил Иванович Сафонов погибнет ровно через год, в июне 1924 года, испытывая гидросамолёт-бомбардировщик, а Людмила с детьми по окончании продолжительных скитаний окажется в Америке… Но ничего этого не знают на данный момент отечественные храбрецы. Человеку не дано знать собственного будущего – в этом содержится великое для него благо.

На 50-полосной дороге в Китае образовалась гигантская пробка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • На дороге к f-35. general dynamics/convair model 200

    Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а и есть продолжение темы, поднятой в статье Проект палубного истребителя-бомбардировщика…

  • Китай и авиация в 2012 году

    Во время новогодних праздничных дней все мы привыкли подводить итоги, и планировать на будущее. Особенно весьма интересно подводить итоги деятельности…

  • Дорога на дрезден

    Просматриваю жж коллеги Влада Лаврова и сделал вывод, что сейчас один из его рассказов стоит выложить на сайт. Одним летним дачным вечером, мы с Серегой…

  • Самолет 5 поколения. россия. сша. китай. видео.

    В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались главные перспективные…

  • Как устроена самая маленькая железная дорога в мире

    В сегодняшнем посте я познакомлю вас с самой маленькой железной дорогой в мире, предназначенной для перевозки людей. Этот тип железной дороги в Германии…

  • Глава 2. дорога к мидуэю. (часть iii)

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. 1 февраля 1942 г. 8-е и 17-е своевременные соединения флота…