Дпя большинства государств Западного полушария Вторая Мировая война прошла фактически незамеченной, не смотря на то, что большая часть из них формально объявило войну странам «оси». Лишь маленькие подразделения ВВС Мексики и Бразилии смогли реально поучаствовать в военных действиях в составе ВВС Соеденненых Штатов. О вкладе мексиканцев в неспециализированную победу отечественный рассказ.
По окончании нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года Мексика, вместе с многими вторыми латиноамериканскими государствами, порвала дипотношения с Германией, японией и Италией. Угроза японского вторжения с западной части береговой полосы подтолкнула мексиканцев к полной мобилизации собственных ВВС (Fuerza Aerea Mexicana, FAM) для патрулирования побережья страны.
В то время мексиканские ВВС были достаточно робко представлены двумя авиаполками, потри эскадрильи в каждом. Главным боевым самолетом являлся морально устаревший американский многоцелевой биплан «Воут» V-99 «Корсар», имелось кроме этого пара «Воутов» О2U-2M и «Консолидейтедов модель 21М». 1-й полк, как более подготовленный, был переброшен в прибрежный город Байя, а 2-й остался в столице.
Эти меры были нелишними, по причине того, что скоро в Мексиканском заливе объявились германские субмарины. 13 мая 1942 года около Майами подводная лодка U-564 потопила мексиканский танкер «Потреро де Лано» (погибло 14 моряков). Практически спустя семь дней жертвой U-106 стал танкер «Фаджа де Оро», совершавший рейс из америки на Кубу (это был итальянский корабль, конфискованный в начале войны).
По окончании этих атак мексиканский президент генерал Камачо 28 мая 1942 года объявил войну гитлеровской Германии и ее союзникам.
Германская подводная угроза судоходству в Мексиканском заливе подрывала не только экономику Мексики, но и наносила большой урон коммуникациям союзников. Исходя из этого американцы настойчиво попросили от собственного южного соседа безотлагательно принять действенные меры.
Ответом стала посылка в Штаты группы мексиканских пилотов под руководством майора Луиса Норьеги Медрано на двухнедельные направления для освоения тренировочных «Харвардов» АТ-6. Эти автомобили предполагалось применять в качестве пикирующих бомбардировщиков для борьбы с подводными лодками.
17 июня 1942 года на столичный аэропорт Бальбуэна приземлилась шестерка АТ-6В под руководством майора Медрано. Еще в Соединенных Штатах самолеты оснастили пулемётами и бомбодержателями (три крупнокалиберных «Браунинга» М-2). Ранее эти учебные автомобили имели возможность нести по пять 14-кг бомб М-5 либо столько же кассетных 9-кг М-41.
А в следствии «модернизации» они были приспособлены для подвески четырех более замечательных 45-кг бомб Мк.1 (реально мексиканские летчики ни при каких обстоятельствах не поднимали больше двух таких бомб).
Уже через пять дней по окончании прибытия «Харварды» показали собственные возможности по бомбометанию с пикирования на полигоне около Мехико лично самому президенту и вторым влиятельным лицам. На следующий сутки эскадрилью передали в своевременное управление генералу Анаклето Гуерреро (военное руководство «Залив»).
В это же время, ситуация в заливе накалялась. По американским разведданным, в районе объявился известный германский подводник Ганс Витт, имевший на своем счету уже три потопленных судна. 26 июня субмарина U-129 под его руководством нападала и потопила танкер «Тукспан», погибло четверо мексиканских моряков.
На следующий сутки жертвой данной же подлодки стало судно «Лас Чоапас», в этом случае погибло трое мексиканцев. Обе атаки проводились всего в 40 милях от берега.
Затем все «Харварды» были переведены на круглосуточное боевое патрулирование.
Шанс расплтиться показался 7 июля. Вот что вспоминал потом мексиканский летчик майор Норьега:
«В тот сутки я был на боевом дежурстве и взял радио сообщение от пилота коммерческого самолета о подводной лодке. Я срочно взлетел на своем АТ-6 с двумя 100-фунтовыми бомбами. По окончании прибытия на место я нашёл лишь волны от погружающейся подлодки.
Но по окончании получения «добро» от берегового руководства я скинул обе бомбы. По окончании чего я передал координаты и ушел к себе, покинув немцев «на попечение» американских бомбардировщиков. По окончании дозаправки я опять взлетел и на месте собственной атаки нашёл только пятна мазута».
К сообщённому небходимо отметить, что столкновение происходило в 15 милях севернее Тампико, и что майор, очевидно, приписал себе уничтожение вражеской субмарины. Но руководство было более сдержанно и объявило, что
«атака германской подлодки была результативной».
В конечном итоге U-129 не была потоплена. Только 18 августа 1944 года эта «прославленная» лодка погибла от рук собственного экипажа в Бордо на грани захвата высадившимися во Франции союзниками.
На данной атаке действия немцев в Заливе не закончились. 27 июля 1942 года U-171 под руководством капитана Гюнтера Пфеллера потопила мексиканское торговое судно «Оаксака» (шесть человек погибло). 4 сентября жертвой этого же экипажа стал танкер «Аматлан» (погибли три моряка).
Мексиканцам так и не удалось отомстить за это, но при возвращении из похода U-171 затонула 9 октября неподалеку от Шербура, «напоровшись» на британскую мину. Ее капитан выжил в тот раз, но погиб через два года в очередном походе.
Сразу после вступления Мексики в войну группы мексиканских армейских отправились в Соединенных Штатах для изучения американского боевого опыта. Дело в том, что, в отличие от большинства собственных латиноамериканских соседей, Мексика решила не ограничиться формальной декларацией, а внести настоящий вклад в победу.
Но только в первой половине 40-ых годов XX века были предприняты конкретные шаги в этом направлении. В начале года на авиабазе морской авиации Норт Айленд в Сан Диего показались семь мексиканских пилотов под руководством капитана Карлоса Сервантеса Переса. По соглашению с американцами им предстояло освоить пикирующие бомбардировщики SBD5 «Донтлесс».
Незадолго до этого США поставили в Мексику 20 самолетов данного типа в модификации А24В (военный версия «Донтлесса» без крюка аэрофинишера, с увеличенным пневматиком хвостового колеса и с упрощенным навигационным оборудованием).
В Норт Айленде организовали «Мексиканскую эскадрилью» (либо по-испански Grupo Aereo Mexicano). Ей выделили восемь автомобилей, ангар и взлетную полосу. Лишь на один бомбардировщик нанесли мексиканские опознавательные символы, а позже довольно часто применяли его в качестве «декорации» для агитационных фотосъемок.
Обучение длилось полгода, а 2 июля президент Мексики Мануэль Авила Комачо празднично заявил о посылке мексиканского авиационного корпуса для войны на Тихом океане. А так как реально подготовленных для полетов на современных бомбардировщиках экипажей в самой Мексике не было, то в «авиакорпус» зачислили недоучившихся курсантов из Норт Айленда. Из восьми летчиков (в марте к ним присоединился полковник Антонио Карденас Родригес, уже успевший в первой половине 40-ых годов двадцатого века добровольцем повоевать в составе экипажа В-17 над северной Африкой) семерых отобрали в состав новой 201-й истребительной эскадрильи ВВС Соеденненых Штатов.
Скоро семерых мексиканцев послали на фронт. Двое из них не дожили до победы. Крисофоро Салидо Грийалва разбился на аэропорте Маджор Филд в Техасе на протяжении переобучения на Р-47 «тандерболт», а Карлос Гардуно погиб 17 июня 1945 года, в то время, когда на протяжении боевого вылета отказал двигатель и при аварийной посадке взорвались две подвешенные под крыльями 454-кг бомбы.
Остальные курсанты Норт Айленда достигли громадных удач в предстоящей карьере. Полковник Карденас взял звание генерала и с 1946 по 1952 год руководил ВВС Мексики. Фернандо Хернандес Вега также дослужился до генеральского звания и стал первым мексиканским летчиком, совершившим полет на реактивном самолете.
Активную летную работу он продолжал впредь до собственной смерти во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Полковник Карлос Нуньес стал личным пилотом нового мексиканского президента Адольфо Лопеса Матеоса, а Якобо Эстрада Луна водил персональный «борт» другого мексиканского президента — Мигеля Алемана. Хулио Майор Сауз был шеф-пилотом военного министра и уволился в 70-е годы в чине генерала.
В то время, когда американцы убедились в серьезности намерений собственных союзников, то передали им пара десятков Р-47 «Тандерболт» из состава 384-й и 385-й истребительных групп USAAF, каковые перевооружались на новенькие «Мустанги». Как уже упоминалось, из этих самолетов организовали Мексиканские Экспедиционные ВВС (Fuerxa Aerea Expedicionaria Мехасапа), каковые складывались из единственной 201-й эскадрильи.
В это подразделение отбирали лучших механиков и лётчиков со всей страны. В итоге в него вошли 38 пилотов и около 260 человек наземного персонала.
На Филиппины мексиканцы прибыли в мае 1945 года. Руководил этими «ВВС» полковник Антонио Карденас, а эскадрильей — капитан Радамес Гаксолия Андраде. Эскадрилью подчинили руководству 58-й Истребительной группы ВВС Соеденненых Штатов.
До июня мексиканцы летали лишь под руководством американцев и лишь в составе смешанных групп, но скоро им разрешили независимые вылеты.
Сперва, в июне — июле 1945 года мексиканцы поддерживали наступление американской армии на острове Лусон. Потому, что японская авиация на Филиппинах была уже практически стёрта с лица земли, им приходилось летать лишь на штурмовку и разведку вражеских позиций.
Но в этих полетах «чиканос» показали себя не лучшим образом, поскольку из-за не сильный знания английского они обычно не могли осознать команд авианаводчиков. Случился последовательность неприятных инцидентов, при которых погибло пара американских военнослужащих.
Исходя из этого в июле мексиканцев перенацелили на дальние рейды против японских объектов на острове Формоза (сейчас — Тайвань), где они уж никак не могли отбомбиться по своим. Издание военных действий эскадрильи за данный период полон записями типа:
«Миссия на эскортирование конвоя в Северном Филиппинском море. Итог: все пилоты 201-й эскадрильи принимали участие в эскортировании с шести утра до 18:00 вечера, в то время, когда были поменяны Р-61 ВВС Соеденненых Штатов».
Небходимо отметить, что прикрытие конвоев было крайне важной задачей, потому, что «камикадзе», каковые базировались на Формозе, наносили большие потери американскому флоту.
В ноябре 1945 года пилоты возвратились в Мексику (самолеты остались на Филиппинах, поскольку изначально передавались на условиях «ленд-лиза»), где сходу стали национальными храбрецами — сам президент лично наградил их медалями, намерено отчеканенными по такому случаю. По их возвращении Экспедиционные ВВС в соответствии с декрету Президента прекратили собственный существование.
31 пилот взял боевой опыт, а пятеро не возвратились. Лишь один из них, Фаусто Вега Сантандер, был сбит зенитным огнем, а остальные стали жертвами нехорошей погоды (что на Тихом океане не исключение, а скорей правило) и отказов техники.
на данный момент исторические традиции поддерживает Escuadron Aereo de Pelela 201, вооруженный легкими штурмовиками «Пилатус» РС-7. Нынешним летчикам также было нужно «понюхать пороха», участвуя в военных действиях против повстанцев в штате Чиапас в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Но это уже совсем вторая история…
источник: Михаил ЖИРОХОВ «АЦТЕКСКИЕ СОКОЛЫ» «Авиамастер» 08-2002
Тайны Второй Мировой Войны / Secrets of World War II
Увлекательные записи:
- Танкомир 26-27-28 (часть 3.1) лёгкая сау артподдержки.
- Легкий сельскохозяйственный вертолет св-3. россия
- Мир погибшего чингиз-хана. часть 55. крестовый поход на альхесирасский эмират и германские междоусобицы
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Американские военные самолеты второй мировой войны: 5 лучших
На протяжении Второй мировой США применяли тысячи армейских самолётов, каковые во многом предопределили успех их победы над Японией. Однако, сами…
-
Как уже отмечалось выше, в предвоенные годы британцы по большому счету не уделяли внимание формированию штурмовой авиации. Вернее, раскиданный по…
-
В продолжение и в параллель темы, поднятой глубокоуважаемым сотрудником Бякиным, выкладываю собственную давнишнюю работу по штурмовой авиации, применению…
-
Последняя страница второй мировой войны
Завершающей страницей Второй мировой стала блестящая операция советской армии – разгром Квантунской армии императорской Японии. Эта операция лишила Токио…
-
Итальянская авиация во второй мировой войне. додеканезские острова
Одним из отдаленных от метрополии владением Италии были Додеканезские острова. Тут дислоцировались части «Аэронаутика делл Эгео». Примечательно, что…
-
Российская империя во второй мировой войне
Сам по себе текст не таковой уж и большой, но масштаб альтернативы . Мир сохранившейся России и Вторая Мировая Война с её участием впечатляют масштабом и…