С днём пограничника (2013)

      Комментарии к записи С днём пограничника (2013) отключены

28 мая в Российской Федерации отмечается Сутки пограничника. В данный сутки 95 лет назад декретом Совнаркома (СНК) была создана пограничная охрана границы РСФСР.
По традиции, в Сутки пограничника все проходившие службу в погранвойсках надевают форму, в обязательном порядке зеленую фуражку, и планируют в парках. В Москве это Сокольники, Измайлово, Парк Поклонная гора и имени Горького. 28 мая 2012 года в Москве на Поклонной горе была открыта Аллея пограничников и заложен символический камень.
Охрана сухопутных границ СССР во второй половине XX века.
Охрана сухопутных границ США.

В первой половине 70-ых годов шестнадцатого века показалось Уложение о станичной работе, регламентировавшее права и обязанности порядок и стражи охраны пределов. В первой половине 70-ых годов шестнадцатого века был назначен единый глава над сторожевой и станичной работой. С ростом внешней торговли в первой половине 50-ых годов XVIII века создаются пограничные таможни.

Охрана границы осуществлялась драгунскими полками, рассредоточенными по форпостам, и таможенными вольнонаемными объездчиками.
С 1782 года начала вводиться таможенная стража из объездчиков и вольнонаёмных надзирателей, усиленная в 1811 году пограничной казачьей стражей. С 1827 года их функции объединила пограничная стража (до 1832 года — пограничная таможенная стража). В 1893-1917 годах существовал Отдельный корпус пограничной стражи.
Созданная в 1918 году декретом СНК РСФСР пограничная охрана, в 1919 году была переименована в Пограничные армии, каковые пребывали в ведении Народного комиссариата по армейским делам, с 1920 года в совокупности ВЧК (Общероссийская чрезвычайная рабочая группа) — ГПУ (Национальное политическое управление) — ОГПУ (Объединенное национальное политическое управление). С 1934 года управление Пограничными армиями осуществляло Основное управление пограничной и внутренней охраны, с 1937 года — Основное управление пограничных и ВВ, с 1939 года — Основное управление Пограничных армий министерства внутренних дел (НКВД) СССР.
С марта 1957 года Пограничные армии были переданы Комитету безопасности государства (КГБ) при Совете министров СССР (с 1978 года — КГБ СССР).

Охрана сухопутных границ СССР во второй половине XX века

ЗВЕЖИНСКИЙ Станислав Сигизмундович, врач технических наук
ИВАНОВ Владимир Анатольевич, кандидат технических наук, доцент
СИЗОВ Сергей Михайлович,
ТРУШИН Анатолий Андреевич

Таковой страны, как СССР, не существует уже 15 лет (на момент написания статьи), за это время случились громадные трансформации в тактике и технике охраны границ стран, обусловленные научным прогрессом и разительной сменой политической обстановки на планете. Мир из двухполярного, в связи с распадом лагеря социалистических государств, превратился в однополярный, металлический занавес пал. Но это не стало причиной уменьшению приграничной опасности России — показались новые угрозы, обусловленные преступной деятельностью интернациональных экстремистких организаций, наркотрафиком, религиозным и национальным экстремизмом, сепаратизмом, нелегальной миграцией.

Вследствие этого представляется, что опыт охраны границ СССР, накопленный особенно за послевоенные годы, должен быть переосмыслен, и все лучшее возможно учтено при формировании нового вида национальной границы России. Как раз опыт, передающийся и сохраняющийся офицерами-пограничниками, и организация и качественные технические средства охраны (ТСО) разрешили обеспечить высокий уровень приграничной безопасности в тяжелейших условиях распада страны, численности сокращения и резкого финансирования личного состава в 90-е гг.

Не все нюансы этого опыта смогут быть изложены на данный момент в открытой печати, но да и то лучшее, что было создано и использовалось 25 и более лет назад, заслуживает внимания. В статье рассматриваются наиболее значимые нюансы охраны сухопутных границ СССР до начала 80-х гг. В то время по признанию как отечественных, так и зарубежных экспертов граница вправду была на замке.

Довольно большой уровень ТСО и организация совокупности охраны (недостижимые до тех пор пока в Российской Федерации) определяли всемирный стандарт, снабжая действенное отражение приграничных угроз на более чем 15 тыс. км сухопутных границ.

Организация совокупности охраны границы

Надежная охрана национальных границ (ГГ), начиная с самого начала существования СССР, рассматривалась как первостепенная и приоритетная задача обеспечения безопасности страны. В конце 70-х гг. охрану ГГ несли пограничные армии (ПВ) КГБ СССР, метод охраны — войсковой, со строгой иерархией и соответствующим территориальным делением: соответствующие структуры и Центральный штаб (г.

Москва), потом — округа с протяженностью предела ответственности порядка 1 тыс. км (штабы — в больших городах либо столицах советских республик) — пограничные отряды (ПОГО) с протяженностью предела порядка 300 км (штабы — в городах) — комендатуры (тыловые заставы) — линейные пограничные заставы (ПОГЗ). относительная самостоятельность и Командная вертикаль в принятии ответов на каждом уровне снабжали эффективность и гибкость управления армиями.

Сигнализационное прикрытие ГГ СССР в конце 70-х гг. обеспечивалась в основном при помощи особых стационарных ТСО — сигнализационных совокупностей (СС) и сигнализационных комплексов (СК) заградительного типа. Они складывались из двух обработки информации — системы и основных частей сбора (ССОИ) с системой средств и электропитания обнаружения (СО), установленных на рубеже охраны. На рубеже устанавливалось целое проволочное заграждение высотой до трех метров.

СО разных физических правил действия осуществляли контроль заграждение на воздействия и целостность, каковые имели возможность оказывать потенциальные нарушители при его преодолении, условно именуемые перелаз, пролаз, перекус (разрушение) и подкоп. Стационарное заграждение, сочетающее в себе заграждающую и сигнализационную функцию, имеется сигнализационное заграждение (СЗ), отличаясь от простого, служащего только физической преградой для передвижения нарушителя. устройства и Дополнительные датчики снабжали усиление охраны в страшных местах, разрешённый проход через калитки и ворота, другие функции.

Любой сигнал, вырабатываемый СО, принятым на вооружение ПВ, являлся знаком тревоги в ружье, по которому персональный состав предпринимал меры по расследованию происхождения сигнала и задержанию вероятного нарушителя. Неисполнение этого требования влекло уголовную ответственность, что, непременно, повышало воинскую дисциплину. Никакие новомодные термины типа освещение обстановки на границе либо контролируемый переход кроме того не могли прийти в голову тем офицерам и генералам — пограничникам, каковые защищали тогда страну, не жалея здоровья и сил, в противном случае и жизни.

Просматривать потом: Особая Техника, №1, 2007 год (PDF) — см. ссылки.

Охрана сухопутных границ США

ЗВЕЖИНСКИЙ Станислав Сигизмундович, кандидат технических наук,
ИВАНОВ Владимир Анатольевич, кандидат технических наук, доцент,
БАРСУКОВ Александр Борисович,
БАБЕШКО Максим Валерьевич

США имеет две сухопутные границы — северную с Канадой (протяженностью 8900 км, на 1/3 проходящую по озёрам и рекам) и южную протяженностью 3200 км, проходящую на высоте до 1500 м по пересеченной местности. Их охрана возложена на Агентство по охране и таможне границы — CBP (US Customs and Border Protection), которое входит в состав Министерства нацбезопасности (Department of Homeland Security) [5,6]. Годовой бюджет CBP в 2006 г. образовывает 7,1 млрд. $ (в 2007 — г. рост на 10 %), из него конкретно на охрану идет ~1,7 млрд. [19].

Персональный состав CBP на 2006 г. — около 42 тыс. человек (в т.ч. занятых на охране и таможне морских границ), из них около 11,1 тыс. военизированных агентов конкретно несут охрану сухопутной границы [5,19]. В соответствии с решаемыми угрозами и задачами насыщенность личного состава на мексиканской границе (9,6 тыс. агентов на конец 2005 г., прогнозируется ~11 тыс. на конец 2006 г.) в 2030 раз выше, чем на канадской.

Мексиканская граница разбита на 9 секторов (рис.1), каковые со своей стороны на подразделяются на 76 постов мониторинга. Средняя протяженность сектора образовывает ~350 км; минимальная — около 100 км (Сан-Диего, 10 постов), большая — 650 км (Эль-Пасо, 12 постов мониторинга); территория ответственности поста образовывает в среднем 40 км. Сектор есть довольно свободным подразделением CBP, имеет собственный штат.

Насыщенность агентами разная: от 16 чел/км (Сан-Диего) до 5,3 чел/км в Аризоне и минимума ~2 чел/км в Нью-Мексике, в среднем ~ 3,5 чел/км [20].

С днём пограничника (2013)
Рис. 1 — 20 секторов национальной границы США [20]

Не обращая внимания на то, что еще в 1996 г. Конгресс призвал правительство наращивать (до 1000 человек в год) число агентов на южной границе и довести ее до 1620 тыс. человек, это не было выполнено благодаря бюджетных затруднений [7]. В Акте Конгресса 2004 г. по противодействию и реформе безопасности терроризм» («Акт 9/11») устанавливается повышение численности работы охраны границ на 10 тыс. сотрудников (т.е. до 21 тыс. чел.) в течение пяти лет, но повышение личного состава до 2006 г. до тех пор пока происходит медлительно, приблизительно на 200 человек в год [3].

Охрана границ США от вторжения нарушителей есть (по окончании трагедии 11 сентября 2001 г.) национальным приоритетом и сейчас находится под пристальным контролем общественности и Конгресса. В целом, охрана границы США осуществляется своевременным способом, наряду с этим главную «нагрузку» несет персональный состав, осуществляющий патрулирование и другую оперативно-служебную деятельность с привлечением личных и коллективных технических средств наблюдения и сигнализационного прикрытия. Обширно употребляется разведка, а также космическая, авиационная и агентурная (в приграничной полосе).

Патрулирование границы США осуществляется в штатном режиме костюмом по 2 человека, есть на 100% моторизованным; в труднопроходимых местах употребляются мелкие одноместные лошади и вездеходы, стандартным видом транспорта являются джипы [1]. Авиационная разведка приграничной местности осуществляется малыми и вертолётами самолетами, оснащенными телевизионными камерами и инфракрасными (ИК) тепловизорами.

Основной угрозой нацбезопасности есть нелегальная миграция, — лишь задержанных нарушителей в 2005 г. зарегистрировано ~1,2 млн. человек, из которых 9798% пробралось в Соединенных Штатах через южную границу с Мексикой [3]. Обстоятельство — чисто экономическая: отличие в оплате среднестатистического труда в Мексике и минимально оплачиваемого труда в Соединенных Штатах различается в 5 раз [22].

По мнениям специалистов, ненамного отличающихся от официальной оценки, обнаруживается лишь 2025% нарушителей — нелегальных иммигрантов [3,4]. Это растолковывает тот факт, что в Соединенных Штатах (по разным данным) на данный момент живёт от 10 млн. (Federation for American Immigration Reform, 2005; Center for immigration Studies, 2004) до 20 млн. (Bear Stearns Report, January 2005) и более нелегальных иммигрантов. С 2000 г. из страны их выдворено более 6 млн., но эта процедура дорогостояща и неэффективна [3-6].

При таком миграционном потоке подрывается экономика (утраты оцениваются от 400 до 1000 млрд. $ в год), усугубляется криминогенная ситуация, в особенности в южных граничных штатах — Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексике, Техасе.

Вместе с мигрантами из Мексики устремляется громадный поток наркотиков — в 2005 г. конфисковано более 20 т кокаина и 650 т марихуаны [3,5,7]. По оценкам экспертов, количество годового наркотрафика образовывает более 65 млрд. $ в год, главная часть проходит через южную границу.

В миллионных весах нелегальных иммигрантов около 2 % составляют криминальные элементы — преступники, убийцы, насильники и т.п. (в 2004 г. их задержано ~22 тыс.человек), а 0,3 % (в 2004 г. задержано около 650 человек) — т.н. «подготовленные» нарушители: шпионы либо потенциальные террористы («alien from special interest country») [3,7]. В случае если учесть, что максимум 1/5 часть из них обнаруживается, то, согласно расчетам американских специалистов, это указывает, что число террористов и шпионов, проникающих в Соединенных Штатах в течение года, образовывает более 2 тыс. человек! [3,4,8].

В национальном составе нарушителей преобладают мексиканцы (в 2004 г. — около 94 %), но сейчас неумолимо возрастает часть обитателей латиноамериканских государств — Бразилии, Никарагуа, Венесуэлы и др. Возрастает приток еще более «проблемных» нелегальных иммигрантов из мусульманских государств — Афганистана, Ирана, Ливии, Пакистана, возрастает приток из Африки (Катар, Йемен). Как язвительно пишет один из специалистов, «мир неспешно определит то, о чем мексиканцы уже знают в далеком прошлом — граница США обширно открыта для любого» [3].

Сигнализационное прикрытие границы США с 1997 г. реализуется при помощи национальной интегрированной сигнализационной совокупности ISIS (Integrated Surveillance Intelligence System), которая есть, по сути, глобальной геоинформационной совокупностью (ГИС) безопасности. Совокупность поддерживает формат GPS, сообщает данные по выделенным радиоканалам УКВ, телефонным и проводным (в основном оптоволоконным) линиям, GSM, Internet. В 2004 г. ISIS стала частью общей американской совокупности безопасности ASI (America s Shield Initiative), которая в ноябре 2005 г. была преобразована в SBI (Secure Border Initiative) либо «Инициативу надёжной границы» [2].

Главным подрядчиком ISIS являлась компания International Microwave Corp. (IMC), позднее поглощенная корпорацией L-3 Communications, которая известна собственными новаторскими разработками устройств ночного видения и сигнализационно-разведывательного комплекса REMBASS. За 7 лет впредь до 2004 г. на границе США было установлено более 20000 радиоканальных независимых средств обнаружения (СО) пассивного типа и около 800 телевизионных камер видимого и ИК — диапазона, каковые и обеспечили главную сигнализационную компоненту ISIS [21]. На оснащение ТСО границы в рамках ISIS было израсходовано около 430 млн. $, цена телевизионного оборудования составила 240 млн. $.

Стационарный пост (станция) наблюдения либо мониторинга есть базисным элементом ISIS, охватывает территорию ответственности границы протяженностью от 10 до 60 км (в зависимости от степени угрозы) и круглосуточно обслуживается как минимум двумя операторами-офицерами, взявшими особую подготовку. Посты мониторинга отправляют данные в центральный пост охраны сектора границы; на постах либо вблизи них сосредоточены главные силы реагирования — патрули.

Сигналы от ТСО идентифицируются операторами как соответствующие событиям вторжения нарушителей, применяя средства дневного и ночного теленаблюдения, разведку. Затем эти передаются мобильному наряду для задержания нарушителей. С целью инженерного усиления границы в некоторых местах оборудованы физические преграды — заборы для затруднения вторжения людей (железные сетчатые либо из профилированного узкого страницы), цементные надолбы — для препятствия проездам машин.

Не обращая внимания на то, что бюджет на охрану границы возрастает с каждым годом на ~10 %, посты мониторинга к началу 2006 г. стационарно осуществляли контроль (при помощи сигнализации и теленаблюдения) не более ~5 % границы. По единодушному заявлению разных организаций, сотрудников и экспертов, ее эффективность недопустимо мелка, в особенности на южных пределах, что ставит под угрозу безопасность страны [3-6].

И это связывают с отсутствием единой постоянной сигнализационных заграждений и системы охраны на протяжении границы. Посты мониторинга находятся в основном в местах громаднейшей интенсивности потока нарушителей — вблизи приграничных городов и дорог. Вблизи постов, в большинстве случаев, устанавливаются сеточные заграждения, но на ~ 97 % границы их нет (до 2006 г.).

Через 230 км мексиканской границы со штатом Калифорния (2 сектора) пролегает самый интенсивный поток нелегальных иммигрантов и наркотрафик, исходя из этого данный участок усиленно контролируется. Подобный путь мигрантов пролегает по граничной реке Рио-Гранде (Техас), которая контролируется патрульными катерами. «Тёплыми» секторами южной границы являются посты вблизи приграничных городов Эль-Пасо (Западный Техас), Юма (Аризона), Мак-Ален, Браунсвилль (Техас).

самая тяжёлая обстановка сложилась в зоне поста протяженностью 23 км, практически разделяющей города Сан-Диего и Тихуана (Мексика) [9]. Сооруженный практически в черте города в 1993 г. сигнализационный забор из профилированного металла (в отдельных местах — бетон), высотой от 3 до 4,5 метров, в основном сдержал поток нелегальных иммигрантов [8,19].

По признанию сенатора Д.Хантера, количество нелегальных преодолений по окончании установки в этом месте сократилось на 95 %, но никто не захотел вычислять, как увеличилось количество вторжений в местах, примыкающих к забору. Помимо этого, возведенное заграждение имеет конструкционные недочёты (рис.2), разрешающие свободно вторгаться более искушенным нарушителям (подкоп). Погонная цена сигнализационного предела, включающего кроме этого средства обнаружения и телевизионную технику, составила около 1100 $/м.

Рис.2 — «Дыры» в пограничном заборе из металла вблизи Сан-Диего [20]

Исходя из этого в 2005 г. как раз на протяжении него (на расстоянии 40 м вглубь территории США) началось строительство нового двухлинейного сетчатого заграждения высотой 4,3 м; между линиями заграждения пролегает грунтовая дорога для патрулирования. Заграждение оборудуется стационарной сигнализацией, охранным освещением и теленаблюдением, что значительно повышает эффективность охраны в целом.

В один момент на протяжении некоторых городских приграничных территорий (Аризона, Техас) началось строительство новых сигнализационных заборов, кроме этого оснащенных теленаблюдением и сигнализацией, мониторинг которых осуществляется на ближайшем посту. На рис.3 продемонстрирован вид заграждения высотой 4,3 м, выполненного из железного профилированного страницы, и близлежащей сигнализационной полосы почвы; погонная цена оборудования предела образовывает около 2600 $ /м [20-22].

Рис.3 — Вид нового сигнализационного заграждения в г. Нако (Аризона) [22]

Заграждение не считая улучшения сигнализационной функции дополнительно снабжает задержку нарушителей, нужную для успешного реагирования сил охраны, но его строительство, как отмечают специалисты, причиняет заметный урон окружающей среде (миграция животных, загрязнение воздуха) и ирригационной совокупности. Но «устрашающий» забор может являться весомым психотерапевтическим причиной, сдерживающим потенциальных нарушителей [3]. Показательно, что строительство кроме того несовершенного и несплошного заграждения на границе штата Калифорнии разрешило к 2005 г. если сравнивать с 1995 г. снизить количество нелегальных иммигрантов в 3,5 раза [10].

К началу 2006 г. лишь ~5 % границы США было оборудовано стационарными совокупностями сигнализации и видеонаблюдения около постов мониторинга, — в большинстве случаев, вблизи городов, где поток нарушителей возрастает [2]. Другие места в зоне ответственности постов смогут контролируются разными радиоканальными датчиками и сигнализационными системами.

Средства сигнализационного оружия интегрируются в единый охранный комплекс поста и округа при помощи ISIS, в его состав входят [7,11,19]:

стационарные телевизионные камеры большого разрешения, устанавливаемые на мачтах либо платформах, трудящиеся днем при естественном освещении, а ночью — при сигнальном (если оно имеется, как в Сан-Диего);
стационарные инфракрасные (ИК) камеры либо тепловизоры на платформах;
интеллектуальные видеодетекторы, обрабатывающие данные с телевизионных камер в автоматическом режиме (сейчас);
стационарные радары на мачтах в местах с плоским рельефом местности, чувствительные к «неухищренному» перемещению транспорта и нарушителей;
мобильные радары на машинах для ведения разведки в трудноконтролируемых местах;
мобильные телевизионные и ИК-камеры, трудящиеся на машинах, вертолетах, малых самолетах, аэростатах;
стационарные (редко) и радиоканальные пассивные средства обнаружения, устанавливаемые в/на грунт — в основном сейсмические, и магнитометрические и ИК — пассивные;
вспомогательные совокупности, включая охранное освещение, микрофоны и пр.

Наверху телевизионной станции наблюдения высотой до десяти метров расположены 4 стационарные телекамеры большого разрешения (2 — видимого диапазона и 2 — ИК), направленные в противоположные стороны, снабжая территорию обзора длиной (возможно) до 1,5 км. Потенциальная видимость силуэта человека («пятно») обеспечивается на дальности до трех километров, наряду с этим наклон камеры по отношению к поверхности исключает ее засветку утром и вечером.

В секторе Сан-Диего на периметре 100 км установлено 75 телевизионных станций, т.е. в среднем территория наблюдения образовывает около 700 м [11]. На эту же станцию устанавливаются радары (иногда, в случае если разрешает рельеф) и антенны для передачи радиосигналов.

Цена одной телевизионной станции (рис.4, слева) образовывает порядка 250 тыс. $ (в масштабе стоимостей 1997 г.), для оборудования привлекались ведущие мировые производители телевизионной техники Pelco, L-3 Communications, Cisco и др. [2,12]. Видеосигналы со стационарных камер на должность наблюдения передается по оптоволокну [21]; в случае если расстояние довольно громадно (десятки км), или условия для прокладки оптического кабеля неудовлетворительные, то информация передается по выделенному радиоканалу.

Рис.4 — Слева: угловая телевизионная станция на южной границе США;
справа — упрощенная конструкция телевизионной мачты на северной границе [6,8]

В некоторых местах (чаще на северной границе) устанавливались более упрощенные телевизионные станции-мачты (высотой 1525 м), оборудованные одной камерой (на поворотной платформе) либо двумя (рис.4, справа); их цена — около 30 тыс. $ [8]. Аналитики утверждают, что на южной границе США телевизионные камеры функционируют намного более надежно; на канадской границе процент отказа камер в некоторых местах по окончании года эксплуатации достигал десятков % [19].

В местах вблизи приграничных городов поток тревог (подлинных и фальшивых) от применяемых ТСО так велик, что дезорганизует работу обслуживающих агентов и операторов, каковые обязаны реагировать на каждое событие. К примеру, в секторе Эль-Пасо (650 км предела) происходит в среднем около 40 таких событий в час; на некоторых постах мониторинга интенсивность событий достигает 23 в 60 секунд, наряду с этим оператор обязан осуществлять контроль до 26 телекамер для подтверждения сигналов тревог [8].Не обращая внимания на широкое использование теленаблюдения, американские специалисты отмечали свойственные ему недочёты, одним из которых есть ухудшение обнаружительной способности в нехорошую погоду (ливень, снег, туман), при резком трансформации температуры, при установки вблизи д

ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА 2013 Праздничный концерт

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Этот день ни вычеркнуть, ни переиначить

    Круглый стол в газете «Правда», посвященный Дню космнавтики. Состав участников этого «круглого стола», посвящённого юбилейному Дню космонавтики,…

  • День авиации в 2013 году

    Ежегодно сутки Воздушного флота России празднуется в третье воскресенье августа, как и было, провозглашено на основании Распоряжения Президиума…

  • Переписка вождей

    О том, что втайне обсуждали между собой главы СССР, США и Англии на протяжении Второй мировой. В Российской Федерации, в издательстве «Просвещение» вышли…

  • Мегалит наших дней — гром-камень под петром

    Транспортировка Гром-камня остается неповторимой операцией последней тысячи лет. Размер камня образовывает около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в…

  • День писателя

    Глубокоуважаемые сотрудники. Так оказалось, что 3 февраля все мы пропустили превосходный праздник – сутки писателя. Забавный рассказ из сообщества…

  • Немного о днях рождения

    Что возможно лучше Дня рождения? Лишь второй Сутки рождения. Кое-какие люди, которых практически достали с того света в обязательном порядке празднуют…