Мегалит наших дней — гром-камень под петром

      Комментарии к записи Мегалит наших дней — гром-камень под петром отключены

Транспортировка Гром-камня остается неповторимой операцией последней тысячи лет. Размер камня образовывает около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину.
Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II. Картина И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770

Ме?дный вса?дник — монумент Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Открытие монумента произошло 7 августа (18 августа) 1782 года. Позднее монумент был назван благодаря известной одноимённой поэме А. С. Пушкина, не смотря на то, что в действительности изготовлен из латуни.

Мегалит наших дней — гром-камень под петром

Дабы отыскать подходящий камень для монумента, в газете «Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, каковые захотели бы «для распоряжения монумента в гору выломать и привезти ко мне, в Петербург». Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Петербург, в далеком прошлом знавшем об данной глыбе и имевшем намерение отыскать ей использование для собственных потребностей, расколов на куски, но не отыскавшем для этого нужного инструмента. Об этом он сказал капитану Ласкари, начальнику поисковых работ в этом проекте.

Путь камня до места погрузки был равен примерно 8 верстам, другими словами приблизительно 8,5 километрам.

Началу перевозки камня соответствовала важная подготовка. Были приняты во внимание советы, каковые создал И.И. Бецкой, совершено изучение модели «автомобили», предлагаемой для перевозки камня. Наряду с этим было обнаружено, что самая соответствующей задаче есть установка камня на древесной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в каковые были уложены 30 пятидюймовых шаров.

При помощи опыта был выбран достаточно прочный материал для этих шаров, складывающийся из сплава на базе меди, и отработана разработка его изготовления. Создан технологический процесс подъёма камня посредством домкратов и рычагов для подведения под него платформы. Наряду с этим намерено были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии.

Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых была выстроена деревня.

Камень весил 1600 тысячь киллограм. Его транспортировка до берега Финского залива осуществлялась несколькими воротами. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, в то время, когда земля подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым.

Трудившиеся на камне неизменно во всё время перемещения каменотёсы числом 46 человек только придавали ему надлежащую форму.

Эта неповторимая операция длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили особую пристань. При малой воде остатки данной пристани возможно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.

Транспортировка камня по воде осуществлялась на намерено выстроенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова и началась лишь в осеннюю пору. Огромный «Гром-камень» при громадном стечении публики прибыл в Санкт-Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что разрешило возможность сдвинуть камень на берег.

Не обращая внимания на все принятые меры за всё время пути много раз создавались аварийные обстановки, угрожавшие провалом всему предприятию, за которым следила с интересом общественность всей Европы. Однако начальники работ постоянно находили выход из положения. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Эта перевозка вправду была неповторима и неповторима до сих пор: это перемещение самого громадного монолита (самого громадного не только в начальном виде, но кроме того и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком (как раз камней, а не того, что справа на рисунке), причем монолиты хотя бы сравнимой массы перемещались только в древности.

Камень-Гром в лесу (рис. Подбельского с картины Шлея)

Извлечение из труда И.Г. Бакмейстера

(Выдержка из Извлечения; легко волна техно-поэзии, я просматриваю — и радуюсь)

Во второй половине 40-ых годов XVIII века был уже изваян из меди образ Петра Великого, что и поныне еще хранится, но же, оный не удовлетворил желаемому намерению. Обычное подножие, на коем большинство аналогичных изваяний утверждены, не свидетельствует ничего и не может возбудить в душе зрителя новой благоговейной мысли. Монумент, Екатериною воздвигнутый, долженствовал соответствовать преимуществу добропорядочным и величественнейшим образом.

Избранное подножие к изваянному образу российского ироя должен быть дикий и неудобовосходимый камень, на котором представлен он скачущим на коне с распростертою правою рукою. Новая, дерзновенная и большое количество высказывающая идея! Камень сам себе украшением обязан напоминать о тогдашнем состоянии державы и о трудностях, кои творец оной при произведении собственных намерений преодолевать был обязан.

Одно из основных стараний было, чтобы получить камень к подножию изваянного образа. По этому в июле месяце 1768 года от Академии Художеств известию обязан этот камень быть пяти сажен в длину, двух сажен и половины аршина в ширину и двух сажен и одного аршина в вышину. Составлять желаемой величины камень из собранного в кучу мармора либо из великих кусков дикого камня, хотя бы и было поразительно, но не совсем достигло бы до предполагаемого намерения.

Живописец имел уже требуемую к оному модель и практически изготовил картинки, каким бы образом камни, коих требовалось сперва двенадцать, по окончании же лишь шесть, высекать и металлическими либо бронзовыми крючьями совокуплять должно было. Продолжительно искали требуемых отломков гора, но не получили ни одного для того чтобы, что бы был меры и подобного вида, как, наконец, природа даровала готовое подножие к изваянному образу. Отстоянием от Санкт-Петербурга практически на шесть верст у деревни Лахты в ровной и болотной стране произвела природа страшной величины камень, узнаваемый под именем каменной горы, которая кроме этого и по тому достопримечательна, что Петр Великий много раз взирал на оную со вниманием и что за пара лет ударило в оную громом, от чего и придано ей имя Камня грома.

Сперва полагали, не есть ли сие поверхность очень глубоко в почву вросшего камня, но по учиненным изучениям нашлось, что сие вывод было неосновательно, и живописец ничего столько не хотел, как видеть его в собственной мастерской. Протяженность этого камня содержала 44 ф., ширина 22 ф., а вышина 27 футов. Он лежал в почве на 15 футов глубиною, наружный вид его уподоблялся параллелепипеду, верхняя и нижняя часть были практически плоски, и зарос со всех сторон мхом на два дюйма толщиною.

Самый камень был пепельного цвета и очень крепок, частицы его складывались из кварца и полевого шпата. Тяжесть его, по вычисленной тяжести кубического фута, содержала более четырех миллионов фунтов, либо ста тысяч пуд. Взирание на оный возбуждало удивление, а идея перевезти его на второе место приводила в кошмар.

Со всем сумневались, подаст ли механика какие конкретно пособия, и в сем удивлении желали уже делать опыт, распилить его, как пилят дикий камень и мармор продолжительными пилами на многие куски.

Настоящий тайный советник Иван Иванович Бецкий подал правила по коим надлежало строить машину к перевезению толикократно упоминаемого камня. Сферические тела, находящиеся между двумя выдолбленными, параллельно одно на втором лежащими бревнами, не подвержены соединенным с потреблением валов неспособностям. Они имеют менее тяжести, нежели валы, перемещение их скоропостижнее и трение не столь громадно, потому что в то время, когда они лежат на ровной поверхности, то дотрагивание не редкость лишь в точках, а при валах в линиях.

Модель созданной по сим правилам автомобили, содержащей десятую часть сделанной по окончании большей утвердили справедливость предложенных правил сделаны были необходимые приуготовления к совершению намного большей автомобили. Самая нижняя оной часть складывалась из одинаких бревен, из коих каждое было длиною в 33 фута, шириною в 14, а толщиною в 12 дюймов.

Они были выдолблены наподобие кровельных желобов, и выдолбленное место было обито медью, таки что обивка имела по бокам выпуклость, чтобы шары при оборачивании в оном менее терлись. Верхнюю часть автомобилей составляли два бревна, из коих каждое содержало 42 фута в длину, 18 дюймов в ширину и 16 дюймов в толщину, и были, как и прошлые, выдолблены и обиты медью.

Сии последние прикреплены были одно к второму четырьмя поперечными бревнами, имевшими 14 футов в длину и 12 дюймов в толщину; между сими четырьмя поперечными бревнами пребывали еще три металлические шеста двух дюймов в поперечнике. Все шесты и сии бревна соединили и укрепили металлическими ободами, надёжными винтами и крючьями.

По этому 1-го сентября повелению о поставке потребного числа людей 26-го числа этого же месяца приступили к произведению в действо этого предприятия. Наперед выстроили для работных людей, коих было до 400 человек, поблизости камня необходимые для житья избы, и от самого того места, где оный был, очистили от всех дерев и кустарников дорогу на десять сажен в ширину.

Позже вырыли около его почву, в коей он был, и чтобы очистить необходимое для поставки автомобилей место, вынуто было оной по 14-ти сажен на каждой стороне около камня, а глубиною на две сажени; наконец от той стороны камня, которую надлежало обратить книзу, отшибено было шесть кубических сажен, а от нижнего толстого финиша четыре с половиною фута. Отбитый громовым ударом кусок был разбит на две части, чтобы оные приставить по окончании к переднему и заднему финишу камня.

По совершенном вычищении почвы была сделана решетка, складывающаяся из четырех последовательностей крестообразно положенных бревен, на коей камень, в то время, когда оный оборотится, лежать был обязан; позже сделали от нижней стороны камня скат, просширающийся на шесть сажен в ширину и на сто сажен в длину, по которому его на ровную поверхность везти было необходимо. В феврале месяце 1769 года дело было до того уже доведено, что возможно было приступить к подниманию оного. К сему употреблены были рычаги первого рода.

Любой рычаг складывался из трех соединенных между собою дерев, кои были в 65 футов длиною и имели от 15 до 18 дюймов в поперечнике самых толстых финишей. Таковых рычагов было 12, из коих каждым практически 200000 фунтов, либо пять тысяч пуд, поднимать было возможно.

Дабы действию рычагов прибавить еще более силы, были против оных поставлены четыре ворота, коими натянули веревки двух дюймов толщиною, продетые во влитые со свинцом в камень металлические кольца толщиною полтора дюйма. Сколь довольно часто рычаги подкладываемы, поднимался камень в вышину на три четверти, а время от времени, в то время, когда рычаги совершенно верно лежали на подкладках, и на целый фут.

Как не так долго осталось ждать его подняли, то навойни либо вороты одержали, работные люди подперли его клиньями и брёвнами и сделали новые под рычаги подкладки, по окончании чего принимались за прошлое воздействие. В то время, когда он практически наполовину был поднят, то поставлены были по прямой линии с четырьмя первыми еще шесть вторых воротов, а подле решетки, которую устлали мхом и сеном на шесть футов в вышину, громадные винты. Сия предосторожность была нужна, чтобы камень от сильного падения сам собою не разбился либо не расщепил бы бревен, на кои его положить было должно.

12 марта был он, наконец, положен на решетку, на коей подперли его с каждой стороны восемью, а с заднего финиша шестью подпорами соснового дерева, каковые имели от 4-х до 10-ти футов в длину и один фут в квадрате. Подпоры сии утверждены были к сваям, каковые помогали рычагам подкладкою. Большинство свай вывихнулись, и три подпоры, утвержденные к значительно крепчайшим сваям, тяжестью столько были сдавлены, что они на финише от осми до десяти дюймов были раздроблены на небольшие щепы.

Камень остался все лето в сем положении, поелику зыбкая почва в сие годовое время не разрешала потом продолжать работу.

В болотах, кои в рассуждении собственной глубины зимою не совсем вымерзают На каждых пятидесяти саженях вбивали особливые сваи для прикрепления к оным канатов от воротов. Позже выстроили у берегу реки плотину в восемь сажен в ширину и в 400 сажен в длину, которая глубоко опускалась в воду, чтобы возможно было по оной спустить камень на судно. Как по окончании всех сих приуготовлений, почва практически на 4 фута глубиною замерзла, поелику падающий в великом множестве снег всегда был счищаем, и получила от этого надлежащую твердость, то приступили к настоящему везению камня.

Наперед должно было вдвигнуть его с решетки, на коей он лежал, но поелику этого одними лишь рычагами сделать было нереально, то употреблены были громадные металлические винты с бронзовыми гнездами немного подняли

Искатели — Под пятой императора

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: