Русские «гарибальдийцы» в боях

      Комментарии к записи Русские «гарибальдийцы» в боях отключены

Предлагаемая вниманию участников и посетителей форума реконструкция событий периода русско-японской войны посвящается всем друзьям и хорошим людям на сайте.

С целью усиления понёсшей утраты эскадры Тихоокеанского флота, в Морском министерстве в феврале 1904 г. была составлена «Ведомость предполагаемых чрезвычайных затрат на усиление флота», предусматривавшая выделение на приобретение южноамериканских крейсеров около 36 000 000,00 руб. (3 806 470,00 ? по золотому паритету валют). Аргентине и Чили эти пять броненосных крейсеров в своё время обошлись в 3 609 700,00 ?, разумеется, на эту общую сумму и ориентировались составители «Ведомости». Год спустя «Особенный Комитет по усилению флота» изъявил готовность выделить из имевшихся в его распоряжении 14 214 865,89 руб. необязательных пожертвований, собранных за пятнадцать месяцев 1904–1905 г.г., целевой кредит в 13 240 615,11 руб. (1 400 000,00 ? по золотому паритету валют) на приобретение с более чем полуторной переплатой ещё двух чилийских крейсеров.

7/20 января 1905 г., по результатам состоявшегося под руководством императора Николая II заседания в Царском селе, чтобы не было предстоящих, продолжительное время имевших до того место, бюрократических проволочек и путаницы в деле приобретения крейсеров, было издано постановление о возложении единоличного управления операцией на свиты его императорского величества адмирала А.М. Абазу, наделив последнего полномочиями .

Несколькими месяцами спустя упорядоченные им посреднические упрочнения представителей германской «Wossidlo Co» и американской «Flint Co» (весной 1898 г. глава компании Ч. Флинт (Charles R. Flint) вёл переговоры с кабинетами министров Чили и Аргентины о покупке для САСШ броненосных крейсеров «O Higgins», «San Martin» и «Garibaldi») компаний, действовавших соответственно в Аргентине и Чили, после достижения соответствующих компромиссов и договорённостей, последовательно увенчались успехом.

В Аргентине были куплены четыре, вместо двух самые современных, предполагавшихся одно время к приобретению, броненосных крейсера – «Garibaldi», «San Martin», «Belgrano» и «Pueyrredon». В Чили, не считая намеченного первоначально броненосного «O’Higgins», за необязательные пожертвования были приобретены ещё два крейсера – бронепалубный «Chacabuco» и броненосный «Esmeralda».

По соглашению, эти суммы включали в себя как цена доставки судов в район острова Мадагаскар (в действительности планировали Азорские острова), где должна была состояться их передача представителям России, так и практически имеющийся на борту судов набор снарядов (в действительности потребовали полуторный набор). Исходя из имевшейся своевременной информации об удовлетворительном состоянии судов, на большом национальном уровне было решено брать крейсера «как имеется» (в действительности клиент потребовал сертификаты Ллойда о возможности кругосветного плавания крейсеров с последующей технической экспертизой судов). Океанский переход отрядов крейсеров осуществлялся под флагом Венесуэлы – согласием президента страны С. Кастро (Jose Cipriano Castro Ruiz) на участие и помощь в фиктивной сделке заручились ещё в конце 1904 г.

8/21 мая 1905 г. соединение судов, включавшее в себя крейсер II ранга «Дон» (б. товаро-пассажирский пароход «Furst Bismarck») и приобретённые Морским ведомством в Германии для «Особенной экспедиции по доставке команд на получаемые в Южной Америке суда» за 3 100 000,00 марок товаро-пассажирские пароходы «Свеаборг» (б. «Assyria») и «Нарва» (б. «Adria»), покинуло армейский порт имени Александра III в Либаве. На борту судов, располагавших в общем итоге 490 каютами I класса, 172 каютами II мест и 3000 класса III класса, пребывало 3188 участников сборных экипажей для приобретённых в Чили и Аргентине семи крейсеров, предназначенных для снова созданного Отдельного отряда крейсеров особенного назначения.

11/24 июня 1905 г. обогнувшее прошедшее и Европу Суэцким каналом соединение, возглавляемое адмиралом К.Д. Ниловым, занимавшим до назначения командующим Отряда крейсеров должность командующего Практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря, прибыло на рейд острова Носси-Бэ (Nossi-Be Island).

Большая часть (в действительности планировалось около половины) из 3073 унтер-нижних чинов и офицеров составляли моряки Черноморского флота, до 15 процентов – матросы с балтийских судов, новобранцы призыва 1904 г. и призванные из запаса составляли от общего количества около 10 и 6 процентов соответственно.

Ещё 12/25 сентября 1904 г. Главному начальнику Черноморского флота адмиралу Г.П. Чухнину было поручено укомплектовать три броненосных и один лёгкий крейсер. Начальником «крейсера № 1» стал ассистент главы Учебного отряда, начальник учебного судна «Березань» капитан I ранга барон М.Г. Нолькен, на «крейсер № 2» был назначен капитан I ранга И.Я.

Гуревич, на «крейсер № 3» – начальник броненосца «Чесма», капитан I ранга К.Ф. Бергель. Начальником ещё одного из намеченных к приобретению крейсеров должен был стать капитан I ранга И.Ф. Бострем, пребывавший в должности морского агента в Англии.

На пост флагманского артиллерийского офицера прописали лейтенанта А.А. Яновича, привычного с артиллерийскими установками зарубежных образцов, а в качестве флагманского механика – старшего инженер-механика В.М. Бакина 1-го, состоявшего старшим механиком броненосца «Три Святителя», кроме этого привычного с зарубежной техникой по собственной профессии.

В числе распределённых на крейсера офицеров были старший инженер-механик броненосца «Потемкин» Н.А. мичман и Орехов князь М.Б. Черкасский с крейсера «Диана».

15/28 июня прибыли бывшие аргентинские, а пять дней спустя – приобретённые в Чили крейсера, покинувшие порты Талкахуано (Talcahuano) 38 дней и Буэнос-Айрес (Buenos-Aires) 30 дней назад соответственно. Приказом Морского министерства им заблаговременно были присвоены новые заглавия: «Илья Муромец» (б. «Pueyrredon»), «Святогор» (б. «Belgrano»), «Витязь» (б. «San Martin»), «Брячислав» (б. «Garibaldi»), «Александр Невский» (б. «O’Higgins»), «Полкан» (б. «Esmeralda») и «Психея» (б. «Chacabuco»).

Совместная стоянка в Носси-Бэ продлилась больше месяца, всё это время обживавшиеся экипажи посвятили знакомству с внутренним размещением и покраске крейсеров, переборке автомобилей и полной очистке котлов, приёму материалов и запасов провизии с «Дона», и погрузке со «Свеаборга» и «Нарвы» угля и сверхштатных снарядов средних и главных калибров, закупленных во Франции.

Из 100 десяти выпускников Школы водолазов, выпущенных до начала русско-японской войны, большая часть было направлено на суда 2-й и 3-й Тихоокеанской эскадр, исходя из этого в состав экипажей Отряда крейсеров особенного назначения были включены практически все оставшиеся в Кронштадте питомцы капитана II ранга А.А. Кононова, упрочнениями которых на протяжении стоянки на Мадагаскаре были совершены профилактические осмотры подводной части у всех, а её очистка – у пяти из семи крейсеров.

На протяжении подкалиберных стрельб, проводившихся в пять этапов, по буксируемым мишеням каждым броненосным крейсером было выпущено до десяти тысяч винтовочных патронов Бердана примера 1891 г. Учебная калибровая стрельба по щитам была поделена на три этапа, последний из которых ожидаемо продемонстрировал в полной мере удовлетворительные результаты. Достигнутому успеху артиллеристы в большой степени были обязаны дальномерам фирм и оптическим прицелам «C. P. Goerz A.-G», «Carl Zeiss» и «Barr Stroud», купленным через посредников в Великобритании и Германии.

14/27 августав пять часов утра Отдельный отряд крейсеров особенного назначения при слабом ветре начал выходить в море, по окончании чего, выстроившись в походный ордер, лёг на курс NE. На протяжении всего перехода до Восточно-Китайского моря угольные погрузки осуществлялись в открытом море посредством баркасов. Горючее для соединения доставлялось к назначенным пунктам русскими, германскими и британскими угольными компаниями, с которыми были заключены договора ещё до судов выдвижения и начала кораблей из России, Чили и Аргентины.

5/18 сентября, уже в сумерках, приблизились к внешней границе разбитой на шестнадцать участков сторожевой территории Корейского пролива и прилегающих к нему акваторий. Благополучно избежав обнаружения ночью, по окончании восхода солнца эскадра, так же, как и прежде имея заряженными орудия на всех крейсерах, шла двенадцатиузловой скоростью, ещё более чем часа оставаясь вне поля зрения соперника, в то время, когда в 07:03, при подходе к месту стыка сходу четырёх дозорных участков (N 58E, N 62E, N 45E и N 49E), была увидена с острова Ики (Iki Island), где на более чем стометровой возвышенности был оборудован оснащённый радиостанцией связи службы и пост наблюдения (СНиС). Пробовавший смотреть за соединением Нилова вспомогательный крейсер «Америка-Мару» (вооружённое торговое судно из состава Второго флота), нёсший дозорную работу недалеко от обнаружения русских, был отогнан огнем крейсера «Психея» (б. «Chacabuco»).

Взяв весточку о появлении русских судов, командующий Третьим флотом адмирал Катаока Шихиро (Kataoka Shichiro), крейсировавший с Пятым боевым отрядом недалеко от залива Юномото (Yunomoto Bay), телеграфировал о появлении русских адмиралу Того Хейхачиро (Togo Heihachiro), по окончании чего со вверенными ему силами (крейсера «Itsukushima», «Matsushima» и «Hashidate», броненосец «Chin Yen» и посыльное судно «Yaeyama»), сообразуясь с предполагаемым курсом неприятеля, отправился в открытое море на поиски русских крейсеров.

Русские «гарибальдийцы» в боях

Через час японский отряд открыл русскую эскадру. Заняв положение в четырёх-пяти милях по правому траверзу русских, Дайго Сентай лёг на параллельный неприятельскому курс, собираясь в будущем последовательными телеграфными сообщениями докладывать командующему Объединённым флотом о положении соединения Нилова.

Русская эскадра, увеличивая движение, начала склоняться в сторону неприятеля и в 08:37, в то время, когда расстояние сократилась до менее 6000 метров, «Илья Муромец» (б. «Pueyrredon») начал пристрелку из палубного 6» орудия. На протяжении последующего скоротечного боя флагман японцев, появлявшийся под сосредоточенным огнём головных русских крейсеров, взял по левому борту около десяти попаданий боеприпасами калибров 6» – 10», три из которых пришлись на корпус корабля.

Две подводные пробоины, одна недалеко от машинного отделения, вторая ближе к корме, появились в следствии последовательных попаданий двух 10» снарядов. Третья пробоина пребывала вблизи ватерлинии судна недалеко от миделя. Одним из попаданий два из пяти 120-мм орудий в батарейной палубе были приведены в негодность, погибли либо были не легко ранены все, пребывавшие на палубе, лишённой броневых продольных и поперечных переборок между орудиями.

В 08:55 японский флагман, уклоняясь от огня, сворачивает вправо. Отдельный отряд крейсеров, экономивший уголь и сберегавший боеприпасы для возможного грядущего боя со большими силами японцев, по приказу командующего возвратился на курс норд-ост 23°, воздержавшись, так, от завершения и преследования разгрома отошедшего соперника.

Огнём японцев, кроме этого по большей части сосредоточенном на флагманском крейсере соперника, был незначительно повреждён «Илья Муромец» (б. «Pueyrredon»), взявший один 120-мм боеприпас. Последний прошёл через обшивку корпуса над поясной бронёй в носовой части, разорвался в и привёл к пожару, при тушении которого пострадало два человека, взявших ожоги разной степени тяжести.

12,6/40 (32 cm) орудия главного калибра японских крейсеров не сумели сделать ни одного выстрела, в очередной раз не оправдав возлагавшихся на них надежд. Пламя 12» орудий броненосца «Chin Yen» был энергичен, но, как и в сражении у мыса Шантунг, корабль не добился ни одного попадания.

Вышедший из-под обстрела и направившийся к архипелагу Цусима в голове колонны крейсер «Itsukushima» неспешно оседал кормой, потому, что главные водоотливные средства не справлялись с прибывающей водой и крейсер, сумевший добраться до мелководья, затонул в виду острова Камидзима (Kamijima Island).

Эвакуированный с корабля экипаж был распределён по остальным судам отряда.

Так, контакт с русскими был японцами потерян, и главные силы Объединённого флота, двумя отрядами сейчас покидавшие своевременную базу в заливе Чинкай-ван недалеко от острова Коджедо (Kojedo Island), появились в неведении довольно правильного местонахождения, скорости и курса отряда Нилова. Выдвинутый Того вперёд Второй боевой отряд (флаг адмирала Камимуры Х.), в состав которого в канун появления покупных русских крейсеров на постоянной базе были включены броненосные крейсера «Nisshin» и «Kasuga», развив движение 15 узлов, отправился наперерез предполагаемому курсу русских.

В 14:25 на параллели Пусана (Pusan) с наблюдательного поста на мачте «Iwate» с северо-западной стороны были увидены дымы больших судов, на каковые срочно был забран курс. Через час на дистанции около 7 миль, по отчётливо различимым обширно разнесённым мачте и трубам между ними, четыре корабля был идентифицированы японцами как крейсера типа «светло синий Garibaldi».

С русских судов крейсера соперника были увидены на 14 мин. позднее, по окончании чего адмирал Нилов отдал приказ расширить движение.

Шедшие уже 18-узловым ходом японцы, обходя русскую эскадру справа, пересекли за кормой курс вражеского соединения и пошли параллельным с русскими курсом, неспешно сближаясь с русской эскадрой, шедшей к тому времени со скоростью, немногим превышавшей 15 узлов. В 16:33, в то время, когда до концевого русского крейсера расстояние составляла около 8000 метров, флагман японцев «Iwate», спеша начать сражение, начал пристрелку из носового 8» орудия по замыкавшему русскую колонну «Александру Невскому» (б. «O’Higgins»).

Приложения.

Глубокоуважаемые сотрудники, перед вами копия карты, которую русским морякам с броненосца Орёл показывали японцы, хваставшиеся собственной организацией и заявлявшие наряду с этим, что у Второй тихоокеанской эскадры не было шансов пройти незамеченной. С карты были удалены все комментарии на японском, потому, что они загромождают театр боевых действий. В случае если кому-то она нужна в начальном виде, прошу обращаться.

Редкая фотография выхода Второго боевого отряда в открытое море, период русско-японской войны.

Крейсер O’Higgins

Крейсер Garibaldi

Белла Чао _ армии Новороссии + текст+минусовка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: