Эта статья выкладывается на сайт в продолжение темы летающего танка Джона Уолтера Кристи, поднятого глубокоуважаемым сотрудником Serg-ом в статье Фантазии на тему будущего бронетехники из научно-популярных изданий 30-х годов.
Технический прогресс, взявший большое ускорение в годы Первой Мировой, в 20-е и 30-е годы двигался семимильными шагами. Не обращая внимания на очевидный спад количеств армейских заказов по окончании окончания всемирный бойни, боевая техника быстро совершенствовалась. Особенно это относилось к танкам — ещё сравнительно не так давно неуклюжим угловатым мастодонтам, двигавшимся со скоростью пешехода.
Сейчас же эти бронированные животные разгонялись до отметки серийных машин. Но конструкторам и этого было мало. Мысль вертикального охвата соперника в будущих вооружённых конфликтах уже тогда витала в воздухе и для того, что бы разрабатываемые клещи были вправду металлическими, десантникам требовались танки.
Их-то и постарались научить летать инженеры сходу нескольких государств и а также набиравшей мощь Советской республики.
На протяжении попыток продвижения на рынок собственной модели танка американский инженер Кристи опубликовал последовательность рекламных заметок, где в нелишенной беллетризма форме описывалась возможность применения его в авиадесанитируемом — снабженном крыльями летающем — варианте. Описание низвергаемой небом танковой лавины, сметающей все на своем пути, не покинуло равнодушными отечественных военных.
Представитель советского военного ведомства Халепский был легко заворожен параметрами динамики — скорость на колесах танка Кристи доходила до 160 км/ч! Ясно, что в Политбюро скоро заинтересовались возможностями данной бронированной автомобили и оперативно решили о закупке танка в нелетающем варианте и выделении нужных на это средств.
Простой танк Кристи отечественной стране реализовал. Эта история многократно обрисована в литературе. Напомним лишь, что танк Кристи у нас стал родоначальником известной серии танков БТ и, в конечном счете, легендарного Т-34.
Но материалы по летающему танку Кристи не предоставил. Более того, ни в одной из публикаций не давалось сколь-нибудь вразумительного описания приспособления, разрешавшего ему летать. Было не светло — взлетает танк самостоятельно, поднимается на буксире за самолетом либо перевозится на внешней подвеске.
Все вопросы советской стороны Кристи неизменно переводил в коммерческую плоскость, не спеша делиться подробными сведениями о механизме летания. В данной связи армейские составили к началу осени 1932 г. предварительные техтребования (скорее кроме того пожелания) на летающий танк:
«1. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания в пределах 5-6 тысячь киллограм.
2. Большая скорость на колесах 70 — 80 км/ч, гусеницах 50 — 60 км/ч, в воздухе 150 км, потолок 1 — 3 км.
3. Тип движителя — колесно-гусеничный.
4. Принцип подъемного аппарата для взлета — обычные крылья либо автожиры.
5. Тип летательных приспособлений — съемные машинально выключающиеся при посадке танка без выхода команды и наряжающиеся при взлете с выходом команды.
6. Длительность выключения летательного приспособления — 5 мин., длительность одевания летательного приспособления — 15 мин..
7. Потребная аэродромная площадь для взлёта и посадки:
- а) при наличии автожира 100–200 м.
- б) при наличии обычных крыльев самолета до 500 м.
8. мощность и Тип мотора — летный марки М-34. Допускается применение для охлаждения мотора этиленгликоль.
9. Бронирование танка 8-6-4 мм.
10. Оружие одна 45 мм пушка с круговым обстрелом спаренная с пулеметом. Один лобовой пулемет.
11. Снаряды — артиллерийский набор 50 снарядов. Пулеметный набор 3000 патронов.
12. Команда 2 человека.
13. Запас горючего:
- а) при перемещении по дорогам 150 км
- б) при перемещении в воздухе 250 км.
Бензобаки для перемещения танка по дорогам и для воздуха д.б. независимыми, но при проектировании д.б. предусмотрена возможность применения всего запаса горючего как для перемещения по дорогам так и для перемещения в воздухе.
14. Для получения указанного боевого веса допускается использование легких сплавов и особых отличных сталей.
15. Указанные требования являются ориентировочными и смогут быть поменяны в соответствии с данными, взятыми в следствии предварительного расчётов и эскизного проекта»*.
В предельно сжатые сроки готовься предложения изобретателей, на базе которых были выработаны более детальные требования на «самолетающий» танк с крыльями и «с автожиром». «Танк с автожиром» являл собой особую конструкцию, его разработку делал Н.И. Камов, а «самолетающие» танки с крыльями разрабатывали на базе танка БТ конструктор Рафаэлянц и творческий дуэт Добровольского и Самсонова.
Для получения нужных в расчетах данных была изготовлена модель для продувки в аэродинамической трубе. Модель имела примитивную имитацию гусениц (в виде целых полос) и катков, с ровной чуть ли не отполированной поверхностью. По данной причине коэффициенты аэродинамического сопротивления были выведены неверно — с допущением в меньшую сторону.
Предварительные подсчеты продемонстрировали, что танк, применяя только собственную силовую установку, сможет вольно взлетать.
Уже 10 сентября письмом №173943сс Нарком по Морским делам и Военным и глава РВС СССР К.Е. Ворошилов был извещен:
«В связи с разработкой вопроса о летающем танке… дано указание отдельным изобретателям и различным организациям дать собственные мысли по данной конструкции.
Конструктор по самолетостроению т. Рафаэлянц создал эскиз летающего танка и берется выполнить проект данной конструкции. На данный момент т. Рафаэлянц трудится в ЦАГИ.
При Вашего подтверждения о необходимости разработки конструкции летающего танка, т. Рафаэлянц с несколькими инженерами по самолетостроению должен быть закреплен за данной работой для того, чтобы дать ему возможность всецело создать проект в одном из конструкторских бюро по самолетостроению. Нужные для данной работы конструктора танкисты будут выделены…».
На основании эскизного проекта танка Рафаэлянца были пара поменяны тактико-технические требования на летающий танк. С конструктором 11 октября 1932 г. заключили соглашение №173129 на проведение работ. В соответствии с скорректированных дополнительных условий и требований, Рафаэлянц и его соратники — Никитин, Царёв, Флеров, Шварц, Ермонский, Кургузов, Астахов, Асахин, Гришин — должны были дать армейскому клиенту «неспециализированный проект» в следующем количестве:
«a) аэродинамический расчет всей конструкции,
б) тяговый расчет танка,
в) расчет весов,
г) неспециализированная компановка всей конструкции летающего танка,
д) —//— конструкции танка для перемещения по земле,
е) —//— управления летающим танком при полете в воздухе и оборудования летающего танка,
ж) —//— конструкции включения приспособлений для полетов танка.».
Наряду с этим отмечалось, что в случае если в ходе разработки неспециализированного проекта выяснится невозможность спроектировать летающий танк в соответствии с тактико-технической чёртом клиента, Рафаэлянц «оставляет за собой право возбудить вопрос об трансформации технических условий», и, при несогласия армейских поменять технические условия и досрочного прекращения разработки проекта, клиент уплачивал исполнителю сумму за выполненную часть заказа. Армейским надлежало обеспечить:
1) Консультацию в ходе проектирования;
2) Предоставление сборочных чертежей танкетки Т-27 и танков БТ, Т-26;
3) «Содействие в подыскании для постоянного участия в проектировании конструктора танкиста».
К 4 декабря 1932 г. конструкция в целом оформилась, и параметры летающего танка приняли следующий вид:
«1. Тип летающего танка забран по типу Б-Т.
2. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания (крылья)…5-6 тон.
3. Боевой вес самого танка при перемещении по земле 3,5 — 4 тон.
4. Большая скорость на колесах … 70-80 км/ч.
—//— на гусеницах … 50-60 км/ч.
—//— в воздухе … 160 км/ч.
—//— высота полета … 3000 мтр.
5. Длительность выключения летательного приспособления (крыльев) … 5 мин.
6. путь пробега при посадке … 400 мтр.
7. Мощность мотора … 650 л/с М-17.
8. Броня:
- вертикальная … 8 мм.
- горизонтальная … 6 мм.
- дно … 4 мм.
9. Оружие 1 — 20 мм автомат либо пулемет ДТ.
10. Команда … 2 чел.
11. Запас горючего:
- а) при перемещении по дорогам … на 150 км.
- б) при перемещении в воздухе … на 250 км».
К 15 января 1933 г. выполнили все необходимый комплекс и чертежи расчетов, завершили изготовление демонстрационной модели танка в 1/5 натуральной величины и сделали экспериментальный пример трака из дюралюминия. С известной долей иронии это возможно назвать начальным этапом изготовления опытного образца. На протяжении исполнения технического проекта стало известно, что танк быстро набирает в весе. К этому времени его масса уже составляла 5176 кг.
Авиаконструкторы посчитали, что это не имело возможности положительно сказаться на получении нужных ТТХ, а потому проект отослали в НИИ ВВС чтобы получить оценку.
По получении из НИИ ВВС заключения на технический проект танка Рафаэлянца, 24 января 1933 г. прошло заседание с участием зам. начальника РККА Наумова, начальника 4-го Берзина и управления штаба, пом. начальника УММ РККА Бокиса, начальника НТУ УММ Лебедева.
На рассмотрение заседания были кроме этого представлены материалы, полученные из 4-го управления по летающему танку Кристи, заключение 4-го управления по этим материалам.
Заседание приняло распоряжение:
«1. По взятым 4-м управлением штаба РККА материалам возможно совсем совершенно верно установить, что у Кристи имеется лишь мысль летающего танка, невьтолненная кроме того в чертежах, а представленные материалы ни в технической, ни в расчетной части не обоснованы, совсем не создана летная часть конструкции танка и не обоснована мощность мотора, что продемонстрировали ориентировочные подсчеты НИИ ВВС и разработки чертежей и опыт проектирования летающего танка, выполненный отечественным конструктором т. Рафаэлянц.
2. Напечатанные во всемирной прессе сообщения о летающем танке Кристи являются не более и не меньше как рекламой, и на данный момент Кристи имеет улучшенный пример танка 1932 г., что не прыгает и не летает.
3. Просить помощника главы РВС СССР тов. Тухачевского поручить главе УММ тов. Халепскому на месте уточнить вопрос о летающем танке и лишь по окончании его доклада решить.
4. Учитывая денежные затруднения Кристи и его желание приехать к нам в Альянс для работы — вычислять целесообразным приглашение к нам и просить зампреда т. Тухачевского поручить ведение переговоров с Кристи т. Халепскому».
О ходе работ 31 мая 1933 г. сообщили Первого Красного Офицера Ворошилова, наряду с этим отмечалось, что «неприятность летающего танка на данный момент оформилась в виде 3-х предложений», каковые имели следующие ТТХ (представлены в таблице 1).
Товарищ Ворошилов, ознакомившись с отправленными материалами и, например, с особенным мнением главы 7-го сектора НИИ ВВС Горощенко
«летающий танк технически осуществим, но требует весьма долгого времени для получения хороших результатов работы его»,
заключил о том, что несложнее подвешивать танк под многомоторный бомбовоз, нежели делать «самолетающий».
Так, к лету 1933 г. все работы по летающим танкам Рафаэлянца, Камова и Самсонова-Добровольского были прекращены.
Главные упрочнения конструкторов были направлены на создание устройств для подвески танков под самолет. Так, в техтребования на перспективный бомардировщик ТераБайт-4 внесли дополнения. Уже в июле в ЦАГИ формально началась работа по приспособлению ТераБайт-4 для перевозки по воздуху танков – по две штуки Т-18, Т-34, Т-26, Т-37 либо сходу четырёх танкеток Т-27.
Через некое время совокупности внешней подвески танков к самолету были доведены до работоспособного состояния и приняты на снабжение армии.
Позднее конструкторы М. Смалько (в 1937 г.) и О. Антонов (в 1941 г.) занимались конструированием летающих танков, но это уже совсем вторая история…
*орфография и Стиль цитируемых документов сохранены с купюрами малозначительных фрагментов.
Источник: Летающий танк Рафаэлянца. История Авиации №23
Летающий Танк России — 100 Тонн в Воздухе
Увлекательные записи:
- Опытный дальний ночной бомбардировщик boulton-paul p.32. великобритания
- Бтр–80 по-сербски или бронетранспортер «lazar» bvt
- Исчезнувшая южная америка велизара симеоновски. часть i: иные копытные
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Осторожно, в небе летающий танк!
Мысль поднять танк в атмосферу в собственности гениальному американскому конструктору Джорджу Уолтеру Кристи: как раз им в 1932 г. был предложен концепт…
-
Американский опытный танк xm803 (1971 год)
В середине 1960-х годов США совместно с Германией проектировали новый перспективный главный боевой танк MBT-70. Новая машина должна была заменить танк…
-
Быстроходный танк по-немецки. история создания среднего танка pz.kpfw.iii ausf.a
Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи привело к настоящей революции в мировом танкостроении. Показался новый тип танка –…
-
Потеснит ли китайский vt-5 российские танки на рынке вооружений?
Китай продвигает на экспорт новейший средний танк VT-5. О том, какие конкретно государства смогут заинтересоваться машиной, которая легче и…
-
Не очень альтернативный тяжёлый танк ркка
Разработку нового тяжёлого танка на замену неудачному Т-35А, продолжительно откладывали, аргументируя чрезмерно большой ценой постройки и разработки…
-
Испытано в сша. бронезащита башни основного боевого танка т-72б
Основной боевой танк Т-72Б, первоначально узнаваемый в Североатлантическом альянсе под обозначением M1988, является большой ход вперед в области…