Летающий танк рафаэлянца

      Комментарии к записи Летающий танк рафаэлянца отключены

Эта статья выкладывается на сайт в продолжение темы летающего танка Джона Уолтера Кристи, поднятого глубокоуважаемым сотрудником Serg-ом в статье Фантазии на тему будущего бронетехники из научно-популярных изданий 30-х годов.

Летающий танк рафаэлянца

Технический прогресс, взявший большое ускорение в годы Первой Мировой, в 20-е и 30-е годы двигался семимильными шагами. Не обращая внимания на очевидный спад количеств армейских заказов по окончании окончания всемирный бойни, боевая техника быстро совершенствовалась. Особенно это относилось к танкам — ещё сравнительно не так давно неуклюжим угловатым мастодонтам, двигавшимся со скоростью пешехода.

Сейчас же эти бронированные животные разгонялись до отметки серийных машин. Но конструкторам и этого было мало. Мысль вертикального охвата соперника в будущих вооружённых конфликтах уже тогда витала в воздухе и для того, что бы разрабатываемые клещи были вправду металлическими, десантникам требовались танки.

Их-то и постарались научить летать инженеры сходу нескольких государств и а также набиравшей мощь Советской республики.

На протяжении попыток продвижения на рынок собственной модели танка американский инженер Кристи опубликовал последовательность рекламных заметок, где в нелишенной беллетризма форме описывалась возможность применения его в авиадесанитируемом — снабженном крыльями летающем — варианте. Описание низвергаемой небом танковой лавины, сметающей все на своем пути, не покинуло равнодушными отечественных военных.

Представитель советского военного ведомства Халепский был легко заворожен параметрами динамики — скорость на колесах танка Кристи доходила до 160 км/ч! Ясно, что в Политбюро скоро заинтересовались возможностями данной бронированной автомобили и оперативно решили о закупке танка в нелетающем варианте и выделении нужных на это средств.

Простой танк Кристи отечественной стране реализовал. Эта история многократно обрисована в литературе. Напомним лишь, что танк Кристи у нас стал родоначальником известной серии танков БТ и, в конечном счете, легендарного Т-34.

Но материалы по летающему танку Кристи не предоставил. Более того, ни в одной из публикаций не давалось сколь-нибудь вразумительного описания приспособления, разрешавшего ему летать. Было не светло — взлетает танк самостоятельно, поднимается на буксире за самолетом либо перевозится на внешней подвеске.

Все вопросы советской стороны Кристи неизменно переводил в коммерческую плоскость, не спеша делиться подробными сведениями о механизме летания. В данной связи армейские составили к началу осени 1932 г. предварительные техтребования (скорее кроме того пожелания) на летающий танк:

«1. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания в пределах 5-6 тысячь киллограм.

2. Большая скорость на колесах 70 — 80 км/ч, гусеницах 50 — 60 км/ч, в воздухе 150 км, потолок 1 — 3 км.

3. Тип движителя — колесно-гусеничный.

4. Принцип подъемного аппарата для взлета — обычные крылья либо автожиры.

5. Тип летательных приспособлений — съемные машинально выключающиеся при посадке танка без выхода команды и наряжающиеся при взлете с выходом команды.

6. Длительность выключения летательного приспособления — 5 мин., длительность одевания летательного приспособления — 15 мин..

7. Потребная аэродромная площадь для взлёта и посадки:

  • а) при наличии автожира 100–200 м.
  • б) при наличии обычных крыльев самолета до 500 м.

8. мощность и Тип мотора — летный марки М-34. Допускается применение для охлаждения мотора этиленгликоль.

9. Бронирование танка 8-6-4 мм.

10. Оружие одна 45 мм пушка с круговым обстрелом спаренная с пулеметом. Один лобовой пулемет.

11. Снаряды — артиллерийский набор 50 снарядов. Пулеметный набор 3000 патронов.

12. Команда 2 человека.

13. Запас горючего:

  • а) при перемещении по дорогам 150 км
  • б) при перемещении в воздухе 250 км.

Бензобаки для перемещения танка по дорогам и для воздуха д.б. независимыми, но при проектировании д.б. предусмотрена возможность применения всего запаса горючего как для перемещения по дорогам так и для перемещения в воздухе.

14. Для получения указанного боевого веса допускается использование легких сплавов и особых отличных сталей.

15. Указанные требования являются ориентировочными и смогут быть поменяны в соответствии с данными, взятыми в следствии предварительного расчётов и эскизного проекта»*.

В предельно сжатые сроки готовься предложения изобретателей, на базе которых были выработаны более детальные требования на «самолетающий» танк с крыльями и «с автожиром». «Танк с автожиром» являл собой особую конструкцию, его разработку делал Н.И. Камов, а «самолетающие» танки с крыльями разрабатывали на базе танка БТ конструктор Рафаэлянц и творческий дуэт Добровольского и Самсонова.

Для получения нужных в расчетах данных была изготовлена модель для продувки в аэродинамической трубе. Модель имела примитивную имитацию гусениц (в виде целых полос) и катков, с ровной чуть ли не отполированной поверхностью. По данной причине коэффициенты аэродинамического сопротивления были выведены неверно — с допущением в меньшую сторону.

Предварительные подсчеты продемонстрировали, что танк, применяя только собственную силовую установку, сможет вольно взлетать.

Уже 10 сентября письмом №173943сс Нарком по Морским делам и Военным и глава РВС СССР К.Е. Ворошилов был извещен:

«В связи с разработкой вопроса о летающем танке… дано указание отдельным изобретателям и различным организациям дать собственные мысли по данной конструкции.

Конструктор по самолетостроению т. Рафаэлянц создал эскиз летающего танка и берется выполнить проект данной конструкции. На данный момент т. Рафаэлянц трудится в ЦАГИ.

При Вашего подтверждения о необходимости разработки конструкции летающего танка, т. Рафаэлянц с несколькими инженерами по самолетостроению должен быть закреплен за данной работой для того, чтобы дать ему возможность всецело создать проект в одном из конструкторских бюро по самолетостроению. Нужные для данной работы конструктора танкисты будут выделены…».

На основании эскизного проекта танка Рафаэлянца были пара поменяны тактико-технические требования на летающий танк. С конструктором 11 октября 1932 г. заключили соглашение №173129 на проведение работ. В соответствии с скорректированных дополнительных условий и требований, Рафаэлянц и его соратники — Никитин, Царёв, Флеров, Шварц, Ермонский, Кургузов, Астахов, Асахин, Гришин — должны были дать армейскому клиенту «неспециализированный проект» в следующем количестве:

«a) аэродинамический расчет всей конструкции,
б) тяговый расчет танка,
в) расчет весов,
г) неспециализированная компановка всей конструкции летающего танка,
д) —//— конструкции танка для перемещения по земле,
е) —//— управления летающим танком при полете в воздухе и оборудования летающего танка,
ж) —//— конструкции включения приспособлений для полетов танка.».

Наряду с этим отмечалось, что в случае если в ходе разработки неспециализированного проекта выяснится невозможность спроектировать летающий танк в соответствии с тактико-технической чёртом клиента, Рафаэлянц «оставляет за собой право возбудить вопрос об трансформации технических условий», и, при несогласия армейских поменять технические условия и досрочного прекращения разработки проекта, клиент уплачивал исполнителю сумму за выполненную часть заказа. Армейским надлежало обеспечить:

1) Консультацию в ходе проектирования;

2) Предоставление сборочных чертежей танкетки Т-27 и танков БТ, Т-26;

3) «Содействие в подыскании для постоянного участия в проектировании конструктора танкиста».

К 4 декабря 1932 г. конструкция в целом оформилась, и параметры летающего танка приняли следующий вид:

«1. Тип летающего танка забран по типу Б-Т.

2. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания (крылья)…5-6 тон.

3. Боевой вес самого танка при перемещении по земле 3,5 — 4 тон.

4. Большая скорость на колесах … 70-80 км/ч.

—//— на гусеницах … 50-60 км/ч.
—//— в воздухе … 160 км/ч.
—//— высота полета … 3000 мтр.

5. Длительность выключения летательного приспособления (крыльев) … 5 мин.

6. путь пробега при посадке … 400 мтр.

7. Мощность мотора … 650 л/с М-17.

8. Броня:

  • вертикальная … 8 мм.
  • горизонтальная … 6 мм.
  • дно … 4 мм.

9. Оружие 1 — 20 мм автомат либо пулемет ДТ.

10. Команда … 2 чел.

11. Запас горючего:

  • а) при перемещении по дорогам … на 150 км.
  • б) при перемещении в воздухе … на 250 км».

К 15 января 1933 г. выполнили все необходимый комплекс и чертежи расчетов, завершили изготовление демонстрационной модели танка в 1/5 натуральной величины и сделали экспериментальный пример трака из дюралюминия. С известной долей иронии это возможно назвать начальным этапом изготовления опытного образца. На протяжении исполнения технического проекта стало известно, что танк быстро набирает в весе. К этому времени его масса уже составляла 5176 кг.

Авиаконструкторы посчитали, что это не имело возможности положительно сказаться на получении нужных ТТХ, а потому проект отослали в НИИ ВВС чтобы получить оценку.

По получении из НИИ ВВС заключения на технический проект танка Рафаэлянца, 24 января 1933 г. прошло заседание с участием зам. начальника РККА Наумова, начальника 4-го Берзина и управления штаба, пом. начальника УММ РККА Бокиса, начальника НТУ УММ Лебедева.

На рассмотрение заседания были кроме этого представлены материалы, полученные из 4-го управления по летающему танку Кристи, заключение 4-го управления по этим материалам.

Заседание приняло распоряжение:

«1. По взятым 4-м управлением штаба РККА материалам возможно совсем совершенно верно установить, что у Кристи имеется лишь мысль летающего танка, невьтолненная кроме того в чертежах, а представленные материалы ни в технической, ни в расчетной части не обоснованы, совсем не создана летная часть конструкции танка и не обоснована мощность мотора, что продемонстрировали ориентировочные подсчеты НИИ ВВС и разработки чертежей и опыт проектирования летающего танка, выполненный отечественным конструктором т. Рафаэлянц.

2. Напечатанные во всемирной прессе сообщения о летающем танке Кристи являются не более и не меньше как рекламой, и на данный момент Кристи имеет улучшенный пример танка 1932 г., что не прыгает и не летает.

3. Просить помощника главы РВС СССР тов. Тухачевского поручить главе УММ тов. Халепскому на месте уточнить вопрос о летающем танке и лишь по окончании его доклада решить.

4. Учитывая денежные затруднения Кристи и его желание приехать к нам в Альянс для работы — вычислять целесообразным приглашение к нам и просить зампреда т. Тухачевского поручить ведение переговоров с Кристи т. Халепскому».

О ходе работ 31 мая 1933 г. сообщили Первого Красного Офицера Ворошилова, наряду с этим отмечалось, что «неприятность летающего танка на данный момент оформилась в виде 3-х предложений», каковые имели следующие ТТХ (представлены в таблице 1).

Товарищ Ворошилов, ознакомившись с отправленными материалами и, например, с особенным мнением главы 7-го сектора НИИ ВВС Горощенко

«летающий танк технически осуществим, но требует весьма долгого времени для получения хороших результатов работы его»,

заключил о том, что несложнее подвешивать танк под многомоторный бомбовоз, нежели делать «самолетающий».

Так, к лету 1933 г. все работы по летающим танкам Рафаэлянца, Камова и Самсонова-Добровольского были прекращены.

Главные упрочнения конструкторов были направлены на создание устройств для подвески танков под самолет. Так, в техтребования на перспективный бомардировщик ТераБайт-4 внесли дополнения. Уже в июле в ЦАГИ формально началась работа по приспособлению ТераБайт-4 для перевозки по воздуху танков – по две штуки Т-18, Т-34, Т-26, Т-37 либо сходу четырёх танкеток Т-27.

Через некое время совокупности внешней подвески танков к самолету были доведены до работоспособного состояния и приняты на снабжение армии.

Позднее конструкторы М. Смалько (в 1937 г.) и О. Антонов (в 1941 г.) занимались конструированием летающих танков, но это уже совсем вторая история…

*орфография и Стиль цитируемых документов сохранены с купюрами малозначительных фрагментов.

Источник: Летающий танк Рафаэлянца. История Авиации №23

Летающий Танк России — 100 Тонн в Воздухе

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: