Соколы халхин-гола. 1939г. война. битва.

В начале 1939 г. на границе Монгольской Народной государства и Республики Манчжоу-Го, входившего в сферу влияния Японии,  случился последовательность вооруженных столкновений. Так как согласно соглашению 1936 г. защита монгольских территорий возлагалась на части РККА, то весьма не так долго осталось ждать эти столкновения переросли в большой советско-японский конфликт, что в отечественной историографии в большинстве случаев именуют «боями на Халхин-Гол» (по заглавию пограничной реки).

Боевые действия проходили с апреля по сентябрь 1939 г. и закончились полной победой РККА. На протяжении конфликта обе стороны деятельно применяли разную бронетехнику, включая ВВС, действия которых будут рассмотрены в данной статье.

Главные моменты войны в воздухе

Первые воздушные битвы продемонстрировали превосходство японской авиации. Советские ВВС несли ощутимые утраты. В воздушных битвах 27 и 28 мая 22-й ИАП утратил 15 самолетов. Японцы со своей стороны лишились одной автомобили. Эта обстановка без шуток обеспокоили советское управление. Неудачи отечественных ВВС в Монголии были обусловлены тем, что японцы имели большое техническое превосходство, а в плане подготовки советские летчики уступали японским.

Данную проблему руководство РККА решало методом обновления матчасти, задействания умелого летного состава, и обеспечения численного превосходства.

И-15бис

Соколы халхин-гола. 1939г. война. битва.

29 мая в Монголию отправили группу летчиков, за плечами которых был опыт воздушных боев в Испании и на озере Хасан. Советское руководство разглядывало их не как рядовое пополнение, но прежде всего как инструкторов по подготовке летного состава. Их возглавлял комкор Смушкевич Я. В., что принял руководство воздушными силами 1-й военного группы. Это событие положительно сказалось на состоянии советской авиации в этом конфликте.

В битвах 22- 26 июня отечественные летчики сбили около 50 самолетов соперника, установив равновесие в монгольском небе.

27 июня японские ВВС совершили массированный налет на советские аэропорты. Им удалось стереть с лица земли 19 самолетов, ограничившись утратой двух бомбардировщиков и трех истребителей. На протяжении воздушных боев 22-28 июня утраты Японии составили около 90 автомобилей, что являлось тяжелым ударом для ее авиации. Советские ВВС утратили 36 самолетов. Красные звезды обеспечили себе господство в воздухе до конца войны, не обращая внимания на ожесточенное противостояние японцев.

Численное превосходство и развитая авиационная индустрия давали неоспоримый козырь в руки советских ВВС. Для японской же стороны с их количествами производства большие утраты были трагедией.

И-16

20 августа части РККА перешли в большое наступление, которое предварялось массированной бомбардировкой и воздушной бомбандировкой. В операции участвовали 581 самолет. Советские бомбардировщики под прикрытием истребителей перемалывали японские позиции, тем самым облегчая работу наземных атакующих сил.

Боевые действия были прекращены 15 сентября 1939 г. по просьбе японской стороны. Победа была за СССР. В битвах СССР утратил 207 самолетов, Япония – 162 (цифры спорные, поскольку благодаря пропаганды с обеих сторон правильные эти установить тяжело).

Бомбардировщик СБ

Описание матчасти противоборствующих сторон

Матчасть советской авиагруппировки в момент начала боевых действий складывалась из истребителей И-15бис, И-16, бомбардировщиков СБ и многоцелевых Р-5.

И-15бис, истребитель-биплан с неубирающимся шасси, был безнадежно устаревшей машиной, которая не имела возможности на равных бороться с новейшими японскими самолетами. В свое время он хорошо продемонстрировал себя в Испании и Китае. Главными преимуществами самолета были хорошая маневренность, устойчивость и сильное для того времени оружие (четыре пулемета ПВ-1 7,62 мм). На машине был установлен двигатель М-25В (750 л.с.).

Не считая пулеметов самолет имел возможность нести бомбовое оружие (150 кг). До середины лета И-15бис был главным истребителем советских ВВС в Монголии. Потом его заменили «Чайками».

Р-5

И-16 тип 5 (ими оснащался 70-й ИАП) был скоростным истребителем-монопланом с убирающимся шасси. К сожалению, имеющиеся самолеты не смогли активно использоваться в воздушных битвах по обстоятельству крайней изношенности. На их замену пришли модификации истребителя. Сперва это был И-16 тип 10 с двигателем М-25В и четырьмя пулеметами ШКАС 7,62 мм. Позже был И-16 тип 17, что вооружался двумя ШКАСами и двумя 20 мм пушками ШВАК.

В данной модификации усиление оружия стало причиной повышению масса, что очень плохо сказалось на маневренности. Для схваток с японскими истребителями он мало доходил, исходя из этого употреблялся по большей части как штурмовик. На И-16 тип 18 стоял новый двигатель М-62 (800 л. с.).

Модернизация И-16 проводилась и в поле. К примеру, на типе 10 проводили установку М-62. Дабы снизить массу самолета с него снимали разное второстепенное оборудование, кислородные баллоны и аккумуляторы. Устанавливались держатели для неуправляемых ракет и бомб.

Имело место применения ракет против воздушных целей (несколько капитана Звонарева 22-го ИАП).

Массово использовался И-153 «Чайка». Это был биплан с убирающимся шасси. Этот самолет наровне с И-16 был базой истребительной авиации советских ВВС предвоенного периода. Не обращая внимания на то, что новый самолет превосходил И-15бис, он существенно уступал японскому Ki-27 по летным чертям.

Среди недочётов направляться отметить путевую неустойчивость, которая весьма мешала прицеливанию, и нехороший обзор спереди, что обуславливался строением верхнего крыла.

Бомбардировочная авиация советской стороны была представлена самолетами СБ и ТераБайт-3. К этому времени СБ уже устарел и не имел возможности применять превосходство в скорости, новые японские истребители легко догоняли его. В также время данный бомбардировщик отличался высокой живучестью и надёжностью.

Прекрасно себя продемонстрировал ТераБайт-3, на протяжении конфликта была утрачена всего одна машина.

ТераБайт-3

Громаднейшую опасность для советских самолетов воображал японский истребитель Ki-27 «Накадзима». Это был цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Он превосходил все советские истребители по скорости, маневренности (он был самым маневренным истребителем собственного времени) и скороподъемности.

В также время Ki-27  очень сильно уступал советским автомобилям в оружии (два пулемета тип 89 7,7 мм). не сильный местом была надежность конструкции, на протяжении резких маневров самолет имел возможность лишиться крыльев.

 Ki-27 «Накадзима»

В связи с утратами японское руководство вынуждено было задействовать устаревшие истребители Ki-10, с которыми советские летчики справлялись без особенного труда.

Ki-30

Главным японским бомбардировщиком был Ki-30 (легкий бомбардировщик армейский тип 97). Преимуществом данного самолета была его высокая скорость (432 км/ч), которая разрешала ему (без бомб) без всяких последствий уходить от советских истребителей. Еще одним деятельно использовавшимся бомбардировщиком был Ki-21 (армейский тяжелый бомбардировщик тип 97), преимуществом которого было то, что он трудился на высотах недоступных для советских истребителей.

В конфликте кроме этого участвовали бомбардировщики Ki-36, Ki-32 и «Фиат» BR-20, но их использование не было массовым.

Халхин-Гол (1940)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: