Дон рэба как зеркало демократической революции

      Комментарии к записи Дон рэба как зеркало демократической революции отключены

Этот текст был отыскан мной на просторах рунета и выкладывается на сайт в продолжение дискуссии о славном орле отечественном© доне Рэбе.

Вот уже не первый френд, перечитывая Тяжело быть всевышним, пробует отыскать в том месте что-то, соответствующее текущему моменту. Все находят различное. Но все в собственных отыскивании обращают внимание лишь на главного храбреца, добропорядочного дона Румату, и пробуют узнать кто же он в действительности — храбрец либо злодей.

В то время как в действительности добропорядочный дон в неспециализированном-то никто.

А что фактически сделал добропорядочный дон Румата что все с ним носятся как с писаной торбой? Да ничего особого. Спас дюжина книгочеев и одного бунтовщика, вот и все.

В масштабах Арканара — небольшой ничего не значащий эпизод. Все задания центра Румата благополучно провалил, смысла происходящих в стране процессов не осознал, вооруженный мятеж и военную интервенцию проморгал, а единственного настоящего фаворита оппозиции, спасенного им Арату, отправил на три буквы под совсем смехотворным предлогом.

Штирлиц шел по улице Берлина и нет ничего, что выдавало в нем советского разведчика: ни волочившийся позади парашют, ни автомат ППШ, ни орден Красной Звезды на груди.

Данный гений конспирации с легкостью был раскрыт доном Рэбой: его биография не выдержала несложной проверки и он прокололся на всем что лишь возможно — на деньгах, на боевых приемах, кроме того на привычках и манерах. По окончании того как Румата был изобличен как вражеский агент, его карьера в стране появилась завершенной при любом развитии событий и земляне оставались в Арканаре по большому счету без единого осведомителя.

Проколовшегося на мелочах горе-шпиона не прикоснулись лишь только по необычной прихоти Стругацких. Нелогично как-то дон Рэба его отпускает. На ровном месте и безо всяких к тому оснований. Опасался мести всевышних? Чушь.

Такие люди, тем более в Средневековье, опасаются лишь настоящей силы. Но Румата никого и ни при каких обстоятельствах не убил, ему запрещено. И его всевышним нельзя убивать. Значит это трусливые всевышние и опасаться ни их самих, ни их посланца незачем. Так что в действительности посадили бы добропорядочного дона в Радостную башню, тот бы и мяукнуть опоздал.

Ты посидишь, а мы посмотрим как твои всевышние тебе окажут помощь. Либо еще того несложнее: клинок супротив арбалета — что плотник супротив столяра. Шлепнуть во дворе замка добропорядочного дона и дело с финишем. Ну определят всевышние и что, грозно погрозят пальчиком?

Да и всеравно на них.

Дон рэба как зеркало демократической революции

Так что личность этого неудачника меня совсем не интересует. Нет, по-человечески ему само собой разумеется симпатизируешь, но вот искать ему какую-то аналогию в реале смысла никакого нет — роль Руматы в истории Арканара фактически никакая.

Более весьма интересно присмотреться к дону отечественному Рэбе.

Тот ли он, за кого себя выдает? Правильнее так — тот, кого нам подсовывают под видом дона Рэбы — это по большому счету он?

Что же нам известно о доне Рэбе с тех самых пор, как мы в первый раз прочли эту книгу и о чем ездят по ушам все эти 50 лет (в текущем году, кстати, будет юбилей публикации повести) восторженные читатели, в основном демократическо-либеральных взоров? Дон Рэба, мол, тиран, предводитель и палач мрачного средневекового отребья. Всю его сущность (и сущность книги по большому счету) принято высказывать фразой В то время, когда торжествуют серые — к власти постоянно приходят тёмные.

А любой разгул (либо кроме того то, что обыватель принимает за разгул) разведслужб срочно объявляется буйством серых с явной отсылкой к повести. Последнее десятилетие по большому счету весьма модно начало сравнивать серых и чекистов. Это всегда было актуальным, но сейчас особенно. Ну а раньше в стране были другие храбрецы невидимого фронта, предназначенные интеллихенцыей на роль дона Рэбы.

Слышал кроме того такую ветхую байку, что изначально храбреца желали назвать Рэбия, типа с намеком на Лаврентия отечественного Палыча, но бдительные цензоры помешали. Но правомерно ли сравнение дона Рэбы и Берии? Принято думать что да.

А в действительности?

Попытаемся осознать откуда же взялись эти тёмные монахи, представленные в ТББ как орудие сил и апофеоз мракобесия тьмы. В книге об этом само собой разумеется рассказывается, но так невнятно, что я ни при каких обстоятельствах не акцентировался на этом вопросе и, не смотря на то, что перечитывал книгу десятки раз, неизменно в глубине души оставалось легкое удивление — так откуда же они показались? Над тем что Берия был британским шпионом, не потешался, думается, лишь ленивый, замечательно осознавая что это полная и беспросветная чушь.

А что же возможно сообщить про отечественного орла дона Рэбу? Да ничего хорошего, вообще-то. По всей видимости, дон Рэба этим шпионом как раз-таки и был.

А также больше чем очевидным шпионом. Потому что монахи-то взялись из далекой заморской страны. Это не национальная тёмная сила, выросшая на задворках существующей власти и выпестованная серым подонком с целью достижения собственных личных кровавых целей, а, пользуясь современной терминологией, кадровые сотрудники зарубежных разведслужб.

Дон Рэба предстает вовсе не ожесточённым тираном, взрастившем в собственного народа убийц и касту палачей, а предателем и банальным компрадором, сдавшим страну для собственной пользы. Так ли это?

Давайте посмотрим как развивались события.

Румата поглядел им вслед и отыскал в памяти, что тысячи раз он видел на улицах эти смиренные фигуры в долгополых тёмных рясах. Лишь раньше не волочились за ними в пыли ножны тяжеленных клинков. Проморгали, ах, как проморгали! — поразмыслил он.

Какое это было развлечение для добропорядочных донов — пристроиться к одиноко бредущему монаху и говорить друг другу через его голову пикантные истории.

Книгочеи, умники… Их-то отечественный горе-разведчик заметил, а вот настоящие процессы проморгал. Перед ночью долгих ножей, задолго до нее, в Арканаре была, по всей видимости, совершена тайная спецоперация по внедрению в страну вражеской диверсионной агентуры. Но кто и как проводил внедрение монахов в Арканар, неужто сам дон Рэба? А для чего и для чего?

Монахи никакого участия в травле книгочеев не принимали, военной силой не являлись, да и по большому счету никакого открытого влияния на политику Арканара до ночи долгих ножей не имели. Так что тут или весьма хитроумный многоходовый и на большом растоянии просчитанный (очень способным?) доном Рэбой замысел, или что-то иное. И кстати — а на какие конкретно деньги-то эти засланные монахи в Арканаре существовали?

В производственном ходе монашество не участвует, бизнесом не занимается и источников существования, не считая паразитического, не имеет. Но паразитические ниши в стране ни при каких обстоятельствах не бывают свободны, так что получить доступ к внутреннему финансированию у них никак не окажется, тем более скоро. Да и мотив их присутствия какой-то должен быть.

А какой возможно мотив у зарубежного гражданина, живущего нелегально в чужой стране? Либо деньги (наемничество) либо работа. Версию что монахи бесплатно массово приезжали по велению сердца нести народам Арканара совершенства народовластия яркое знамя подлинной веры думаю что действительно разглядывать не следует.

А кроме того в случае если и разглядеть, то все равно появится вопрос об их спецподготовке (жить на нелегальном положении это, понимаете ли, непросто, да и мастерски обладать клинком посложнее чем кадилом) и ее финансировании.

Так что это мероприятие кем-то было профинансировано. Арканарская небольшая буржуазия (большой в ту эру еще не существовало) представлена в повести отцом Цупиком. Но папа Цупик был первым из управления мятежников, убитым монахами, и ничего о святом воинстве до самой собственной смерти не знал.

Соответственно, финансировать тайное внедрение монахов арканарская буржуазия в массовом порядке никак не имела возможности, а в частном не смогла — масштаб не тот. Следов аристократии в вероятном финансировании монашества по большому счету не прослеживается. По крайней мере, мне не удалось отыскать об этом никакого упоминания в повести. Финансировать монахов из собственных средств дон Рэба определенно не имел возможности в силу собственного происхождения из низов.

Он, само собой разумеется, имел возможность запустить лапу в королевскую казну, но вряд ли он имел возможность за три года выстроить совокупность так незаметного распила казенных денег, что об этом не додумалась ни одна живая душа, включая собственных временных серых союзников, целой армии земных самих Стругацких и аналитиков. Не смотря на то, что, в принципе, имел возможность, в случае если мы второй раз предположим его гениальность. Ну, с гениальностью разберемся чуть позднее, пока в ней.

Возможно еще предположить мифического олигарха аристократа, что задумал, профинансировал и осуществил этот дьявольский замысел, не смотря на то, что ни мельчайшего намека на это в книге нет. Но монахов, а позднее и регулярные армии ему где-то нужно было забрать, что без помощи зарубежного страны все равно нереально. Так получается, что настоящих источников финансирования нелегального святого воинства, не считая как зарубежных, не прослеживается.

Но возможно это были никакие не зарубежные монахи, а собственные, исконно родные? Да нет, не собственные и не родные.

Смиренные фигуры в долгополых тёмных рясах, одиноко бредущие по улицам

и

смиренные дети господа отечественного, конница Святого Ордена, высадившиеся ночью в арканарском порту

— это одинаковые люди. Ни мельчайшей отличия между ними в повести не отмечено.

Итак, спецоперация по внедрению очевидно длится несколько месяц, а скорее всего пара лет, потому что тёмные монахи воспринимались не как что-то чужеродное, а наоборот, как привычный повседневный объект для насмешек аристократии. Учитывая же по большому счету историю появления дона Рэбы, более возможен тот факт, что дон Рэба кроме того и вовсе не предатель, а умелый разведчик, которому Штирлиц в подметки не годился, внедренный Орденом в Арканар и ведший в том месте реально подрывную деятельность.

Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, небольшой, незаметный государственный служащий, угодливый, бледненький, кроме того какой-то синеватый… Шепотом поговаривают кроме того, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба — совсем второй человек, а данный неизвестно кто, оборотень, двойник, подменыш…

Стругацкие само собой разумеется и сами не верят этим слухам про двойника, но, будем честными, они так как так и не осознали что у них в Арканаре происходит в действительности. Не считая неспециализированного кроваво-серого фона, добропорядочного дона Руматы и отправившейся потом гулять идеи прогрессорства, их в ТББ ничего очень и не интересовало.

Как мы не забываем из ТББ, как раз в последние пара лет, с возникновением дона Рэбы, в Арканаре начался разгул серости и дикого пещерного террора против умников. До этого государство было сильное и в полной мере просвещенное — в нем кроме того существовало словесности и министерство истории. Большое количество вы понимаете феодальных стран с министерством словесности?

Имел возможность ли дон Рэба без помощи извне организовать развал таковой страны всего за какие-то три года? Давайте посмотрим:

Что он ни задумывал, все проваливалось… Он крутил и крутить, нагромождать нелепость на нелепость, выкручивался, как будто бы старался одурачить самого себя, как будто бы не знал ничего, не считая параноической задачи — истребить культуру.

Как видим, никакой гениальности. Да и все диалоги с добропорядочным доном Руматой морально и интеллектуально проиграны доном Рэбой вчистую. Стругацкие относились к собственному серому храбрецу безо всякого уважения — не числили они его интеллектуально равным Румате, отнюдь. Организаторские свойства того храбреца, что нам подсовывается, небольшого и незаметного государственного служащего, очень малы, да и ума он, как нам постоянно позволяют понять, очень плохого.

Стругацкие конечно же смогут в этом вопросе ошибаться а также возможно ошибаются. Как ни относись к дону Рэбе, серым никчемным человеком он все же являться никак не имел возможности: через чур масштабные мероприятия были совершены в Арканаре за весьма маленький срок — всего за пара лет сильная национальная машина была всецело развалена. Не какими-то плохими и неумными действиями, но наоборот — узкой и расчетливой политикой.

В Арканаре все переменилось! Появился какой-то новый, систематически действующий фактор. И выглядит это так, словно бы дон Рэба сознательно натравливает на ученых всю серость в королевстве.

есть ли данный фактор случайным? Стругацкие отрицают это. Были ли эти процессы распада государственности Арканара естественными? Нет — эти процессы выбиваются изо всех земных теорий и никак не смогут быть растолкованы естественными обстоятельствами. Но как же такое возможно — невнятная тупая серость, под которую маскируют в романе дона Рэбу, и спланированная замечательнейшая кампания, сути которой не подмечают кроме того лучшие аналитики землян, вооруженные базовой теорией феодализма.

И это еще Румата не догадывается в тот момент о монашестве!

А нет тут никакого несоответствия, в случае если предположить что вся эта кампания была грамотной спецоперацией Ордена по дестабилизации обстановки в Арканаре и уничтожению якобы умников, а в действительности всех, кто имел возможность бы заподозрить подлинные обстоятельства происходящего. Последняя же фаза по захвату власти — это простая десантная операция. В порту высаживается регулярная армия Ордена и оккупирует страну.

Очевидно, из самых благих побуждений, дабы спасти страну от мятежа серых (так как это они убили короля). Внедренные заблаговременно диверсанты вооружаются, вырезают все охранение серых, захватывают королевский замок и замки аристократии (см. папа Арима) по всей стране, а регулярная армия Ордена сейчас зачищает улицы городов. мат и Шах Арканару, что отныне не королевство Арканар, а Арканарская область Ордена.

Кто же такие эти монахи? Животные, тираны, душегубцы? Да нет, конечно же. Они никого не насилуют, ни над кем не издеваются, никого не гнобят. Наоборот, они пресекают стихийный террор, наводят порядок на улицах, уничтожают мародёров и бандитов.

Сходу организуется некое подобие судебной власти — достаются содержащиеся в примерном порядке досье на каждого гражданина Арканара, зачитываются заблаговременно заготовленные решения суда и, совсем бесстрастно, приводятся в выполнение. Без ненависти и злобы, практически равнодушно.

— Пройдите по этому коридору, — сообщил государственный служащий бесцветным голосом, — розги направо, ботинок налево. Следующий…

Не стихийная безудержная месть недавнему сопернику, не тотальная зачистка, но грамотное и хладнокровное наведение порядка по заблаговременно намеченному замыслу. Так нужно, детки, потерпите… Но Румата этого не подмечает.

Он вычисляет монахов очередной реинкарнацией ветхой государственности и думает их еще более нехорошим явлением, нежели серых. Но, неудивительно, — он в том месте по большому счету ничего не увидел, что увидел, то не осознал, а что осознал, то не так. Но по сути-то все самое ужасное уже случилось — этап кровавой дестабилизации как подготовка и оправдание интервенции закончен, обстановка входит в фазу успокоения.

Стихийные уличные убийства прекращены, страна захвачена, на улицах вооруженные патрули монахов, а оставшееся сопротивление фактически подавлено. Больше крови не будет — никакой силы, талантливой и хотящей оказать сопротивление Ордену, в стране не осталось: королевская семейство убита, главари и целый актив серых стёрты с лица земли, Вага разгромлен, Арата невооружён и беззащитен (привет Румате), аристократия под контролем в арестованных замках.

Ну, на ум само собой разумеется сразу же приходят проскрипционные перечни, еще большее ужесточение репрессий, террор и другие страшилки. Но же никаких зверств в решениях суда Ордена не заметно. Выпорят нещадно дворянство с целованием сапога, хлопнут несколько сотен очень одиозных недобитых серых (словно бы их кому-то жалко) и все на этом. Позже и книгочеев выпустят и грамоте (по Святому писанию) учить начнут.

Будущее Арканара Арканарской области Ордена кроме этого светло и легкомысленно, как было и его прошлое до появления дона Рэбы. Нет никаих поводов для тревог.

Итого — в Арканар сперва внедряется глубоко законспирированное подполье во главе с доном Рэбой, позже профессиональные диверсанты и агенты влияния; начинается разрушение институтов и искусственная дестабилизация ситуации власти, подготавливается и осуществляется вооруженный мятеж, по окончании чего проводится прямая военная интервенция. За интервенцией следуют люстрации, наведение порядка на улицах, создание новых органов власти и подконтрольного Ордену правительства.

Ничего не напоминает?

Так кто же таковой данный дон Рэба? Серая невзрачная сволочь, наводящая кошмар репрессиями? Злобный начальник тайной полиции, держащий в страхе всю страну? Да как-то не вытанцовывается. Не сходится картина.

Кроме того в случае если предположить его два раза гениальность — все равно не сходится. Не тот. Либо массовые репрессии и чекист либо зарубежные армии в столице и открытый мятеж, — что-то одно. Того и другого совместно не бывает: если ты так силен что можешь позволить себе массовые репрессии, то тебе не нужна чужая армия, а вдруг так не сильный что кличешь чужую армию, то и для репрессий кишка узка. Позже, по окончании интервенции, само собой разумеется размахнись рука, раззудись плечо. Но никак не до нее. Кто же он тогда?

Оставляю данный вопрос для независимого изучения. Кадидатов на роль дона Рэбы возможно отыскать множество. От Волошина и Березовского, до Навального и Ходорковского. Конкретная фамилия не столь ответственна.

Намного ответственнее познание, в каком лагере направляться его искать.

А Путин? А как же Путин, спросит недоуменный читатель? А нет в ТББ Путина, по большому счету. Не появился. Либо же появился, но был скоро убит

никому на свете не нужен был данный чахлый голубоглазый мальчик, похожий на кого угодно, лишь не на собственного отца.

Имеется лишь Ельцин в виде ветхого немощного короля. И имеется то, что в полной мере имело возможность бы произойти со страной, отправься история в начале 21 века чуть-чуть в противном случае.

Вот такие вот пирожки с котятами, но. И безо всякого прогрессорства. Фигня это ваше прогрессорство, блажь шестидесятников. Но какое очень способное предвидение Стругацкими будущих политических процессов.

И какое полное непонимание их сути…

источник: http://users.livejournal.com/_dmitrii/181014.html

Румата осокрбляет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: