Советские асы в зеркале статистики. убийцы «железных тетушек»

      Комментарии к записи Советские асы в зеркале статистики. убийцы «железных тетушек» отключены

Продолжая обращение о советских летчиках-истребителях, сбивших за годы ВОВ громаднейшее количество вражеских самолетов определенного типа, остановимся на тех, кто стёр с лица земли больше всех транспортных «трехмоторников» Junkers Ju 52 (либо Ю-52 по терминологии отечественных документов)

Не обращая внимания на кажущуюся простоту и лёгкость борьбы с тяжелыми, тихоходными и неповоротливыми «тетками Ю» (это прозвище, так же как и «Металлическая Анна», обширно распространенный транспортник взял в 1930-е годы в Европе) «охота» за ними для отечественных летчиков-истребителей имела последовательность нюансов, делавших их уничтожение затруднительным, а подчас и неосуществимым делом. Важную роль тут игрались сами события, при которых истребитель имел возможность встретить транспортный самолет.

Советские асы в зеркале статистики. убийцы «железных тетушек»
«Тетка Ю» в полете (http://waralbum.ru)

Перехваты Ю-52 становились достаточно нередкими лишь в том месте, где соперник был должен массово применять транспортники в условиях господства в воздухе отечественной авиации – в периоды организации так называемых «воздушных мостов», по которым немцы снабжали окруженные группировки собственных армий – над Демянским «котлом», под Сталинградом, в районе Корсунь-Шевченковского и т.д. Причем «Юнкерсы», как и другие транспортники, летали в основном утром либо в вечерних сумерках, в условиях нехорошей видимости, в противном случае и вовсе ночью. Запрещено кроме этого сбрасывать со квитанций живучесть и удивительную прочность конструкции данной неприхотливой автомобили: чтобы гарантированно сбить «тетку Ю», от атакующего истребителя требовалось поражение ее крайне важных областей (моторов, топливных баков) либо уничтожение экипажа, а бессчётные прострелы плоскостей и фюзеляжа, в большинстве случаев, не давали никакого результата.

Всего на примерно 3000 советских асов приходится около 500 подтвержденных воздушных побед над трехмоторными «Юнкерсами». Однако, не обращая внимания на такую, в общем, маленькую цифру, изрядное количество «экспертов» по уничтожению Ю-52 среди отечественных истребителей имелось.

Летчик 907-го ИАП ПВО Н. Ф. Киселев у сбитого им Ю-52 (http://waralbum.ru)

Громаднейшее количество «металлических тетушек» в советских ВВС имеет на своем боевом счету Герой Советского Союза Петр Васильевич Базанов из 3-го Гв.ИАП, которому засчитано 8 таких самолетов, сбитых лично, и еще один в группе. Сержант Базанов начал собственную боевую карьеру под Сталинградом, в то время, когда его полк, в числе других авиачастей ВВС КА, осуществлял воздушную блокаду окруженной гитлеровской группировки генерала Паулюса.

В течение 10 дней декабря 1942 года (с 7 по 17 число) Базанову удалось в воздушных битвах сбить лично пять транспортников и еще один стереть с лица земли в группе с товарищами. Причем все эти «Юнкерсы» первенствовали победами в перечне удач будущего Храбреца.

В первой половине 40-ых годов XX века Базанов добавил к перечню собственных трофеев еще три Ю-52, сбитых 1 февраля в районе Корсунь-Шевченковского, причем все три победы летчик одержал в одном бою, прибавив к ним кроме этого одну «металлическую тетку», сожженную на вражеском аэропорте штурмовыми действиями. Закончил войну Петр Васильевич Базанов в звании капитана, имея на счету 18 самолетов соперника, сбитых лично, и 2 в группе. Все собственные победы одержал на самолете Ла-5.

Вторую строке условного рейтинга «экспертов» по Ю-52 занимает ветеран Халхин-Гола капитан Андрей Николаевич Дехтяренко из 580-го ИАП, лично стёрший с лица земли в апреле 1942 года в районе Демянска 7 трехмоторников, причем это удалось ему сделать всего лишь в двух боевых вылетах – 1 апреля (сбито 3) и 8 апреля (сбито 4 «Юнкерса»). Всего капитан Дехтяренко, летая на Як-1, одержал 10 личных воздушных побед. Отважный летчик не возвратился с боевого задания 11 июля 1942 года, всего лишь за 10 дней перед тем, как ему было присвоено звание Героя СССР (21.07.1942).

Сбитый под Сталинградом Ю-52 (http://waralbum.ru)

На третьей ступени «пьедестала почета» – Сергей Николаевич Шевелев, умелый пилот, за время участия в военных действиях послуживший в нескольких соединениях и частях ВВС КА. Удачно поохотиться на «металлических тетушек» ему удалось в феврале 1943 года в небе Кубани. За период с 22 по 28 февраля Шевелев занес на собственный персональный счет 5 сбитых Ю-52, прибавив к ним кроме этого один стёртый с лица земли десантный планер.

Сейчас летчик сражался в рядах 249-го ИАП, летая на ЛаГГ-3. Всего за войну майор Шевелев лично сбил 14 самолетов соперника и кроме этого был удостоен большого звания Героя СССР (присвоено 01.05.1943).

Ю-52, сгоревший на одном из заснеженных полей России (http://waralbum.ru)

Потом перечень самые успешных «уничтожителей» транспортных «Юнкерсов» выглядит следующим образом:

Басулин Евгений Дмитриевич – сбил 4 Ю-52 лично и 1 в группе (служил в 239-м ИАП, летал на Ла-5, всего побед 15+1, ГСС);

Иванов Иван Тимофеевич – 4 лично (все в одном бою, 3-й Гв.ИАП, Ла-5, всего побед 8+0);

Игнатьев Николай Петрович – 4 лично (728-й ИАП, И-16, Як-9, всего побед 23+13, ГСС);

Патрушев Григорий Степанович – 4 лично (100-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», всего побед 5+0);

Шестаков Лев Львович – 4 лично (9-й Гв.ИАП, Як-1, всего побед 16+8, ГСС).

Еще 25 советских летчиков сбили по три Ю-52 лично (из них двое имеют кроме этого по две, а трое – по одной групповой победе)

Виталий Попков, лётчик-ас, участник ВОВ, дважды Герой Советского Союза

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: