Палубные самолеты григоровича. “бычок”, “скорпена” и пикирующий ”топор” рккф.

      Комментарии к записи Палубные самолеты григоровича. “бычок”, “скорпена” и пикирующий ”топор” рккф. отключены

.эра монопланов на флоте началась с принятием на вооружение ВВС РККФ палубного истребителя Д.П.Григоровича ИП-1КОР во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Эта машина была морской версией сухопутного истребителя ДГ-52, что был принят на вооружение ВВС СССР в 1935 году, как пушечный истребитель с 76, 2 мм ДРП Курчевского АПК-4.

В связи с отказом от данных орудий по окончании опробований, каковые продемонстрировали полную их непригодность, часть из 50 выпушенных на заводе № 135 в Харькове самолетов были перевооружены на 4-е крыльевых пулемета ШКАС. При таком оружии ИП-1 не имел особенных преимуществ если сравнивать с более быстроходным и маневренным истребителем И-16, и ВВС утратил к ним интерес.

Не известно, как бы сложилась будущее этого самолета, если бы не конкурс НКАП на новый палубный истребитель ВВС РККФ, в замену дряхлеющим и рассыпающимся от морской воды бипланам И-5 КОР.

Григорович скоро сориентировался и внес предложение морскую версию ИП-1. При неспециализированном сохранении конструкции самолета, морская версия взяла усиленные шасси, посадочный крюк, складные крылья и хвостовое колесо. Так же, была устранена главная неприятность сухопутного ИП-1, нехорошие штопорные характеристики. В верхней части фюзеляжа оборудовали долгий обтекатель («холку»), что стало причиной повышению боковой поверхности на 0,785 м2.

В один момент увеличили площадь вертикального оперения, площадь рулей высоты, угол их отклонения: вверх уменьшили, а вниз — увеличили. Для более устойчивой работы двигателя была поменяна совокупность бензопитания, в неё ввели дополнительный компенсационный бачок. Взлетный вес автомобили выросла до 1840 кг.

Палубные самолеты григоровича. “бычок”, “скорпена” и пикирующий ”топор” рккф.

Самолет был представлен на опробования весной 1936 года. На протяжении полетов в НИИ ВВС в Евпатории, самолет продемонстрировал большую скорость

у почвы:

-369 км/ч

на высоте 3000 м

-410 км/ч

на высоте 5000 м

-390 км/ч

В частности отмечалось, что благодаря высокой посадке пилот владеет хорошим обзором из кабины. Самолёт устойчиво пикировал, прекрасно наводился на цель; управление в воздухе охарактеризовали как простое, дешёвое для освоения строевыми лётчиками. Посадочная скорость равнялась 90 — 97 км/ч, разбег на взлёте — 170 — 180 м, что разрешало применять ИП-1КОР с полевых аэропортов размером 400*400 м и палубы авианосцев.

В июле 1936 года ИП-1 КОР совершил первый взлет и посадку на палубу учебного авианосца ЧФ “Комсомолец”.

В августе 1936 года, ИП-1 КОР был принят на вооружение морской авиации РККА. Завод №135 взял заказ на 100 ИП-1 КОР.

ИП-1 КОР поступили на вооружение истребительных крыльев авиагрупп авианосцев “Красный летчик”, “Измаил”, “Народовластие”, остальные поступили в береговые эскадрильи ВВС РККФ.

Цельнометаллический моноплан ИП-1 КОР был неоднозначно встречен морскими летчикам. С одной стороны он имел громадную более чем на 150 км/час скорость, чем предшественник И-5 КОР, но уступал ему в маневренности и во взлетно-посадочных чертях. Дальность полета ИП-1КОР была 1050 км, против 660 км у И-5КОР.

Для обучения морских летчиков завод №135 выпустил 10 УТИ. На протяжении обучения было разбито пять автомобилей. Погибло 3 пилота.

Во второй половине 30-ых годов XX века с вводом в строй “Громова” и постройкой вторых авианосцев пр.72, был поднят вопрос о модернизации ИП-1 КОР. Модернизацию создало ОКБ-135 совместно с ОКБ ХАИ. На ИП-1 КОР установили мотор М-86 ( М-85Ф) мощностью 800/950 л.с. Самолет стал называться ИП-1 бис КОР. Машина была вооружена двумя 20-мм пушками ШВАК, вместо пулеметов. Взяла изменный капот мотора и закрытую кабину пилота, протектированне бензобаки, радиостанцию.

Самолет имел возможность нести четыре РС-132 либо восемь РС-82, две 50 кг бомбы. Большая скорость модифицированного самолета выросла до 460 км/час, взлетная масса до 2200 кг.

У флотских острословов истребитель ИП-1 КОР взял прозвище – “Бычок” за сходство с данной рыбой.

ИП-1бис КОР прозвали — “Скорпеной” (страшная черноморская рыба).

Палубный пикирующий бомбардировщик ПБ-1 КОР. Смертоносный “Топор” Красного флота.

Палубный ПБ-1КОР, был родным братом первого серийного пикирующего бомбардировщика ПБ-1 ( ДГ-58 ) ОКБ Д.П. Григоровича. УВВС РККФ пребывав под чувство от возможностей пикирующих бомбардировщиков, оценило преимущества нового самолета, заказал ОКБ Григоровичу палубный вариант еще до принятия ПБ-1 на вооружение ВВС.

Морякам был нужен новый ударный самолет для замены устаревших палубных Р-5T КОР. ВВС ВМФ так же рассчитывали взять многофункциональную военную машину: пикирующий бомбардировщик, разведчик-корректировщик, торпедоносец.

2 ПБ-1 прибыли с харьковского завода №135 на Евпаторийский аэропорт НИИ ВВС ВМФ летом 1936 года. Они активно использовались в отработке бомбометания по наземным целям, ветхим судам и буксируемым баржам. Результаты были весьма хорошими.

Была отработана методика бомбометания и написаны инструкции.

В осеннюю пору 1936 года модифицированный ПБ-1 совершил пара взлётов и посадок с авианосца “Измаил”.

В соответствии с требованиям Народного комиссариата ВМФ, Григорович создал палубную версию ПБ, названное ПБ-1 КОР. Машина взяла складные крылья по типу ИП-1 КОР, усиленные шасси, посадочный гак, средства и радиостанцию навигации. Более замечательный запорожский двигатель М-86 должен был улучшить ЛТХ и взлетно-посадочные характеристики автомобили.

К бомбовому оружию добавили и РС.

Но торпедоносцем самолет так и не стал. Разбег перегруженного ПБ-1 КОР с торпедой 45-36АН был столь продолжительным, что взлет с палубы авианосца был признан неосуществимым.

Первые серийные ПБ-1КОР стали поступать во флоты в начале 1937 года. Тут же начались активные тренировки летчиков-пикировщиков.

в один раз, черноморские моряки замечали как звено ПБ-1, один за одним, по паре раз сваливаясь в пике, отрабатывая выход и удар из пикирования. Кто-то из моряков пошутил, что самолеты “ныряют в воду как топоры”! С того времени за пикировщиками Григоровича закрепилось неофициальное прозвище — Топор.

Боевое использование советской палубной авиации.

ИП-1 КОР ТОФ учавствовали в приграничных конфликтах с Японией 36-38 годов. Их жертвами стали пара японских разведывательных гидросамолетов. Один раз имел место воздушный бой четырех ИП-1 КОР с тремя японскими палубными самолетами А5M2 нарушившими советскую морскую границу.

Счет 2:0 в отечественную пользу.

На протяжении сопровождения советских конвоев эскадрой ЧФ в республиканскою Испанию, палубные истребители ИП-1 КОР с авианосца “Измаил” снабжали прикрытие соединений судов от ударов авиации мятежников. Сбито 3 самолета Франко, стёрт с лица земли итальянский гидросамолет Cant. В Испании они взяли прозвище – “Mosca Maritima” ( Морская муха) у республиканцев и “Rata del mar”( Морская крыса) у франкистов.

Улучшенные палубные истребители ИП-1бис КОР с авианосца БФ “ Красный летчик” учавствовали в Зимней войне с Финляндией. Защищали с воздуха советские суда, сопровождали палубные пикировщики и наносили удары по прибрежным объектам. Было утрачено 4 самолета из них 2 из-за аварий.

Сбили 9 самолетов соперника.

Начальный период ВОВ.

Боевое крещение ИП-1бис КОР приняли на протяжении первых набеговых операций ЧФ на Румынское побережье 25 -29 июня 1941 года. 26 июня 1941 года эскадра советских судов (линейный корабль Парижская Коммуна, 3 крейсера, 1 и 3 дивизион эсминцев,2 авианосеца), ударила по порту Констанца, нефтяным хранилищам и железнодорожному узлу и фактически стерла их с лица почвы.

Истребители авианосца “Измаил” снабжали воздушную защиту судов эскадры, сопровождали корабельные бомбардировщики ПБ-1 при ударах по аэродромам и береговым объектам, закрывали бомбардировщики ВВС при подходе, атаке и отходе от целей. Летчики палубных “Скорпен” сбили 15 самолетов соперника, 27 стёрли с лица земли на аэропортах. Отечественные утраты- 5 автомобилей.

Пикировщики ПБ-1КОР потопили один румынский миноносец, второй повредили и потопили пара судов в порту Констанца. Основной их заслугой было уничтожение 28-см трехпушечной батареи береговой обороны “Тирпиц” и подавление румынских батарей “Мирча”, ”Михей”,”Тудор”, что обеспечило неспециализированный успех операции. Утраты — 3 самолета.

Позже досталось порту Сулина и болгарской Варне.

На Балтике в июне-сентябре 1941 года, КБФ деятельно проводил удары и набеговые операции по конвоям соперника. Активное участие в этих операциях учавствовал ветхий авианосец “Красный летчик” и его авиагруппа. Главные задачи: обеспечение воздушного прикрытия действия советских судов, удары и разведка по судам соперника.

Авиагруппа сбила 24 самолета соперника, потопила 9 судов (1 эсминец, 2 миноносца, 2 базисных тральшика, 4 транспорта) пара торпедных катеров и мелких судов, одну подлодку. Утраты за данный период составили 8 истребителей и 4 ПБ-1.

26 октября 1941 года авиагруппа из 12 пикировщиков ПБ-1, 10 торпедоносцев КТБ-1 Кочеригина под прикрытием 20 истребителей, на подходе к Моонзунским островам нанесла удар по немецким кораблям. Прямым попаданием двух 500 кг бомб потоплен крейсер “Лейпциг” и 2 эсминца, не легко поврежден крейсер “Кельн”. Отечественные утраты- 6 самолетов.

Моонзунские острова остались за нами.

С уважением, Сергей Сыч

Картинки: Сергей Сыч

http://alternathistory.org.ua/blogs/serg

Источники:

  • Морской фронт страны 1941-1945 гг. Гудков Борис Дмитриевич
  • http://alternathistory.org.ua/proekt-pikiruyushchego-bombardirovshchika-pb-1-dg-58-1935g-sssr
  • http://alternathistory.org.ua/alternativnyi-palubnyi-torpedonosets-okb-kocherigina-ktb-udarnaya-kocherga-sovetskikh-avianostsev
  • http://warplanefuns.ru/history-of-war-main/warplanes-main/item/8-istrebiteli-i-zet-ip-1.html

3 страны уже победили ФРС, а Путин почему то не может

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: