50 (Точка пятьдесят)

      Комментарии к записи 50 (Точка пятьдесят) отключены

В самом финише Первой Мировой немцы первыми применили на полях сражений новейшее и очень действенное по тем временам оружие — противотанковое ружьё Маузера калибра 13 мм. Сконструированное за маленькое время несложным путём пропорционального повышения практически в полтора раза винтовки обычного калибра, это оружие, не обращая внимания на распознанные в последствии бессчётные недочёты, стало мобильным и убийственным для узкой брони первых танков средством оружия пехоты.

Потому, что разработка первоначально задуманного противотанкового пулемёта TuF-MG натолкнулась на последовательность технических неприятностей, 27 ноября 1917 года компания «Маузер» официально отозвалась на просьбу руководства армии о создании конструктивно более несложного оружия для противодействия армадам британских танков, а шестью днями позднее в германский генштаб уже были представлены чертежи однозарядного противотанкового ружья. Опробования были закончены в январе 1918 года, а с мая того же года было развёрнуто его серийное производство.

Не обращая внимания на то, что война закончилась менее чем через полгода затем, новый вид пехотного стрелкового оружия, талантливый с дистанции 100 метров пробивать броню толщиной 22 мм, продемонстрировал за маленькое время столь высокую эффективность, что привлёк самое внимание армейского управления Антанты. В самом финише Первой Мировой немцы первыми применили на полях сражений новейшее и очень действенное по тем временам оружие — противотанковое ружьё Маузера калибра 13 мм.

Сконструированное за маленькое время несложным путём пропорционального повышения практически в полтора раза винтовки обычного калибра, это оружие, не обращая внимания на распознанные в последствии бессчётные недочёты, стало мобильным и убийственным для узкой брони первых танков средством оружия пехоты. Потому, что разработка первоначально задуманного противотанкового пулемёта TuF-MG натолкнулась на последовательность технических неприятностей, 27 ноября 1917 года компания «Маузер» официально отозвалась на просьбу руководства армии о создании конструктивно более несложного оружия для противодействия армадам британских танков, а шестью днями позднее в германский генштаб уже были представлены чертежи однозарядного противотанкового ружья.

Опробования были закончены в январе 1918 года, а с мая того же года было развёрнуто его серийное производство. Не обращая внимания на то, что война закончилась менее чем через полгода затем, новый вид пехотного стрелкового оружия, талантливый с дистанции 100 метров пробивать броню толщиной 22 мм, продемонстрировал за маленькое время столь высокую эффективность, что привлёк самое внимание армейского управления Антанты. Британские, французские и американские армейские, в арсеналах которых отсутствовал не только таковой вид оружия, но а также подобный снаряд, ещё до окончания войны, столкнувшись с германскими танками, поспешили выдать своим конструкторам задание создать что-то подобное.

50 (Точка пятьдесят)
Американцы пошли по проторенному германскими конструкторами пути, пробуя, наровне с разработкой противотанкового ружья, в будущем взявшего обозначение Винчестер 1918, расширить станковый пулемёт Браунинга калибра .30 (7,62 мм) до калибра .50 (12,7 мм), сохранив возможность автоматической стрельбы из него. Не мудрствуя лукаво, коллектив конструкторов компании «Винчестер и Дж.

М. Браунинг» взял новый патрон калибра .50 пропорциональным повышением винтовочного патрона .30-06 в масштабе 5 к 3. Единственным конструктивным отличием прибавившей в размерах новинки примера 1918 года от прототипа стало наличие выступающей закраины у гильзы, делавшей патрон более удобным для противотанкового ружья. Первые стрельбы из нового крупнокалиберного пулемёта Браунинг М1918 с водяным охлаждением состоялись уже 15 октября 1918 года.

Но гильза с выступающим фланцем была признана генералом Першингом негодной для перспективного оружия, и в следующем, 1919 году, на гильзе прошлой длины (103,5 мм) показалась проточка. На протяжении предстоящих изучений, к каким подключились компании «Кольт» и «Франкфордский арсенал», были испытаны разные варианты 12,7-мм крупнокалиберных патронов.

Итогом этих работ стало поступление на вооружение американской армии в первой половине 20-ых годов двадцатого века патрона калибра .50 с бесфланцевой гильзой длиной 99 мм и обычной пулей Ml923 массой 51,3 грамм с мягким металлическим сердечником, свинцовой рубашкой и томпаковой оболочкой. Бронебойная пуля Ml923 отличалась от обычной только более жёстким металлическим сердечником и маркировалась окраской вершинки в чёрный цвет.

За время с момента появления первого примера американского крупнокалиберного патрона в 1918 году его гильза лишилась выступающей закраины, стала меньше и толще. С 1923 года геометрия гильзы остаётся неизменной, а модернизация патрона идёт путём совершенствования его пуль.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение принимается патрон с более идеальной в баллистическом отношении пулей Ml длиной 48 и массой грамм 61,2 мм, которая уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века заменяется на более лёгкую (45,4 грамм) и маленькую (58,6 мм) пулю М2, сохранившуюся фактически без трансформаций сейчас. Изменение баллистики обычной пули тянуло за собой и замену бронебойных пуль, по конструкции, за исключением твёрдости сердечника, не отличавшихся от соответствующих обычных.

20 июля 1931 года номенклатура особых пуль патрона калибра .50 дополняется трассирующей Ml с дальностью трассирования до 750 метров, складывающейся из томпаковой (позднее, стальной, плакированной томпаком) свинцового сердечника и оболочки, сзади которого размешался трассирующий состав, дающий пламя красного цвета. Её вершинка окрашивалась красной краской В1942 году специально для ВВС разрабатывается трассирующая пуля М2 с укороченной до 500 метров красной автострадой.

За счёт уменьшения массы трассирующего состава в оболочку Ml был помещён долгий металлический сердечник, что существенно повысило пробивную свойство пули М2 если сравнивать с Ml. М2 маркировалась дополнительной накаткой около дульца белой окраской вершинки. Патроны с этим типом пуль выпускались в 1942-43 годах.

После этого они были заменены на предназначавшиеся лишь для ВВС более идеальные патроны с трассирующей пулей М10, дававшей на дистанции до 120 метров не ослепляющую стрелка дымную автостраду, сменявшуюся на огненную красную, видимую до 1500 метров. М10 имела вершинку оранжевого цвета. Для противовоздушной требовались трассирующие пули с более яркой автострадой.

Специально для ПВО в июне 1944 года принимается трассирующая пуля М17, дающая броскую автостраду, видимую на дистанции до 2300 метров, отличавшаяся вершинкой тёмно-бордового цвета. Пули с более яркой автострадой привлекли интерес и лётчиков, отыскавших в них не только метод замечательного психотерапевтического действия на соперника, но и действенное средство борьбы с японскими аэростатами. Новая пуля М21 с вершинкой красного цвета, принятая на вооружение в ноябре 1944, давала на дистанции до 500 метров втрое более броскую автостраду и владела хорошим зажигательным эффектом.

Снова же по заказу ВВС, для более действенного отражения атак германских истребителей 9 октября 1943 года на вооружение принимается патрон с бронебойно-зажигательной пулей М8. От бронебойной М2 пуля М8 отличалась лишь размещением в головной части между сердечником и оболочкой зажигательного состава. М8 маркировалась окраской вершинки в серебристый цвет.

После этого в полость в донной части сердечника пули М8 был помещён трассер, дающий дымный след до 280 метров, сменяющийся на ярко-красную автостраду, видимую до 1600 метров. Новая бронебойно-зажигательно-трассирующая пуля взяла обозначение М20 и серебристо-красную вершинку.

Начало работ над крупнокалиберными зажигательными пулями было положено весной 1940 года. Принятая на вооружение в январе 1942 года зажигательная пуля Ml, маркировавшаяся окраской вершинки в светло синий цвет, складывалась из томпаковой оболочки, трубчатого свинцовой пробки и стального сердечника в донной части.

Зажигательный состав, складывающийся из смеси порошка нитрата бария и магниевого сплава, помещался под оболочкой в головной части пули и в полости сердечника. На протяжении ведения битв на Европейском и Тихоокеанском театрах боевых действий выявилась низкая эффективность Ml в условиях низких температур.

Данный факт вкупе с поступившей в конце 1943 года разведывательной информацией о работе немцев над реактивными самолётами, применяющими более тяжёлое, чем бензин горючее, вынудил американцев начать работу над конструкцией «суперзажигательной» пули. Она была создана, в сентябре 1944 испытана в воздушных битвах с германскими реактивными самолётами в Европе и принята на вооружение 27 апреля 1945 года под наименованием М23. От Ml её отличала громадная масса зажигательного состава при меньшей массе самой пули.

Вершинка М23 окрашивалась в тёмно-светло синий цвет с голубым пояском. Но по всем остальным параметрам, не считая зажигательного действия, М23 очень сильно уступала Ml и скоро была снята с производства. Эффективность Ml была повышена за счёт трансформации рецептуры зажигательного состава.

В мае 1945 года в рамках программы «Сфинкс» по разработке действенных средств борьбы с японскими подземными упрочнениями рассматривалась возможность применения пуль Т86, созданных на базе Ml и содержащих смесь зажигательного и раздражающего (CN) составов. Ранее, в первой половине 40-ых годов XX века, подобные пули Т27 планировалось применять для выведения из строя экипажей вражеских самолётов.

Но обнадёживающие результаты, полученные при стрельбе на земле, мгновенно рассеялись сквозняками, гулявшими по аэропланам тех лет, и работы над химическими пулями, каковые маркировались окраской вершинки в зелёный цвет, так и не вышли за стадию экспериментальных. Не смотря на то, что патроны калибра .50 с пулями, вершинки которых были окрашены в зелёный цвет, выпускались в 1940-42 годах в огромных количествах.

Так маркировались патроны с бронебойными пулями, предназначенные для поставок по Ленд-Лизу в Англию. Связано это с тем, что у британцев для маркировки бронебойных пуль был принят зелёный цвет. Обозначение вершинок трассирующих пуль (красный цвет) и зажигательных (светло синий) в армиях США и Англии совпадало. Специально для британцев маркировка дублировалась и на донце гильзы соответствующим по цвету лаком герметизатора капсюля.

Патроны с обычными пулями маркировались лишь фиолетовым герметизатором капсюля без окраски пули. Отличались американские патроны, предназначенные для экспорта в Англию, и надписями на донце гильзы. Часть этих патронов вместе с поставками бронетехники попала и в СССР.

Так, к окончанию Второй мировой была организована номенклатура патронов главного назначения калибра .50, сохранившаяся в практически неизменном виде до наших дней. Не очень сильно изменились с того времени и патроны запасного назначения: холостые, учебные и испытательные. Более того, патрон .50 BMG (либо в европейской совокупности 12,7×99), как он сейчас именуется, сейчас есть не только ветшайшим из сохранившихся на вооружении, но и одним из самых распространённых в мире в собственном классе.

[BadComedian] — Пятьдесят оттенков серого (РЕЖ. ВЕРСИЯ)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: