Александр невский — герой, но тевтонцы не собаки

      Комментарии к записи Александр невский — герой, но тевтонцы не собаки отключены

Александр невский - герой, но тевтонцы не собаки

Принятую еще в школьных книжках правдоподобность описания одной из самых легендарных битв в истории России — Ледового побоища на Чудском озере — поставил под сомнение архивист Анатолий и калининградский историк Бахтин. Более двадцати лет он изучал те события по летописям и хроникам и сейчас говорит, что лед на Чудском озере ни под кем не трещал, а самое основное — тевтонские рыцари имели к данной битве очень опосредованное отношение.

Напомним классическую версию тех событий, изложенную в книжках.

На территории современной Эстонии обосновались германские рыцари-крестоносцы, каковые постарались захватить Псковскую почву. Они подошли к стенкам Пскова, и изменники из местной знати пошли с ними на сговор, открыв ворота чужеземцам. Следующий удар немцы нанесли по Новгородским почвам, приблизившись к Новгороду.

Появлявшись перед лицом опасности, новгородские бояре обратились к великому князю Владимирскому за помощью. Ярослав Всеволодович отправил в Новгород сына Андрея. Но задача была тому очевидно не по плечу.

Скоро сам новгородский епископ Спиридон явился к Ярославу, умоляя отправить другого сына — Александра.

Князь Ярослав осознавал, что захват немцами Пскова содержит опасность не только для Новгорода, но и для всей Руси. С трудом он собрал в разоренной Батыем Суздальской почва множество солдат и послал их на помощь Александру. Принятую еще в школьных книжках правдоподобность описания одной из самых легендарных битв в истории России — Ледового побоища на Чудском озере — поставил под сомнение архивист Анатолий и калининградский историк Бахтин.

Более двадцати лет он изучал те события по летописям и хроникам и сейчас говорит, что лед на Чудском озере ни под кем не трещал, а самое основное — тевтонские рыцари имели к данной битве очень опосредованное отношение.

Напомним классическую версию тех событий, изложенную в книжках.

[i]На территории современной Эстонии обосновались германские рыцари-крестоносцы, каковые постарались захватить Псковскую почву. Они подошли к стенкам Пскова, и изменники из местной знати пошли с ними на сговор, открыв ворота чужеземцам. Следующий удар немцы нанесли по Новгородским почвам, приблизившись к Новгороду. Появлявшись перед лицом опасности, новгородские бояре обратились к великому князю Владимирскому за помощью. Ярослав Всеволодович отправил в Новгород сына Андрея.

Но задача была тому очевидно не по плечу. Скоро сам новгородский епископ Спиридон явился к Ярославу, умоляя отправить другого сына — Александра.

Князь Ярослав осознавал, что захват немцами Пскова содержит опасность не только для Новгорода, но и для всей Руси. С трудом он собрал в разоренной Батыем Суздальской почва множество солдат и послал их на помощь Александру. Так, в начале 1242 г. Александр выступил из Новгорода на Псков. Его солдаты перекрыли все дороги, ведущие к городу.

Своим любимым приемом — неожиданной атакой, изгоном — Невский овладел городом. Затем, безотлагательно, он отправился на Изборск и дальше, в землю Германскую. Определив о том, что к нему идет громадное рыцарское войско, Александр отошёл к Чудскому озеру. Возможно, данный отход князь совершил умышленно.

В его голове уже показалась наглая мысль сразиться с неприятелем на льду.

Утром 5 апреля 1242 г. многотысячное войско встретило неприятеля, выстроившись на льду Чудского озера, на Узмени, у Вороньего камня. Крестоносцы построились треугольником, острие которого было направлено на русских. По сторонам этого живого треугольника — великой свиньи, по ироническому выражению русских летописцев — поднялись закованные в латы наездники, а в него двигались легковооруженные солдаты.

Осыпав соперника дождем стрел, солдаты Александра раздвинулись, пропуская великую свинью, а после этого яростно ударили по ее флангам. Началась тяжелая и кровопролитная битва. Скоро слабый к весне лед — особенно узкий в данной части озера, на протоке — начал давать трещины. Кое-где, не выдержав боевых коней и тяжести людей, он начал проваливаться. Первыми шли ко дну самые знатные, богатые рыцари: их тяжелые доспехи весили по два-три пуда.

Упав с коня, рыцарь, закованный в латы, уже не имел возможности встать без посторонней помощи. Сохранившиеся рыцари обратились в бегство. Победа Александра была полной.[/i]

Миф первый. Не псы, а божьи аристократы

[i]Итак, по сложившемуся точке зрения, новгородцам 5 апреля 1242 года противостояли рыцари Тевтонского ордена. Основанный во второй половине 90-ых годов XII века на базе одного из больниц в Палестине на протяжении третьего Крестового похода орден объединил германских аристократов (тевтон в переводе с латыни — немец). Устав ордена содержал три строгих правила, которым неукоснительно должны были направляться его члены: обет безбрачия, безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности.

Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать плащи полезным мехом, иметь собственного коня и другое. При столь твёрдом внутреннем укладе орден считался эталоном народовластия того времени. Все управление, а также Великий магистр, было подотчетно рядовым братьям-рыцарям.

— Прибывшие в Ливонию во второй половине 30-ых годов XIII века рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, — говорит Анатолий Бахтин. — Фактически все приграничные споры были весьма скоро урегулированы мирным методом. Тем более что о армейском методе ответа распрей в то время и сказать не приходилось: [i]в Ливонию прибыли всего сорок рыцарей. С соседним Псковом у ордена завязались самые дружественные отношения.

И славянские, и германские летописи хранят много свидетельств о совместных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Этот альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку. В Киевской Руси, в Пскове и Новгороде, к участникам ордена относились более чем уважительно.

Достаточно привести один неоспоримый исторический факт: сразу же по окончании Чудского сражения князь Александр Ярославович распорядился выстроить в Пскове католический храм. А прозвища псы-рыцари тевтонцы удостоились спустя шесть столетий благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное монах, которое на немецком языке созвучно слову собака.[/i]

Миф второй. Агрессоры либо союзники?

[i]— Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, — разъясняет сущность исторической коллизии Анатолий Бахтин, — самими же новгородцами, каковые в первой половине 30-ых годов XIII века изгнали из города собственного князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца Александра Невского. Бежавший отыскал дипломатическое убежище в Дорпатском (современное наименование — Тарту) епископстве.

Роль затворника очевидно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь давал слово всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года по окончании бегства князя, и закончилась бесславно.

Новое согласие на ведение военных действий глава местных католиков дал лишь в первой половине 40-ых годов тринадцтаго века, по окончании того как взял обнадеживающие вести из Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть жителей во главе с боярином Твердило Ивановичем давала слово помощь опальному князю.

Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной иерархии, подчинился епископу и направил с армиями союзников двенадцать собственных рыцарей. Цифра, очевидно не талантливая без шуток повлиять на ход кампании. В это же время Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и маленький отряд, союзные армии отправились на Новгород.

Так братья-рыцари стали разменной картой в обычной феодальной междоусобице славянских городов. И, кстати, за участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон Вида весной 1241 года отстранил собственного подчиненного от управления Ливонским отделением рыцарского альянса.[/i]

Миф третий. И не было видно льда…

[i]- Сама хроника битвы была фальсифицирована, — вычисляет Анатолий Бахтин. — Не было в том месте умопомрачительного столпотворения противоборствующих сторон, не было и массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по собственному весу были сопоставимы с оружием русских ратников. Те же кольчуга, щит, клинок.

Лишь вместо классического славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в латных лошадей и те времена. Ни в одной из существующих хроник нереально найти рассказ о треснувшем льде Чудского озера, об ушедших под воду участниках сражения.

Еще одна откровенная мистификация, которая оказала медвежью услугу, — это количество участников сражения. В составлении русских летописей того времени точно учавствовали имиджмейкеры, каковые, чтобы признать значимость победы либо растолковать обстоятельства поражения, не затрудняли себя педантизмом. Количество солдат в те времена показывали одним словом бещисла, другими словами несметное количество.

Эта формулировка дала предлог псевдоисторикам в период СССР расширить на порядок количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот, звучали нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны русских, пятнадцать — со стороны ордена. В это же время историческим фактом есть то, что большая часть рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали собственную и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял приблизительно из 200 восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что конкретно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев.[/i]

Александр Невский / Aleksandr Nevskiy (1938)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: