Пулеметная тачанка

      Комментарии к записи Пулеметная тачанка отключены

Российская Федерация при всех собственных необъятных просторах к концу 19 века обустроилась сетью железных дорог. Но гужевой транспорт – лошади, их упряжь, телеги, повозки, пролётки и экипажи остались значительной частью жизни и быта россиян.

В семьях отечественных родственников от мелка до громадна были все лошадниками. Мужья моих теток были кузнецами. Один в Первую мировую ковал лошадей. В то время, когда не было ковочного станка, лошадь валили на бок и пара воинов держали ее ногу. Второй ковал подковы, железные оси, шкворни. Делал гнутые украшения, чинил ружья, граммофоны, жатки и плуги.

Их дети с 8-10 лет, включая и девочек, имели возможность запрягать лошадей и лечить ссадины. Люди, лошади, телеги и сбруя были соединены для жизни, быстрой езды и работы.

в один раз я задумался: а как же возможно руководить четверкой лошадей, скачущих во всю силу? Управляемы ли они, либо скачут, не соображая, куда и для чего? В упряжь вводятся различные лошади – одни порезвей, другие спокойней. Ездовые лошади смогут быть и лентяями и работягами. Хорошими и злыми.

Смогут упрямиться и подхватывать «на унос». Трудясь с ними, нужно знать их повадки: тяга друг к другу, подражанию, порыву к бегству от опасности, обычно мнимой.

Тройка лошадей с сильным коренником в оглоблях с колокольчиком и дугой включала еще двух пристяжных. При относительно маленьком весе брички либо саней с одним кучером и двумя седоками она с громадной скоростью рысью, местами галопом, имела возможность двигаться на громадные расстояния.

В артиллерии с конца XIX века и практически половину XX века конная упряжка удачно тащила полковую трехдюймовую пушку. В упряжку входила четверка, а время от времени и шестерка лошадей. Первая пара дышловая. Вторая – пристяжная – цугом.

При массе до 1000 кг, составленной самой пушкой и зарядным ящиком, эта упряжка, не будучи быстроходной, была вездеходной. В то время, когда лошади не справлялись на подъеме либо в грязи, артиллерийский расчет помогал им.

Для пулеметной тачанки, масса которой с людьми, тяжелым станковым пулеметом, коробками с патронами, запасом воды и фуража превышала 1000 кг, трех лошадей было не хватает. При крутом спуске один коренник не имел возможности удержать повозку. У пароконной совокупности, которая была заложена в базу, неприятность крутого спуска решалась несложнее, не смотря на то, что пристяжные при торможении не трудились.

В редких случаях пулеметная тачанка имела в упряжке двух сильных лошадей.

Первая конная армия была большим своевременным соединением в Красной армии, созданная декретом правительства в ноябре 1919 г. во время гражданской войны. Командующим армии был назначен будущий маршал СССР – Семен Михайлович Буденный, до этого начальник кавалерийского корпуса в составе 4-й и 8-й кавалерийских дивизий. Участниками революционного военсовета армии были К.Е. Ворошилов и Е.А.

Щаденко. Начальный состав первой конной армии: 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии, пять бронепоездов, три авиаотряда, инженерные и другие вспомогательные войска. В марте 1920 г. в состав армии была введена 14-я кавалерийская дивизия, а в апреле – особенная кавалерийская бригада.

В операциях Красной армии в 1919–1920 гг. первая конная армия являлась решающей ударной силой при разгроме армий Деникина, Врангеля и белополяков. Неспециализированное протяжение боевых походов первой конной достигло 10 тыс. км.

Существует ошибочное вывод, что появление пулеметных тачанок связано с именем батьки Махно. Это не совсем правильно. Анархист Махно с его приверженностью к «полной свободе» личности собрал около себя авантюристов уголовных и банду элементов, стремившихся к собственному обогащению, промышляя грабежом населения и нападая на ЖД поезда. В этом замысле он был полностью свободен. Отдельные группы преступников в силу собственной тактики стремились быть высокоподвижными.

Любой махновец имел собственного коня и личное оружие – шашку-маузер и «лиходейку». Они не имели артиллерии и пулеметов. На тачанках перевозили собственный награбленное барахло и маленькую типографию, на которой печатались прокламации и махновские «карбованцы» на нехорошей бумаге.

Махновщина была в 1921 г. ликвидирована, а сам Нестор Иванович бежал за границу.

Подвижность пулеметам в поле в русской армии пробовали придать еще до начала Первой Мировой. На раму простого артиллерийского зарядного коробки с двумя громадными колесами устанавливался обычный станковый пулемет «Максим». Его расчету – наводчику, второму номеру, подносчикам патронов на данной установке места не отводилось.

Пулеметная тачанка

Пулеметный расчет

Хорошая пулеметная тачанка, показавшаяся в 1918 г. в Российской Федерации, сочетала в себе пламя пулемета, запас патронов, подвижность, скорость и красивую проходимость фактически по любой местности в любое время года. Для горной местности тачанка не годилась. Недаром пулеметные тачанки показались в южной части России в ее степях и на равнинах.

Переправы через небольшие речушки с глубиной брода до одного метра легко ими преодолевались.

В качестве оружия тачанок употреблялся пулемет совокупности Максима, созданный в 80-х гг. XIX века. В 1910 г. с некоторыми трансформациями он начал выпускаться в Российской Федерации. Опорная тренога, на которую опирался пулемет, была заменена станком на двух маленьких колесах.

Скорострельность пулемета достигала 250 выстрелов в 60 секунд. В то время, когда русскому императору Николаю II рассказали о появлении нового типа скорострельного стрелкового оружия, он сообщил:

«Да где мы заберём такое количество патронов!».

Однако, выпуск пулеметов в Российской Федерации был организован на оружейных фабриках в Туле, Воткинске и Ижевске. Было выстроено пара патронных фабрик в Санкт-Петербурге, Симбирске и Луганске. К началу Первой Мировой оснащенность Русском армии пулеметами составляла около 60 шт. на дивизию, в германской – 600 шт., во французской – более 600 шт.

В 1919 г. во время гражданской войны в Российской Федерации было произведено 6000 пулеметов, более чем одного млн. ружей и 357 млн. патронов.

Кавалерийская дивизия при полном штате имела около 8000 станковых пулемёта 64 и красноармейцев. Возможно высказать предположение, что часть из них числом до 25-30 размешалась на тачанках. На тачанках времен гражданской войны имели возможность разместиться не считая основной еще четыре пулеметных коробки с патронами.

На тачанках послевоенного выпуска перевозилось уже восемь коробок. Некая часть тачанок предназначалась для борьбы с вражескими самолетами и была снабжена устройством для зенитного пулемета «Максим» с патронной коробкой, вмещавшей 500 выстрелов.

Зенитный пулемет «Максим» на тачанке

Массы груза, размещаемого в тачанке, складывались из:

  • — Трех бойцов 80?3 = 240 кг;
  • — Пулемета в сборе 66 кг;
  • — Патронных коробок 10?5 = 50 кг;
  • — Оружия и личных вещей 17?3 = 21 кг;
  • — Фуража для четырех лошадей на два дня 16?4 = 32 кг;
  • — Провианта для бойцов на два дня 9?2 = 18 кг

Всего – 427 кг.

В некоторых случаях тачанка двигалась со скоростью 43–54 км/ч по распутью.

Простая военный пароконная телега таковой бы нагрузки не выдержала, как и крестьянская телега. Она просто бы развалилась. самая подходящей для установки пулемета явилась распространенная в южных районах России пароконная коляска, рассчитанная на перевозку двух пассажиров с маленькой поклажей. Такие экипажи пребывали во владении у небольших помещиков, зажиточных крестьян и чиновников.

Базу ее составляла рама из древесных брусьев, соединенных железными накладками посредством гаек и болтов. Передняя площадка ее являлась опорой для ног кучера, средняя – сиденьем на облучке с ограждением железным прутом с крючьями для вожжей, каковые кучер имел возможность бы повесить, выпустив их из рук. Потом – пол для сиденья и ног пассажиров для них.

Передняя наклонная стена защищала кучера от комьев грязи, летевших из-под копыт лошадей. Задняя стена являлась спинкой пассажирского сиденья. Боковые стены, выполненные из гнутых брусьев, закрывались узкими дощечками. задняя оси и Передняя были связаны с кузовом двумя полуэллиптическими рессорами, откованными из листовой стали с последующей закалкой.

Передние финиши рессор шарнирно соединялись с финишами четверных рессор, другие финиши их были соединены с поперечными полуэллиптическими рессорами. Такая подвеска колес снабжала мягкость хода экипажа, не обращая внимания на отсутствие резиновых шин. Обручи металлических шин, одетые на колеса в тёплом виде, надежно держались на любой дороге.

Каждое колесо имело бронзовую либо латунную втулку в ступице и, будучи смазанными, легко вращались на металлических кованых осях, финиши которых имели наклон в развал до 4°, снабжающих предотвращение сваливания колес. Массивные чугунные гайки колес (на левых колесах они имели левую резьбу) снабжали высокую надежность ходовой части. Надколенные крылья защищали пассажиров от грязи, летевшей от быстровращающихся колес.

Передняя ось соединялась с экипажем шкворнем и поворачивалась посредством дышла упряжкой лошадей. Прекрасно выполненная пароконная рессорная коляска имела возможность весить не более 500–650 кг.

Так, неспециализированный вес экипажа (не учитывая веса лошадей) имел возможность достигать 1000–1100 кг. Для двух кроме того сильных и прекрасно обученных лошадей работа с ним была нелегкой. Уменьшить ее имели возможность бы две пристяжные, скоро заменяемые при необходимости лошади.

Значение обычной силы тяги лошади при хорошем ее содержании возможно принимать:

При нескольких лошадях в одной упряжке эти значения тяги уменьшаются:

  • При двух лошадях – до 98%
  • При трех лошадях – до 87%
  • При четырех – до 80%
  • При пяти – до 73%
  • При шести – до 64%
  • При восьми – до 49%

Так, неспециализированное упрочнение четверки лошадей составит 75?4?0,8 = 240 кг. Динамический фактор, определяющий свойство ифраструктуры преодолевать сопротивление перемещению (кг тяги/кг веса), составит 0,24.

Учитывая, что лошади при дружном рывке смогут довести неспециализированное упрочнение до 750 кг, динамический фактор возрастет до 0,7. Данный показатель превышает величину динамического фактора отечественного массового грузовика ГАЗ-АА, имевшего карбюраторный двигатель внутреннего сгорания мощностью 45–50 л.с.

Управление лошадьми выполнялось кучером посредством вожжей, хлыста и голоса. Руки кучера держали четыре пары вожжей. В некоторых случаях пристяжные лошади имели по одной вожже.

В 1916 г. поголовье лошадей в Российской Федерации составляло 38 млн. голов. Первая мировая, революция, гражданская война и интервенция унесли практически половину русских лошадей. Но в 1919 г. их оставалось большое количество. Первая конная армия насчитывала до 30 000 бойцов. Большинство их были верховыми. Фураж, оружие, медикаменты и боеприпасы доставлялись гужевым транспортом.

Без громадной неточности можно считать, с учетом общего числа пулеметов в оружии первой конной, что количество в ней пулеметных тачанок не превышало 100–120 шт. Если судить по картине живописца Грекова (а в ее правдивости возможно не сомневаться), в походе любая тачанка сопровождалась четырьмя запасными лошадями, каковые скакали на привязи за основной. Общее число лошадей, обслуживающих тачанки, имело возможность составлять 500–600 голов.

Руководить лошадьми, запряженными четверкой – настоящее мастерство. Сложно руководить четверкой лошадей кроме того в простой обстановке. Но еще более сложно управление ими в боевой обстановке.

Не имея никакой лошадей и защиты людей, тачанка легко возможно поражена пулями, осколками гранат и снарядов, шрапнелью.

На фронты гражданской войны были мобилизованы рабочих Петрограда и тысячи коммунистов Москвы, Иваново-Вознесенска и других городов. В июне 1918 г. Совет народных комиссаров заявил мобилизацию в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском военных округах. В армию призывались ветхие армейские эксперты.

Многие из них добровольно ушли на фронт, отозвавшись на воззвание генерала А.А. Брусилова, практически сразу после Октябрьской революции перешедшего на сторону Советской власти. В РККА призывались мужчины, достигшие 23-летнего возраста. Для военных экспертов твёрдого предела по возрасту не было. Ездовыми на тачанках были по большей части юные здоровые деревенские юноши. За пулеметом сидели прекрасно опытные устройство оружия рабочие и крестьяне.

На крутых поворотах принципиально важно было не слететь с облучка, не выпустить из рук вожжей, удержать на месте пулемет и коробку с патронами. Лошадей необходимо было своевременно кормить, чистить, лечить и беречь.

В середине 1930-х гг. пулеметную тачанку возможно было видеть в фильмах о гражданской войне либо на торжественных парадах, проходивших в мегаполисах либо на Красной площади в Москве. Легендарные пулеметные тачанки были последними угасающими огнями ушедшей гражданской войны, памятью подвигам отечественного народа, победившего белую гвардию, интервенцию и сохранившую нашу страна от потери и раздробления самостоятельности.

Тачанки уступили место танкам и броневикам, которых у нас не было сразу после революции. Созданная заново автомобильная, тракторная и танковая индустрия начала давать Красной армии достаточное количество бронетехники.

Из-за чего пулеметные тачанки при всех собственных боевых качествах – силе огня, скорости перемещения, живучести и проходимости, уступили собственный место моторам? Основное – они не имели защиты от ружейного огня, осколков гранат и снарядов. На один боевой ствол на тачанке приходилось 4-5 бойцов и до восьми лошадей. Сопоставление расхода на горюче-смазочные материалы с затратами на фураж не в пользу последнего.

Окончательную точку на широком применении пулеметных тачанок поставили показавшиеся на вооружении бронеавтомобили повышенной проходимости на базе шасси ГАЗ-ААА и полноприводные машины Горьковского автомобильного завода.

В суровом 1941 г., в то время, когда германская армия подошла так близко к Москве, что из полевого бинокля офицеры вермахта имели возможность видеть большие строения в историческом центре города, на Красной площади состоялся парад армий. Пулеметные тачанки, стоящие перед выездом на Красную площадь, готовься к перемещению. Всего четыре тачанки, в каждую из которых были впряжены по четыре белых коня. Казалось бы, в век моторов будущее тачанки как полноценного боевого средства была предрешена.

Но в августе 1944 г. пулеметные тачанки вошли в город Бухарест. Они с честью прошли все тяжелые опробования Великой Отечественной.

Пулеметные тачанки перед парадом на Красной площади. 7 ноября 1941 г.

Пулеметные тачанки на улицах Бухареста. Август 1944 г.

Подразделения войск СССР на одной из улиц высвобожденного города Сегед, 1944 г.

источник: Рем Уланов «вооружение и» // Пулемётная тачанка Техника № 12/2004 г.

Чиж Тачанка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Зимняя война» в политике норвегии

    Вооруженный конфликт СССР и Финляндии, развязанный в последних числах Ноября 1939 г., самым тесным образом связан с историей Ленинграда. Возможно…

  • Пулемет lahti/saloranta 26

    Не обращая внимания на то, что пулеметы употреблялись в локальных конфликтах со времен Метабельской (1893 г.), а после этого в Бурской (1899-1902 гг.) и…

  • В. г. федоров «в поисках оружия» часть 5

    Помощь русской армии в ее «оружейном голоде» не имела возможности ограничиться лишь исправлением и сбором ружей, кинутых на полях сражений. Так как…

  • Скорострелка конфедератов

    Эта статья из жж одного из ведущих русских историков авиации Вячеслава Кондратьева посвящена редкому типу стрелкового оружия. Открываем цикл статей об…

  • Британские лётчики между багдадом и астраханью

    Гражданская война в Российской Федерации привела к целому водовороту немыслимых событий. В него, независимо от их жажды, втягивались миллионы людей….

  • Чугунные бутылки родмана

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Давненько тут не было…