Задумывал тему, как Япония весьма заинтересовалась германскими крейсерами типа Дойчланд (карманными линейными кораблями), и решила строить личные карманные линейные корабли. Исходя из этого родоначальником малых японских линейных кораблей должен был стать крейсер Такао. Но увлекся рисованием, и уже Миоко оказался как карманный линейный корабль — а ведь не удалять же его обратно.
В итоге из-за чего бы Японии не самостоятельно придти к сходному с Германией ответу?
***
Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония дала согласие на ограничение суммарного тоннажа собственных тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь “втиснуть” в эту величину большую огневую мощь, японские конструкторы сначала постарались создать предельно легкие суда с большим артиллерийским оружием.
Первыми подобными судами стали крейсера типов Фуратака и Аоба при водоизмещении менее 10 т.т., они были вооружены 6 203-мм орудиями.
Осознав, что рвение к большому облегчению судов ведет к понижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил всецело применять лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на любой корабль — 10 тыс. т. Но опоздали просохнуть чернила на проекте Миоко, Хирага понял что 10 орудий пускай и в 203-мм будет не хватает. Неприятность в том, что флот отказался от проекта с 12-ю 203-мм орудиями.
И тогда Хирага выдвинул увлекательное предложение — поставить 6 254-мм орудий.
Таковой калибр делал японские крейсера типа Миоко в два раза посильнее любого вашингтонского крейсера. Противостоять Миоко в сражении было не вероятно. Стремительный крейсер, и самое основное — с замечательным оружием имел возможность без всяких последствий обстреливать (правильнее расстреливать) вражеские суда.
А вдруг европейские и американские суда начнут сближаться, дабы действенно применять личные пушки, то тут их ожидает неприятный сюрприз в виде торпед.
Приблизительно так было в теории, но не все было гладко кроме того на бумаге.
А на бумаге Вашингтонского контракта тёмным по белому было прописано, что тяжелые крейсера возможно вооружать орудиями калибром не более 203-мм. Возможно было пойти на хитрость, и поставить орудия в 210-мм — ну сами по судите, такая мелочь эти несчастные 7-мм. Тем более что на Нагато с его 410-мм против разрешенных 406-мм лишние миллиметры прокатили.
Но было очень маловероятно что США и Европа пропустят эти жалкие 51-мм, каковые легко выше нормы.
Из этого вывод орудия нужно замаскировать!
В этот самый момент было принято весьма не простое ответ, которое разрешало Японии в будущем еще и предстать в виде миротворца!!!
На место 3-х орудийных башен были поставлены 4-х орудийные башни со 152-мм орудиями. Так тяжелый крейсер стал крейсером легким!
Нужно подчернуть, что 4-х орудийная башня со 152-мм орудиями намерено разрабатывалась как маскировочная. Япония официально согласилась, что новая башня на крейсерах неудачная: она была тяжелая и большой. А раз башня тяжелая, значит и палубу нужно соответственно укрепить — додуматься что нужно сделать другую башню, японцы к удивлению европейцев не додумались.
А для чего делать другую башню, в случае если японские конструктора намерено добились умышленного утяжеления легкой башни. Придет время, и башни со 152-мм орудиями будут сняты и заменены на башни с 254-мм орудиями. В этот самый момент и погон уже соответствующий (именно по проекту войны) и палуба уже укреплена.
Все бы прекрасно, но была еще одна оказия. 254-мм орудия само собой разумеется замечательнее (и в 2 раза тяжелее) чем 203-мм, но скорострельность (в 2 раза меньше) и количество (6 против 10) играется не последнюю роль. Само собой разумеется немцы обошлись (в данной альтернативе — обойдутся) то же 6 орудиями, но так как Дойчланды предназначались больше для рейдерства, а японцы строили суда для боя.
В общем оружие 6 254-мм орудий было признано не достаточным для японских судов. Ответ было обнаружено в установке дополнительной третьей башни.
Сейчас с 9-ю 254-мм орудиями, тяжелый крейсер преобразовывался в небольшой линейный корабль, либо правильнее небольшой линейный крейсер.
Конечно, подобные минилинкоры должны были плавать в маскировочном виде с 12 (3*4) 152-мм орудиями.
Такое оружие (12 6 орудий) разрешало Японии утверждать, что Страна Восходящего Солнца за мир — вот вместо тяжелых крейсеров, легкие крейсера строим. А это не только плюс к тому что Япония вести войну не желает, но да и то что Япония не израсходовала лимит тяжелых крейсеров. И может еще парочку тяжелых крейсеров выстроить, правильнее снова легких крейсеров.
Так как под видом легких крейсеров, строятся тяжелые, правильнее легкие линейные крейсера.
Следом за Миоко последовала (во второй половине 20-ых годов XX века) серия Тако — так же с официальным легким оружие в виде 12 152-мм орудий, но в последствии (в конце 30-х годов) взявшим 9 254-мм орудий.
В начале 1930 года Япония участвовала в Английской конференции, по результатам которой была вынуждена подписать Английский морской контракт 1930 года. В соответствии с этому документу, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. К тому времени в строю уже пребывали по два тяжёлых крейсера типов Фурутака и Аоба.
Так же имелись четыре типа Миоко и пребывали в достройке четыре единицы типа Такао, формально являвшимися легкими крейсерами. Вот лишь тяжелые Фурутаки и Аобы с 203-мм орудиями, уступали в водоизмещении Миоко с Такао со 152-мм орудиями. Но раз буква Контракта соблюдена, то нужно ее делать — так как американские и европейские вашингтонцы то же не совсем укладывались в лимит.
Причем в лимит не укладывались не легкие крейсера со 152-мм орудиями, а именно тяжелые крейсера с 203-мм артиллерий. Так, пускай Япония и нарушила правила (т.е. водоизмещение), но ее тяжесть была меньше если сравнивать с нарушившими правилами (все то же — водоизмещение) Англией и США
Но, и суда мира (как назвали Миоко и Такао) все же не устраивали белую расу. Так как Миоко и Такао возможно было вычислять неким реанимированным проектом крейсером Кент начала 20 века — по оружию средние, по водоизмещению — тяжелые.
В следствии, американо-европейские политики разрывающимися между формально возможно и вероятно страшно представили компромиссное ответ: Япония может достроить еще 6 тяжелых крейсеров (вместо 8). Японцы, криво улыбнувшись, дала согласие на таковой вариант.
Так показался новый крейсер, созданный по типу усовершенствованный Такао — Могами.
Официально заложенный как тяжелый крейсер, Могами в годы войны стал линейным крейсером (не смотря на то, что и плохо вооруженным).
Сперва встал вопрос о оружии крейсера — 12 152-мм (3*4), 16 152-мм (4*4), 9 203-мм (3*3), 12 203-мм (3*4), 16 203-мм (4*4) орудий. Пускай вас не смущает разброс в 152-203-мм орудиях. Япония четко знала — Могами (придет время) будут вооружены 254-мм орудиями. Вопросы были только в том, сколько возможно 254-мм орудий поставить на крейсер, под что их замаскировать?
Варианты были разнообразными: стандартная 9 (3*3), 12 (схема 3*4), либо кроме того экзотические 12 (4*3), и наконец 16 (4*4).
В первую очередь отказались от 9 254-мм — как от через чур не сильный!, позже от 16 254-мм — не по причине того, что через чур очень сильно, а по причине того, что вес громадной. Позже началась ожесточенная борьба проекта с 4 башнями, что так же был брошен в корзину. Расчеты продемонстрировали, что вес 12 254-мм орудий в 4-х башнях будет через чур велик что бы его возможно было скрыть.
Нет, скрывать будут конечно 152-мм — что не легко?, тогда 127-мм, снова не легко? может 120-мм орудия либо имеется приблизительно 100-мм орудия? Вот лишь европейцы и американцы заинтересуются из-за чего разрешенный Японии тяжелый крейсер взял на 8-12 203-мм а 8-12 120-мм орудий. Где тут подвох?
И в случае если Япония так настойчиво сооружает легкие крейсера, наряду с этим с усиленной палубой, то не водит ли Япония за шнобель европейцев?
В итоге подошли к схеме из трех четырехорудийных башен. Таковой вариант разрешал разместить оружие в пределах лиммита водоизмещения, и не проигрывать в огневой мощи. Что касается орудия маскировки то тут было решено перейти все же к разрешенным 203-мм орудиям.
Не смотря на то, что в японских архивах отыскан проект Могами с 3 6-ю орудийными 152-мм орудийными башнями! Но подобный вариант с 18 152-мм орудиями так и остался на уровне рисунка.
Что касается башни с 8 орудиями, то тут Япония отправилась по ветхому пути маскировочной башни со 152-мм орудиями. Другими словами башня оказалась громадной и тяжелой; а чего вы желаете, нет у Японии опыта проектирования трехорудийных башен под 203-мм орудия. А вдруг сказать об оружии — на себя посмотрите, кто делает крейсера с 12 203-мм орудиями?
Последним карманным линкором по-японски стали крейсера типа Тонэ. Оба крейсера («Тоне» и его систер-шип «Чикума») были спроектированы как «усовершенствованный Могами». При проектировании этих крейсеров маска мира была скинута — вместо 9 203-мм оба крейсера сходу вооружались 12 254-мм орудиями.
Главным отличием крейсеров типа Тоне от вторых японских крейсеров стало размещение артиллерии — все три четырехорудийные башни были размещены в пирамидой носовой части. В задней части пребывало три башни со спаренными 127-мм универсальными орудиями. Так на крейсерах типа Тоне был реализован либо реанимирован проект линейного корабля Издумо.
К началу войны, Япония имела 14 карманных линейного корабля со 144 254-мм орудиями. Информация о перевооружении Японией строго пряталась. Официально Японские крейсера были перевооружены на 203-мм орудия.
Что касается оценки, то не все так конкретно.
В 1941-1942 годах, карманные линейные корабли по-японски были воистину универсальными судами. Борьба с вражескими судами (в основном крейсерами), помощь десанта, обстрелы вражеской территории. И все это с блестящим успехом.
И все было превосходно. 254-мм артиллерия разрешала вести довольно-таки действенный пламя (если сравнивать с 203-мм) на дальних расстояниях. Как и германские 283-мм орудия, японские 254-мм замечательно справлялись с броней всех вашингтонцев и других тяжелых крейсеров. Крейсера Англии, США, Австралии, Голландии были беспомощны против таких снарядов (особенно на средних расстояниях где пробовали вести бой)- что не редко приводило к их смерти. Да что в том месте крейсера!
Так как на долю карманных линейных кораблей приходятся и хорошие линейные корабли.
В 1944-1945 годах, обстановка была другой. Волна удач дремала, а вот надежды на крейсера возлагались все больше — раз они прекрасно показали несколько лет назад, значит и по сей день себя продемонстрируют. Но карманные линейные корабли не стали линейными кораблями, поскольку сами карманные линейные корабли по-японски все же являлись тяжелыми крейсерами — но никак не линейными кораблями. Попытки применения Японией собственных крейсеров в линии приводили к закономерному результату. Сейчас, было утрачено преимущество и над крейсерам.
В ближних битвах японским судам не всегда хватало скорострельности, а на дальних расстояниях преимущество имела наведение и централизованная стрельба по радару (речь заходит о стрельбе днем, ночью эти преимущества возрастали).
Да и в случае если быть правильными, то японские карманные линейные корабли ни при каких обстоятельствах не топили в артиллерийском бою линейные корабли соперника. Те случаи, в то время, когда японские сверхкрейсера топили либо не легко повреждали американские и британские линейные корабли были скорее миноносными. Бой (по большей части случайный) начинался на родных расстояниях, по окончании чего японцы деятельно использовали собственные Лонг Лэнды — сверхмощные торпеды калибром 610-мм.
Вторыми словами главная причина смерти линейных кораблей — торпеды.
Иначе, не следует забывать о моральном факторе и о том, что ожидание пытки хуже самой пытки.
По окончании получения точной информации о том что японские тяжелые крейсера имеют 254-мм орудия, США и Англия испытали настоящий шок. Приблизительно одвременно с этим был определён калибр японской торпеды — 610-мм.
В следствии, союзники ударились в противодействия и крайность защиты.
Так авианосцы типа Мидуэй взяли очень замечательную защиту. не забывая о смерти британского Глориеса, американцы старались обеспечить надежную защиту от 254-мм снарядов, потому, что встреча с японскими легкими линейными кораблями считалась в полной мере возможной. Так на корабле показался 229-мм (в РИ 193-мм) бронепояс — самый толстый из когда-либо использовавшийся на авианосцах. Правда он был установлен только по левому борту, справа же в целях компенсации веса плавучего острова, толщину плит уменьшили до 210 мм (что так же являлось рекордом защиты)
В попытке ликвидировать угрозу восточных воров, США заложили 10 линейных крейсеров типа Аляска. Но боевого успеха фактически не имели (сбили пара самолетов), и по окончании войны были поставлены на консервацию. Строительство оставшихся было прекращено в 1945 году.
Иначе говоря солидные деньги были использованы не рационально.
Нужно заявить, что СССР то же взял плюс от японских судов (и не только в виде единой Кореи). В 1946-1947 годах было ясно, что страны Запада уже имеют в принципе адекватный ответ на лишь проектируемый крейсер Сталинград. В следствии линейные крейсера так и не были заложены, а высвободившиеся деньги израсходовали на постройку крейсеров проекта 68-К.
П.С.
В качестве первоидеи вот эта тема http://fai.org.ru/готовься//23860-kreysera-prevrashhayutsya-v-karmanny…
Признательность сотрудникам с ФАИ sanitareugen Mamay
Крейсер Mogami — Былые времена |World of Warships|
Увлекательные записи:
- Т-28 на французский лад
- Штурмовой т-26
- Транспортный самолет сквп/сввп. проект военно-транспортного самолета hawker siddeley hs.681/armstrong whitworth 681 часть 2
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Тяжелый крейсер вместо карманного линкора. по сотне на каждую серию
Отысканная тема на Цусиме про 240-мм вор подтолкнула к работе над еще одним материалом – в этом случае с 220-мм орудиями. (Цитата с Цусимы: сделают…
-
Линейные корабли ссср: история советских линкоров 1920-1988
Глубокоуважаемые сотрудники, я рад представить вам продолжение моего цикла АИ-ВМФ СССР. С его предыдущей частью –…
-
Тяжелый крейсер вместо карманного линкора. немецкий проект 66.
Раз показался проект 84, то из-за чего бы не показаться и проекту 66? Не смотря на то, что первоначально, в ходе рисования, показался как раз проект 66,…
-
Тяжелый крейсер вместо карманного линкора. могами по-немецки.
Тип Могами – японский крейсер, прославившийся как одновременно и лёгкий и тяжёлый крейсер . Проектировался как тяжелый, выстроен и рекламировался как…
-
Корабли были 4-х орудийны. нереализованные проекты исполинов
**В начале 10-х годов в ряде больших флотов (германский, американский) деятельно прорабатывалась мысль создания большого, быстроходного, прекрасно…
-
Альтфлот 1906-1939: тяжелые крейсера типа «пожарский». а что так можно было?
Коллеги сейчас я не буду расписывать боевой путь и другое, у меня вторая задача. Во всем мире было глобальное увлечение тяжелыми крейсерами, думаю что и…