Британские лётчики между багдадом и астраханью

      Комментарии к записи Британские лётчики между багдадом и астраханью отключены

Гражданская война в Российской Федерации привела к целому водовороту немыслимых событий. В него, независимо от их жажды, втягивались миллионы людей. Одними из невольных участников этих событий стали лётчики нескольких английских эскадрилий, которым было нужно сражаться в Иране, над Баку и Астраханью.

Продолжительная дорога

«Детонатором», привёдшим к прибытию английских армий в далёкую чужую страну, послужила Первая мировая. По окончании Февральской революции русский фронт практически трещал по швам и угрожал упасть в любую секунду. Армия России быстро распадалась.

Англия, вот уже пара лет ведущая изнурительную войну со Вторым его союзниками и рейхом, конечно, была жизненно заинтересована в наличии на востоке прочного антигерманского фронта, причём, независимо от того, кто сейчас правит Россией.

Британские лётчики между багдадом и астраханью
Карта будущих боев (http://www.westernfrontassociation.com)

А обстановка быстро ухудшалась. Весной 1918 года войска Турции, перейдя в наступление в Закавказье, угрожали захватить Баку с его большими запасами нефти. Британия уже всерьёз разглядывала возможность того, что турки, не встретив должного сопротивления, переправятся через Каспийское море и по Закаспийской железной дороге смогут угрожать Афганистану, в противном случае, чего хорошего, и Английской Индии.

В Средней Азии пребывало 38 000 военнопленных немцев и австрийцев, каковые в любую секунду имели возможность появляться на свободе. Через Афганистан из Китая пробирались странные личности со свежими паспортами нейтральных государств. Англии и без того хватало неприятностей, исходя из этого допускать новые было бы смертельно страшно.

Исходя из этого в далекую Россию безотлагательно направились подданные английской короны – как отдельные офицеры, так и целые воинские части. «Посланники» отличались и по статусу, и по отношению к новой войне.

Английские офицеры обучают белых артиллеристов. Новочеркасск, 1919 год (http://www.iwm.org.uk)

Так, Фредерик Бейли, узнаваемый английский путешественник, отмеченный Золотой медалью Королевского географического общества, был лишь рад заметить новые места. Наровне с коллекционированием бабочек он тайно собирал сведения о военной обстановке в бушующем Туркестане.

Артиллерист Хадлстон Уильямсон, за битвы на Западном фронте удостоенный Бельгийского Военного и Военного креста креста, по окончании завершения всемирный бойни кроме этого честно радовался возможности оказать помощь силам хороша в лице армии Деникина в борьбе против коммунистического хаоса, угрожавшего распространиться и в Европу. Таланты Уильямсона опять были пользуются спросом. Действительно, своеобразное поведение обучаемых им артиллеристов белой армии, к примеру, заряжание орудий боеприпасами, испачканными в песке, фактически обеспечивало им поражение.

Наоборот, у большинства летчиков, главных храбрецов отечественной истории, никакого энтузиазма не наблюдалось и в помине. Еще сравнительно не так давно они шли добровольцами, дабы сражаться с немцами, но совсем не осознавали, для чего им необходимо сражаться сейчас, за тысячи миль от дома – и с кем. Но приказ имеется приказ.

Война за нефть

Тем временем, в окрестностях Баку армяне увлечённо резали азербайджанцев, и напротив. К счастью обороняющихся, турки наступали относительно медлительно. 30 июля 1918 года установилась проармянская Диктатура Центрокаспия, поменявшая Бакинскую коммуну. Новая власть поспешила позвать на помощь британцев, потому, что надежды на отбитие турок собственными силами были очень призрачными. Английский отряд на 41 автомобиле «Форд Т» выехал из Багдада, имея при себе внушительную сумму серебром и золотом.

Преодолев практически 1000 км, в первых числах Августа он добрался до персидского порта Энзели на Каспии. Для пути дальше не было топлива. Коммодор Норрис, воображавший английский флот, имел с собой одно 4-дюймовое и два 12-фунтовых орудия.

Генерал Денстервиль (конечный слева) со штабом (https://wikipedia.org)

Британцы зафрахтовали для перевозок армий корабль «Президент Крюгер» — по иронии судьбы, названный в честь президента буров. За «Президентом Крюгером» последовали «Курск» и «Або». Отряд возглавил генерал Денстервиль.

Примечательно, что в состав его группы входили ветераны боев в Галлиполи.

Но кроме того с учётом англичан сил решительно не хватало – 1200 армян и 8000 англичан не могли сдержать около 14 000 турок и вынуждены были отступать. По оценке Денстервиля, уже в первых числах Августа Баку был на грани падения. Помощь пришла… с неба.

72-я эскадрилья королевских ВВС дислоцировалась в Персии и Ираке. Флайт «А» базировался в Самарре и был вооружён заслуженными ветеранами Великой войны – многоцелевыми DH.4 и истребителями SE.5А. Флайт «С» имел монопланы «Бристоль» M.1.

Флайт «В» бомбил мятежные племена северной Персии на разведчиках «Мартинсайд» G.102 с авиабазы в Хамадане. Еще 20 июля порядка 2500 восставших атаковали базу английских армий у Решта, но в упорном бою были отбиты с утратой примерно сто человек.

Марш ветеранов Галлиполи к Баку (https://brianiselin.com)

Два разведчика 15 августа были направлены в Энзели, где их разобрали и морем перевезли в Баку. 25 августа «Мартинсайды» удачно взлетели на местном горючем. Самолёты вели разведку, бомбили и сбрасывали листовки, с высоты 300–450 метров расстреливая по турецким резервам пара магазинов «Льюисов» за вылет.

Из-за отсутствия радио они не могли корректировать пламя русской артиллерии.

Потому, что была возможность встречи в воздухе со «ветхими привычными», – германскими лётчиками, – на север послали и три истребителя SE.5А. Один самолет по пути разбился в Керманшахе (летчик, капитан Каллен, отправился догонять собственных на машине), второй был потерян при взлёте с Хамадана. Третий аэроплан при разведке совершил вынужденную посадку за линией фронта, пилот был пленен.

На этом мысль применения истребителей для защиты Баку закончилась.

Примечательно, что союзниками англичан выступали оставшиеся от времён коммуны красные лётчики на «Ньюпорах» под командой сперва Девеля, позже Торосова. Вместе с ними сражался гидродивизион Каспийского моря, оснащенный летающими лодками Григоровича М-5 и М-9. Но сами британцы громадной помощи от русских летчиков не ожидали, сомневаясь в их летных навыках.

Бакинская же флотилия Центрокаспия по большому счету была «вещью в себе» и всячески возражала против оружия англичанами вторых судов.

14 сентября турки все же захватили Баку, последовала очередная (в этом случае трехдневная) резня местных жителей. Неспециализированные утраты англичан в битвах составили порядка 180 человек. Оставшиеся силы эвакуировались на транспортах обратно в Энзели.

Самолеты подожгли, их моторы револьвером и топором привели в негодность. Командора Норриса поменял капитан Вашингтон, генерала Денстервиля – генерал Томпсон. Предстоящие замыслы боев сдерживал острый недосток патронов – один верблюд, неспешно идущий из Багдада, имел возможность перевезти лишь восемь 120-мм снарядов.

Но тут турки 31 октября заключили мирный договор. Но война английских лётчиков лишь начиналась.

Зима в Российской Федерации

С заключением Германией и Турцией перемирия надобность в антигерманском фронте отпала. Но разоружения и необходимость контроля хотя бы главных регионов Закавказья некуда не убежала. К тому же появилась новая опасность – распространения большевизма.

Плюс оставалась необходимость помощи союзных сил, включая белое перемещение юга России.

Исходя из этого зимний период 1918 года английские суда вошли в Черное море. Еще раньше, 17 ноября, десант из 2000 английских пехотинцев опять занял Баку. Второй отряд из греческих Салоник высадился в порту Батуми на Чёрном море.

Но английских армий на фоне начинающейся демобилизации по окончании всемирный войны оставалось через чур мало, исходя из этого было решено поддержать армию генерала Деникина оружием, снаряжением и боеприпасами. В декабре 1918 года к Деникину прибыл генерал Фредерик Пул, глава английской военной миссии.

Для помощи собственных армий были направлены 17-я эскадрилья из Салоник и 221-я эскадрилья из Мудроса, оснащённые новейшими многоцелевыми «Де Хэвиллендами» DH.9. 266-я эскадрилья имела гидропланы «Шорт» 184. Должна была прибыть и 186-я эскадрилья с бомбардировщиками «Хендли Пейдж», но последняя в битвах так и не принимала участие.

1 января 1919 года транспорт «Ривьера» с техникой и людьми 221-й эскадрильи вошёл в Тёмное море. Оттуда лётчики перебазировались в Петровск (современная Махачкала).

«Де Хэвилленд» DH.9, переданный белым армиям. Мечетинская, январь 1920 года (http://www.iwm.org.uk)

Зима 1918 года была достаточно жёсткой для непривычных к такому климату британцев, к тому же, только что покинувших южные государства. В ежедневниках англичан всегда встречаются слова «холодно», «весьма холодно», «опять холодно«… Ко всему прочему и ангаров для техники просто не было – приходилось строить хотя бы изгороди от очень холодного ветра. Авиамоторы жидкостного охлаждения DH.9 по понятным обстоятельствам практически не трудились.

Предусмотрительный майор Эндрюс, начальник 221-й эскадрильи, покинул себе истребитель «Сопвич Кэмел» с двигателем «Бентли» воздушного охлаждения.

Но весной английские летчики, не обращая внимания на маленькие задействованные силы, продемонстрировали себя. Не смотря на то, что у DH.9 не хватало дальности для бомбардировки Астрахани, четверка бомбардировщиков 3 февраля нападала Калиновскую и Кизляр. Был обстрелян бронепоезд, ответным огнем повредивший один самолет.

5 февраля одинокий DH.9 скинул на казармы в Суровом восемь 16-фунтовых (7-кг) зажигалки и 144 бомб.

К северо-востоку от города два самолета бомбили и штурмовали красную конницу, причинив ей тяжелые потери. По окончании приземления стало известно, что DH.9 вправду разгромили эскадрон кавалерии… но белой: в гражданской войне было тяжело выполнять «цветовую разделение брюк». К тому же, лишь в первых числах Февраля англичане на местах совсем осознали, кого же они тут поддерживают.

Собственного офицера связи среди деникинцев не было.

Лишь за первую семь дней боев два самолёта были выведены из строя огнём красных – один из них разбился при вынужденной посадке, второй сожжен пилотом. В первых числах Апреля гидроавианосец «Арк Ройал» привёз в Батуми полдюжины DH.9A с более надёжными моторами.

На Каспийском море три (по английским источникам, два) гидроплана вылетали с бывшего танкера «Алдар Усейн». 22 мая у Форта-Александровского (современный Шевченко) прямым попаданием 114-кг бомбы был потоплен красный эсминец «Москвитянин», лёгший на грунт у причала.

Летчики Щекин (справа) и Коротков около сбитого британского самолёта ДН.9А (http://amyat.narod.ru)

31 мая английские бомбардировщики DH.9A в первый раз показались над Астраханью. Полет из Петровска и обратно, с промежуточной посадкой на острове Чечень для дозаправки, занимал практически четыре часа – огромная продолжительность нахождения в воздухе для авиации финиша Первой мировой.

А 16 июня красные летчики Щекин и Коротков на истребителях «Ньюпор-17» смогли добиться победы, причём, подтверждённой. Заметив четвёрку бомбардировщиков на высоте около 2100 метров, они нападали в лоб. Очередь Щекина повредила радиатор ведущего DH.9a. Самолет сел на вынужденную в 20 милях к юго-востоку от Астрахани.

Два вторых лейтенанта, пилот Мэнтл и наблюдатель Ингрэм подожгли машину, но далеко не ушли, попали в плен и возвратились на родину только 31 марта 1920 года. Не обращая внимания на значительную утрату, английские летчики не были обескуражены. Воздушные битвы эры, в то время, когда, по выражению участника этих сражений Сергеева, «лётчики летали на собственных нервах», лишь разгорались…

Литература:

  1. ANZAC Day, Tehran (https://brianiselin.com)
  2. Dunsterforce (http://www.westernfrontassociation.com)
  3. The Diaries of General Lionel Dunsterville (http://www.gwpda.org)
  4. Smith John T. Gone to Russia to Fight: The RAF in South Russia 1918–1920 – Amberley Publishing, 2010
  5. Бакинский ежедневник генерала Денстервиля (http://www.zerkalo.az)
  6. Бейли Фредерик. Миссия в Ташкент – Языки славянской культуры, 2013
  7. Ионов П.П. Записки лётчика-наблюдателя – М.: Воениздат, 1959
  8. Сергеев А.В. Пять лет борьбы и строительства Воздушного Флота. 1917–1922. Книга 1: Смелые годы Красного Воздушного Флота – М.: Авиоиздательство, 1926
  9. Уильямсон Хадлстон. Прощание с Доном. Гражданская война в Российской Федерации в ежедневниках английского офицера. 1919–1920 – М.: «Центрполиграф», 2007
  10. Хайрулин М., Кондратьев В. Венеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне – М.: Эксмо, 2008

Лётчики-истребители астраханского авиацентра отработали перехват воздушных целей

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: