Маринеско — герой, преступник, легенда?

      Комментарии к записи Маринеско — герой, преступник, легенда? отключены

Маринеско - герой, преступник, легенда?

не забываешь, братишка, время то давешнее:
сосны и море, солнца закат;
как суда провожали мы в плаванье,
как мы их ожидали назад?
Как нам хотелось быть капитанами
и в кругосветку уйти по весне!
Что ж, мастерами, конечно же, стали мы —
любой в собственном ремесле…

Простая история тех лет: окончив всего 6 классов, одесский парнишка Саша Маринеско ушёл в море учеником матроса. Через несколько лет он уже матрос 1 класса. По окончании окончания в первой половине 30-ых годов XX века Одесского мореходного профтехучилища ходил вторым помощником и третьим капитана на пароходах «Красный» и «Ильич флот».

В ноябре того же 1933 года по путёвке ВЛКСМ он был направлен на направления командного состава РККФ. В том месте и обнаружилось, что у рабочего юноши имеется родственники за рубежом, за что чуть не отчислили (папа Александра, Иона Маринеску – румын; был приговорён к расстрелу, бежал в Одессу, где поменял румынское окончание фамилии на украинское «о»). не забываешь, братишка, время то давешнее:
сосны и море, солнца закат;
как суда провожали мы в плаванье,
как мы их ожидали назад?
Как нам хотелось быть капитанами
и в кругосветку уйти по весне!
Что ж, мастерами, конечно же, стали мы —
любой в собственном ремесле…

Простая история тех лет: окончив всего 6 классов, одесский парнишка Саша Маринеско ушёл в море учеником матроса. Через несколько лет он уже матрос 1 класса. По окончании окончания в первой половине 30-ых годов XX века Одесского мореходного профтехучилища ходил вторым помощником и третьим капитана на пароходах «Красный» и «Ильич флот». В ноябре того же 1933 года по путёвке ВЛКСМ он был направлен на направления командного состава РККФ.

В том месте и обнаружилось, что у рабочего юноши имеется родственники за рубежом, за что чуть не отчислили (папа Александра, Иона Маринеску – румын; был приговорён к расстрелу, бежал в Одессу, где поменял румынское окончание фамилии на украинское «о»).

Тогда, похоже и начал заглядывать в стакан Александр Иванович Маринеско. С 1939 года он являлся командиром М-96. В 40-м экипаж подлодки занял первое место по результатам боевой подготовки: норматив погружения 35 секунд был перекрыт практически в два раза – 19,5 секунды.

Начальника наградили именными золотыми часами и присвоили звание капитан-лейтенант.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в участников ВКП(б) за организацию и пьянство в дивизионе подлодок карточных игр, а комиссару дивизиона, допустившему бардак, дали десять лет лагерей с отсрочкой выполнения решения суда и направили на фронт. Гуляли морячки! И любой раз – как в последний раз!

На протяжении войны Балтика напоминала суп с клёцками: недалеко от острова Гогланд было выставлено около 6 тысяч мин, недалеко от острова Наргин (Нейссаар) – около 2 тысяч. Фарватеры для выхода из Финского залива были не только заминированы немцами, но и перекрыты противолодочными сетями. Все отечественные субмарины сосредоточились на ограниченном пространстве залива, и весьма редко уходящие в поход подводники возвращались.

Семьи участников экипажей кроме того не получали похоронок – только извещения: «Пропал без вести»…

…Годами бороздя волну,
в успех легкомысленно веря,
как много нас пошло ко дну,
как мало нас сошло на берег…
«Малютка» М-96 была востребованной в 1941 г. для боевой работы всего лишь раз – для несения прибрежного дозора у Моонзундских островов в последних числах Июля, наряду с этим встреч с соперником лодка не имела. 14 февраля 1942 года артиллерийский боеприпас осадной батареи проделал полутораметровую пробоину в корпусе находившейся у пирса М-96, затопило два отсека, вышли из строя многие устройства. Ремонт занял полгода.

Выходит, что в то время, когда 12 августа 1942 г. субмарина вышла в очередной поход, её командир и экипаж не только не имели в течение года обычной подготовки, предусматривавшей погружения и учебные торпедные атаки, но и ни разу не видели на море настоящего неприятеля! Боевой опыт сам по себе не приходит, это нужно учитывать при «разборе полётов».

Найдя 14 августа конвой в составе плавбатареи SAT 4 «Хелене» и двух шхун, охранявшихся тремя сторожевыми катерами, Маринеско в 11:17 нападал его. По транспорту с дистанции 12 кабельтовых была выпущена одна торпеда. Спустя 60 секунд на лодке услышали треск, что приняли за показатель попадания.

Но «Хелене» отделалась лёгким испугом (во второй половине 40-ых годов двадцатого века «потопленный» корабль был передан советскому ВМФ).

Катера сопровождения ринулись бомбить район. Они скинули двенадцать глубинных бомб, от гидравлических ударов которых на лодке была повреждена часть устройств, в районе четвертой цистерны главного балласта лопнул шов корпуса, перестал работать гирокомпас. При возвращении было нужно форсировать пара линий минных заграждений, лодка трижды касалась минрепов (минреп – трос, удерживающий мину на якоре).

…Напрягаясь минрепами,
якоря держат смерть,
чьё рогатое кредо –
нам оказать помощь погибнуть.
Лишь – накося, выкуси –
не пришёл ещё срок:
с преисподней встанем
выпить неба глоток!..
Скрежет слева… «Внимание!..
Лево руль!..» Тишина?
Затаили дыхание –
страшно. Это – война:
сука-дрожь под коленями,
сердце сжато в тиски…
У мальчишек безвременно
индевеют виски…
В ноябре 42-го М-96 вышла в Нарвский залив для высадки разведгруппы в операции по захвату шифровальной автомобили «Энигма». В германском штабе шифровальной автомобили не выяснилось, десант возвратился ни с чем. Александру Ивановичу не пришлось по нраву, как его встретили на берегу по окончании похода, и он без церемоний отдал приказ на погружение прямо у пирса.

Дни экипаж праздновал возвращение под водой, не обращая внимания на попытки руководства до него достучаться.

Но однако действия начальника на позиции оценили высоко, он сумел скрытно подойти к берегу и без утрат вернул десант на базу. А. И. Маринеско наградили орденом Ленина. В конце 1942 года ему было присвоено звание капитана 3-го ранга, его опять приняли кандидатом в участников ВКП(б); действительно, в боевой чёрте за 1942 год начальник дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко однако подчернул, что его подчинённый «на берегу склонен к нередким выпивкам».

В апреле 43-го Маринеско перевели начальником подлодки С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года. До осени 1944 года С-13 в море не выходила, и начальник попал в очередную «пьяную» историю: Маринеско не поделил красивую докторшу с начальником дивизиона ПЛ, Александром Орлом, и одержал над ним верх в драке – вынужденное бездействие расслабляет и расхолаживает.

В поход подводная лодка вышла лишь в октябре 1944 года.

…Вест-зюйд-вест! Погружение!
Глубина – двадцать пять!
По отсекам перемещение
прекратить! Так держать!

Нам махнёт белокрылая,
заходя на вираж.
С-13. «Радостная!» –
всё шутил экипаж…
В первые же дни, 9 октября, Маринеско нашёл и атаковал одиночный транспорт (в действительности – германский рыбацкий траулер «Зигфрид», 563 брт). С дистанции 4,5 кабельтовых был дан залп тремя торпедами – промах! Через 120 секунд – ещё торпеда: промах!

Всплыв, С-13 открыла огонь артиллерии из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По наблюдению начальника, в следствии попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тысячь киллограм) начал скоро погружаться в воду.

В действительности траулер лишь утратил движение и накренился, что не помешало немцам по окончании ухода С-13 устранить повреждения и отбуксировать судно в Данциг (сейчас Гданьск), к весне 1945 года оно было восстановлено. В том же походе Маринеско, в соответствии с данными собственного же вахтенного издания, имел еще три возможности нападать, но не применял их – возможно, берег людей.

В 1944-м Финляндия вышла из войны, СССР взял возможность перебазировать флот ближе к границам рейха. Дивизион подлодок расквартировали в Турку. Наступающий 1945 год Маринеско и его друг, начальник плавбазы «Смольный» Лобанов, решили отметить в ресторане гостиницы.

В том месте же, в ресторане, у Александра завязался роман с хозяйкой гостиницы, и он «застрял» на двое суток.

В итоге Лобанов был на передовой, а Маринеско командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц желал дать под суд армейского трибунала, но предоставил возможность искупить вину в грядущем походе (заменить его было некем, из тринадцати средних подлодок, сражавшихся на Балтике, «в живых» осталась лишь С-13).

…И мчалось перед строем:
«…Едрит вашу мать!..
Я вам, суки, устрою!…
Расстрелять!.. Расстрелять!..»
С-13, по сути, стала единственной «штрафной подводной лодкой» советского ВМФ за все годы войны. Как явствует из всего, что было сказано, С-13 и её начальник ни по настоящим, ни по декларируемым победам очевидно не ходили в фаворитах.

Пятый боевой поход подлодки С-13 и уничтожение лайнера «Вильгельм Густлофф» вошли в историю подводной войны как «атака века», и обрисованы они предостаточно. По современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 участников собственного экипажа, 250 дам-солдатах беженцев и немецкого 4600 флота и раненых, из них практически 3 тыс. детей. Западная пресса во времена «холодной войны» много раз ставила данный факт в вину Маринеско, но лайнер шел под флагом «Кригсмарин» и не нес опознавательных знаков Красного Креста.

Из подводников погибло 16 офицеров (в т.ч. 8 медицинской работы), остальные – малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки. Исходя из этого, не обращая внимания на заявления начальника дивизиона ПЛ Александра Орла и советской прессы о смерти 70-80 экипажей, погибшие подводники имели возможность организовать только 7-8 экипажей подводных лодок (численность экипажа самой распространенной германской подлодки типа VII составляла 44-56 человек).

В том же походе, 10 февраля 1945 года, «несчастливая эска» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого эвакуировались 2680 раненых солдат и офицеров рейха, 270 человек медперсонала, около 900 беженцев, плюс фактически экипаж – 285 человек. В следствии, по количеству потопленных брутто-регистровых тысячь киллограм, и стёртой с лица земли живой силы, Маринеско за один поход вышел на первое место среди советских подводников.

За потопленные вражеские суда начальники субмарин приобретали не только награды, но и хорошие финансовые премии. В Финляндии Маринеско на собственные премиальные приобрел «Опель» и не захотел с ним расставаться, в то время, когда по окончании войны поступил приказ перебазироваться в Лиепаю. Машину укрепили на палубе краснознамённой С-13, и она удачно форсировала Балтику.

Эта выходка стоила Маринеско карьеры начальника подлодки. 14.09.1945 г. вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность начальника Краснознамённой подлодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтфлота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до лейтенанта и зачислить в распоряжение армейского совета этого же флота».

Всего месяц А. И. Маринеско являлся командиром тральщика Т-34 в Таллиннском морском оборонительном районе. 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 лейтенант Маринеско А. И. лишился работы в запас.

По окончании войны в 1946-1949 годах А. И. Маринеско трудился старшим ассистентом капитана на судах Балтийского национального торгового пароходства, ходил в порты Бельгии, Голландии, Англии. В 1949-1950 годах он – помощник директора Ленинградского НИИ переливания крови.

Осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий сутки, на семидневную рабочую неделю и о запрещении служащих и самовольного ухода рабочих с учреждений и предприятий» – Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей университету кровати ценой 543 рубля и три прогула без уважительных обстоятельств, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А. И. Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года – в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя. 10 октября 1951 года Маринеско досрочно высвобожден из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята.

По окончании освобождения бывший начальник ПЛ «С-13» во время с конца 1951 по 1953 годы трудился топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Погиб Александр Иванович Маринеско в Ленинграде 25 ноября 1963 года, похоронен на Богословском кладбище. Через 27 лет, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, ему было присвоено звание Героя СССР – посмертно…

До сих пор не умолкают споры, кто же он – храбрец либо разгильдяй, жертва событий либо преступник? Человек – не пуговка от кальсон, нельзя присвоить ему определенный артикул либо «обточить» под заданный стандарт. Не нам его делать выводы…

…Безрадосно вечер догорит,
и в темноте растает пристань,
и чайка белая летит
приветом из прошедшей судьбы…
С окончания ВОВ и до смерти имя Маринеско было под запретом. Но в неписаной истории отечественного флота, которая слагается в курилках, он был и остаётся самым известным подводником-легендой!

Константин Рыбаков

Суд над Александром Маринеско (рассказывает Алексей Кузнецов)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: