Вычисляет неприятель – морально мы не сильный.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!
(В.С. Высоцкий)
Песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны» была написана в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Поэт стал первым, кто заговорил о штрафниках во целый голос. Официального запрета на раскрытие в произведениях темы штрафников в то время не существовало, о них не вспоминать, тем более что материалы о штрафных частях все-то оставались засекреченными.
Конечно, что и в годы войны деятели культуры о штрафниках не упоминали.
Существенно позднее о штрафниках стали писать писатели и журналисты, показались художественные фильмы, в которых правду основательно перемешивали с выдумкой. Тема была «на слуху», конечно, что показались желающие её поэксплуатировать.
В принципе, любой автор либо сценарист в праве на выдумку. Не хорошо, в то время, когда этим правом очевидно злоупотребляют, полностью игнорируя историческую правду. Особенно это относится к кинематографу.
Не секрет, что современная молодежь просматривать не очень-то обожает, предпочитая приобретать данные из кинофильмов и Интернета. По окончании выхода на экраны телевизоров сериала «Штрафбат» они эти сведенья взяли. Сейчас убедить их, что замеченное – обыкновенный вымысел, художественное видение сценариста и режиссёра, каковые имели очень смутное представление о настоящих штрафбатах, непросто.
Любопытно, что от соблазна не удержался кроме того кинематографический мэтр Михалков, пославший в «Утомленных солнцем-2» собственного храбреца Котова в штрафники очевидно на запредельный срок.
В годы войны штрафные роты и батальоны (это принципиально различные отдельные воинские части) стали формироваться лишь с лета 1942 года, просуществовав после этого до лета 1945 года. Конечно, что заключенных эшелонами в штрафники не направляли и начальниками рот и взводов не назначали.
Тут нужно оговориться, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века было совершено пара масштабных амнистий для лиц, совершивших нетяжкие правонарушения и годных к работе, тогда на фронт было направлено более 750 тысяч людей. В начале 1942 года последовала еще одна амнистия, давшая армии 157 тысяч людей. Все они шли на пополнение простых строевых частей, причем, кое-какие части и подразделения полностью (не считая сержантов и офицеров) формировались из бывших осуждённых.
Амнистии для малого количества арестантов продолжались и позднее, но все амнистированные направлялись лишь в строевые части.
рот штрафных и Формирование батальонов началось по окончании известного приказа № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!». Считается, что первая штрафрота была создана на Ленинградском фронте за три дня до выхода этого приказа. Массовое формирование штрафных подразделений началось с сентября, в то время, когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных ротах и батальонах армии.
Предусматривалось, что штрафные батальоны числом от одного до трех создаются на каждом фронте, дабы «позволить лицам старшего и среднего командного, политического и начальствующего состава всех родов армий, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости либо неустойчивости, кровью искупить собственные правонарушения перед Отчизной отважной борьбой с неприятелем на более тяжёлом участке военных действий».
Как видите, в штрафбаты направлялись лишь офицеры и к ним приравненные лица, причем, ответ об этом принимали главы в должности не ниже комдива. Часть офицеров попадала в штрафбаты по решениям суда армейских трибуналов. Перед направлением в штрафбат офицеры подлежали разжалованию в рядовые, их призы передавались на хранение в отдел кадров фронта.
Направлять в штрафбат возможно было на срок от месяца до трех.
Штрафбатовцы, взявшие ранения либо отличившиеся в битвах, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в правах и прежнем звании. Погибшие восстанавливались в звании машинально, а их родным назначалась пенсия «на неспециализированных основаниях со всеми семьями начальников».
Предусматривалось, что все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются руководством батальона армейскому совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона». Все высвобожденные восстанавливались в звании и им возвращали все их награды.
Штрафные роты создавались числом от пяти до десяти в каждой армии, дабы «позволить младшим командирам и рядовым бойцам всех родов армий, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости либо неустойчивости, кровью искупить собственную вину перед Отчизной». В штрафроты имели возможность попасть и бывшие офицеры, в случае если были разжалованы до рядовых ответом армейского трибунала. В этом случае, по отбытии срока в штрафроте, им офицерское звание не восстанавливали.
принцип освобождения и Срок пребывания из штрафрот (за все время их существования) был совершенно верно таким же, как и из штрафбатов, лишь ответы принимались армейскими рекомендациями армий.
Штрафные роты и батальоны являлись отдельными воинскими частями, напрямую подчиненными армии и командованию фронта, руководили ими лишь кадровые (комиссары) и штатные офицеры (позднее – политработники) для которых предусматривалось сокращение срока выслуги чтобы получить очередное звание наполовину, а ежемесячно работы засчитывался при назначении пенсии за полгода. Начальникам штрафников были даны высокие дисциплинарные права: комроты как начальнику полка, а комбату как комдиву. Первоначально количество штатных офицеров и комиссаров в штрафротах доходило до 15 человек, включая оперуполномоченного НКВД и фельдшера, но после этого их количество снизилось до 8-10.
На какое-то время в сражении штрафник имел возможность заменить убитого начальника, но руководить штрафным подразделением в простой обстановке не имел возможности кроме того в виде исключения. Штрафники имели возможность назначаться лишь на сержантские должности с присвоением соответствующего звания, причем, в этом случае они приобретали «сержантское» финансовое содержание.
Штрафные части употреблялись, в большинстве случаев, на самых страшных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв переднего края соперника и т. п. Информация о том, что штрафников пулеметами гнали в бой заградотряды (подобное продемонстрировано в упоминавшемся сериале), не подтверждается ни документами, ни воспоминаниями ветеранов.
В положениях о штрафных частях предусматривалось, что за конкретные подвиги штрафники смогут представляться к правительственным призам. Так, А. Кузнецов в статье, посвященной штрафникам, приводит увлекательные цифры, забранные им из архивного документа: «В штрафных частях 64-й армии во время боев под Сталинградом 1023 человека за мужество были высвобождены от наказания.
Из них награждены: орденом Ленина – 1, Отечественной войны II степени – 1, Красной Звезды – 17, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» – 134». Напомню, что в армиях были лишь штрафроты, так что речь заходит о штрафниках – сержантах и рядовых. Так что прав был Высоцкий: «И если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь «За отвагу»».
В штрафбаты бывшие арестанты не могли попасть в принципе, в случае если до этого они на приобретали офицерские звания. В штрафроты попадали и бывшие амнистированные, но лишь по окончании совершения проступков в строевых частях, где служили . Помимо этого, в штрафроты направлялось незначительное количество осужденных по нетяжким статьям, которым на протяжении суда либо уже в колониях давали отсрочку от отбытия наказания с направлением в штрафную роту.
В большинстве случаев, это были не гражданские, а бывшие солдаты либо солдаты из тыловых частей, осужденные армейскими трибуналами.
С 1943 года, в то время, когда началось активное наступление, в штрафроты стали направлять бывших военнослужащих, оставшихся на протяжении боев на оккупированной территории, но не пробовавших перейти линию фронта либо примкнуть к партизанам. Тогда же стали по окончании соответствующих испытаний направлять в штрафроты добровольно сдавшихся власовцев, полицаев, сотрудников оккупационных администраций, каковые не запятнали себя расправами над мирными жителями, партизанами и подпольщиками, а по возрасту подлежали призыву на работу.
Всего за войну было создано 65 штрафных и штрафных 1037 батальонов рот. Время существования у них было разным, кое-какие расформировывались через пара месяцев по окончании создания, другие же сражались до конца войны, дойдя до Берлина. Предельное число в один момент существовавших штрафрот было в июле 1943 года – 335. Были случаи, в то время, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых.
С 1942 года создавались и штрафные эскадрильи для летчиков, согласно данным из официальных источников они просуществовали всего пара месяцев.
С 1943 года количество штрафбатов стало быстро снижаться, в первой половине 40-ых годов XX века их осталось всего 11, в каждом приблизительно по две с маленьким много человек. Это связано с тем, что умелых офицеров в армии не хватало, их стали реже отправлять в штрафбаты, предпочитая уменьшать провинившихся в звании на пара ступеней и назначать на нижестоящие офицерские должности.
Всего за время войны через штрафные части прошло приблизительно 428 тысяч людей. Собственную вину, настоящую либо мнимую, большинство их искупило с честью, причем, многие – собственной судьбой. К их памяти направляться относиться с уважением, поскольку в Великой Победе имеется и их вклад.
Владимир Рогоза
Мифы о ВОВ: Фильм№4 "Штрафбат"
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Авиазавод «дукс»: какие самолеты были нужны русской армии в первой мировой войне?
Первая мировая была первой в истории войной техники и моторов. Пулеметы, танки, самолеты во все громадных количествах поступали на фронт, как раз их…
-
Казачьи части в советско-польской войне. часть 1
Советско-польская война 1919-21 гг. известна отечественным любителям военной истории прежде всего упорной борьбой на Украине в 1920 г., ужасной…
-
Минные поля неприятеля были уравнением со многими малоизвестными Орден Александра Невского считался самым младшим знаком в последовательности советских…
-
Посполитое великодержавие, часть 2. ранние годы правления густава i и польско-русская война
Смерть Сигизмунда в первой половине 30-ых годов семнадцатого века ошеломила страну, но всяческие попытки амбициозной шляхты вернуть хотя бы часть…
-
Реактивные самолёты германии. могли ли они изменить ход войны?
(Аннотация Redstar72: Этот материал выкладывается в продолжение темы, поднятой сотрудником Борода в темах Переиграем Курскую дугу и Реактивные…
-
Алексей маресьев: жизнь и война настоящего человека
Сто лет назад, 20 мая 1916 года, появился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги…