Планер авф-21 «москва».

      Комментарии к записи Планер авф-21 «москва». отключены

Разработчик: С.В.Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.

Учебу на четвертом курсе Академии С.В.Ильюшин сочетал с работой над рекордным планером-парителем АВФ-21. В один момент с исполнением курсовых проектов, он все свободное время посвящал разработке нового планера. До весны 1925 года были выполнены чертежи и основные расчёты.

Постройка планера велась в мастерских Академии Воздушного Флота при участии слушателей академии Л.С.Курина и Н.Н.Леонтьева.

АВФ-21 выполнялся по схеме свободнонесущего моноплана с довольно толстым крылом громадного удлинения, немного поднятым над фюзеляжем на маленьком пилоне. Конструкция планера — цельнодеревянная, с обшивкой фюзеляжа, крыла и оперения полотном. Планер назвали «Москва».

Постройку АВФ-21 предполагалось закончить к очередным, третьим по счету Всесоюзным планерным опробованиям в Крыму. Но весной 1925 года советские планеристы были приглашены учавствовать в международных Ронских планерных состязаниях в Германии. Они должны были проводиться в районе горы Вассеркуппе, где в конце XIX в. начинал собственные исторические полеты узнаваемый германский пионер авиации Отто Лилиенталь.

Среди пяти советских планеров, отобранных для принятие участия в этих состязаниях, был и АВФ-21 «Москва». 20 августа 1925 года планеры доставили в Вассер-купе. Только что выстроенные, они были совсем неиспытанными и не облетанными.

Однако, на этих состязаниях советские планеристы Л.А.Юнгмейстер и К.Н.Яковчук сумели взять 1-й и 2-й призы за длительность полета на одноместных планерах. АВФ-21 в состязаниях фактически не принимал участие. Его регулировка и окончательная сборка производилась уже на протяжении соревнований, и планер имел возможность выполнять только маленькие планирующие полеты в равнину, каковые делал К.К.Арцеулов.

Подлетывал на планере АВФ-21 и С.В.Ильюшин.

Нахождение в Германии разрешило С.В.Ильюшину изучить особенности конструкции германских планеров, каковые отличались хорошими аэродинамическими формами с предельно обжатым миделем фюзеляжа, эластичными свободнонесущими крыльями, малым весом при большой прочности. В опробованиях на пологое планирование в безветренную погоду германские планеры продемонстрировали большое аэродинамическое уровень качества в 19 единиц, тогда как лучшие советские планеры — только 14,5.

Особенное внимание германские конструкторы уделяли эксплуатационным чертям собственных летательных аппаратов. На разборку и сборку их планеров требовалось не более пяти мин., причем любой планер имел собственную транспортировочную тележку, в которой он компактно и надежно размещался в разобранном виде. Большое количество нужного удалось почерпнуть и при ознакомлении с германским опытом организации подготовки планеристов, проведения опробований планеров.

По окончании завершения Ронских состязаний планер АВФ-21 «Москва» участвовал в III Всесоюзных планерных состязаниях в осеннюю пору 1925 года, на каковые были приглашены и германские планеристы. 5 октября советских планеристов постигла большая неудача: ночью неожиданно налетевшим шквалом были снесены три палатки, а пребывавшие в них планеры, среди них и АВФ-21 «Москва», разбиты. Сохранилась лишь палатка, в которой пребывали планеры германских гостей.

АВФ-21 «Москва» стал последним планером Ильюшина. Приближалась к завершению учеба в академии и в конце 1925 года слушатели выпускного курса взяли темы дипломных проектов. С.В.Ильюшину предстояло сделать проект одноместного самолета-истребителя.

Задание предусматривало разработку компоновочных и агрегатных чертежей, проведение аэродинамических и прочностных расчетов. Трудиться над проектом приходилось с утра до позднего вечера, и Ильюшину было нужно приостановить собственную общественную работу в ОДВФ, которое к тому времени было преобразовано в Общество друзей авиахимической промышленности и обороны СССР — АВИАХИМ. Но, кроме того будучи до предела загруженным работой над дипломным проектом, он помогал молодым конструкторам И.П.Толстых и С.Н.Люшину во второй половине 20-ых годов XX века организовать постройку их планера «Мастяжарт-3» в планерном кружке мастерских тяжелой артиллерии, до этого строившем планеры С.В.Ильюшина.

10 апреля 1926 года С.В.Ильюшин защитил проект собственного первого самолета. Приказом Революционного военсовета СССР № 750 за 1926 год С.В.Ильюшину, окончившему Военную Воздушную Академию РККА имени доктора наук Н.Е.Жуковского по инженерному факультету, присвоили звание армейского инженера-механика Воздушного Флота. Вместе с С.В.Ильюшиным окончили академию В.Ф.Болховитинов, Н.М.Харламов, С.А.Кочеригин, Б.П.Лисунов, В.А.Чижевский, покинувшие заметный след в истории отечественной авиации.

По окончании окончания академии С.В.Ильюшин взял назначение в Научно-технический комитет Управления ВВС. В один момент он вёл активную общественную работу в ОСОАВИАХИМе, появившемся в январе 1927 года по окончании объединения АВИАХИМа с Обществом Содействия Обороне СССР (ОСО). ОСОАВИАХИМ в то время являлся подлинно массовой организацией, центром подготовки советской молодежи к освоению армейских профессий.

Проводилась громадная работа по организации планёрных кружков и сети аэроклубов, в парках отдыха и культуры разных городов строились парашютные башни, стрелковые тиры.

Деятельность в ОСОАВИАХИМе С.В.Ильюшин разглядывал как продолжение собственной главной работы в Научно-техническом комитете УВВС. Он видел, как от слета к слету угловатые планеры, талантливые выполнять только краткосрочные подлеты, получали все более идеальные, эстетически законченные формы, аэродинамическое совершенство которых разрешало делать многочасовые парящие полеты.

Простота постройки планеров разрешала скоро оценивать новые схемные ответы, совершенствовать методику аэродинамических и прочностных расчетов, управляемости и характеристик устойчивости. Все это могло быть использовано и при создании новых самолетов.

Содействовала опытному совершенствованию и сама воздух творческих дискуссий, царившая на совещаниях Техкомов планерных слетов, участниками которых были будущие выдающиеся ученые, конструкторы авиационной и космической техники, летчики-испытатели. Во второй половине 20-ых годов XX века С.В.Ильюшин был членом оргкомитета по проведению VI Всесоюзных планерных состязаний, а в первой половине 30-ых годов двадцатого века руководил VII Всесоюзными планерными состязаниями.

Собственные взоры на развитие отечественного планеризма, на подготовку планеристов Ильюшин изложил в статьях, размещённых в издании «Самолет» за 1930 год. Основная идея автора статей — путь к самолету обязан проходить через планер, а для этого необходимо обучиться строить хорошие и недорогие планеры. Наряду с этим удешевление строительства и упрощение конструкции планеров должны идти не за счет ухудшения их прочности и лётных качеств.

Большое количество настойчивости и сил положил С.В.Ильюшин и в подготовку планеристов. Проводившиеся под его управлением VII Всесоюзные планерные состязания первенствовали , на которых удалось развернуть в относительно громадном масштабе учебную работу. За маленький срок на слете был подготовлен 61 пилот-планерист, а 19 пилотов сдали экзамены на звание пилота-парителя. Принимал участие Ильюшин и в создании Высшей летно-планерной школы в Коктебеле, предназначавшейся для подготовки инструкторов-планеристов.

В данной школе совершенствовали собственный летное мастерство будущие выдающиеся советские летчики-испытатели С.Н.Анохин, В.Л.Расторгуев, И.И.Шелест, В.Ф.Хапов и другие.

Такое внимание к планеризму со стороны С.В.Ильюшина, как одного из начальников Научного комитета УВВС, не было случайным. В то время оно обосновывалось необходимостью скорейшей начальной подготовки летных кадров для создававшегося в СССР замечательного воздушного флота в условиях, в то время, когда отечественная авиапромышленность еще не имела возможности дать Военно-воздушным силам страны нужное количество учебных и тренировочных самолетов.

18 августа 1933 года, в сутки Воздушного флота СССР, что в том году отмечался в первый раз, распоряжением Президиума ЦИК СССР «…за выдающиеся заслуги по организации учебно-массового планеризма, конструкции учебных планеров и организацию высшей планёрного завода и планёрной школы…» С.В.Ильюшин был награжден орденом «Красная Звезда».

О годах собственной «планерной» юности С.В.Ильюшин постоянно вспоминал с наслаждением: «Для авиаконструктора планеризм это та люлька, в которой в обязательном порядке обязан качаться ребенок, перед тем как он обучится самостоятельно ходить… Мне, как человеку, прошедшему школу планеризма, ясно, сколько полезнейших сведений может дать постройка планёров и самостоятельное конструирование».

ЛТХ:

Модификация: АВФ-21
Размах крыла, м: 11,00
Протяженность , м: 6,50
Относительное удлинение: 10,90
Высота, м: 2,50
Площадь крыла, м2: 21,50
Масса, кг: 117.

Планер авф-21 «москва».

Взлет планера АВФ-21.

Взлет планера АВФ-21.

Конструктор С.В.Ильюшин у АВФ-21 (в кабине К.К.Арцеулов).

АВФ-21 «Москва». Схема.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-21 Москва».

Рыболово. Старт.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планеры авф-4; -5; -14.

    Разработчик: Ильюшин Страна: СССР Первый полет: 1924 г. Помогая вторым, С.В.Ильюшин напряженно трудился и над проектами собственных планеров. Разбирая…

  • Планер «беспризорник».

    Разработчик: ЦС Осоавиахима Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Тренировочный планер «Беспризорник» воображал собой одноместный, фюзеляжный…

  • Планер д-3 «крымосоавиахим».

    Разработчик: А.О.Дабахов, В.М.Заярный Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Планер «Крымосоавиахим» — двухместный тренировочный планер конструкции…

  • Десантный планер бдп.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Отправной точкой в истории советских многоместных десантных планёров нужно считать 23 января…

  • Перелёт санкт-петербург — москва 1911 года.

    В 1909-1910 годах любой успешный полет любого аэроплана становился праздником, но неспешно ко всем приходило познание, что самолет может стать и видом…

  • Десантный планер кц-20.

    Разработчик: Колесников, Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1941 г. В последних числах Июня 1941 года В.К.Грибовский, О.К.Антонов и П.В.Цыбин взяли задание…