Тяжелый палубный торпедоносец mitsubishi 3mt5/3mt5a (тип 93)

      Комментарии к записи Тяжелый палубный торпедоносец mitsubishi 3mt5/3mt5a (тип 93) отключены

Анализ задачи, совершённый на Мицубиси, выяснил потребную мощность силовой установки в 800- 1000 л.с. Таких двигателей на тот период времени не существовало в природе, что предопределяло двухмоторную компоновку будущей автомобили.
В январе 1930 года со стороны флотского управления последовал официальный заказ с детальной спецификацией. Разработка нового двухмоторного палубного торпедоносца была поручена группе инженеров Мицубиси под управлением Хадзимэ Мацухара (Hajime Matsuhara), Наоити Юи (Naoichi Yui) и Акира Мияхара (Akira Miyahara). Неспециализированный надзор за проектом осуществлял британский инженер из компании «Blackburn» G.E. Petty, незадолго до этого создавший прошлый проект палубного торпедоносца В2М.

Кое-какие источники, действительно, утверждают, что проект торпедоносца вел Герберт Смит из компании Сопвич – создатель проектов первых японских палубных автомобилей. Проектные работы длились целых два года – задача создания столь громадного палубного самолета была не
тривиальной. Никто в мире для того чтобы не делал. Трудности были на каждом шагу.

Дабы обеспечить приемлемые взлетно-посадочные характеристики огромному самолету массой более шести тысячь киллограм было нужно выбрать схему биплана, двигатели которого были размещены на стойках между крыльями.
Изрядно попортило кровь разработчикам складное крыло огромной бипланной коробки, размах которого превышал 20 метров.

Тяжелый палубный торпедоносец mitsubishi 3mt5/3mt5a (тип 93)

версия 3MT5А

К лету 1932 года вид новой автомобили, взявшей внутрифирменное обозначение 3MT5, в общем, уже определился. Британское влияние угадывалось весьма четко. Самолет очень сильно напоминал современные ему английские бомбардировщики компании Boulton-Paul P.29 «Sidestrand».

Ко времени окончания проекта технический отдел штаба авиации Императорского флота Kaigun Koku Hombu создал спецификацию 7-Shi, куда кроме вторых морских самолетов были включены требования на новый двухмоторный палубный торпедоносец, практически «списанные» с уже готового проекта.

Прототип японского проекта — английский тяжелый торпедоносец Boulton-Paul P.29 "Sidestrand"

В сентябре 1932 года новый тяжелый палубный торпедоносец 3MT5 готовься . Это был хороший биплан смешанной конструкции. Оба крыла имели размах однообразного размера.

Верхнее крыло было немного поднято над фюзеляжем на четырех парах стоек, к каким добавлялись стойки крепления пары двигателей, и парные стойки на фюзеляже. Силовой комплект фюзеляжа был смешанной древесной и алюминиевой конструкции, комплект крыльев – железный. Вся обшивка была полотняная.

Силовая установка представляла собой несколько экспериментальных 14-цилиндровых двойных звезд Mitsubishi A4 взлетной мощностью 760 л.с., и 640 л.с. – номинальной. Винты древесные, двухлопастные постоянного шага. Экипаж автомобили составлял 3 человека в ударном варианте и пять человек, в случае если самолет употреблялся для дальней разведки. Один либо два пилота размешались бок о бок в открытой кабине, прикрытой козырьком.

В носовой открытой кабине размешался стрелок, обслуживавший спаренный турельный пулемет носовой установки. Еще один стрелок с одинарным пулеметом размешался в такой же кабине в средней
части самолета, где кроме этого имелось дополнительное место для навигатора, оснащенное боковыми окнами. При сокращенном составе экипажа навигатор обслуживал и задний пулемет вместо стрелка.

Усовершенствованная версия 3MT5 с двойным оперением и поменянной носовой частью

Авиационная торпеда размешалась на внешней подвеске в полуутопленном положении, для чего в
фюзеляже была сделана особая ниша. Шасси было выполнено традиционно для собственного времени неубирающимся, но оснащенным спаренными колесами, закрываемыми массивными обтекателями.
19 октября 1932 года Ёситака Кодзима в первый раз поднял новый самолет в атмосферу с аэропорта Кагамигахара. До Января этого года были облётаны еще три прототипа. Опробования четырех прототипов проходили не через чур гладко, даже если не считать постоянных неприятностей с недовведенными моторами. Неизменно появлялись страшные вибрации через чур хлипкой конструкции хвостовой части фюзеляжа.

Самолет весьма не хорошо управлялся. В довершение, в марте 1933 года на протяжении одного из испытательных полетов на одном из прототипов оторвало элероны и на верхнем, и на нижнем крыльях. Пилот показал чудеса мастерства, экстренно посадив фактически неуправляемую машину.
В ходе опробований первых четырех прототипов флот оставил идею тяжелого палубного торпедоносца. В верхах заключили , что через чур большой самолет разумеется сократит количественный состав палубных авиагрупп. А как продемонстрировала практика эксплуатации одномоторных торпедоносцев прошлых поколений, возможности их, за исключением дальности полета, были в полной мере сопоставимы с новой машиной.

В следствии весной 1933 года Kaigun Koku Hombu поменял требования спецификации, выдав новое задание на базисный вариант тяжелого ударного бомбардировщика-торпедоносца. Наряду с этим уже было разумеется, что концепция двухмоторного многостоечного биплана к середине 30-х годов уже смотрелась анахронизмом, тем более параллельно в арсенале флота Hirosho уже вовсю шла работа над машиной подобного назначения – будущего G2H1, намного более прогрессивной конструкции.

Ввиду этого сложно представить себе мотивы управления технического отдела Kaigun Koku Hombu, заказавшего Мицубиси серию из семи старых этажерок по поменянному проекту. Тем более, что оказавшаяся в итоге кардинально переработанная машина была уже фактически совсем новым самолетом. Возможно заказ флота был не более, чем несложной подстраховкой на случай неудачи проекта Hirosho. Так или иначе, к концу 1933 года были изготовлены все семь заказанных автомобилей (по некоторым данным 11 штук).

Потому, что отличия от первых четырех прототипов были через чур громадны, за новыми самолетами сохранили прошлое обозначение 3MT5, а индекс на четырех первых прототипах поменяли на 3MT5А.
На серийных автомобилях был полностью перепроектирован фюзеляж. Носовая часть заметно «распухла» в ней расположили довольно комфортную кабину носового стрелка с остеклением прямо по курсу и бортовыми окнами. Вероятнее стрелку сейчас вменялась в обязанности функции бомбардира.

Одинарное хвостовое оперение было заменено парой шайб. Был уменьшен размах крыла.

Неизвестно, действительно, отказались ли разработчики от складного крыла – информация об этом отсутствует. Массу безлюдного самолета удалось сократить более, чем на 300 кг, что разрешило расширить боевой радиус действия. С колес главных шасси провалились сквозь землю громоздкие обтекатели, хвостовой костыль был заменен на колесо.

Двухлопастные винты были заменены на четырехлопастные, также древесные постоянного шага.
В таком виде самолет был принят на вооружение флота под обозначением «Морской базисный
штурмовик Тип 93» Все автомобили этого типа поступили на вооружение «Татэяма» кокутай (Tateyama Ku.), но употреблялись только как учебные для тренировки экипажей в дальних полетах над океаном. Приблизительно одвременно с этим, в конце 1933 года, в то время, когда на флоте была принята буквенно-цифровая идентификационная совокупность обозначений морских самолетов, торпедоносцы Тип 93 приобрели новое обозначение G1M1, что послужило предлогом для путаницы.

Потому, что в японской флотской авиации существовал еще один самолет с таким же обозначением – более поздний базисный разведчик-бомбардировщик, выстроенный по монопланной схеме. Ввиду того, что все торпедоносцы Тип 93 были списаны в 1935 году, наименование как следует1M они практически не застали и индекс второму проекту.

Первая версия 3MT5А

Версия 3MT5 (G1M1)

ЛТХ:
Модификация 3MT5А / 3MT5
Размах крыла, м 19.2 / 20.7
Протяженность, м 12.8 / 12.05
Высота, м 4.43 / 4.7
Площадь крыла, м2 92.4 / 102.3
Масса, кг
безлюдного самолета 3600 / 3940
большая взлетная 6350 / 6400
Тип двигателя 2 ПД Mitsubishi A4
Мощность, л.с. 2 х 760
Большая скорость , км/ч 237 / 231
Посадочная скорость , км/ч 87 / 91
Практическая дальность, км
В варианте торпедоносца 1400 / 974
В варианте дальнего разведчика 2130 / 2260
Скороподъемность, м/мин 218 / 230

Экипаж 3-5
Два спаренных 7.7-мм пулемета в передней турели;
Один 7.7-мм пулемет в верхней турели
одна 800-кг торпеда либо 1000 кг бомб

28 серия Оружие Победы ил-4 дальний бобардировщик и торпедоносец

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: