Корабельный разведчик-корректировщик aichi ab-13 (f1a1)

      Комментарии к записи Корабельный разведчик-корректировщик aichi ab-13 (f1a1) отключены

В конце 1934 года, в то время, когда ближний корабельный разведчик Накадзима E8N1 еще лишь проходил войсковые опробования, технический отдел штаба авиации флота Японии Kaigun Koku Hombu начал работу над его потенциальной заменой.

Нужно подчернуть, что в первой половине 30-х годов в японском флоте было принято два типа корабельных катапультных самолета. Один из них – дальний трехместный разведчик, назначение которого разумеется из заглавия – стратегическая разведка в интересах эскадр и флотов на громадном удалении от «собственного» корабля.

У ближнего разведчика специализация была с одной стороны yже, потому, что предполагала, в основном, разведку в интересах не столько эскадры, сколько «собственного» корабля, а иначе спектр задач кроме фактически разведки был значительно разнообразнее. Прежде всего это была корректировка тяжелой артиллерии собственных судов в морском бою, противолодочное патрулирование, а также ПВО корабля. Для этих целей у самолета этого класса – E8N еще при проектировании была предусмотрена возможность бомбометания с пикирования, и имелось курсовое оружие для ведения воздушного боя.

Боевые действия в Китае, где гидропланам E8N было нужно частенько и бомбить, и вести воздушные битвы, частично подтвердили правильность таковой концепции. Фактически, в это время у японских военных теоретиков и появилась идея, что подобный класс автомобилей – ближних разведчиков – как бы все же не совсем разведчики. Учитывая разноплановость задач, возложенных на эти автомобили, помешанные на классификации всего и вся японцы, решили выделить ближние разведчики в отдельный класс — Kansoku-ki – дословно «наблюдательный гидросамолет», выяснив для его обозначения латинскую литеру F.

Задание на новую машину, призванную заменить во флоте разведчик E8N, Kaigun Koku Hombu сформулировал в марте 1935 года в техническом задании 10-Shi. Задание предусматривало очень важные требования. Флот желал взять поплавковую машину, по комплексу данных фактически равноценную современным ей истребителям. Так большая скорость задавалась в 380 км/ч, автономность до 8.5 часов.

Требования по маневренности, скороподъемности кроме этого были сравнимы с «истребительными». Если сравнивать с требованиями на ближний разведчик прошлого поколения решено было усилить наступательное оружие до двух курсовых пулеметов. Бомбовая нагрузка кроме этого должна была быть увеличена в два раза.

Требование возможности бомбометания с пикирования было сохранено.

Так, в умах адмиралов вырисовывался некоторый универсальный самолет для базирования на больших артиллерийских судах, талантливый вести деятельный наступательный воздушный бой (тут направляться отыскать в памяти, что стандартным оружием современных морских истребителей того времени кроме этого были пара пулеметов винтовочного калибра), наряду с этим кроме этого удачно атаковать небольшие корабли соперника. Само собой, требования включали возможность замены поплавкового шасси на колесное, при применении которого летные эти автомобили становились бы еще выше.

В качестве силовой установки задавался новейший 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Nakajima "Hikari 1" взлетной мощностью 730 л.с. при номинальной — около 600 л.с. – предстоящее развитие семейства “Kotobuki” – по сути, базисного мотора на целый спектр морских самолетов второй половины 30-х годов. Применение мотора, предназначенного для бомбардировщиков и истребителей флота на корабельном разведчике, уже само собой сказало о будущем высоком рейтинге задач, задуманных адмиралами для этого класса самолетов.

Задание было выдано всем ветхим игрокам на поле гидроавиации Японии – компаниям Аичи, Каваниши и Накадзима. Нежданно в конкурсе пожелал учавствовать концерн Мицубиси, ни при каких обстоятельствах ранее не занимавшийся гидросамолетами.

Трезво оценив собственные силы, от участия в конкурсе отказалась компания Накадзима, конструкторский коллектив которой был по уши загружен проектами палубного торпедоносца, палубного разведчика, непрекращающихся экспериментов и базового бомбардировщика по теме палубного пикировщика. Эти проекты казались более занимательными с денежной точки зрения и фактически не оставляли резервов времени для еще одной темы.

Компания Каваниши, включившаяся было в конкурс проектов со своим F1K, не продвинувшись дальше эскизного проекта, кроме этого сошла с дистанции. Так, главная борьба развернулась между проектами Аичи и Мицубиси.

Нужно подчернуть, что за год до объявления конкурса, в первой половине 30-ых годов XX века, на Аичи был создан проект одноместного истребителя-разведчика монопланной схемы под внутрифирменным обозначением АМ-10. Данный проект, навеянный гением Эрнста Хейнкеля, но реализованный японским конструктором Йошиширо Мацуо, воображал собой попытку компании Аичи забрать реванш за проигрыш в конкурсе 8-Shi на ближний корабельный разведчик.

АМ-10 смотрелся весьма прогрессивно в то время – он должен был иметь или убирающееся колесное шасси, или съемное поплавковое. Но столь продвинутый проект, увы, послужил обстоятельством того, что он остался только проектом.

Но, очень перспективный проект не остался незамеченным руководством флота. В конце 1934 года, в то время, когда проект спецификации 10-Shi был уже на выходе, Kaigun Koku Hombu советовал Аичи применять АМ-10 в качестве базы для нового проекта. Расчетные параметры АМ-10, в неспециализированном-то, не очень сильно отличались от требований флота на «наблюдательный гидросамолет 10-Shi», требовалось «всего лишь» сделать его двухместным, научить быть маневренным как истребитель и быть талантливым бомбить с пикирования.
Уже по окончании первых же прикидок стало очевидным, что из проекта АМ-10 ничего не выйдет. Схема моноплана не снабжала требуемой маневренности, а убирающиеся шасси излишне усложняли и утяжеляли конструкцию. Так, проект АМ-10 был совсем похоронен в архивах компании.

А на Аичи приступили к работе по новой. Главным конструктором проекта был назначен Тецуо Мики – самый опытный инженер компании, по сути, ученик Э. Хейнкеля и постпред компании на компании Хейнкеля в Германии.
Мики сходу отмел идею монопланной схемы, и приступил к работе над двумя параллельными предположениями автомобили – аэродинамически весьма чистого биплана АВ-13 – в поплавковом выполнении и в варианте с неубирающимся колесным шасси.

Версия с поплавковым шасси (один центральный поплавок и два поддерживающих) готовься в июне 1936 года. В сентябре готовься «сухопутный» вариант.

Для обеспечения требуемых динамических параметров новой автомобили Тецуо Мики спроектировал бипланную коробку с крыльями критического профиля. Такая конструкция крыла, созданная в Токийском Императорском университете, взяла обозначение «Koken No. 1». Крылья имели очень сложную внутреннюю конструкцию каркаса для обеспечения нужной жесткости при сохранении минимальной массы. Обшивались снаружи особой фанерой, передняя кромка крыла выполнялась из плексигласа.

Такая обшивка являлась трудящейся, принимавшей часть нагрузки. Снаружи обшивка подвергалась пропитке особым водостойким лаком, водоупорной краской и по окончании шлифовалась для придания совершенной формы. Кроме этого в АВ-13 были применены достаточно редкие в те времена боевые закрылки.

Не меньшее внимание было уделено конструкции фюзеляжа, цельнометаллический каркас которого имел кроме этого очень сложную структуру, снабжавшую дополнительную прочность конструкции. Обшивка фюзеляжа осуществлялась дюралевыми страницами громадной площади для сочленений количества и минимизации швов, портящих аэродинамику. Без шуток проработана была конструкция поплавков, в колесном варианте шасси были упрятаны в обтекатели и крепились к фюзеляжу на одинарных стойках.

В проекте АВ-13 Тецуо Мики тщательнейшим образом проработал каждую деталь самолета в рвении уменьшить сопротивление самолета при обеспечении большой прочности конструкции.

Двигатель, как уже отмечалось выше, был 9-цилиндровый воздушного охлаждения Nakajima "Hikari 1" взлетной мощностью 730 л.с., упрятанный в обтекаемый капот, с парой синхронных пулеметов, размещенных между цилиндрами сверху. Винт железный двухлопастный изменяемого шага.

Результаты первых же испытательных полетов внесли кое-какие коррективы в конструкцию. Был переработан капот двигателя, основной и поддерживающие поплавки, руль направления, и задняя часть кабины экипажа.

В сентябре 1936 года самолет АВ-13 был передан для опробований флотским пилотам. Тогда же он взял обозначение F1A1. Испытательные полеты проводились сёса (капитан-лейтенантами) Минемацу и Хонджуки.

Всего с авиабазы Кагамигахара был совершён 61 полет в сумме составивший 38 часов 47 мин. совершённых в воздухе.

Опробования сухопутной версии F1A1 пара отстали по времени. Колесный F1A облетывал шеф-пилот компании Тамицо Амагай, совершивший в воздухе в сумме 19 часов 21 60 секунд. Эти опробования кроме этого "настойчиво попросили" некоторых трансформаций в части укрепления и вертикального оперения стоек шасси.

Корабельный разведчик-корректировщик aichi ab-13 (f1a1)

В конце 1937 года на обоих прототипах F1A1 было установлено оружие и они участвовали в сравнительных опробованиях с детищем компании Мицубиси F1M1, что совсем нежданно вышел в победители, продемонстрировав лучшие данные в части стабильности и управляемости в полете. К концу 1939 года самолет Мицубиси был заявлен победителем и принят на вооружение как «Наблюдательный гидросамолет флота Тип 0», на долгое время заняв собственный место на борту кораблей ВМФ.

Будущее же самолетов Аичи неизвестена. Их след теряется во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

ЛТХ:

Модификация

F1A1 (поплавковый)

F1A1 (колесный)

Размах крыла, м

11.0

Протяженность, м

9.3

8.15

Высота, м

4.1

3.4

Площадь крыла, м2

28.0

Масса, кг

безлюдного самолета

1400

1290

обычная взлетная

2100

2000

большая взлетная

2380

2280

Тип двигателя

1 ПД Nakajima "Hikari 1"

Мощность, л.с.

1 х 730

Большая скорость, км/ч

378

Крейсерская скорость, км/ч

185

Дальность полета, км

1425

Длительность полета практич., ч

8.5

Скороподъемность, м/мин

675

Практический потолок, м

9275

Экипаж, чел

2

2

Оружие:

2х7.7-мм синхронных пулемета Тип 97

1х7.7-мм подвижный пулемет Тип 92 в задней кабине.

две 60-кг бомбы на внешних узлах.

Moshi Moshi, Dai-Nippon Teikoku Kaigun Kōkū-tai Desu (AKA Kamikaze in War Thunder)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Тяжелый палубный торпедоносец mitsubishi 3mt5/3mt5a (тип 93)

    Анализ задачи, совершённый на Мицубиси, выяснил потребную мощность силовой установки в 800- 1000 л.с. Таких двигателей на тот период времени не…

  • Морской разведчик ром-2.

    Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1928 г. Неудача в создании разведчика открытого моря РОМ-1 не остановила творческий коллектив ОМОС от…

  • Фронтовой истребитель миг-23мф.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1977 г. МиГ-23МФ («изделие 23МФ», «изделие 2МФ», «вариант А») — одноместный фронтовой…

  • Аренда самолетов: престижно и удобно

    бизнес и Частная авиация-перелеты сейчас быстро развиваются. Практически все большие отечественные компании совершенно верно равно как и западные…

  • Можно ли летать беременной на самолете?

    В то время, когда дама находится «в положении», она в обязательном порядке обязана беречь себя, потому, что целый период беременности – это сверхтяжелое…

  • Танк кристи м1927. сша

    Снова к проектированию боевых автомобилей Кристи возвращается во второй половине 20-ых годов XX века. Но в этом случае машина создаётся не для армейского…