Юрий пашолок. чехословацкий средний

      Комментарии к записи Юрий пашолок. чехословацкий средний отключены

За статьёй, посвящённой чехословацкому танку LT vz.35, выкладываю статьи Юрия Пашолока, посвящённые чехословацкой бронетехнике. В данной статье обращение отправится о значительно менее известных примерах техники, чем прошлый танк.

В отличие от лёгких танков, с военными машинами среднего класса в Чехословакии дело не заладилось. Программа создания среднего танка для чехословацкой армии, длившаяся практически десятилетие, закончилась фактически ничем. В итоге средний танк чехословацкого происхождения отправился в серию, сражался, а на его базе строились САУ, но известен он как венгерский Turan.

Эта машина была создана на базе T-21, экспортной версии Škoda S-II-c. В это же время, чехословацкая армия выбрала не танк компании Škoda, а машину разработки их соперников из CKD.

В 20-е годы чехословацкие танкостроители, как и многие другие, увлеклись колёсно-гусеничной схемой. В первой половине 20-ых годов двадцатого века были собраны два шасси танка Kolohousenka KH.50, созданного на базе германского трактора Hanomag WD-50PS. Изюминкой Kolohousenka был колёсно-гусеничный движитель конструкции германского инженера Йозефа Фольмера.

За двумя KH.50 последовали два улучшенных примера KH.60, а после этого один KH.70. На гусеницах, ввиду слабо подходящего для танка тракторного шасси, большая скорость составляла от 15 (KH.50) до 20 (KH.70) км/ч. При переходе на колёсный движение большая скорость по шоссе вырастала до 35 и 60 км/ч соответственно.

Но, применение колёсно-гусеничной схемы заметно усложняло конструкцию.

Юрий пашолок. чехословацкий средний

Чехословацко-германский проект Kolohousenka был тупиковой ветвью. Однако, колёсно-гусеничную схему в то время неудачной не приняли

Во второй половине 20-ых годов XX века чехословацкие армейские отказались от продолжения программы Kolohousenka, но не отказались от самой концепции колёсно-гусеничного танка. В тот же год показались требования на «комбинированную ударную машину среднего класса» (Kombinovany stredni utocny, сокращённо KSU). За работу над этим проектом взялась компания Škoda. Необходимо подчеркнуть, что компания Laurin a Klement, купленная Škoda в 1925 году, трудилась по программе Kolohousenka.

Иначе, танковое производство Škoda организовала не на мощностях бывшей Laurin a Klement в Млада-Болеслав, а на главном заводе в Пльзене. В том месте же было создано заводское КБ. Ещё одной компанией, позднее выступившей с соперничающим проектом, стала Ringhoffer-Tatra, кроме этого ранее принимавшая участие в программе создания Kolohousenka.

Проект Tatra взял обозначение «комбинированная ударная машина» (Kombinovany utocneny voz, сокращённо KUV).

Концепция KSU была утверждена в июле 1931 года, а в ноябре того же года показался эскизный проект. В отличие от Kolohousenka, колёсный движение был не снаружи, а в корпуса. По проекту предполагалось установить оружие, складывающееся из 70-мм гаубицы или 37-мм пушки, и двух пулемётов. Машину массой 16,5 тысячь киллограм должны были приводить в перемещение два 4-цилиндровых двигателя. По похожей схеме должен был быть выстроен и KUV.

В соответствии с документам, 29 мая 1933 года Škoda взяла заказ на изготовление двух прототипов KSU. Срок постройки ограничивался декабрём того же года. Tatra взяла заказ на изготовление двух прототипов KUV со сроком сдачи 30 сентября 1933 года.

Škoda S-III была самая удачной машиной, созданной по чехословацкой программе среднего танка. Опыт её проектирования позднее был использован при разработке SP-II-b

Этим замыслам было не суждено сбыться. По ходу проектирования становилось всё более очевидным, что мысль с колёсно-гусеничным ходом есть тупиковой ветвью развития танков. Единственной жизнеспособной схемой колёсно-гусеничного движителя была схема Кристи, да да и то сам Джон Уолтер Кристи отказался от неё уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

За счёт усовершенствования мощности и увеличения двигателей ходовой части динамические характеристики танков росли. Наряду с этим скорость порядка 35–40 км/ч была в полной мере достаточной, тем более что простая скорость механизированной колонны на марше не превышала 25 км/ч. В данной связи особенного смысла в сложной совокупности колёсного хода уже не было. Куда разумнее смотрелась мысль возвратиться к чисто гусеничной схеме, усилив бронирование за счёт взятого выигрыша в массе.

Как раз такое предложение было выдвинуто в конце 1933 года. Итогом стал отказ от выпуска колёсно-гусеничных танков среднего класса.

В соответствии с принятой в начале 30-х годов классификации, чехословацкие военные машины разделялись на следующие категории:

  • I – танкетки;
  • II – лёгкие кавалерийские танки с 37-мм бронированием и пушкой толщиной 15 мм;
  • II-a – лёгкие кавалерийские танки с лобовой броней, увеличенной до толщины 25 мм;
  • II-b – лёгкие пехотные танки с бронированием толщиной 25 мм по периметру.

В первой половине 30-ых годов XX века показалась ещё одна категория – III. К данной категории отнесли танки среднего класса с бронёй, имеющей большую толщину 32 мм. В качестве оружия для них предполагалось применять 47-мм пушку. Назначением этих танков была борьба с лёгкими укреплениями и вражескими танками.

Как раз к данной категории отнесли переработанные проекты KSU и KUV, превратившиеся соответственно в Škoda S-III и Tatra T-III.

Из пехотного в средние

Неоднократное изменение требований армейских к среднему танку стало причиной тому, что разработка S-III и T-III затянулась. Первой с заданием справилась Tatra, которая изготовила два прототипа T-III в марте 1936 года. На протяжении первых опробований было распознано множество недостатков, устранение которых растянулось до октября 1936 года. Škoda изготовила первый прототип S-III в конце 1936 года, следующий выпустили в начале 1937 года.

Необходимо подчеркнуть, что башни для танков обеих компаний должна была поставлять Škoda, но для T-III изготовили лишь одну. Ввиду технических неприятностей у T-III соперник в виде S-III фактически догнал детище Tatra: полноценные опробования обеих автомобилей проходили в один момент.

Второй «половинкой» программы SP-II-b стал лёгкий пехотный танк CKD P-II-b. Машина провалила программу опробований, но заложенные в ней ответы применяли при проектировании совместного танка Škoda и CKD

К тому моменту чехословацкие армейские не только разочаровались в предложенных Škoda и Tatra средних танках, но и успели заказать их потенциальную замену. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века на опробования вышли пехотные танки S-II-b и P-II-b. Первый воображал собой развитие кавалерийского танка S-II-a, принятого на вооружение чехословацкой армии как LT vz.35. Вторая машина, созданная CKD, являлась развитием лёгкого танка P-II (он же LT vz.34).

Конкурентной борьбы не получилось по одной несложной причине: ни одна из предложенных автомобилей армейских не устроила. В следствии было решено объединить силы соперников, так показался проект пехотного танка SP-II-b. Исходная спецификация повторяла требования на танк категории II-b: бронирование 25 мм по периметру, 37-мм пушка в качестве главного оружия, боевая масса около 13 тысячь киллограм.

Спецификацию по SP-II-b чехословацкие армейские выдали 30 июня 1936 года, но уже в последних месяцах года её было нужно серьёзно поменять. Стало ясно, что ни S-III, ни T-III требованиям на средний танк не соответствуют. Единственным верным ответом было превращение пехотного танка в средний.

Новый танк, что предстояло совместно разрабатывать CKD и Škoda, стали создавать по стандартам категории III: 16 тысячь киллограм боевой массы, 47-мм пушка, бронирование 32 мм. Компании распределили работу по проекту между собой, взяв на себя разработку отдельных узлов. CKD принялась за разработку двигателя, трансмиссии, и корпуса.

Для нового танка был создан 14-литровый 8-циллиндровый V-образный двигатель Praga NR мощностью 200 лошадиных сил. Трансмиссию расположили в кормовой части корпуса. Сам корпус воображал собой эволюционное развитие конструкции P-II-b, у которого, к слову, трансмиссия кроме этого пребывала в кормовой части.

Одна из весьма немногих фотографий SP-II-b

На Škoda ложились сборка SP-II-b, и разработка ходовой части, башни и вооружения. При с ходовой частью инженеры из Пльзени не стали изобретать велосипед и максимально применяли опыт разработки LT vz.35. Подвеска была полностью позаимствована с лёгкого танка, разве что для большей её жёсткости установили балку, связывающую основания тележек между собой. Такой же, как и на LT vz.35, была и конструкция ленивца.

Употреблялась и подобная совокупность с четырьмя поддерживающими катками на борт. Что же касается башни, то её было нужно, по сравнению со Škoda S-III, серьёзно перепроектировать. Она взяла развитую кормовую нишу.

Оружие осталось прошлым – 47-мм пушка A 9 и спаренный с ней пулемёт ZB.37 (ZB.53); ещё один пулемёт пребывал в лобовой части корпуса.

Прототип SP-II-b был собран на заводе Škoda в октябре 1937 года. По окончании заводских опробований, на протяжении которых танк прошёл 1967 километров, последовали полигонные тесты, начатые 5 мая 1938 года. Действительно, ещё до начала полигонных опробований у якобы совместной разработки Škoda и CKD показался неожиданный соперник.

Победитель без победы

Исходный проект среднего танка CKD, взявшего обозначение V-8-He. Прекрасно видно, что в танке большое количество линия как SP-II-b, так и P-II-b

Не обращая внимания на то, что официально два основных соперника создавали совместный средний танк, управление CKD имело особенное вывод по этому вопросу. Заводское КБ под управлением Алексея Сурина и Карела Экснера параллельно с разработкой SP-II-b вело работы по созданию собственного среднего танка, взявшего индекс V-8-H (гусеничная машина, оснащённая двигателем V8). Непременно, разработка SP-II-b сильно повлияла на вид V-8-H.

Однако, много линия проект нового танка почерпнул из прошлых разработок CKD, в особенности P-II-b. Особенно кидается в глаза начальная конструкция башни, имеющая характерную форму командирской башенки.

Помимо этого, исходный проект среднего танка, имевший индекс V-8-He, подобно пехотному танку CKD, предусматривал размещение глушителя в корме. Ходовая часть представляла собой сплав технических ответов CKD и Škoda. Схему с девятью опорными и четырьмя поддерживающими катками на борт создатели V-8-H позаимствовали у SP-II-b. Похожей была и подвеска. Но полной копией новая машина не была.

По-иному были выполнены тележки, все катки которой имели иную конструкцию. Соединяющая основания тележек балка употреблялась инженерами CKD ещё с LT vz.34. Силовую установку, если сравнивать с SP-II-b, модернизировали.

Мощность двигателя Praga NR повысили до 241 лошадиной силы, устанавливался он вместе с планетарной трансмиссией Praga-Wilson.

Таким V-8-H в первый раз вышел на опробования

Опытный образец среднего танка CKD был закончен к концу декабря 1937 года, уже 21 числа начались первые опробования на полигоне в Миловице. Стоит заявить, что V-8-He пара отличался от исходного проекта. Корпус стал ещё больше напоминать SP-II-b, в особенности его кормовая часть. Подбашенная коробка наряду с этим сохранила сходство с P-II-b. Сильно изменилась башня, в которой угадывалось влияние лёгких танков CKD.

Именно в тот момент, в то время, когда изготовлялся V-8-He, КБ CKD занималась разработкой танков экспортного семейства LTH, и отдельные элементы очевидно перекочевали оттуда. Особенно кидается в глаза командирская башенка, характерная для лёгких экспортных танков. К моменту сборки башня V-8-He ещё находилась в ходе проектирования, так что на умелое шасси установили полумакетную конструкцию, лишённую оружия.

На опробованиях, проходивших в Миловице (рядом от Праги), состоялась очная ставка V-8-H и SP-II-b. Успех была на стороне коллектива под управлением Сурина и Экснера. V-8-H в полной мере удачно откатал испытательную программу. Всего прототип, что по ходу опробований переделывался, прошёл 12 735 километров, из них 5473 километра по пересечённой местности. Что же касается SP-II-b, то у него дела не задались. Танк преследовали технические неприятности.

В итоге машину сняли с опробований и послали на ремонт. Победу одержала CKD.

Переработанный V-8-H. В таком виде его приняли на вооружение как ST vz.39

Необходимо подчеркнуть, что переработанный прототип V-8-H претерпел большой количество трансформаций. В соответствии с новым спецификациям, танк взял более идеальную 47-мм пушку Škoda A 11. Установка нового оружия настойчиво попросила переделки башни, которая увеличилась в размере. Командирскую башенку всецело переделали и переместили с левой на правую сторону.

Для установки увеличенной башни было нужно переделать подбашенную коробку, увеличив её ширину до габаритных размеров танка. Танк взял набор радиооборудования, включавший поручневую антенну, и полный комплект ЗИП. По результатам переделок боевая масса выросла с 14,7 до 16 тысячь киллограм.

В таком виде V-8-H был принят на вооружение чехословацкой армии под обозначением ST vz.39 (stredni tank vzor 39, другими словами средний танк обр.1939 года). 20 апреля 1938 года последовал заказ на 300 танков этого типа. С момента выдачи спецификации на танк категории III прошло уже 4 года, но на свет показался в полной мере современный танк. Он владел хорошим в то время бронированием, в полной мере максимальной скоростью и адекватным вооружением в 45 км/ч.

ST vz.39 имел возможность в полной мере на равных сражаться со всеми средними танками того периода и владел хорошим запасом для вероятной модернизации. Проблемой было то, что показалось детище CKD в сверхсложный период, и это самым прямым образом оказало влияние на судьбу чехословацкого среднего танка.

V-8-H проходит опробования. Прекрасно видно, как очень сильно, если сравнивать с исходной машиной, изменились подбашенная коробка и башня

Не обращая внимания на то, что победу одержала CKD, соперники из Škoda отнюдь не остались обиженными. Заказ на ST vz.39 распределили так, что сама CKD производила 95 танков, а остальные 205 штук должны были изготавливаться их заклятыми приятелями. Связано это было а также с тем, что на CKD именно сейчас разворачивалось производство LT vz.38. Помимо этого, компания была перегружена зарубежными заказами.

В соответствии с замыслам, первые ST vz.39 должны были поступить в чехословацкую армию в июне 1939 года, всецело заказ должен был готовься до февраля 1940-го. На деле замыслы по выпуску всегда корректировались в сторону переноса сроков начала работ по серийному производству. Тем временем Škoda не опустила руки: забрав за базу SP-II-b, в Пльзене создали личный танк, взявший индекс S-II-c.

Второй прототип V-8-H, выстроенный по германскому заказу. Вместо башни установлен цементный блок

В таковой трагикомичной ситуации чехословацкий средний танк встретил печально известные события марта 1939 года. Чехия была оккупирована Германией. Осмотрев CKD, немцы продолжили выпуск LT vz.38 под индексом Pz.Kpfw.38(t). Что же касается ST vz.39, то было решено выпустить ещё один прототип с цементным блоком вместо башни.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века были совершены совместные опробования второго прототипа с германским Pz.Kpfw.III, по результатам которых чешкий танк решили в серию не запускать.

У S-II-c была другая будущее. Под индексом T-21 данный танк испытывали в Венгрии и Италии, по результатам венгры 6 декабря 1940 года купили лицензию на его производство. Венгерская версия более знаменита под обозначением Turan.

Проект V8H-sv, датированный сентябрём 1941 года. В таком виде танк предлагался шведам

Напоследок стоит упомянуть ещё об одном факте в истории V-8-H. В марте 1939 года шведская компания Svenska Ackumulator AB Jungner ратифицировала договор с CKD о поставке 50 лёгких танков TNH-Sv. Потому, что в марте 1939 года Чехию оккупировали немцы, сделка сорвалась.

Однако, шведы довели дело до конца, и в первой половине 40-ых годов двадцатого века на предприятии Scania-Vabis началось производство лёгких танков Strv m/41.

Малоизвестным до сих пор фактом являлось то, что в один момент с TNH шведам предлагался и V-8-H. Благодаря изучениям в шведских архивах стало известно, что из CKD прибыла масса материалов, посвящённых V-8-H. Более того, в осеннюю пору 1941 года шведы взяли эскизный проект переработанного V-8-H, поменявшего обозначение на V8H-sv. Главным отличием этого проекта, датированного 8 сентября 1941 года, была новая ходовая часть разработки Алексея Сурина.

В первый раз опробованная на танкетке AH-IV, ходовая часть с катками громадного диаметра была весьма успешной. Помимо этого, толщину лобовых страниц корпуса и башни увеличили до 60 мм, а бортов до 40 мм. Масса танка выросла до 20 тысячь киллограм, а скорость снизилась до сорока километров/ч.

Проект был не пользуется спросом, потому, что именно сейчас шведская компания AB Landsverk трудилась над средним танком LAGO, что был принят на вооружение под индексом Strv m/42. Машина, которую шведы изначально записали в тяжёлые, по всем статьям превосходила чешский проект.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • NARA (National Archives and Records Administration)
  • VHU Praha (Vojensky historicky archiv)
  • Фотоархив автора
  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • forum.valka.cz
  • ftr.wot-news.com
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013

Источник – http://warspot.ru/4667-chehoslovatskiy-sredniy

Лекция Юрия Бахурина САУ Фердинанд — правда и вымысел

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: