Боевые оленьи упряжки

      Комментарии к записи Боевые оленьи упряжки отключены

Этот материал выкладывается на сайт в преддверие 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Предисловие редакции: Многие точно слышали песню Михаила Пляцковского и Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру»: «Мы отправимся, мы помчимся на оленях утром ранним…» Но немногие знают, что в грозные годы Второй мировой войны рогатым трудягам Севера довелось подняться в ряды армии… Быть может, данный материал может послужить толчком для колоритной «полярной» альтернативы.

Война снова пришла в Заполярье во второй половине 30-ых годов двадцатого века. К этому времени, согласно точки зрения И.В.Сталина, для Финляндии настала пора платить по долгам 1920 года. Сразу после революции, 22 декабря 1917 года, ВЦИК РСФСР признал независимость данной провинции России приблизительно в границах Великого княжества Финляндского.

Но данный ход не избавил Россию от давления со стороны северного соседа: война, которую заявила Финляндия отечественной стране 15 мая 1918 года, длилась де-юре до подписания Тартуского мирного соглашения 14 октября 1920-го, а де-факто — до 1924 года. Война велась при активной помощи стран и Эстонии Антанты. Ее результат — поражение СССР и аннексия Выборгской губернии.

Последующие практически пятнадцатилетние дипломатические упрочнения, предпринимавшиеся с целью «скорректировать» северо-западную границу СССР, не дали результата, и в движение отправился «последний аргумент королей». С 11 сентября 1939 года на Крайнем Севере начинается сосредоточение армий, каковые приказом Наркома обороны от 16 сентября сводятся в Мурманскую военного группу. 15 ноября несколько была переименована в 14-ю армию; командующим назначен командир дивизии Валериан Александрович Фролов.

17 лет его военной биографии состоятся в Заполярье [1].

Боевые оленьи упряжки

Ноябрьской своевременной директивой НКО 14-й армии предписывалось совместно с Северным флотом овладеть полуостровами Рыбачий, Средний, районом Петсамо (Печенга) и

«…не допускать подвоза живой вооружений и силы с норвежского порта Киркенес».

С поставленной задачей 14-я армия справилась блестяще, заслужив признательность наркома маршала К.Е.Ворошилова и самого И.В.Сталина.

Но первая военная зима преподала управлению РККА пара важных уроков. Стало известно, что лошади в зимних условиях Финляндии превратились в обузу для фронта; не обращая внимания на требования десятой главы Полевого устава пехоты 1936 года, в армии не уделялось должного внимания лыжной подготовке, и бойцы в большинстве собственном были не обученными ходить на лыжах; спешно организованные из добровольцев эскадроны и лыжные батальоны не имели собственной артиллерии и, будучи не в состоянии вести борьбу против укрепленных пунктов соперника, несли неоправданные утраты.

Основываясь на взятом опыте, В.А.Фролов внес предложение штатно использовать в армиях классический северный транспорт — оленьи упряжки. Первые же попытки применения упряжек в январе-феврале 1940 года дали превосходный итог, и к началу Великой Отечественной под руководством Фролова (сейчас уже генерала) были созданы главные положения применения оленей в армии.

29 июня 1941 года германская армия «Норвегия» при помощи финских армий ударила на Мурманск, а 1 июля — на Кандалакшу с целью отрезать Мурманск и целый Кольский полуостров от страны. Войска Северного фронта под руководством Марки-ана Михайловича Попова не разрешили неприятелю осуществить его стратегическую задачу. Последние атаки в сентябре-ноябре 41-го отбивал уже новый, Карельский фронт [2], командующим которым был назначен командарм-14 Фролов.

Весеннее наступление Красной армии в Заполярье не принесло весомых удач, по окончании чего отечественные части на два года перешли к обороне. Победную точку в полярной войне поставила Петсамо-Киркинесская наступательная операция 7-29 октября 1944 года.

…В ноябре 1941 года согласно решению Армейского совета 14-й армии было организовано три армейских оленьих транспорта («бригады»). Любой из них включал 1015 оленей, 15 оленегонных псов, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Транспорт делился на три взвода, взвод включал в себя три отделения. Обслуживали транспорт 154 человека, а также 77 воинов-оленеводов.

Грузоподъемность транспорта была установлена в 40,5 тысячь киллограм, взвода — 13,5 тысячь киллограм, отделения — 4,5 тонны. Собственная олене-транспортная бригада была кроме этого у Северного флота — она снабжала действия морской пехоты.

Зимний период 1941-42 годов армейские оленьи транспорты трудились с высокой нагрузкой. Потребовалось создать оленетранспортные подразделения и в войсковых соединениях. Вследствие этого зимний период 1942-43 годов было организовано 4 дивизионных (бригадных) оленьих транспорта, любой из которых насчитывал 605 оленей, 15 оленегонных псов, 130 грузовых и 70 легковых нарт.

Его обслуживали 96 солдат и офицеров. Грузоподъемность для того чтобы транспорта составляла 18 т, взвода — 6 т, отделения — 2 т. Общее колличество оленей в 14-й армии в годы войны колебалась от 3 до 5 тысяч голов.

Транспорты формировались по большей части за счет оленей Ловозерского района Мурманской области. Часть оленей была взята из северных районов Архангельской области. В должности воинов-оленеводов служили местные обитатели — саамы (они же — лапландцы либо «лопари»), знавшие правила выпаса и содержания оленей, могущие отыскивать ягельные пастбища, прекрасно ориентирующиеся в тундре. Из Архангельской области призывали кроме этого ненцев и коми с их оленями.

Оленьи упряжки привлекались для ответа любых транспортных задач, находящихся в «оленьих силах». В нарту запрягалось 3-4 оленя — веером, на манер русской тройки. Три-пять грузовых и одна легковая нарты составляли «райду» (чем легче были условия пути, тем больше упряжек входило в райду). 2-3 легковые нарты привлекались для прокладки пути по снежной целине, их смена происходила каждые 1-1,5 км.

По оленьей дороге райды проходили в день до 35 км, по распутью — до 25 км.

Грузоподъемность нарты зависела от состояния маршрута и работоспособности оленей. В ноябре-декабре на нарте перевозилось 300 кг груза, в январе-феврале — 200, в марте-апреле — 100 кг. На одной нарте возможно было перевезти 5000 винтовочных патронов (6 коробок), либо 10000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм миномета либо 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета либо 6 мин калибра 120 мм; 40 снарядов для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 боеприпаса для 122-мм гаубицы.

Сами орудия перевозились в разобранном виде. Так, для перевозки 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек обр. 1902-09 гг. с одним боекомплектом из 560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовых и 30 легковых нарт. Для перевозки 4-орудийной батареи 45-мм пушек требовалось 160 оленей, 40 грузовых и 8 легковых нарт.

Снаряды транспортировали в заводской укупорке. На близкое расстояние 45-мм и 76-мм орудия, установленные на лыжи, перевозились в неразобранном виде.

Орудийные расчеты следовали за нартами на лыжах, помогая оленям на спусках и крутых подъёмах. Имеется все основания считать, что нарты употреблялись и в качестве «северной тачанки» — носителя станкового либо ручного пулемета, изготовленного для стрельбы. Оленьи упряжки обычно являлись единственным средством санитарной эвакуации. За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля боя 10142 раненых и больных.

Одиночные легковые нарты употреблялись офицерами связи для доставки срочных донесений. Кроме того в авиации оленям пребывало дело: они подвозили к снаряжаемым самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные автомобили. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты.

Всего в 1941-44 годах так было вывезено 162 самолета.

Летом и в осеннюю пору олени паслись на травянистых пастбищах, и лишь маленькая их часть употреблялась на вьючных работах — по большей части для перевозки снарядов. Нагрузка на вьючного оленя не должна была быть больше 35 кг, что соответствовало 10 45-мм либо 4 76-мм боеприпасам; 8 82-мм либо 4 107-мм минам. При передвижении с вьюками по лесным тропам оленям спиливали рога, дабы избежать ударов о стволы деревьев.

Из-за полного распутья фактически любой боевой эпизод в Заполярье был связан с применением оленьего транспорта. К примеру, во время с 16 по 23 февраля 1944 года 31-я лыжная бригада 14-й армии совершила двухсоткилометровый рейд по тылам соперника. Для сопровождения бригады было выделено 1370 оленей, 127 легковых и 248 грузовых нарт, на которых перевозились 4 76-мм горные пушки, 26 82-мм минометов, 9 станковых пулеметов, снаряды, средства связи, санитарное имущество.

Через полгода, в октябре 1944-го, на начальной стадии Петсамо-Киркинесской операции та же бригада в составе 126-го легкого горнострелкового корпуса совершила 70-километровый обходной марш-маневр по тундре и утром 10 октября отрезала пути отхода на запад группировке соперника, оборонявшейся в районе Луостари. В составе корпуса было пять батарей 76-мм горных пушек и три батареи 107-мм горно-вьючных минометов. Матчасть перевозилась в конных вьюках, а снаряды — на вьючных оленях.

Артиллерия корпуса сыграла решающую роль в удержании захваченного предела, в особенности при отражении бессчётных атак. Норвежцы с высвобожденных территорий показывали искреннее удивление наличию в рядах Красной армии оленьих упряжек.

Вспоминает Яков Окатов, саам:

«Призывали нас в армию необычно. Пришла в село разнарядка мобилизовать пара человек оленеводов с оленями. не забываю, доехали до Ловоозера, оттуда на собственных оленях куда-то под Мурманск, в воинскую часть. В том месте нас переодели в военную форму, и давай гонять строем. Получается не хорошо. Для чего оленеводу строевой ход? Топтали мы снег, топтали, в этот самый момент приезжает офицер высоких чинов, разобрался во всем, избавил нас от мук уставных. Вернули нам отечественные малицы и направили в армии на необходимое дело…

К октябрю 1944 года я сражался в 126-м легком горнострелковом корпусе. Потому, что мы продвигались лишь по распутью, главной тяговой силой у нас были поясницы воинов, лошади и олени…»

Алексей Ледков, ненец:

«На подвозке снарядов носил малицу, а вот бегать и окапываться в ней было некомфортно, на передовой надевал простую форму… Немцы на оленях не ездили, финны ездили: запрягали одного оленя в корыто-сани и шли рядом, вели оленя под уздцы. Через голову перекидывали петлю, тягой помогает веревка, оглоблей нет….

Олень — не лошадь, ничего не опасается, даже в том случае, если рядом рвутся мины».

Северный олень

Северный олень — небольшое животное: протяженность тела взрослых самцов («хирвасов») — 200-210 см, рост в холке 117-122 см, вес — около 150 кг. Самки («важенки») мельче — рост в холке около 100 см. Внешний вид оленей изменяется от сезона к сезону. Хирвасы сбрасывают рога в ноябре-декабре. К началу весны зимний мех оленей выцветает на солнце так, что кроме того на фоне снега олени выглядят белесоватыми.

Сейчас у самцов начинается рост новых рогов, но к маю рога в большинстве случаев меньше ушей. Летняя линька начинается в первой половине июня. Июль характеризуется интенсивной линькой зимней шерсти и стремительным ростом рогов, как у самцов, так и у самок. Сочетание беловатых участков долгой зимней шерсти с темно-се-рыми пятнами маленькой летней делает оленей пестрыми. В августе мех оленей монотонного коричневато-серого цвета с беловатыми шеей и подхвостьем.

Летняя линька конкретно переходит в зимнюю. В последних числах Августа либо в первых числах Сентября на боках оленя уже пробивается беловатая зимняя шерсть. В осеннюю пору олень характеризуется весьма яркой шеей, у самцов — с долгой «гривой» снизу; беловатое поле через лопатку тянется по боку, неспешно суживаясь к бедру. Бока груди и брюхо — черноватые, поясницы — серо-бурая. зеркало и «Хвост» под ним — белые, ноги и голова одного цвета со спиной либо пара чернее.

Ширина белой «стрелки» на боках разна, и, ближе к весне, по мере выгорания меха, она делается незаметной. Рост рогов заканчивается в августе. Хирвасы начинают чистить рога, сдирая о деревья покрывающую их шерсть и кожу («бархат») в августе — сентябре.

Самки («важенки») чистят рога на месяц позднее.

Рог взрослого оленя имеет форму серпа, обращенного острием вперед. Два нижних, самых громадных отростка («боевые пурги») направлены кроме этого вперед. Остальные отростки отходят от ствола назад и вверх, образуя «корону», назначение которой — принимать на себя удары соперника в сражении.

Саамские домашние олени по экстерьеру ничем не отличаются от местных диких оленей, не считая более разнообразной окраски шкуры (саамы различают пара мастей оленей: белую, тёмную, «красную», серую). Их пестрота разъясняется неестественным отбором особей с аномальной окраской меха для пошива прекрасной меховой обуви и одежды.

Классическим саамским транспортом являлась «кережа» — плоскодонная лодка длиной в рост человека, запряженная одним оленем. К 20-м годам, с приходом на Кольский полуостров коми-ижемцев, кережа была вытесненной санями «ненецкого типа» — нартами с веерной упряжкой из 3-5 оленей. Но и кережа не провалилась сквозь землю совсем: ее развитием стала «волокуша», обширно употреблявшаяся в годы войны для перевозки грузов и раненых.

Действительно, тягловой силой выступали, в большинстве случаев, не олени, а собаки.

Нарта самоедского (ненецкого) типа имеет цельнодеревянную конструкцию. Ее протяженность — 2-2,5 м, высота — 40-50 см, ширина между полозьями — 80-90 см. Передние финиши полозьев загнуты до высоты сиденья и соединены поперечным «головочным вязком». В полозья посредством ножа и бурава врезаны 3-4 пары «копыльев» — вертикальных стоек, соединенных в верхней части двумя продольными «нащепами». Нащепы соединяются поперечными вязками, поверх которых укладывается сиденье — доска (доски), застеленная оленьей шкурой.

Протяженность сиденья образовывает приблизительно половину длины нарты, позади — низкая спинка, справа — такой же высоты бортик. Грузовая нарта отличается от легковой (ездовой) копыльями: в случае если у грузовой нарты копылья низкие (до 25 см) и установлены вертикально, то копылья легковой нарты дольше (до 45 см) и установлены под углом, как в продольной, так и в поперечной плоскости. За счет поперечного наклона копыльев ширина сидения нарты образовывает 50-60 см — меньше, чем расстояние между полозьями.

Это придает саням поперечную устойчивость. Наклон копыльев назад в продольной плоскости амортизирует удары от полозьев: ко-пыло играется в этом случае роль рессоры.

Садятся в нарту с левой стороны, вытянув правую ногу и опустив левую на полоз; руководят ею посредством хорея и «вожжи». В правой руке держат вожжу; она идет по левому боку передового оленя — вожака (что в упряжке постоянно бывает крайним слева) к недоуздку на его морде. Перебрасывая и натягивая вожжу с соответствующего бока, вожаку задают направление перемещения. В левой руке держат «хорей» — шест длиной от 4 до 7 метров (в зависимости от длины тяжей) с набалдашником из оленьего рога.

С его помощью ленивых оленей легко подталкивают в зад, а непослушных — поколачивают по затылку.

Классическая саамская кожаная упряжь по большей части складывается из уже упомянутого недоуздка, хомута, тяжа и пояса. Хомут шириной 5-7 см наряжается на шею оленя. К хомуту снизу крепится тяж, идущий между задних ног и передних к нартам. Ширина тяжа около 3 см, протяженность — до 6,5 метров. Пояс шириной 10-12 см вольно наряжается около груди и имеет запасного функцию: фиксирует тяж, не давая тому запутаться в передних ногах оленя.

Слева к поясу слева крепится крючок, на что укладывается вожжа при прямолинейном перемещении упряжки. Хомут скрепляют с поясом лямкой по левому боку. Задние финиши тяжей планируют через костяные блоки и крепятся к поперечному ремню у финишей полозьев нарт. Ненецкая упряжь имеет чуть более сложную конструкцию, разрешающую выводить тяж не за задними ногами, а под брюхом оленя, облегчая ему перемещение в веерной запряжке.

Ее особенности возможно видеть на отечественном рисунке.

Саамское вьючное седло является две изогнутых дощечки, охватывающих бока оленя. Одна дощечка имеет в верхней части отверстие, вторая — «рогульку», шип особой формы, фиксирующийся в отверстии. Под брюхом дощечки связываются веревкой, под седло на пояснице укладывается оленья шкура и сукно.

Груз подвешивается на «рога» дощечек, разгружая тем самым бока оленя от сжимающих нагрузок.

установленный в Нарьян-Маре в 2014 году монумент бойцам оленно-транспортных батальонов

  • [1] С образованием 1 сентября 1941 года Карельского фронта В.А.Фролов назначен его командующим. 21 февраля 1944 г. генерал уступил собственный пост К.А.Мерецкову, перейдя на пост помощника командующего Карельским фронтом. С 15 декабря 1944 по 1948 г. и с 29 июня 1951 по 4 апреля 1956 г. В.А.Фролов руководил армиями Беломорского, а с мая 1949 по 29 июня 1951 г. — Архангельского военных округов.
  • [2] Образован 1 сентября 1941 года методом разделения Северного фронта на Ленинградский и Карельский.

источник: Андрей РЯБКОВ Боевые оленьи упряжки М-Хобби 4/2008

Мотострелки Северного флота пересели со снегоходов на боевых оленей и собак

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: