Форма одежды и нагрудные знаки воздухоплавательных частей и офицерской воздухоплавательной школы (1890-1917 гг.).

      Комментарии к записи Форма одежды и нагрудные знаки воздухоплавательных частей и офицерской воздухоплавательной школы (1890-1917 гг.). отключены

В первой половине 90-ых годов XIX века при Императоре Александре III началось формирование крепостных воздухоплавательных отделений. Были утверждены табели и штаты воздухоплавательных частей.
Созданию русском военной авиации предшествовала громадная работа отечественных воздухоплавателей. Армейские аэронавты заложили теоретическую и практическую базу для совершенствования воздушного флота. Достаточно отыскать в памяти, что первые пять военных летчиков России были офицерами воздухоплавательных частей. Аэронавты оказали важное влияние на развитие авиации, среди них и на авиационную униформу.

В нее они привнесли традиции и элементы, которые связаны с воздухоплавательной работой.

Становление воздухоплавания в качестве новых особых армий началось при Императоре Александре III. 27 апреля 1890 года в соответствии с представлением Главного инженерного управления Александр III утвердил типовые положения, табели и штаты воздухоплавательных частей. На базе этих документов началась реализация крупномасштабной программы по формированию крепостных воздухоплавательных отделений.

Персональный состав для них готовил Учебный воздухоплавательный парк, организованный 23 октября 1890 года на базе кадровой команды аэронавтов. Начальником парка был назначен Александр Матвеевич Кованько.

27 ноября 1890 года Император утвердил картинки (см. ниже — прим. редактора) и подробное описание униформы воздухоплавательных частей.

Форма одежды и нагрудные знаки воздухоплавательных частей и офицерской воздухоплавательной школы (1890-1917 гг.).

В целом она соответствовала неспециализированному примеру военной формы, принятой в соответствии с вкусам Александра III в 1881-1882 годах. Если сравнивать с тем, что существовало в прошлое царствование, это обмундирование отличалось скромностью и простотой. Потому, что воздухоплавательные части относились к Главному инженерному управлению, то форма воздухоплавателей фактически повторяла обмундирование саперных батальонов, но с некоторыми отличиями — солдатские светло синий рабочие рубахи особенного примера, оружие всех чинов револьверами и шашками, шифровки на околышах солдатских фуражек, на офицерских эполетах и погонах, и новый особый символ — якорь с крыльями.
Совершенно верно неизвестно, кто был инициатором принятия в качестве эмблемы для армейских воздухоплавателей якоря с крыльями. Потому, что якорь был необходимой принадлежностью воздушного шара, то, вероятнее, введение нового армейского символа не обошлось без участия A.M.Кованько.

Офицерский головной убор воздухоплавателя по форме 1890 года.

Офицерская эмблема на погоны Воздухоплавательных частей.

Погон рядового учебной части. Офицерская воздухоплавательная школа.

28 мая 1891 года Армейский совет утвердил табель вещевого довольствия нижних чинов воздухоплавательных частей. Эта табель была заявлена 12 июня приказом по Армейскому ведомству № 166. Затем началось настоящее снабжение воздухоплавательных отделений новой формой.

Своеобразные условия работы предопределили практичность и внешнюю строгость униформы аэронавтов. В полете каждые прекрасные, но не функциональные элементы были излишними. С этим приходилось принимать во внимание кроме того блестящим гвардейским офицерам.

К примеру, штаб-ротмистр кавалергардского полка граф А.А.Игнатьев в мемуарах «Пятьдесят лет в строю» вспоминал собственный полет на воздушном шаре в августе 1902 года на протяжении громадных курских маневров: «Мне внесли предложение вначале снять шапку, позже лядунку и наконец, шпоры, растолковав, что кавалерийское снаряжение неуместно в воздухе и может помешать прыжку из корзины при вынужденном спуске.»

Скромная униформа воздухоплавателей примера 1890 года просуществовала с малыми вариациями впредь до следующей реформы обмундирования в 1907 году. За данный период главные трансформации касались шифровок, каковые утверждали в зависимости от переформирования и организации воздухоплавательных частей. В таблице 1 приведены сведения о шифровках воздухоплавательных частей и времени их существования.

Сводная ведомость этих шифровок была заявлена приказом № 84 по Армейскому ведомству от 4 апреля 1896 года.

24 февраля 1896 года Император Николай II присвоил офицерам, окончившим курс офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка по первому разряду, особенные нагрудные символы (рисунок 2).

Дополнительно был утвержден соединенный символ для офицеров, окончивших по первому разряду не считая Учебного воздухоплавательного парка еще и курс Военной электротехнической школы. Данный вариант дополнял в нижней части воздухоплавательный символ примера 1896 года двумя скрещенными позолоченными молниями (рисунок 3).

Остальные выпускники Учебного воздухоплавательного парка приобретали нагрудный символ с якорем на фоне скрещенных топоров (рисунок 4).

В 1890-1907 годах много раз уточнялись правила ношения летней формы одежды, на которую армии переходили с 15 мая по 15 сентября. В это время офицеры носили белые двубортные полотняные кителя с погонами и мундирными пуговицами. Правда в официальный случаях — на торжествах, в театрах, концертах, собраниях и «иных публичных гуляньях» вместо кителей следовало надевать мундиры либо сюртуки.

Воины летом вместо мундиров носили белые полотняные рубахи. 14 октября 1896 года на белые саперные рубахи в случаях, в то время, когда воины надевали их вместо мундиров (на смотрах, в караулах, при увольнении в город и т.п.), велено было пристегивать мундирные погоны. Погоны делали из красного неворсованного сукна с картонной с картонкой проклейкой и темно-зеленым суконным подбоем.

Русское военное воздухоплавание взяло боевое крещение в годы русско-японской войны. Маньчжурской армии безотлагательно потребовалось маневренные воздухоплавательные части. Уже 22 марта 1904 года началось формирование таких частей, в частности Сибирской воздухоплавательной роты.

Трансформации касались и оружия воздухоплавательных частей. 18 апреля 1904 года император распорядился вооружить всех унтер и солдат-офицеров (не считая фельдфебелей) вместо шашек и револьверов ружьями драгунского примера. К этим ружьям армейским воздухоплавателям надеялись кавалерийские поясные подсумки с шейным ремнем из коричневой кожи.

29 июля 1904 года Николай II установил воздухоплавательным частям Армии вместо барашковых шапок папахи примера 1875 года для сибирских частей. Эти папахи высотой 22 см делали с мрачно зеленым-зеленым суконным колпаком и пристроченным к тёмной овчинной опушке нижним краем. По швам колпака папахи и около нашивался алый шерстяной шнур, а у унтер офицеров — шнур черно-бело-оранжевый.

Колпак офицерской папахи обшивался накрест и около серебряным галуном. Еще одним новшеством стало введение в каждой роте воздухоплавательного батальона двух барабанщиков. Они носили форму как у унтер-офицеров, но имели на мундирах алые суконные наплечники, обшитые белым басоном.

По окончании последовательности армейских неудач военное управление России решило подбодрить дух армий новыми внешними отличиями. 29 августа 1904 года император “соизволил даровать по примеру Гвардии” инженерным частям пуговицы вместо ровных — с изображением двуглавого орла над скрещенными топорами. Такие пуговицы взяли и армейские воздухоплаватели.

итоги и Опыт русско-японской войны потребовали совершить масштабную реформу армии. Была совершена и реформа обмундирования. Армии перекрасили кителя, рубахи и чехлы на фуражках в разные оттенки коричнево-серого и желто-зеленого цветов. 20 марта 1907 года для офицеров был установлен однобортный китель «американского покроя». Китель застегивался на пять посеребренных инженерных пуговиц.

Прошлые кителя разрешалось донашивать вне работы и на домашних занятиях.

11 августа 1907 года император утвердил новые бляхи к солдатским поясным ремням инженерных армий, включая и воздухоплавателей. Бронзовая пряжка имела выбитое изображение двуглавого орла над скрещенными топорами. Через месяц было велено делать бляхи не бронзовые, а белые мельхиоровые.

27 октября того же года была поменяна и солдатская шинель. На правом борту шинели посередине груди армейские воздухоплаватели сейчас стали нашивать шесть громадных, диаметром 2,2 см, мельхиоровых пуговиц со штампованным изображением двуглавого орла над скрещенными топорами.

ПРИКАЗ ПО АРМЕЙСКОМУ ВЕДОМСТВУ
Октября 26-го дня 1907 года № 552.

ПРАВИТЕЛЬ ИМПЕРАТОР в 11-й сутки Августа и в 17-й сутки Сентября 1907 года, Высочайше повелеть соизволил:

А) установить пуговицы с соответствующими изображениями и гренадою, присвоенными роду оружия и имеющимися на гренадерских бляхах, в соответствии с прилагаемому при сем рисунку № 1, вместо существующих пуговиц (приказ по армейскому ведомству 1904 года № 518), для всех гренадерских полков, сапёрного батальона и артиллерии и военно-электротехнической школы; наряду с этим в отношении наружной металла и формы покинуть существующего примера;
Б) присвоить к поясным ремням, вместо существующих (приказ по армейскому ведомству 1899 года № 365), бляхи с соответствующими изображениями и Государственным Гербом, имеющимися на пуговицах, для военных частей армий, заведений военного и всех управлений ведомства, причем бляхи эти иметь:
1) желтой меди – всем военным пехотным и артиллерийским частям армий (кроме гренадер, коим остаются сейчас присвоенные бляхи, и конной артиллерии), конвойным командам и тем заведениям и управлениям армейского ведомства, для коих установлены бронзовые пуговицы; бляхи в отношении наружной формы, в соответствии с прилагаемого рисунка № 2-й, должны быть примера, установленного для белого металла 2) и Гвардии , в соответствии с прилагаемого рисунков и описания №№1 и 2:
а)лейб-гвардии Саперному батальону и всем инженерным армиям, заведениям и управлениям инженерного ведомства;
б)Гренадерскому саперному батальону и военно-электротехнической школе (с изображением гренады и 2-х топоров);
в) 3-й гвардейской пехотной дивизии, лейб-гвардии Стрелковому полку и лейб-гвардии 2-му стрелковому батальону;
г) Кавказской гренадерской дивизии (с гренадою) и д) всем тем частям, заведениям и управлениям армейского ведомства, коим присвоены пуговицы из белого металла.
В) Снова установленные бляхи ввести со срока 1909 г.

Описание бляхи из белого металла к поясному ремню.

Бляха из белого металла надеется для всех инженерных армий и тех пехотных гвардейских, гренадерских и военных частей, заведений и управлений армейского ведомства, коим присвоен серебряный прибор.

Протяженность бляхи 1 7/8 вершка, ширина — 1 3/16 вершка; наряду с этим бляха дугообразная (высота дуги — до 1/4 вершка). Сплав из никеля 80% и меди — 20 %. На бляхе выштамповывается: орел для гвардейских и военных армий и гренада для гренадер; для всех инженерных армий, заведений и управлений Инженерного ведомства, позади орла либо гренады — два топора.

На внутренней стороне бляхи припаивается к наружному ее краю бронзовый крючок, а к скобе данной бляхи приделывается металлический шпенек, помощью которого бляха пригоняется к поясному ремню, пропуская в отверстие узкого ремня (подпоясника), нашитого на поясном ремне. Для застегивания на бронзовый крючок надеется бронзовое кольцо, с закругленными углами из проволоки № 9 по британскому калибромеру, длиною 1 1/8 вершка, шириною 1/8 вершка.

С 15 мая 1908 года офицерам воздухоплавательных частей на строевых занятиях, на маневрах, в караулах и в костюмах следовало носить военную форму защитного цвета («хаки»). Кроме этого был введен двубортный мундир. Мундиры отныне следовало надевать лишь по особенному приказанию. Нижним чинам с 6 декабря вместо шифровки на околышах суконной фуражки было велено иметь кокарду. Шаровары воинам при новых мундирах покинули ветхие.

Офицерам при форме вне строя дано было носить долгие тёмные шаровары навыпуск. Вместо барашковой шапки в любых ситуациях дано было носить темно-зеленую фуражку. Зимой на фуражку надевался башлык.

Были и другие трансформации. 5 февраля 1908 года император официально присвоил право ношения нового мундира военнослужащим воздухоплавательных частей.

Опоздали войска перейти на новую форму защитного цвета, как Технический комитет Главного интендантского управления подготовил проект новой реформы обмундирования, что император и утвердил 21 февраля 1909 года. В войска было введено походное обмундирование цвета «хаки». В военное время на мундирах офицеров железные пуговицы заменялись защитными.

Фуражка взяла наружный подбородный ремень защитного цвета, прикрепленный к околышу над козырьком малыми посеребренными пуговицами. Для нижних чинов был установлен однобортный походный мундир. К мундиру пристегивались алые погоны.

Их внутренняя сторона была из защитной ткани. Это было сделано намерено: в мирное время нижние чины носили алые погоны, в военное время и в лагерях погоны перестегивали защитным цветом вверх.

11 марта 1910 года Армейский совет по предложению Главного инженерного управления решил переформировать Учебный воздухоплавательный парк в Офицерскую воздухоплавательную школу, и 19 мая Николай II утвердил Положение о школе. Статья 30 Положения гласила: «Офицерам, окончившим курс по первому и второму разрядам, предоставляется право носить установленный нагрудный символ.» Данный символ стал больше похож на нагрудные символы армейских академий.

Соответственно, Офицерская воздухоплавательная школа приобрела новую шифровку на погоны и эполеты. Вместо литеры «У» отныне надеялось иметь лишь особый символ: у офицеров накладной высеребренный, у нижних чинов — трафаретный, желтой краской. Помимо этого, в связи с преобразованием Учебного воздухоплавательного парка в военно-учебное заведение, военнослужащим Офицерской воздухоплавательной школы больше не полагались защитные шаровары.

Вместо защитной фуражки летом им следовало носить темно-зеленую суконную фуражку, на тулью которой надевался защитный получехол.

В 1910 году в русской армии состоялась коренная реструкуризация инженерных армий, включая и воздухоплавательные части. По ее итогам 30 мая 1911 года Николай II утвердил новую ведомость шифровок на офицерские эполеты и погоны. Отныне цифры и литеры шифровки надеялись печатного шрифта.

У нижних чинов отменили накладные латунные якоря на погонах и ввели их изображение краской по трафарету. На алой стороне погон желтой краской наносили трафарет воздухоплавательного знака и шифровки, на защитной — коричневой краской, и лишь трафарет воздухоплавательного символа. У подпрапорщиков и офицеров особые символы надеялись посеребренные накладные.

По большому счету, сейчас трансформации в тот либо другой пример военной формы одежды вносились фактически ежемесячно. Эти трансформации касались солдатской шинели, походного мундира для нижних чинов, синей рабочей суконной рубахи и т.д.

В осеннюю пору 1912 года в русской армии была задумана новая реформа обмундирования, направленная на унификацию походного обмундирования и парадного. 22 октября Николай II одобрил ее. Новое обмундирование ввели для всех инженерных армий, включая и воздухоплавателей, не считая Офицерской воздухоплавательной школы (рисунок 5).

У воинов отменили двубортный мундир, фуражку, темно-зеленые шаровары, наушники и башлык. У офицеров кроме этого был отменен двубортный мундир примера 1907 года.

В качестве главного предмета формы был введен походный защитный мундир. При парадной форме к мундиру пристегивался тёмный бархатный лацкан с посеребренными пуговицами и алой выпушкой. К лацкану был пришит прошлый мундирный тёмный бархатный воротничок с красным выпушкой по краям и двумя серебряными петлицами с каждой стороны.

При лацкане погоны с мундира снимали и вместо них прикрепляли эполеты. На рукава пристегивались тёмные бархатные обшлага с красным выпушкой по верху с серебряными петлицами. На защитных шароварах была установлена красный суконная выпушка по боковым швам. На защитной фуражке было три алых выпушки.

Вместо плечевой портупеи при всех формах надеялось носить поясную.

11 января 1914 года Николай II повелел: «…в воздухоплавательных частях вместо формы примера 1913 года иметь обмундирование по примеру авиационной униформы, установленной приказом по Армейскому ведомству от 3 января 1914 года, сохраняя эполеты и прежние погоны. Из добавочного обмундирования шлемы воздухоплавателям не полагались, а краги и кожаные перчатки отпускались лишь летно-подъемному составу.»

22 апреля 1914 года Николай II утвердил новую форму обмундирования для солдат постоянного состава Офицерской воздухоплавательной строевых и школы чинов ее батальона. Фактически это была униформа лейб-гвардии саперного батальона, мало поменянная и дополненная «воздушными» подробностями (рисунок 6).

Полковник С.А.Ульянин в форме примера 1914 г.

Она складывалась из кивера, что надеялся лишь офицерам, одетым в мундир парадной либо повседневной формы. Фетровый колпак кивера обтягивался темно-зеленым («царским») сукном. При парадной форме в кивер вставляли белый султан высотой 15,5 см из конского волоса.

У генерала A.M.Кованько кивер был сверху из белых перьев, а снизу — из тёмных и оранжевых. Нижним чинам батальона и школы вместо кивера надеялись мягкие складные суконные шапки-пилотки неспециализированного авиационного примера.

Фуражка офицерам при служебной, повседневной и летней форме надеялась из того же темно-зеленого («царского») сукна с тёмным бархатным околышем и тремя красными выпушками. Фуражка имела наружный тёмный кожаный лакированный козырёк и подбородный ремень, на околыше крепилась офицерская кокарда. Для всех чинов была введена защитная фуражка, которая надевалась при защитной форме одежды.

Мундир был лацканного покроя из темно-зеленого сукна. При парадной форме спереди мундира пристегивался тёмный бархатный (у нижних чинов плисовый) лацкан с красными выпушками. Воротник имел скошенные передние финиши и красного выпушку по всем краям.

У офицеров обшлага и воротник были из тёмного бархата, у нижних чинов — из тёмного плиса. По верхнему краю обшлагов шла голубая выпушка. На воротнике и алых прямоугольных клапанах надеялись петлицы. Унтер-офицеры по верхнему и боковым краям обшлагов и воротника дополнительно нашивали серебряный галун.

У офицеров на клапанах и воротнике обшлагов помещалось особенное серебряное шитье в виде стилизованного крыла и широкого канта. Погоны оставались прошлого примера 1910 года. Офицерские звездочки могли быть шитыми либо накладными позолоченными.

Помимо этого, военнослужащим Офицерской батальона и воздухоплавательной школы при ней надеялись: походный защитный китель (для нижних чинов защитная суконная походная рубашка), у офицеров — сюртук, пальто и шинель, шаровары, сапоги, для нижних чинов — кавалерийский поясной ремень с мельхиоровой бляхой инженерных армий, для офицеров — портупея к офицерской морской сабле, кожаные и суконные куртки (на обшлагах офицерской тёмной суконной куртки была голубая выпушка) и светло синий суконные рубахи для нижних чинов.

По окончании начала Первой Мировой трансформации униформы армейских воздухоплавателей соответствовали неспециализированным тенденциям. Боевые действия на суше и море потребовали все больше воздухоплавателей-разведчиков. Приказом по Морскому ведомству от 15 ноября 1916 года были организованы Морские воздухоплавательные направления армейского времени при воздухоплавательной роте Морской крепости императора Петра Великого.

Офицерам, окончившим эти двухмесячные направления, предоставлялось право ношения особенного нагрудного символа. Он был близок к нагрудному символу примера 1896 года, но с морскими элементами, и воображал собой овал из серебряной якорной цепи. В крепился серебряный двуглавый орел с перекрещенными топорами под серебряным адмиралтейским якорем с золотыми крыльями (рисунок 7).

В январе-мае 1917 года военное воздухоплавание было переформировано. В следствии к августу армия имела 28 военных и 59 корпусных воздухоплавательных отрядов. Ими руководили 14 воздухоплавательных дивизионов (по одному на армию). Дивизионы подчинялись инспе

Военные нагрудные знаки СССР

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: