Цвета военного неба: крылатые тигры второй мировой

      Комментарии к записи Цвета военного неба: крылатые тигры второй мировой отключены

В первые месяцы по окончании Пёрл-Харбора сводки с фронтов в большинстве собственном были безрадостны для американской публики. Одним из немногих генераторов хороших новостей стала сражавшаяся на китайско-бирманском театре боевых действий добровольческая истребительная авиагруппа, узнаваемая под популярным заглавием «Летающие тигры».

Это формирование было создано по прямому указанию президента Рузвельта (тайная директива от 23 декабря 1940 года) специально для прикрытия крайне важной для Китая Бирманской дороги. Укомплектовали его персоналом, собранным в строевых частях авиации армии, морской пехоты и флота США, а вооружили истребителями американского производства. Вместе с тем это формирование не имело никакого отношения к американским вооружённым силам и официально считалось плодом личной инициативы компании.

1-я Американская добровольческая несколько (сокращённо AVG) была организована на бирманской авиабазе RAF в Таунгу (Toungoo) 1 августа 1941 года в составе трёх истребительных эскадрилий по три 6-самолётных флайта любая. Руководил частью советник китайского правительства по авиации отставной капитан USAAC Клэр Шеннолт, а в его подчинении пребывало 99 пилотов (33 из армии, 59 из флота и семь из корпуса морской пехоты), уволившихся с прошлого места работы. Они заключили сделку с компанией CAMCO (китайский филиал «Кёртисса») и прибыли в Рангун во время с августа по ноябрь 1941 года.

Тогда же на баланс группы были приняты 99 истребителей «Кёртисс» H-81, перекупленных китайцами из английского заказа на «Томахаук» Mk.IIB. В заводских и транспортных документах они именовались H-81A-2 (China) и H-81A-3, а сами «тигры» обозначали их легко как P-40. Конкретно в строю числилось не более полусотни автомобилей, а остальные пребывали в ремонте и резерве.

Цвета военного неба: крылатые тигры второй мировой
Самолёты 3-й эскадрильи «Летающих тигров» в полёте, май 1942 года.

Для сравнения: по состоянию на ноябрь 1941 года в четырёх истребительных группах китайских ВВС насчитывалось всего 38 исправных истребителей (15 И-16, 11 И-15бис, 10 И-153 и по одному H.75 и «Гладиатору») и ещё 20 (двенадцать И-16 и восемь И-152) в лётной школе. Так, одна лишь американская несколько превосходила по численности всю другую китайскую истребительную авиацию совместно забранную.

Но имелась одна значительная неприятность: добровольческий и негосударственный статус части привёл к её исходно низкой боевой готовности, потому, что большая часть пилотов прежде служила в разведывательной и бомбардировочной авиации, а из истребителей только 12 человек имели опыт полётов на скоростных монопланах. Исходя из этого сразу после прибытия лётчики приступили к интенсивным тренировкам, на протяжении которых в катастрофах и авариях было утрачено около дюжины автомобилей и погибло трое пилотов. Ещё 14 человек расторгли собственные договора и возвратились в Соединенных Штатах.

На 8 декабря 1941 года в группу входило 82 самолётов и 69 пилота (из них 57 исправных), ещё некое число автомобилей проходили ремонт в цехах CAMCO. Все «Хауки» несли заводскую окраску, выполненную в соответствии со стандартами RAF, но с маленькими отступлениями от установленных камуфляжных схем (шаблоны, по которым окрашивали крылья, очевидно были неточными) и применением красок компании «Дюпон», родных по оттенкам к британским зелёной Dark Green и коричневой Dark Earth. Нижние поверхности самолётов красили светло-серой краской малоизвестного артикула (предположительно, Aircraft Gray).

Опознавательные символы были китайские, гоминьдановские «солнца» на крыльях в четырёх позициях (светло синий-белые полосы на рулях направления отсутствовали). Любой самолёт взял неповторимый тактический номер на фюзеляже (1–33 для 1-й эскадрильи, 34–66 для 2-й и 67–99 для 3-й), что сперва кроме этого повторяли на носу, но позднее на большинстве самолётов данный мелкий номер закрасили.

Обозначением принадлежности к эскадрилье был цвет узкой кольцевой полосы перед хвостовым оперением (белый для 1-й, светло синий для 2-й и красный для 3-й) и фактически эмблема подразделения. В первой половине ноября 1941 года в Таунгу взяли свежий номер «Иллюстрейтед Уикли оф Индия», на обложке которого красовалась акулья пасть «Томахаука» 112-й эскадрильи RAF, и к концу месяца подобный декор взяли все истребители AVG.

Для неё кроме этого была утверждена эмблема в виде хорошего изображения панды, но её применяли достаточно редко, а на отдельных автомобилях её заменяли карикатуры, в персонажах которых китайского медведя опознать возможно только с трудом. В составе AVG Хилл одержал 11? подтверждённых побед, а также две «наземные», а позже перешёл на работу в USAAF и одержал ещё шесть воздушных побед. — Цвета армейского неба: крылатые тигры Второй мировой войны | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-krilatie-tigri-vtoroj-mirovoj_1.jpg">

P-40 (серийный номер P-8134) из состава 2-й эскадрильи AVG «Panda Bears», что в ноябре-декабре 1941 года был закреплён за флайт-фаворитом (в AVG вместо званий были должностные категории) Дэвидом Хиллом (David L. Hill). Лётчик разбил машину в аварии при взлёте по тревоге утром 9 декабря. Голубые «губы» зубастой пасти являлись отличительным показателем самолётов 2-й эскадрильи.

Для неё кроме этого была утверждена эмблема в виде хорошего изображения панды, но её применяли достаточно редко, а на отдельных автомобилях её заменяли карикатуры, в персонажах которых китайского медведя опознать возможно только с трудом. В составе AVG Хилл одержал 11? подтверждённых побед, а также две «наземные», а позже перешёл на работу в USAAF и одержал ещё шесть воздушных побед.

Сопредельное Бирме королевство Таиланд тогда относилось к числу нейтральный держав, но были сомнения, что это продлится какое количество-нибудь продолжительно, и первым боевым вылетом американских добровольцев стал разведывательный рейд тройки P-40. 10 декабря невооружённый фоторазведчик, пилотируемый Эриком Шиллингом (Erik Schilling) из 3-й эскадрильи в сопровождении пары истребителей 2-й эскадрильи, управляемых Алленом Кристманом (Allen Christman) и Эдуардом Ректором (Edward Rector) с двумя дозаправками на английских аэропортах долетел до Бангкока, найдя в том месте около сотни японских боевых самолётов, а после этого, кроме этого с двумя дозаправками, троица благополучно возвратилась на базу.

12 декабря 3-ю эскадрилью, как самая боеспособную, с двадцатью тремя P-40 перебросили на юг, на аэропорт Мингаладон (Mingaladon) под Рангуном, где уже базировались «Буффало» 67-й эскадрильи RAF, а две другие эскадрильи группы, лётчики которых ещё нуждались в тренировках, решили отвести подальше от фронта.

18 декабря 34 истребителя 1-й и 2-й эскадрилий перелетели в китайский Куньмин (Kunming), где заканчивалась Бирманская дорога, и данный аэропорт стал главной базой группы до самого финиша её существования. Таунгу стала прифронтовой базой снабжения и ремонта, и в её мастерских длились работы над 12 неисправными истребителями.

20 декабря от цепи наблюдательных постов в штаб группы пришло сообщение о приближении с юга со стороны Индокитая двухмоторных бомбардировщиков соперника — это был пробный рейд на Куньмин 10 Ki-48 из 21-го хикотая. По тревоге подняли 10 самолётов 2-й эскадрильи. Четвёрка во главе с комэском отправилась на перехват, а шестёрка осталась закрывать базу.

В один момент 16 истребителей 1-й эскадрильи перелетели на передовой аэропорт с приказом при необходимости оказать помощь перехватчикам и перекрыть японцам пути отступления.

При заходе в наступление из-за отказа электросистемы начальник остался без радиосвязи и оружия (нередкий недостаток на китайских «Томахауках») и должен был выйти из боя, а его ведомые пошли в наступление и Эдуард Ректор скоро сумел открыть боевой счёт части. Чуть позднее подоспели лётчики 1-й эскадрильи, и появлявшиеся в меньшинстве японцы обратились в бегство, побросав бомбы куда попало.

В собственном первом воздушном бою добровольцы сумели сбить четыре неприятельских самолёта, и об их удачах написали в рождественском выпуске издания «Тайм». В том месте же в первый раз было публично озвучено наименование «Летающие тигры», сразу же закрепившееся за группой.

Но Куньмин однако был тыловой базой, до которой японские бомбардировщики имели возможность дотянуться лишь без истребительного сопровождения. Месяцем позднее второй рейд, встреченный лётчиками выведенной на отдых 3-й эскадрильи, закончился совершенно верно таким же результатом, и больше аналогичных попыток японцы не предпринимали, а все главные события разворачивались на бирманском фронте.

Если судить по отсутствию победных флажков и декали с тигром, окраска относится к периоду декабря-января, но правильная датировка имеющихся фотографий малоизвестна. Эмблема эскадрильи на всех её самолётах была фактически аналогичной, различался лишь стиль Евы фигурок и исполнения Адама в яблока. Чарли Бонд имел 9? подтверждённых побед (в т. ч. 2? «наземных»).

Дик Росси в составе AVG одержал шесть воздушных побед и две групповые наземные. — Цвета армейского неба: крылатые тигры Второй мировой войны | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-krilatie-tigri-vtoroj-mirovoj_2.jpg">
P-40 (серийный номер, предположительно, P-8198) из состава 1-й эскадрильи AVG «Adam and Eves», что с ноября 1941 по апрель 1942 года был закреплён за флайт-фаворитом, позднее вице-фаворитом (замкомандиром) Чарлзом Бондом младшим (Charles R. Bond Jr.).

Не считая обладателя, на нём летали и другие лётчики, к примеру, вингмен (рядовой пилот) Джон Росси (John R. Rossi), одержавший на нём собственную первую победу. Если судить по отсутствию победных флажков и декали с тигром, окраска относится к периоду декабря-января, но правильная датировка имеющихся фотографий малоизвестна. Эмблема эскадрильи на всех её самолётах была фактически аналогичной, различался лишь стиль Евы фигурок и исполнения Адама в яблока.

Чарли Бонд имел 9? подтверждённых побед (в т. ч. 2? «наземных»). Дик Росси в составе AVG одержал шесть воздушных побед и две групповые наземные.

23 декабря японская авиация совершила первый массированный рейд на Рангун, в котором были задействованы шестьдесят Ki-21 и двадцать семь Ki-30 в сопровождении тридцати Ki-27. Навстречу им союзники подняли двенадцать P-40 3-й эскадрильи AVG и пятнадцать Буффало» 67-й эскадрильи RAF.

Отразить налёт лётчикам выяснилось не по силам, но они сумели достаточно очень сильно потрепать соперника, в особенности американцы, следовавшие тактике Шеннолта: собрать высоту, нападать с пикирования, выйти из боя, опять собрать высоту и повторить данный цикл пара раз. Всего они тогда одержали 14 подтверждённых воздушных побед, утратив три самолёта и двух лётчиков. Удачи британцев были скромнее: 7 побед при двух сбитых «Буффало».

На деле японцы утратили 11 самолётов, из которых не меньше девяти сбили «Летающие тигры».

Два дня спустя японцы совершили второй рейд силами шестидесяти пяти Ki-21 и двадцати семи Ki-30 в сопровождении тридцати двух Ki-27 и двадцати пяти Ki-43. В его отражении были задействованы двенадцать P-40 и восемнадцать «Буффало». Число фактических удач было таким же, как и в прошедший раз, но побед союзники заявили намного больше: 27 подтверждённых у AVG и 8 у RAF.

Два P-40 были сбиты огнём воздушных стрелков (лётчики спаслись на парашютах), а у британцев в битвах с истребителями эскорта погибло четверо пилотов.

Третий налёт, 28 декабря, благодаря применённой хитрости (отвлекающему рейду семёрки бомбардировщиков) отражали лишь четыре P-40 и 12 британцев, которых сразу же сковал боем японский эскорт. И не смотря на то, что в воздухе обе стороны утрат не понесли, бомбардировщики отработали, как на полигоне, без всякого противодействия.

В 3-й эскадрилье осталось всего шесть исправных самолётов, и 30 декабря её отвели на отдых в Куньмин, отправив на замену 2-ю (18 автомобилей). По окончании 15 января на фронт начали прибывать лётчики 1-й эскадрильи, и в будущем установилась практика ротации подразделений, каковые по окончании нескольких недель активных битв отводились на отдых, снова возвращаясь на фронт не раньше чем через месяц.

В феврале истребитель при сохранении всех прошлых обозначений временно передали 1-й эскадрилье, и 28 февраля он был разбит в аварии на аэропорте Магуэ Джоном Росси. Закрашенный фон пасти (в этом случае цветом нижних поверхностей, но виделись кроме этого голубые) был характерной изюминкой самолётов «ангелов» наровне с эмблемами эскадрильи, видевшейся во множестве разновидностей и, в большинстве случаев, различных на правом и левом бортах одного и того же самолёта.

Трёхцветная окраска дисков колёс также являлась показателем принадлежности к эскадрилье, но она показалась не сходу и виделась не на всех самолётах. Смит в составе AVG одержал восемь личных и три групповые воздушные победы (в сумме 8,9 побед). — Цвета армейского неба: крылатые тигры Второй мировой войны | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-krilatie-tigri-vtoroj-mirovoj_3.jpg">

P-40 (серийный номер P-8173) из состава 3-й эскадрильи AVG «Hell’s Angels», что с ноября 1941 по февраль 1942 года был закреплён за флайт-фаворитом Робертом Т. Смитом (Robert T. Smith), одержавшим на нём 4? подтверждённых и одну предположительную победу при отражении декабрьских налётов на Рангун. Окраска относится к периоду января-февраля, в то время, когда эскадрилью вывели на отдых в Куньмин.

В феврале истребитель при сохранении всех прошлых обозначений временно передали 1-й эскадрилье, и 28 февраля он был разбит в аварии на аэропорте Магуэ Джоном Росси. Закрашенный фон пасти (в этом случае цветом нижних поверхностей, но виделись кроме этого голубые) был характерной изюминкой самолётов «ангелов» наровне с эмблемами эскадрильи, видевшейся во множестве разновидностей и, в большинстве случаев, различных на правом и левом бортах одного и того же самолёта.

Трёхцветная окраска дисков колёс также являлась показателем принадлежности к эскадрилье, но она показалась не сходу и виделась не на всех самолётах. Смит в составе AVG одержал восемь личных и три групповые воздушные победы (в сумме 8,9 побед).

Боевые действия на земле развивались неблагоприятно для союзников, и 16 февраля авиабаза Мингаладон была эвакуирована. «Тиграм» тогда было нужно перебраться в Магуэ (Magwe), а с середины марта до начала апреля все операции AVG неспешно были перенесены на заводской аэропорт CAMCO в Лойвинге (Loiwing). Дальше всё стало лишь хуже: фронт совсем упал, и 30 апреля японские армии перерезали Бирманскую дорогу. На следующий сутки закончилась эвакуация AVG и CAMCO из Лойвинга, при которой было нужно стереть с лица земли 22 находящихся в ремонте самолёта — это была самая многочисленная единовременная утрата группы.

не сильный утешением стало прибытие весной 1942 года пополнений: 10 американских пилотов, ранее являвшихся инструкторами в китайской лётной школе, и трёх десятков истребителей P-40E, взявших бортовые номера начиная с 101. В мае в распоряжение лётчиков группы попали не меньше десятка P-43, официально числившихся за китайскими частями и не взявших никаких обозначений AVG, но эти самолёты не считались полноценными истребителями, страдали от недостатков и употреблялись лишь как тренировочные и разведывательные.

По окончании отступления от границы новой боевой базой группы стал Баошань (Baoshan), но скоро эскадрильи распределили по различным аэропортам для обеспечения местной ПВО: 1-я перебазировалась в Гуйлинь (Guilin, ранее Kweilin), 2-я — в Чунцин (Chongqing, ранее Chungking), 3-я — в Куньмин. Закрывавшая Гуйлинь «Ева и Адам» 13 июня совершила последний большой воздушный бой AVG. Отражая налёт Ki-48 в сопровождении Ki-27 и Ki-45, её лётчикам удалось сбить один бомбардировщик и три истребителя.

Последними удачами «тигров» стали два Ki-27 из 54-го сентая, сбитых утром 4 июля над Хэнъяном. Одну из побед тогда одержал Эдуард Ректор, которому, так, удалось не только открыть, но и закрыть боевой счёт части. В тот же сутки 1-я Американская добровольческая несколько была расформирована.

Соответствующие декали были взяты во второй половине марта и с того времени стали наноситься на борта большинства истребителей. Полный вариант эмблемы включал кроме этого огромную букву «V» (от «Victory»), из которой выпрыгивал тигр, но значительно чаще она употреблялась в таком сокращённом виде. — Цвета армейского неба: крылатые тигры Второй мировой войны | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-krilatie-tigri-vtoroj-mirovoj_4.jpg">
P-40E из состава 3-й эскадрильи AVG, Куньмин, июнь 1942 года.

Самолёт несёт стандартную американскую окраску из оливковых Olive Drab 41 верхних и боковых поверхностей при серых Neutral Grey 43 нижних. Тёмный фон пасти вошёл в моду в самом финише существования части и лишь на «Киттихауках», а крылатый тигр на фюзеляже был официальной эмблемой AVG, созданной для неё студией Уолта Диснея. Соответствующие декали были взяты во второй половине марта и с того времени стали наноситься на борта большинства истребителей.

Полный вариант эмблемы включал кроме этого огромную букву «V» (от «Victory»), из которой выпрыгивал тигр, но значительно чаще она употреблялась в таком сокращённом виде.

Согласно данным из официальных источников, за семь месяцев битв «Летающие тигры» стёрли с лица земли 230 японских самолётов в воздухе и 66 на земле, ещё 43 самолёта числились предположительно сбитыми, а 33 повреждёнными в воздушных битвах. Японскими данными подтверждается порядка 110 воздушных побед и 47 «наземных». Личные боевые утраты составили девять погибших пилотов и трёх попавших в плен, ещё семь лётчиков погибли в авиакатастрофах.

Что касается техники, то 12 самолётов было утрачено в воздушных битвах, восемь сбито зенитным огнем, 13 стёрто с лица земли японцами на аэропортах (т. е. 33 боевых утраты), 23 списаны по окончании катастроф и аварий, 22 стёрты с лица земли из-за неосуществимости эвакуации.

На момент расформирования части в ней ещё оставалось 28 «Томахауков» (18 исправных) и восемнадцать P-40E (17 исправных), каковые вместе с 10 официально не принадлежавшими группе P-43 передали в состав 23-й истребительной группы USAAF, прибывшей в Китай специально для замены добровольцев. Пятеро «тигров» дали согласие перевестись в это соединение, став в нём заместителями и командирами начальников эскадрилий, ещё 19 лётчиков дали согласие продолжить собственные договора на 15 дней, дабы уменьшить введение в строй молодых военных пилотов.

Белый тигр

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: