Авиация ладожской военной флотилии (ввс ладвф)

      Комментарии к записи Авиация ладожской военной флотилии (ввс ладвф) отключены

Авиация ладожской военной флотилии (ввс ладвф)

Авиацией флотилии назывались части и подразделения ВВС Балтфлота, выделяемые в своевременное подчинение руководству флотилии на время ведения военных действий недалеко от Ладожского озера. Административно и в вопросах тылового и техобеспечения, эти авиационные части и подразделения оставались в подчинении командующему ВВС БФ.

В истории Авиации Ладожской военной флотилии (ВВС ЛадВФ) возможно выделить два этапа. Первый этап относится к периоду советско-финской войны (30 ноября 1939 г. — 13 марта 1940 г.) Ладожская военная флотилия была создана в октябре 1939 г., незадолго до Зимней войны, из мобилизованных и судов и вооружённых кораблей гражданских ведомств, и некоего количества боевых судов БФ и Морпогранохраны НКВД. Первоначально в её состав руководством ВВС БФ была передана 41-я отдельная морская разведывательная эскадрилья, базирующаяся на гидроаэродром Новая Ладога, составом 8 летающих лодок МБР-2, под руководством капитана В.М.Баканова.

Но уже 21 декабря 1939 г. НК ВМФ "настойчиво попросил" дополнительно усилить 41-ю ОМРАЭ разведчиками МБР-2 и шестью бомбардировщиками СБ. В соответствии с приказом, 25 декабря было получено пополнение: 5-я АЭ 57-го СБАП под руководством капитана М.Н.Хроленко (6 бомбардировщиков СБ) и 5 МБР-2 из 58-й ОАЭ ВУ (имеются эти, что в состав 41-й ОМРАЭ были переданы кроме этого 6 истребителей И-15бис ВВС БФ).

Перед 41-й ОМРАЭ была поставлена задача разведки неприятельских судов в б. Сальми, Сортанлакс и на Ладожском озере, до параллели о. Валаам, и, помимо этого, подавления батарей соперника на о. Коневец. Незначительность ВВС флотилии вынудила командующего ЛадВФ принять меры по их усилению.

Боевая деятельность Авиации ЛадВФ в декабре 1939 г. носила достаточно нерешительный темперамент. Это разъяснялось, во-первых, негативными метеоусловиями, а во-вторых, слабостью самой эскадрильи.

В первоначальный сутки войны ни один из самолётов в атмосферу не поднимался, а 1 декабря состоялись первые боевые вылеты разведчиков. Два МБР-2 создавали разведку в районе б. Сальми — б. Сортанлакс — о. Валаам, а вторая пара была занята поисками судов соперника.

Со 2 по 5 декабря МБР-2 вели поиск финских судов на озере. Пара раз были увидены ТР, но нападать их самолёты не стали, поскольку соперник вёл интенсивный зенитный пламя.

6 декабря в 41-й ОМРАЭ случилось сходу два чрезвычайных происшествия:

— в 9.45 два самолёта МБР-2 вылетели на разведку по маршруту Новая Ладога — о. Мантсинсаари — о. Коневец — Новая Ладога. Один самолёт возвратился в 12.55, а со вторым произошла необычная история: при подходе к Мантсинсаари он сделал поворот на 180° и скрылся в направлении Видлицы. На собственный аэропорт МБР-2 не возвратился, будущее его малоизвестна;

— в тот же сутки над Ладожским озером истребителями военном авиации был сбит МБР-2, шедший из Новой Ладоги. Самолёт упал в 2 км севернее устья Тулоксы. Погибли капитан С.В.Белов, лейтенант П.А.младший командир и Цыплаков В.И.Гришков.

Как выяснилось позднее, происшествие имело место лишь вследствие того что штаб эскадрильи забыл дать оповещение о полёте собственных самолётов над озером, а лётчики сухопутной авиации не хорошо разбирались в типах морских самолётов. Расследование установило, что «отличился» лётчик-истребитель Головин из 72-го САП 14-й авиабригады, которая базировалась недалеко от Петрозаводска и поддерживала 8-ю армию.

С 7 по 18 декабря, из-за нелётной погоды, вылеты в 41-й ОМРАЭ практически не проводились. Только 19 декабря был совершён разведывательный полёт в районе о. Валаам — о. Мантсинсаари, по окончании чего снова наступил период вынужденного бездействия, позванного неудовлетворительными метеоусловиями.

Директива НК ВМФ от 21.12.1939 г. о помощи наступления частей 8-й армии стала причиной трансформации характера боевой деятельности Авиации ЛадВФ. В случае если раньше проводились только разведывательные полёты, то сейчас было приказано приступить к нанесению бомбовых ударов по о-вам Мантсинсаари, Ристисаари, Валаам и Коневец. Первая возможность совершить бомбардировку представилась лишь 29 декабря, в то время, когда был подвергнут бомбежке о. Коневец.

После этого, по обстоятельству нехорошей погоды, в деятельности эскадрильи снова наступил паузу.

6 января 1940 г. МБР-2 вылетали на бомбардировку о. Мантсинсаари. При возвращении с задания, в районе Видлицы один из гидросамолётов подвергся атаке пятёрки И-153 ВВС 8-й армии. Не обращая внимания на то, что мотор был выведен из строя, начальник МБР-2 сумел посадить подбитую машину в устье Олонки.

В итоге, и самолёт, и экипаж были спасены. Обстоятельство ЧП была той же, что и 6 декабря: отсутствие связи между 41-й ОМРАЭ и штабом ВВС 8-й армии. Не обращая внимания на требование начальника эскадрильи, эта сообщение так и не была установлена до конца военных действий.

8 января командующий ВВС КБФ комбриг В.В.Ермаченков решил возвратить 6 бомбардировщиков СБ и 5 МБР-2 из 41-й ОМРАЭ в состав 57-го СБАП и 58-й ОАЭ ВУ ВВС флота. Но командующий КБФ имел на данный счёт второе вывод, и упомянутые выше самолёты остались в подчинении начальника 41-й ОМРАЭ.

7 января 1940 г. 3 СБ 41-й ОМРАЭ вылетали на бомбардировку неприятельских объектов на о. Мантсинсаари и Валаам, но не смогли выполнить задания и возвратились на собственный аэропорт.

8 января пара СБ подвергла бомбовым ударам монастыри на о-вах Коневец и Валаам. На протяжении бомбардировки было увидено шесть попаданий в монастырские постройки на о. Коневец. Следующие два дня погода была нелётной.

11 января 6 МБР-2 проводили бомбардировку и разведку финских объектов на о-вах Мантсинсаари, Ристисаари и Валаам и на м. Илляниеми.

13 января летали лишь самолёты СБ (из 5-й АЭ 57-го СБАП). Основной их задачей была бомбардировка монастыря на о. Валаам, но 3 СБ, из-за нехороших метеоусловий, задания не выполнили и скинули бомбы в озеро. Один СБ в тот же сутки бомбил ЖД станцию Сор-тавала (наблюдалось прямое попадание в воинский эшелон), а второй произвёл удар по деревне у оз.

Юлляяр-ви (в деревне появился пожар). Всего за сутки СБ скинули 30 бомб ФАБ-100.

С 14 января температура окружающей среды быстро понизилась, в следствии чего, самолёты стали очень сильно обледеневать. Это исключило всякую возможность вылетов впредь до 19 января, в то время, когда погодные условия улучшились и 2 СБ отправились бомбить монастырь на о. Валаам. Согласно данным экипажей, цель была накрыта.

20, 21 и 22 января в атмосферу поднимались и СБ, и МБР-2. Главными целями для СБ стали финские ледоколы, а для МБР-2 — батарея на о. Ристисаари. Результативность этих налётов, "Наверное," была весьма низкой.

И не смотря на то, что лётчики информировали, что «повреждён ледокол» либо кроме того «потоплен ледокол и два корабля», в действительности стереть с лица земли финские суда не получалось.

С 23 по 27 января погодные условия не разрешали авиации взлететь, 28 января имели место 11 вылетов (2 СБ и 9 МБР-2), а три последующих дня кроме этого были нелётными.

С 1 по 4 февраля 41-я ОМРАЭ бомбила суда соперника в гаванях и наносила удары по о-вам Коневец и Валаам, и порту Лахденпохья. По сообщениям экипажей, был повреждён транспорт и достигнуто прямое попадание в портовые сооружения.

Следующие вылеты состоялись лишь 8 февраля, в то время, когда бомбардировке были подвергнуты порт Лахденпохья и транспорта в бухте о. Валаам. В один момент самолёты МБР-2 произвели аэрофотосъёмку.

9,10 и 11 февраля погода была нелётной, ввиду чего эскадрилья бездействовала.

С 12 февраля действия 41-й АЭ существенно активизировалась. В тот сутки 12 гидросамолётов обрабатывали финскую батарею береговой обороны на м. Пунаниеми, а 5 СБ ударили по батарее на м. Юлляпяниеми.

13 февраля 5 бомбардировщиков произвели 20 вылетов на бомбёжку батареи в Лейпяниеми. В районе размещения батареи был увиден сильный взрыв.

14 февраля 12 МБР-2 бомбардировали батарею Пунаниеми, скинув на неё 48 ФАБ-50. Цель была накрыта, а результаты сфотографированы.

С 15 по 17 февраля боевые действия не проводились. 18 февраля все усилия 41 -й АЭ были сосредоточены на крепости Тайпале — самом сильном узле обороны Тайпалеенского укреплённого сектора. На него было скинуто около 7 т авиабомб.

В районе цели было увидено до 13 прямых попаданий.

20 февраля действия авиации сосредоточились только на батарее, расположенной на м. Илляниеми.

После этого опять было затишье — с 21 по 25 февраля эскадрилья не взлетала. Но целый следующий сутки, с 11.25 до 17.45, МБР-2 методично бомбили крепость Тайпале.

По окончании двух дней нехорошей погоды, 29 февраля эскадрилья продолжила обработку укрепрайона. Четыре СБ совершили шесть вылетов на бомбардировку артиллерийской батареи соперника, расположенной в 200 м северо-восточнее Тайпале. По цели было скинуто 36 ФАБ-100, но ни одна из них не попала в орудия.

I марта 1940 г. Авиация ЛадВФ упорно бомбила укрепрайон соперника на м. Яривисиниеми. Для исполнения данной задачи было совершено рекордное количество самолётовылетов: 20 СБ и 33 МБР-2. в течении целого дня, с 9.25 до 17.58, 41-я ОМРАЭ скинула около 20 т авиабомб.

Результатом бомбардировок стало уничтожение жилых строений и сильный пожар на м.Яривисинеми.

На следующий сутки, 2 марта, усиленным бомбардировкам были подвергнуты финские батареи на о. Коневец и м. Илляниеми. Первая цель обрабатывалась в течении 22 вылетов МБР-2. Самолёты СБ (5-я АЭ 57-го СБАП) внесли свою лепту в неспециализированное дело, скинув на о. Коневец 6 т бомб.

Действительно, солидная их часть легла в стороне от батареи. Ещё 12 вылетов МБР-2 сделали на уничтожение неприятельской батареи на м. Илляниеми.

3 марта погода снова ухудшилась, что не разрешило использовать авиацию. Та же обстановка повторилась и на следующий сутки.

5 марта была предпринята попытка, которая, но, Не стала причиной хорошему результату: два СБ вылетели на бомбардировку батареи на о. Коневец, но неудовлетворительные метеоусловия недалеко от цели не разрешили выполнить бомбометание. В итоге, бомбардировщики, не сделав задания, возвратились и сели на собственный аэропорт с бомбами.

6 и 7 марта, из-за нехорошей погоды, эскадрилья была вынуждена пребывать на аэропорте.

8 марта действовала лишь 5-я АЭ 57-го СБАП, самолёты которой ударили по д. Лохийоки и батарее на м. Яривисинеми.

11 марта была совершена бомбардировка батареи на южной оконечности о. Коневец. Три СБ два раза сбрасывали бомбы на финскую 152-мм батарею. Бомбы ложились

в 100 м левее либо правее цели, прямых попаданий не наблюдалось. Не считая СБ, бомбардировочные удары по батарее на острове делали МБР-2, сделавшие 11 вылетов. Это были последние боевые вылеты Авиации ЛадВФ в данной войне.

В ноябре 1940 г. ЛадВФ была переформирована в учебный отряд, а 41-я ОМРАЭ возвращена в полное подчинение командующему ВВС БФ.

Второй этап охватывает период ВОВ — 1941-1944 гг.

Снова ЛадВФ была воссоздана по окончании начала ВОВ в последних числах Июня 1941 г. Тогдажевнеё, из состава ВВС БФ, были переданы кое-какие авиационные части и подразделения (в частности, в августе-сентябре 1941 г. в составе флотилии имелся 4-й отдельный летный отряд). Но этих сил было очевидно не хватает для ответа всего круга задач, каковые ставились перед авиацией. Особенно остро поднялась неприятность воздушного прикрытия перевозок через Ладогу по окончании установления тесной блокады Ленинграда немецко-финскими армиями в осеннюю пору 1941 г.

На основании распоряжения помощника НК ВМФ адмирала Исакова №17/пох от 19.07.1941 г., для защиты транспортных коммуникаций на Ладожском озере из самолётов и экипажей частей ВВС БФ была организована авиагруппа Ладожской военной флотилии. Её состав был выяснен следующим: 6 СБ, 6 И-15бис и 5 МБР-2. Эта авиагруппа пребывала в своевременном подчинении командующему ЛадВФ.

Но в вопросах всех снабжения и видов обеспечения она оставалась в подчинении соответствующих структур ВВС БФ.

Приказом НК ВМФ №0720 от 07.08.1941 г. авиагруппа ЛадВФ была переформирована в 131-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. На начало августа 1941 г. она имела в собственном составе 9 СБ, 9 И-15бис и 6 МБР-2.

20 октября 1941 г. 131-я ОСАЭ была расформирована. Высвободившийся персональный состав эскадрильи был направлен в г. Саранск, где, на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ, проходил переучивание на другие укомплектование и типы самолётов вторых частей.

Но это была не единственная авиационная группировка, которая из состава ВВС БФ была выделена для усиления ЛадВФ.

7 сентября 1941 г. на аэр. Новая Ладога была перебазирована из-под Ленинграда 13-я ОИАЭ ВВС БФ, которая была оперативно подчинена командующему ЛадВФ.

А, спустя девять дней, 16 сентября была организована Особая несколько морской авиации (либо Ладожская авиагруппа), включившая в свой состав часть сил 5-го, 13-го ИАП, 12-й ОИАЭ и 13-й ОИАЭ ВВС БФ. Руководство данной авиагруппой было возложено на помощника командующего ВВС БФ генерала авиации И.В.Рожкова. Для истребителей целый участок Ладожской автострады был разбит на территории.

Руководство группы, через собственного офицера связи при оперативном отделе штаба ЛадВФ, постоянно знало, где находятся караваны судов, и высылало днём на их прикрытие истребители. Ночью истребители пребывали в готовности к вылету на аэропортах.

Учитывая жизненную важность для Ленинграда ладожских коммуникаций, в феврале 1942 г. в состав авиагруппы кроме этого были включены прибывшие на Балтику из резерва командующего ВВС ВМФ 11-й и 21-й истребительные авиационные полки. Они сразу же приступили к воздушному прикрытию «Дороги Судьбы» через Ладожское озеро.

31 мая 1942 г. Ладожская авиагруппа была усилена Особенной авиагруппой резерва Ставки ВГК, которой руководил П.А.Семёнов. На её оружии имелись самолёты Пе-2. Лётчики авиагруппы вели разведку северо-западной части озера и наносили удары по районам базирования сил соперника (Кексгольм, Сортавала).

Летом 1942 г. ОАГ Ставки ВГК была преобразована. В её состав включили и Ладожскую авиагруппу (6 Пе-2,6 ДБ-3, АЭЯк-9,АЭМБР-2)’.

Воздушную разведку над Ладогой и бомбардировку германских позиций недалеко от озера в 1942-1943 гг. делали самолёты МБР-2 58-й ОАЭ ВУ (ОМРАЭ). Эта эскадрилья кроме этого пребывала в своевременном подчинении командующему ЛадВФ.

В очередной раз Ладожская авиационная несколько была воссоздана на основании приказа командующего БФ №0017 от 27.04.1943 г. В её состав вошли 11-й ИАП, на истребителях Як-7 (аэр. Новая Ладога), и 6-я ОСАЭ, на самолётах Р-10, Пе-2 и Ил-2 (аэр. Выстав).

На неё были возложены задачи прикрытия с воздуха баз флотилии в Кабоне, Новой Ладоге и Косе, и защита водной автострады от Кабоны до м. Осиновец. Авиационные части были подчинены в своевременном отношении командующему ЛадВФ, оставаясь наряду с этим в ярком подчинении командующему ВВС БФ.

По состоянию на 1 июля 1943 г., в составе авиагруппы имелось 47 боеготовых экипажей.

В первых числах Сентября 1943 г. 6-я ОСАЭ была выведена из состава Ладожской авиагруппы и перебазирована на острова Сескар и Лавенсаари в Финском заливе.

В июне 1944 г. экипажи самолётов флотилии учавствовали в наступательной операции войск СССР на Ладожском побережье.

2 июля 1944 г., за примерное исполнение заданий руководства, Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. (Орден был вручён руководству флотилии 17 сентября 1944 г. участником Армейского совета БФ адмиралом Н.К.Смирновым).

4 сентября 1944 г. Финляндия прекратила боевые действия против СССР. С этого времени Ладожское озеро снова стало внутренними водами СССР. Вследствие этого, отпала необходимость держать на озере военную флотилию.

2 октября 1944 г. флотилия была расформирована. Её морские части и персональный состав были обращены на формирование Рижского морского оборонительного района, а авиационные части и подразделения были переданы обратно в подчинение командующему ВВС БФ.

В состав авиации флотилии в разное время входили:

  • — 41-я ОМРАЭ — с декабря 1939 г. по ноябрь 1940 г.;
  • — АЭ 57-го СБАП — с декабря 1939 г. по февраль 1940 г. ив 1942 г.;
  • — звено 58-й ОАЭ ВУ — с декабря 1939 г. по февраль 1940 г.;
  • — 4-й ОАО — с июня 1941 г.;
  • — 13-я ОИАЭ — с сентября 1941 г.;
  • — 12-я ОИАЭ — с сентября 1941 г. по июнь 1942 г.;
  • — 13-й ИАП (с января 1942 г. — 4-й гв. ИАП) — с сентября 1941 г. по январь 1943 г.;
  • — 5-й ИАП (с января 1942 г. — 3-й гв. ИАП) — с сентября 1941 г.;
  • — 11-й ИАП — с февраля 1942 г. по сентябрь 1944 г.;
  • — 21-й ИАП — с февраля по ноябрь 1942 г.;
  • — 58-я ОАЭ ВУ — с сентября 1941 г. до марта 1943 г.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Под Мурманском со дна озера поднят самолёт ИЛ-2.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: