Авиация виши в северной африке. операция «торч»

      Комментарии к записи Авиация виши в северной африке. операция «торч» отключены

самый крупным конфликтом, в котором принимала участие французская авиация Виши, стала операция «Торч» – высадка американо-британских армий в Марокко и Алжире, начавшаяся 8 ноября 1942 г. К тому времени в Алжире пребывали три группы истребителей Девуатин D.520: в Мэзон-Бланш (у г. Алжир) дислоцировались GC II/3 и GC III/6, располагавшие в общем итоге 50 самолетами, а район Орана закрывала GC III/3 (бывшая GC I/3) с 26 «девуатинами», дислоцировавшаяся на аэропорте Ла Сенья. В Марокко пребывали две истребительные группы ВВС и одна истребительная флотилия морской авиации.

В частности, на аэропорте Рабат-Вилль дислоцировалась GC I/5 с 26 Н.75. Касабланку закрывала размещенная на аэропорте Казе несколько GC II/5, проходившая перевооружение с «кертиссов» на «девуатины». Кроме 20 Н.75 она успела взять и 13 D.520.

Наконец, в Порт-Лиотее размещалась морская флотилия 1F (эскадрильи 1АС и 2АС) с 27 самолетами D.520.

Авиация виши в северной африке. операция «торч»

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы CG I/2

Уже в 5:30 8 ноября на аэропорте в Рабате была заявлена боевая тревога, но команды на взлет не поступило. Самолеты GC I/5 пребывали на стоянках, в то время, когда примерно в девять часов утра над аэропортом показались девять американских F4F из эскадрильи VGF-26. «Уайлдкэты» выполнили два захода, обстреляв аэродромные сооружения и самолёты.

Два заправленных «кертисса» вспыхнули, как спички. Лишь затем пара самолетов GC I/5 поднялись в воздух, но нагнать соперника не смогли. Вечером несколько передислоцировалась на запасной аэропорт Дар-эль-Тубил.

Значительно более жаркой была ситуация в воздухе у Касабланки. Утром пара Девуатинов D.520 вылетела на разведку, найдя на подходах к побережью американское корабельное соединение и обстреляв один из эсминцев. Начиная с 7:40 несколько GC II/5 выслала пара звеньев для патрулирования воздушного пространства.

Сначала все шло довольно благополучно, и французы кроме того сумели открыть боевой счет – сержант Рене Лави сбил корабельный гидросамолет-разведчик Воут OS2U «Кингфишер» с линейного корабля «Массачусетс». К 8:45 первая смена патрулей возвратилась на аэропорт, а в атмосферу начала подниматься вторая – десять Н.75. И сейчас на французов обрушились «уайлдкэты» из эскадрильи VF-41.

Начался форменный кошмар: американские пилоты, применяя фактор внезапности, лучшую маневренность и более замечательное оружие собственных автомобилей, учинили настоящий разгром. Самолет лейтенанта Ива Фабре-Гарру был подбит на взлете, пилот был ранен, но смог посадить машину в поле. Легкой добычей стал и самолет лейтенанта Люсьена Эме – он кроме того опоздал убрать шасси, как был сбит.

Командан Жорж Трико и капитан Робер Юве смогли сбить несколько «уайлдкэтов», но и сами стали жертвами численно превосходящего соперника. Ещё один F4F сбил лейтенант Рушо, но 60 секунд спустя и француз должен был выброситься с парашютом из собственного поврежденного «Кертисса». Четвертый американский истребитель стал жертвой Андре Леграна, но и Леграну было нужно сажать собственную поврежденную машину на подвернувшуюся площадку.

Его примеру последовали ещё три пилота, а двое – аджюданы Лафо и де Монгольфье – погибли на земле, в кабинах собственных истребителей. В течение нескольких мин. несколько GC II/5 лишилась 13 «кертиссов» и пяти погибших пилотов (а также начальника группы командана Трико), ещё четверо было ранены. В дополнение ко всему, сержант Буги, пробовавший взлететь на ещё толком не освоенном «Девуатине», разбил погиб и машину сам.

Несколько не несла таких утрат кроме того на протяжении битвы за Францию в 1940 г.! Французские летчики записали на собственный счет 10 сбитых F4F (семь точных побед и три возможные), но на деле VF-41 лишилась пяти самолетов, а также одного, сбитого зенитным огнем. По окончании налета остатки GC II/5 отвели на аэропорт Сиди-Рахаль, а часть оставшихся «безлошадными» пилотов отправилась за новыми автомобилями.

Тяжело было нужно и морским авиаторам. Примерно в девять часов утра на аэропорте Порт-Лиотэй кипела работа – для удара по американским судам подготавливались восемь бомбардировщиков «Мартин» 167F из флотилии 3F и девять D.520 из флотилии 1F. Но и эта авиабаза не осталась вне внимания американцев – именно, в то время, когда самолеты шли на взлет, над ВПП показались 19 «уайлдкэтов» (12 из VGF-26 и 7 из VF-9).

Они набросились на бомбардировщики, взлетавшие первыми – в итоге, четыре «мартина» были сбиты, а ещё два, взяв повреждения, сумели совершить вынужденные посадки. Помимо этого, на земле было стёрто с лица земли три D.520. В атмосферу сумели встать шесть «девуатинов».

Лейтенант Раймон Бедар, обрисовав широкую дугу, смог вырваться из гущи боя, а, возвратившись к Порт-Лиотэю, смог зайти в хвост звену F4F, сбив одного из них. Атакованный вторыми истребителями соперника, Бедар должен был сажать поврежденную машину в поле рядом от аэропорта. Самолет лейтенанта Робера Мулинье на взлете был поврежден американскими истребителями.

Но француз смог скрыться в тучах, а после этого присоединился к лейтенанту Фоллио. Вдвоем они прошлись над пляжем, обстреляв высаживающиеся американские армии. Соперник открыл ураганный зенитный пламя, и самолет Фоллио практически испарился среди разрывов. Мулинье же смог возвратиться к Порт-Лиотэю.

На обратном пути он застал врасплох звено «уайлдкэтов» из VF-41, возвращавшееся из налета на Рабат, и сбил одного из них.

Фото истребителей ВВС Виши D.520 на аэропорте Мэзон-Бланш в Алжире

По окончании налета на Порт-Лиотэй флотилия 1F получила приказ перебазироваться на недостроенный аэропорт Сиди-Яхья. Но проливные дожди подмочили грунтовую ВПП, и из восьми вылетевших в Сиди-Яхья D.520 благополучно приземлилась только первая машина, а вторая скапотировала. Остальные самолеты, не пробуя приземлиться, возвратились в Порт-Лиотэй, что тем временем подвергся очередному налету «уайлдкэтов» из VF-41, стёрших с лица земли на земле три «девуатина». Приземлившись, пилоты чуть успели покинуть кабины собственных D.520, как над аэропортом показались семь F4F из эскадрильи VF-9 – и все шесть «девуатинов» превратились в груды обломков…

В Алжире группы GC II/3 и GC III/6 не оказали сопротивления, заявив о собственном переходе на сторону Свободной Франции. А вот у Орана французы сражались самоотверженно. Тут их соперниками были не американцы, как в Марокко, а англичане. Аэропорт Ла Сенья был в списке приоритетных целей для поддерживавшей высадку десанта палубной авиации.

В первой волне его должны были нападать восемь бомбардировщиков-торпедоносцев «Альбакор» 822-й эскадрильи с авианосца «Фюриес», шедших в сопровождении шести «Си Харрикейнов» 800-й эскадрильи с «Байтера» и шести – из 804-й эскадрильи. За пара мин. до подхода англичан с аэропорта встали 12 D.520 из GC III/3. «Си Харрикейны» не смогли воспрепятствовать «девуатинам» зайти в хвост бомбардировщикам, и французы сбили шесть «альбакоров»: по две победы пришлось на долю су-лейтенанта Блана и сержанта Пупара, а по одной – су-лейтенанта Эльмингера и сержант-шефа Леруа.

В соответствии с британским данным, один «Альбакор» был сбит зенитками, ещё три, поврежденные истребителями, совершили вынужденные посадки у цели, а их экипажи попали в плен. Остальные четыре бомбардировщика сумели возвратиться на авианосец, не смотря на то, что три из них были повреждены (в т.ч. два – не легко). Закрывавшие «альбакоры» истребители 800-й эскадрильи записали на собственный счет пять сбитых D.520, но на деле GC III/3 лишилась лишь двух таких автомобилей.

Пилотировавшие их лейтенант Фосанде и аджюдан-шеф Сен-Мари спаслись на парашютах. Последний заявил об уничтожении одного «Си Харрикейна», но единственная машина 800-й эскадрильи, потерянная в том вылете, вынужденно села на пляж из-за выработки горючего. А вот шестерке 804-й эскадрильи не повезло – на обратном пути пилоты заблудились и по окончании исчерпания горючего вынуждены были сажать собственные автомобили на воду.

Практически сразу после первой попытки аэропорт Ла Сенья нападали десять «сифайров» 807-й эскадрильи. Лейтенант-коммандер Болдуин смог наряду с этим сбить D.520 сержанта Косса. Эта победа стала первой, одержанной в воздушном бою на «сифайрах». Но самолет самого Болдуина повредил второй француз, а зенитным огнем был подбит ещё один «Сифайр», пилоту которого удалось приземлиться у вражеского аэропорта.

На протяжении штурмовки аэропорта GC III/3 лишилась нескольких самолетов, но боеготовности не потеряла. Утром 8 ноября она совершила ещё пара воздушных боев, в которых её пилоты заявили пять воздушных побед: два «Си Харрикейна» пополнили боевой счет сержанта Пупара, по одному – капитана Дюваля и су-лейтенанта Мадонна, а лейтенант Писсо претендовал на уничтожение «Сифайра».

Английские эти подтверждают утрату двух «Си Харрикейнов» из 891-й эскадрильи и одного «Сифайра» из 807-й, а ещё один «Сифайр» был поврежден. Французские утраты составили два D.520, пилотируемые сержант-шефом Леруа и сержантом Суданом.

Отбив атаку англичан, французам продолжительно скучать не было нужно – к Орану приближались 39 американских транспортных самолетов С-47, каковые должны были высадить десант посадочным методом на двух аэропортах. «Девуатины», все ещё остающиеся в воздухе по окончании боя с британцами, заставили четыре «дакоты» сесть на высохшем озере Себкра, по окончании чего обстреляли их на земле. По французским данным, было стёрто с лица земли две автомобили (обе – аджюданом Понсеном), но в соответствии с американским – только одна.

Скоро к С-47, «застрявшим» на озере, присоединилось ещё пара заблудившихся транспортников. Около 16:00, по окончании того, как поступило сообщение о захвате американцами аэропорта Тафарауи, «дакоты» снова поднялись в воздух. На подходе к Тафарауи их снова перехватили истребители из GC III/3, заставившие сесть в поле три С-47.

Наряду с этим четверо парашютистов из находящихся на их борту погибли, а 15 – были ранены.

Около 17:00 пара D.520 вылетели к аэропорту Тафаруи с приказом обстрелять садившиеся в том месте С-47. На подходе к аэропорту «девуатины» застали врасплох пара «Спитфайров» V из американской 31-й истребительной группы, штурмовавших наземные цели. Их пилоты приняли D.520 за «харрикейны», чем не преминули воспользоваться французы, с первого же захода сбившие одного «Спитфайра» (данной победы добился су-лейтенант Жорж Писсо). Обстановку спасло американское резервное звено, барражировавшее выше.

Спикировав, американцы сбили три «девуатина». Начальник GC III/3 командан Энглер и капитан Мовье погибли, а сержант Пупар сумел спастись с парашютом. Не смотря на то, что битвы в районе Орана длились до 10 ноября, несколько GC III/3, отведенная на аэропорт Фец, участия в них уже не принимала.

Тем временем, в Марокко боевые действия длились. 9 ноября, примерно в восемь часов утра, 15 «кертиссов» из GC I/5 летали на сопровождение бомбардировщиков. При возвращении они были неожиданно атакованы «уайлдкэтами» из VF-9, учинившими форменный разгром. Лейтенанты Морис Леблан и Ив Ле Кальве погибли в собственных автомобилях, ещё три пилота сумели совершить вынужденные посадки на собственных поврежденных «хоках».

Только аджюдану Жереми Бресси удалось ввязаться в маневренный бой и сбить один F4F. Данный эпизод стал единственным воздушным боем над Марокко в тот сутки – но утраты французов длились. Несколько GC II/5 была передислоцирована на аэропорт Медиуна, но и тут её «достали» вездесущие «уайлдкэты»: 13 самолетов из эскадрильи VF-9 про-штурмовали аэропорт, стёрши с лица земли на земле шесть Н.75 и пять D.520, и пять бомбардировщиков DB-7.

В тот же сутки из Франции в Марокко прибыло подкрепление – несколько GC I/2 с 24 «девуатинами», но в военных действиях никакого участия она не приняла. Будущее французских владений в Северной Африке была предопределена и пилоты отнюдь не горели жаждой рисковать судьбой в неисправимом деле противостояния численно превосходящим силам соперника.

10 ноября показатели активности проявляла только флотилия 1F, располагавшая десятком «девуатинов» (а также двумя, принятыми от GC II/5). Она послала несколько D.520 в разведывательный полет, на протяжении которого самолет лейтенанта Дю Марле был сбит зенитным огнем, а вторая машина взяла повреждения. В общем итоге на протяжении боев в Марокко флотилия утратила четыре истребителя в воздушных битвах, и 12 стёртых с лица земли и три поврежденных – на земле.

С началом операции «Торч» кардинально поменялась военная обстановка во Франции. В последних числах Ноября 1942 г. территория, подконтрольная правительству Виши, была занята германскими и итальянскими армиями. ВВС Перемирия прекратили существование – их части были расформированы, персональный состав демобилизован, а техника стала германскими и итальянскими трофеями.

Был захвачен и Тунис, но дислоцировавшаяся в том месте несколько GC II/7 (24 самолета D.520) успела перелететь в Алжир ещё до ввода германских армий.

По данным: Харук А.И. Французские истребители Второй мировой войны — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

World War II • North African Campaign // ВМВ • Североафриканская кампания

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: