Модель ракетоплана класса s4b

      Комментарии к записи Модель ракетоплана класса s4b отключены

Модель ракетоплана класса s4b

В число лучших спортсменов-ракетомоделистов России за последние три года с уверенностью вошел мастер спорта Игорь Пономарев. Два года подряд он становился победителем либо призером многих соревнований в категории парней. Был кроме того призером мирового чемпионата 2002 г. И, перейдя во взрослую категорию, Игорь сразу же заявил о себе — стал чемпионом России в классе моделей ракетопланов (S4B) и вторым призером в классе ротошютов (S9B).

Его разработки моделей постоянно содержали уникальные технические ответы. Это касалось и моделей с лентой (S6A) (см. «Моделист-конструктор» № 8’2003 г.). Конструкторская новизна свойственна его ракетопланам и ротошютам.

Предлагаемые сейчас описание и чертежи его ракетоплана класса S4B, на отечественный взор, заинтересуют многих читателей. Ракетный планер И.Пономарева выполнен по обширно распространенной сейчас так называемой «столичной» схеме со складывающимися консолями («ушками») и поворотным крылом.

Но направляться отметить три новшества, каковые имеется лишь у его модели. Это — поворот крыла для старта по часовой стрелке (у всех других спортсменов— против), размещение совокупности спасения МРД в полости (нише) пилона и уникальный упор консоли при ее возврате в планирующее положение. Но обо всем этом мало позднее, а на данный момент о самой конструкции.

Фюзеляж — конусная балка, выполненная из углепластика. Разработка ее изготовления такова.

На оправку, смазанную разделительным слоем мастики, наматывают два слоя углеткани толщиной 0,13—0,15 мм и один — стеклоткани, предварительно пропитанных полиэфирной смолой. Чтобы не было происхождения воздушных вакуумов между слоями при наматывании, «сырую» заготовку оборачивают магнитофонной лентой и помещают в сушильный шкаф. По окончании подсыхания смолы заготовку обрабатывают сперва напильником (удаляют неровности), а после этого, зажав оправку в токарный станок, вышкуривают наждачной бумагой и обрезают в размер по длине 415 мм.

В передний (носовой) финиш балки вклеивают обтекатель из липы и придают ему оживальную форму. Предварительно вовнутрь на расстоянии 130 мм от широкого края вставляют и закрепляют дюралюминиевую втулку узла крепления крыла. Хвостовую часть балки закрывают заглушкой.

Узел крепления крыла складывается из четырех подробностей: втулки, болта, шайбы и гайки. Первые три позиции выполнены из дюралюминия с высокой чистотой обработки, а шайба — из силикона.

На расстоянии 114 мм от носа к фюзеляжу сверху крепят пилон для установки крыла. Пилон выполнен из бальзовой пластинки шириной 6 мм, длиной — 58 мм и переменной толщины: в первых рядах — 5 мм, позади — 2,5 мм. Отличие в толщине снабжает нужный установочный угол крыла.

Перед приклейкой в нижней плоскости пилона делают желобок по профилю фюзеляжа (радиус — около 8 мм).

В носовую часть фюзеляжа вклеивают два крючка: один — в его обтекатель, для крепления механизма возврата крыла для полета; второй — перед пилоном, для нити фиксации крыла при взлете. Механизм возврата складывается из двух соединенных лески и отрезков резинки. Это также одно из уникальных технических ответов, предложенных конструктором.

Как раз леска разрешает избежать разрыва тяги при ее перемещении на перегибах при повороте крыла.

Пилон контейнера МРД — наборный, склеен из трех бальзовых элементов: среднего — П-образной рамки толщиной 3 мм и двух боковых «щек» толщиной 1,5 мм. Волокна древесины при склейке располагают перпендикулярно друг другу. В готовом виде в торце пилона образуется полость (ниша) размерами 25x10x3 мм, которая является контейнером для совокупности спасения МРД — тормозной ленты.

Переднюю сторону пилона легко закругляют, крепят крючок из металлической проволоки для нитки фиксации крыла при взлете и приклеивают его к носовой части фюзеляжа. Снизу к пилону крепят контейнер МРД, отформованный из трех слоев стеклоткани на оправке диаметром 10,3 мм. Передняя часть контейнера имеет вклеенный обтекатель из липы, в котором делают маленькое отверстие для нитки фиксации крыла при старте модели.

Крыло — из бальзовой пластины толщиной 3 мм, имеет двойной угол «V»; складывается из центроплана и двух консолей. Профиль — плоско-выпуклый. Центроплан — прямоугольной формы размерами 276×58 мм, консоли («ушки») — трапециевидной формы. Их протяженность по 127 мм, ширина от 58 до 46 мм, толщина на внешних финишах — 2 мм, передняя кромка легко закруглена. Шарнирное соединение «ушек» с центропланом осуществляется при помощи нейлоновых полос шириной 10 мм, наклеенных снизу.

Угол «V» (около 13°) достигается обработкой торцевых центроплана и поверхностей консолей.

В «ушки» на расстояние 17 мм от корневой кромки (пинии стыка с центропланом), крепят крючки для резинок возврата. А на протяжении продольной оси наклеивают упор — пластинку из целлулоида шириной 4 мм и длиной 12 мм, которая мало (на 4 мм) ратует за край консоли. Данный выступ разрешает избежать «мертвой» территории работы резинки при возврате «ушка» для планирования. Кстати, это также одна из «фишек» в данной конструкции.

В середине центроплана снизу приклеена пластинка из стеклотекстолита шириной 6 мм и толщиной 0,3 мм, и сделано отверстие диаметром 2 мм, усиленное сверху накладкой из целлулоида.

Пластинка помогает для уменьшения трения при повороте центроплана, а необходимое положение крыла при планировании снабжает стопор (ограничитель) из металлической проволоки диаметром 0,5 мм, закрепленный на нижней плоскости на расстоянии 5 мм от передней кромки. К стопору так же привязывают отрезок лески тяги возврата крыла. В левую часть центроплана на расстояние 6 мм от края вклеивают крючок для нитки фиксирования крыла при взлете.

Хвостовое оперение: стабилизатор и киль изготовлены из бальзового шпона толщиной 1 мм. Передние кромки их легко закруглены по краям. По окончании вырезания по форме в плане их поверхности обрабатывают, покрывают лаком и клеят к хвостовой балке фюзеляжа на эпоксидной смоле. Масса модели — около 15 г. Для старта ее приходится мало загружать.

Подготовка модели к запуску. Сначала ставят крыло на фюзеляж, предварительно натерев соприкасаемые поверхности пилона и крыла графитом (грифелем от карандаша). После этого вставляют винт крепления и завинчивают гайку.

Затем ставят все поворота (возврата и резинки консолей крыла) и регулируют модель на планирование. Добившись устойчивого планирующего полета, переходят к старту ракетного планера на двигателе. Для этого складывают «ушки» вниз и поворачивают крыло на 90° по часовой стрелке (кстати, это лишь у моделей И.Пономарева) и в этом положении фиксируют ниткой, проходящей через крючок на левой части центроплана, крючок на пилоне и отверстие в контейнере МРД.

Нить крепления тормозной ленты предварительно привязывают к двигателю и ставят его в контейнер. Тормозную ленту укладывают «гармошкой» и вставляют в полость (нишу) пилона. Стартует ракетоплан с пусковой установки типа «Пистон». В полете, по окончании срабатывания вышибного заряда, пережигается фиксирующая нитка.

Освободившаяся резинка механизма возврата разворачивает крыло в положение для планирования и практически в один момент отклоняются вверх и консоли. Модель летит как простой планер. И в данный же момент происходит отстрел МРД с тормозной лентой.

Остается лишь зафиксировать итог.

Радиоуправляемая подводная лодка

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: