Авиация первой мировой войны: эволюция истребителя

      Комментарии к записи Авиация первой мировой войны: эволюция истребителя отключены

Сто лет назад, летом 1914 г. началась Первая мировая, либо, как её именовали раньше – Великая война. Эта война дала невиданный импульс техническому формированию бронетехники, а также новому виду оружия — авиации. (К слову, русская авиация незадолго до войны по численности представляла собой самую внушительную силу по штатной численности авиапарка в начале военных действий).

Применение авиации началось практически в первые семь дней Великой войны. Хрупкие «этажерки», употреблялись сначала для разведки, появляясь над позициями, колоннами армий соперника, время от времени кроме того сбрасывали бомбы. Но, ущерб от таких действий аэропланов до тех пор пока был минимальным – развиваться средства бомбометания стали чуть позднее. устрашения и Фактор внезапности, в особенности для кавалерийских частей соперника, был значительно весомее.

Однако, наровне с активными разведывательными полетами встал вопрос противодействия аэропланам соперника, и ответить на него без убедительного оружия самолетов было нереально: применение смелого тарана либо личного оружия лётчиками и пилотами-наблюдателями не могли кардинально решить задачу вооруженного противостояния в воздухе.

Необходимо подчеркнуть, что первые попытки оснащения самолетов оружием – пулеметами — проводились ещё до Первой мировой: на двухместных бипланах с толкающими винтами устанавливали пулеметы в кабине, без опасности задеть винт, что размешался сзади пилота. Но такие аэропланы с толкающим винтом (в противном случае именуемые «пушеры» — от британского push) владели низкими маневренными чертями, что не разрешало действенно применять их в качестве истребителей. Справедливости для, подобные конструкции в начальном периоде употреблялись авиаконструкторами английских самолетостроителей «Vickers», Airco и RAF (Royal Aircraft Factory) а также экзотические схемы самолетов SPAD.

Авиация первой мировой войны: эволюция истребителя

«Альбатрос» Д-3 из состава ВВС Австро-Венгерской империи и французский Ньюпор-23.

Другой путь, по которому отправилась конструкторская идея – установка пулеметов на одноместные аэропланы с тянущим винтом (в противном случае именовались «трактор» — от британского tractor). Сначала пулемет располагали над кабиной, или под углом – дабы не отстрелить лопасти собственного винта, после этого изобретатели пробовали устанавливать отсекатели «пуль и разнообразные отклонители» на лопастях винта, но достаточно скоро инженеры нескольких государств придумали «синхронизаторы стрельбы через винт» — устройства, блокирующие возможность стрельбы в момент появления лопасти перед стволом пулемета.

Первым германским инженером, создавшим синхронизатор стал Генрих Люббе, трудившийся на предприятии Фоккера, а союзники по Антанте пользовались устройствами румына Георга Константинеско и позднее результатами русского изобретения – синхронизатором Дыбовского1. Материалы по авиационному оружию русских самолетов Великой войны смотрите в более подробной статье по ссылке.

В итоге напряженной деятельности фронтовых авиаторов и инженеров была организована концепция самолёта-истребителя: одноместный аэроплан, с тянущим винтом, вооруженный несколькими пулеметами, стреляющими через винт.

Германский истребитель Первой Мировой «Альбатрос».

Сопвич Триплан

Конструкторы различных государств неустанно пробовали умелым методом отыскать аэродинамическую схему самолета, самая подходящую для целей истребительной авиации. Первые истребители – монопланы Фоккер Е1 скоро были заменены бипланами а также полуторапланами (самолеты, у которых площадь нижнего крыла намного меньше, чем верхнего – самый характерный представитель полуторапланов – самолеты Сопвич), каковые сходных с монопланами мощностью и массой мотора, владели большей манёвренностью и меньшими размерами. Германские бипланы Albatros D-3 и D-5 (каноническое обозначение: Albatros D.III и Albatros D.V), Фоккер D-7 наровне со французскими Ньюпорами и SPAD S-7, S-13 и британскими Sopwith «Pup», Sopwith «Camel» и «Snipe» стали самые массовыми истребителями Первой Мировой.

Авиаконструкторы самолётов пошли еще дальше и явили миру серийные фронтовые трипланы2: германский Fokker Dr.1 и британский Sopwith Triplane.

Бипланная аэродинамическая схема прочно захватила лидерство и удерживала его ещё 20 лет — впредь до известных монопланов — истребителей Второй мировой. Кроме того германские «парасоль» Фоккер D-7 и первый в мире всецело железный низкоплан Юнкерс D-1 не смогли поколебать массовое производство истребителей-бипланов. Данный факт характерен а также для русской авиации Первой мировой.

Не считая армейской истребительной авиации, отдельную ветвь авиаконструкторской мысли воображал собой обособленный класс гидросамолётов-истребителей, каковые со своей стороны, возможно поделить на две группы:

  • Поплавковые гидросамолеты, обычно созданные на базе сухопутных истребителей (к примеру, Albatros W4 либо SPAD S.XIV);
  • Летающие лодки (русские Григорович М-11, итальянские Caproni и австро-венгерские Lohner);

(К слову, о разнообразных совокупностях оружия русской морской авиации — просматривайте в данной статье.)

Необходимо подчеркнуть, что развитие самолётостроения и авиации ознаменовало собой «войну моторов» — самые выдающиеся и массовые (в серийном производстве) конструкции самолётов были созданы в государствах с развитым производством двигателей – Франции, Германии и Великобритании. Остальные страны в виду отсталости моторостроительной индустрии на фоне военных действий таки не смогли производить сколь-нибудь заметное количество аэропланов уникальной конструкции.

В качестве силовых установок на истребителях сначала всецело господствовали ротативные моторы воздушного охлаждения французских компаний «Рон» и «Гном», и их лицензионные копии, выпускавшиеся в других государствах, а также в Российской Федерации. Характерной чертой ротативного двигателя было то, что при работе коленвал оставался неподвижным, а вращался звездообразный блок цилиндров.

Ротативные моторы сочетали высокую удельную мощность с низкой надежностью: рабочий ресурс их не превышал 500 часов, а межремонтный период составляя всего 50 часов! К тому же ротативная схема имела ограниченные резервы для повышения мощности: большая часть таких моторов развивали мощность в пределах 80—130 л.с, и только показавшийся в конце войны английский двигатель «Бентли» BR.2 выдавал рекордные для ротативных моторов 230 лошадиных сил.

Sopwith Camel

Иначе, ротативные моторы в Германии широкого распространения не взяли — они много потребляли касторовое масло, от поставок которого Германия была отрезанной В первую очередь войны. Германские и австро-венгерские конструкторы истребителей отдавали предпочтение моторам «автомобильного типа» — рядным, шестицилиндровым и с жидкостным охлаждением.

Они были существенно тяжелее ротативных, но надежнее и замечательнее: германские «Мерседесы» и BMW, австрийские «Аустро-Даймлер» и «Хиро» развивали мощность 160 л.с. и выше. Борьбу им смогли составить только восьмицилиндровые V-образные двигатели жидкостного охлаждения компании «Испано-Сюиза», созданные под управлением Марка Биркигта (Marc Birkigt). Первые их модификации развивали мощность 140 л.с, но к 1917 г. данный параметр удалось довести до 180—200 л.с.

Кроме Франции такие двигатели массово производились в Англии, Италии, США.

Оружие истребителей Первой Мировой первоначально было достаточно однообразным. В нем господствовали пулеметы, производные от совокупности Хайрема Максима: в первую очередь, английские «Виккерсы» калибра 7,7 мм (использовавшиеся кроме этого во Италии и Франции) и германские «Шпандау» LMG 08/15 (7,92-мм). Австро-венгерские истребители были вооружены 8-мм пулеметами «Шварцлозе».

До распространения синхронизаторов достаточно популярными были легкие ручные пулеметы с магазинами — «Льюисы». Необходимо подчеркнуть, что производились с разной степенью успеха, и попытки вооружить аэропланы пушками. Но только два самолета компании SPAD (сухопутная S.XII и поплавковая S.XIV) взяли 37-мм полуавтоматическую пушку, стрелявшую через винт.

Для уничтожения летательных средств соперниками употреблялись и достаточно экзотические виды оружия — к примеру, противоаэростатные ракеты совокупности Ле Приера, взрывающиеся стрелы Рэнкина либо «кошки» на тросе для аэростатов оболочек и вспарывания дирижаблей.

Совокупность обозначения модификаций истребителей Первой Мировой

Германский истребитель Фоккер D-7

Отдельного упоминания заслуживает совокупность обозначения самолетов-истребителей. самая стройной она была в Германии и Австро-Венгерской империи (по сути перенявшей германскую совокупность). Кроме заглавия (сокращения или торговой марки) компании она включала букву, означавшую класс самолета и римскую цифру — порядковый номер модификации.

Для истребителей использовались латинские литеры Е (одноместный вооруженный моноплан — eindekker), D (одноместный вооруженный биплан — doppeldekker) или Dr (триплан — dreidekker). Действительно, эта совокупность действовала лишь для военных самолетов, флотские гидросамолеты сохраняли фирменные обозначения.

Фирменные заглавия несли и истребители в авиации других государств. Некое подобие порядка пробовали внести только французы, включив в индекс обозначение класса автомобили (буква, реже две, указанные по окончании фирменного номера модели) и численность экипажа (цифра по окончании буквы). Для истребителей предусмотрели букву С (от Chasseur — «охотник»). К примеру, «Ньюпор» XVII во французской военной авиации обозначался Nie.17C1.

А в Англии кое-какие истребители по большому счету приобретали прозвища, позднее становившиеся фактически официальными заглавиями, к примеру, «Pup» («Щенок») либо «Camel» («Верблюд»).

Истребительные авиачасти

Первый железный истребитель Junkers D.I

В организационном отношении в большинстве стран-ветеранов истребители сначала сводились в подразделения, насчитывавшие 6-12 самолетов:

  • корпусные а позднее особые истребительные отряды в Российской Федерации и Германии (Staffel),
  • авиароты в Австро-Венгерской империи (Fliegerkompanie),
  • эскадрильи во Франции, Бельгии (Escadrille), Италии (Squadrigla).

На этом фоне пара отличаются  британские эскадрильи (Squadron), в которых должно было числиться 18 самолетов (три звена по шесть автомобилей), а в феврале 1918 г. для истребительных эскадрилий штатная численность была доведена до 24 аэропланов. Неспешно возрастал штат истребительных частей и в других государствах.

Необходимость наращивания численности истребительной авиации стала причиной появлению более больших соединений, включавших пара отрядов/эскадрилий, — эскадр (Geschwader) в Германии либо боевых авиагрупп во Франции, Италии, России (БАГ — боевая авиагруппа).

Фактически во всех больших странах-участниках Первой Мировой военная авиация подразделялась на два «крыла» — сухопутное, находящееся в ведении армейского министерства, и морское, подчиняющееся морскому ведомству. Морская авиация, кроме истребителей-гидропланов, имела возможность иметь в собственном составе и части истребителей берегового базирования. А 1 апреля 1918 г. в Англии были образованы Королевские ВВС (Royal Air Force — RAF), объединившие в собственном составе как военного авиацию (Royal Flying Corps — RFC), так и морскую (Royal Navy Air Service — RNAS).

Истребитель биплан ВВС Франции SPAD S.XIII

Примечания:

  1. Англия устанавливала синхронизаторы Скарффа-Дыбовского на хорошую половину собственных истребителей второго периода войны [?]
  2. Виделись умелые конструкции аэропланов, имевшие и большее количество крыльев – пять а также семь!!! [?]

История авиации Первой мировой войны

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: