Алексей маресьев: жизнь и война настоящего человека

      Комментарии к записи Алексей маресьев: жизнь и война настоящего человека отключены

Сто лет назад, 20 мая 1916 года, появился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а в первую очередь в высоких морально-стремлении и волевых качествах по окончании тяжёлой аварии возвратиться в атмосферу, вопреки всему.

Маресьев появился в приволжском городе Камышине. В то время, когда мальчику чуть исполнилось три года, погиб его папа, и мать осталась одна с тремя детьми. По окончании окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе делается токарем по металлу. В первой половине 30-ых годов XX века парня направляют на постройку далёкого Комсомольска-на-Амуре.

Не обращая внимания на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, по окончании работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом — и побеждает заболевании.

Алексей маресьев: жизнь и война настоящего человека
Алексей Маресьев. 3 последовательность 4 справа
http://voel.ru/

Во второй половине 30-ых годов XX века Маресьева призывают в армию. Сперва он проходит службу в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а после этого направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и становится младшим лейтенантом.

Война

По наградным документам, Маресьев начал войну 28 июня (по другим сведеньям — 7 августа) 1941 года — на Юго-Западном фронте, защищая Кривой Рог. Первый боевой вылет лётчик выполнил 23 августа. Маресьев, вести войну под руководством капитана Николая Ивановича Баранова на И-16, заслужил первые признательности в донесениях. После этого он с конца марта 1942 года сражался на Северо-Западном фронте, в 580-м истребительном авиаполку, уже на Як-1.

В феврале 1942 года войска Северо-Западного и Калининского фронтов закрыли «Демянский котёл». Германская авиация принялась деятельно снабжать окружённых по воздуху, а советские лётчики приложив все возможные усилия старались этому помешать. На начальника звена Алексея Маресьева записано три сбитых транспортных самолёта Ju 52 — первый был стёрт с лица земли 1 апреля, ещё два — 5 апреля 1942 года (так в документах — Маресьев был сбит 4 апреля, но в перечнях пропавших без вести значится 5 апреля).

Возможно, этот бой обрисован Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:

«Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того, дабы строго стеречь воздушное пространство над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Кинув машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от почвы тяжелый и медлительный «ломовик», с наслаждением огрел несколькими долгими очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он кроме того не наблюдал, как неприятель ткнется в почву.

На другой стороне аэропорта сорвался в атмосферу еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Нападал — и неудачно. Его огневые автострады скользнули поверх медлительно набиравшей высоту автомобили.

Он сильно развернулся, нападал еще раз, опять промазал, снова настиг собственную жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище пара долгих очередей из всего бортового оружия. Положив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем нескончаемого леса встал тёмный столб, Алексей развернул было самолет обратно к германскому аэропорту».

Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к большой точности в военных репортажах — и тут также не поменял себе. не меньше характерно для Полевого, что побеждённый воздушный бой описывается без мельчайшего пафоса, а также может оцениваться как неточность (пилот останется без снарядов, и его собьют).

Чего стоило с отмороженными ногами, практически без еды, восемнадцать дней по глухому лесу брести, ковылять, ползти до собственных — знает лишь сам Маресьев. Наконец, его подбирают обитатели сожжённой деревни Плав.

В книге упоминается начальник эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:

«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он спит и во сне видит это широкое, скуластое, неотёсанное, совершенно верно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком доброе угловатое лицо приятеля с багряным шрамом на лбу, со яркими глазами, опушенными такими же яркими и бесцветными, свиными — как говорили недруги Андрея — ресницами. Голубые глаза с удивлением всматривались в дымный полумрак».

Андрей Николаевич Дехтяренко служил в Красную армию с 1931 года, во второй половине 30-ых годов двадцатого века сражался на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко руководил 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 — из них два на земле. Первый из этих вылетов случился 1 апреля 1942 года.

В районе аэропорта Истошино под Демянском Дехтяренко первым увидел группу из 18 Ju 52, нападал и стёр с лица земли три самолёта. За данный бой Дехтяренко взял ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он стёр с лица земли ещё два самолёта на земле.

Андрей Дехтяренко
http://soviet-aces-1936–53.ru/

8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэропорта встретила около 30 Ju 52. По результатам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре — начальником группы. Звено всецело израсходовало боекомплект, в баках по окончании посадки оставалось практически по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Храбреца СССР.

8 мая очередями и реактивными снарядами собственного Як-1 Дехтяренко стёр с лица земли бомбардировщик He 111, а после этого истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз входя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных битвах 31 германский самолёт и ещё 10 стёрла с лица земли на земле.

Как раз Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 — как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не возвратился с боевого задания…

Лётчик без ног

Неописуемыми упрочнениями Маресьев по окончании ампутации обеих ног обучился не только ходить на протезах, вместе с тем бегать а также танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев возвратился в истребители, дабы рассчитаться с немцами.

По окончании тренировок и лечения Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под руководством Храбреца СССР Николая Павловича Иванова: «Сам умелый ас, он по звукам, мчащимся в эфире, осознал, что бой идёт жаркий, что соперник силён и упорен и не желает уступать небо». За битвы по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Возможно заявить, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.

Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, руководил Александр Михайлович Числов (в книге — Чеслов). Он сражался только грамотно, с самого начала и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, наряду с этим ни разу не был ранен. Двукратно|трехкратно|четырехкратно|пятикратно|шестикратно награждён орденом Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени.

23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до собственного аэропорта и сесть.

Числов и Маресьев
http://soviet-aces-1936–53.ru/

С 10 июля 1943 года Маресьев опять вести войну. Его продолжительно берегли, давая только закрывать аэропорт. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой.

По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я обучился у Александра, как нужно драться… На земле Александр сообщил мне — с тобой в паре не пропадешь». Числов позднее вспоминал: «Тяжело было… Но для меня, к примеру, основное то, что я подготовил лётчика, что летал без ног».

В битвах над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три германских самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был начальник соседнего авиаполка) — и это также отражено Полевым. В той схватке Маресьев стёр с лица земли два истребителя:

«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:

— Ну благодарю, лейтенант ! Классный удар, ценю, спас меня. Да. Я до самой почвы его проводил и видел, как он ткнулся… Водку выпиваешь? Приезжай на мой КП, за мной литр.

Ну благодарю, жму пять. Действуй».

Три сбитых Маресьевым автомобили подтверждались экипажами вторых самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя СССР было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Определив о битвах гвардейского полка, что за девять дней сбил 47 самолётов, утратив только пять собственных и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его размещение.

Алексей Маресьев у самолета
http://www.airaces.narod.ru/

«Начальник штаба, совсем охрипший, с красными, как у зайца, от бессонницы глазами, сначала было огрызнулся, а позже, разглядев мои погоны, спохватился, сказал какие-то скомканные извинения и заявил:

— Вот возвратится из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний сутки сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке».

Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.

«Девятка» села, подрулила к собственному капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого юношу, что с какой-то особенной медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых соперника».

Позднее, по окончании ужина, Маресьев пригласил обозревателя переночевать в его землянке — сосед истребителя не возвратился с боевого задания.

«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на целый лес. Он возвратился радостный, свежий с каплями воды на волосах и бровях, опустил фитиль в лампе и начал раздеваться. Что-то не легко грохнуло об пол.

Я посмотрел назад и заметил такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу собственные ноги. Калека летчик! Летчик-истребитель!

Летчик, лишь сейчас совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совсем немыслимым.

Но ноги его, правильнее говоря, протезы, умело обутые в ботинки армейского примера, валялись на полу. Нижние финиши их торчали из-под койки и были похожи на ноги скрывающегося в том месте человека. Должно быть, взор у меня в эту 60 секунд был весьма озадаченный, поскольку хозяин, взглянуть на меня, задал вопрос с умной, довольной ухмылкой:

Неужто вы раньше не увидели?

Кроме того в голову не пришло.

Вот прекрасно! Вот благодарю! Удивляюсь лишь, как вам ни кто не поведал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей.

Как это они нового человека, к тому же из «Правды», прозевали и не похвастались таковой диковинкой? Это вследствие того что сейчас вымотались все так…»

В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев продемонстрировал ему истёртую вырезку из ветхого издания о лётчике, что без ступни сражался на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (калекой лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) также вошёл в книгу, а позднее — и фильм. Быть может, Маресьев просматривал статью о Юрии Гильшере, кроме этого утратившем ногу, летавшем и летом 1917 года погибшем в сражении.

По всей видимости, о английском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, утратившем ноги до войны и в тот момент пребывавшем в германском плену, Полевой знать просто не мог.

Со страницы издания смотрело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с мелкими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо
http://airaces.narod.ru/

Полевому не дали опубликовать очерк о калеке лётчике срочно, дабы не кормить вражескую пропаганду. Возвратиться к истории Маресьева Полевой смог лишь по окончании войны, в то время, когда очень многое уже было потеряно. Не удалось кроме того разыскать собеседника: «Не имея тут возможности строго придерживаться фактов, я легко поменял фамилию храбреца и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на тяжёлом пути его подвига. Пускай не обидятся они на меня, в случае если определят себя в этом повествовании».

Пример писателя военного и честности журналиста!

Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два — в Прибалтике).

По окончании войны

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а во второй половине 40-ых годов XX века — одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

По ежедневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией поднимается на стул, а позже спрыгивает с него, не придумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече весьма волновались. Наконец, Маресьев задал вопрос: «Вас, возможно, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…» — «на данный момент сообщит «район тёмного леса», — поразмыслил Кадочников. «…преодолеть врачебную рабочую группу и доказать, что я физически здоровый человек», — закончил Маресьев.

И, «мягко и вольно» поднявшись на стул, поведал, как прошёл её.

В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:

«Кадочников лежит. Он ощущает на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется быстро встать, но огромным упрочнением воли он сдерживается и лежит без движений, как мёртвый.

Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то весьма вкусным; медведица превосходно знает, как ей поступить, для получения лакомого кусочка. Так как неоднократно Кадочников специально прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как нужно добывать.

Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, добывает запрятанный кусочек и отходит. Отходит она вследствие того что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям кидается к сахару.

Съёмка окончена».

Режиссёр Столпер не выдерживал ни мельчайшей фальши. Он продолжительно не имел возможности добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. По окончании продолжительных проб Кадочников насыпал сосновых шишек в надел и унты их на босу ногу.

Под конец съёмок не выдержал кроме того Маресьев, сообщив: «Я так как полз в течение восемнадцати дней и практически всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает тут в лесу уже более трёх месяцев».

Маресьев на съемках фильма. РГАКФД

По окончании войны Маресьев женился, десятки лет трудился в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимний период бегал на коньках и лыжах. в один раз он был в составе советской делегации в Соединенных Штатах. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут герой и автор книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, взятым по окончании контузии в Сталинграде, неудобно боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю.

В итоге некое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева — как Полевого. И лишь при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо на протяжении торжественного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…

литература и Источники:

  1. Материалы сайта http://podvignaroda.mil.ru
  2. Материалы сайта https://pamyat-naroda.ru
  3. Материалы сайта http://www.airaces.narod.ru
  4. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Москва: Яуза-пресс, 2014
  5. Брикхилл Пол. Калека ас. — М.: АСТ, 2003
  6. Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941–1945 гг. / Под ред. А. Б. Васильева. — М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2007.
  7. Полевой Борис. Эти четыре года. Из записок армейского обозревателя. Том I — М., Молодая гвардия, 1978

Повесть о настоящем человеке ( мультфильм )

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции

    Кертис Хок H.75C1 из группы CG II/5 «Необычная», «сидячая» война – такое наименование взяли боевые действия на Западном фронте во время от объявления…

  • Ночной таран виктора талалихина

    Виктор Талалихин появился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. отец и Мать будущего храбреца были крестьянами. Виктор закончил 7…

  • Тяжелый ночной истребитель пе-2 «гнейс».

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1942 г. в один раз, замечая за боевой работой наземной РЛС РУС-2 «Редут» под Ленинградом во время…

  • Человек на крыльях

    Аркадий Загурский, обозреватель русского армейского обозрения «Новое время», несмотря на собственную непростительную юность, ощущал себя в полной мере…

  • Ценой собственной жизни…

    Перед тем как приступить к описанию событий, случившихся 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 г., нужно предпринять маленький экскурс в историю….

  • Сапер на войне в особой цене

    Минные поля неприятеля были уравнением со многими малоизвестными Орден Александра Невского считался самым младшим знаком в последовательности советских…