За четверть века до «корсаров» и «зеро»

      Комментарии к записи За четверть века до «корсаров» и «зеро» отключены

Вечером 18 августа 1917 года из шотландского порта Росайт вышла в море 1-я легкая крейсерская эскадра коммодора Уолтера Коуэна (держал флаг на «Каледоне») с задачей проведения минных постановок в Северном море в ночь на 20 августа. Попутно в боевых условиях надлежало проверить совокупность авиационного оружия легкого крейсера «Ярмут».

36-футовую взлетную платформу смонтировали на нем в июне. 28 июня с неё в первый раз стартовал «Шипс Пап» (корабельная версия истребителя «Сопвич Пап»), а сейчас дело дошло и до войсковых опробований. По непонятной причине их проведение поручили не одному из умелых «палубных» пилотов, а флайт-суб-лейтенанту Бернарду А. Смарту, не выполнившему до тех пор пока ни одного корабельного старта.

За четверть века до «корсаров» и «зеро»
Флайт-суб-лейтенант Бернард А. Смарт
(Dick Cronin, «Royal Navy Shipboard Aircraft Developments 1912-1931», Air Britain, 1990)

При успеха опыта Адмиралтейство планировало «осамолётить» по одному кораблю в эскадрах: «Каледон» в 1-й, «Дублин» во 2-й, «Ярмут» в 3-й и «Кассандру» в 6-й, а в будущем распространить эту практику и на другие крейсера, надежно защитив флот от воздушной разведки соперника.

С главной задачей эскадра справилась еще засветло, после этого отошла ближе к своим берегам и утро и всю ночь следующего дня крейсировала поперек известного маршрута пролета вражеских цеппелинов.

Очевидно, ночью никакой работы не ожидалось, исходя из этого Смарт отправился дремать. В 02:30 его разбудили, и к восходу солнца он уже был у собственного истребителя, лично убедившись, что пулемёт и двигатель в порядке. Завершив диагностику, пилот поднялся на мостик, но в 04:30 капитан послал его в каюту. Ровно через полчаса летчика позвали наверх: один из эсминцев рассказал об усилении германских радиопереговоров, а позже нашёл поплавковый гидросамолет.

Германский экипаж также опознал соперника и рассказал о нем на базу, а в то время, когда пара зенитных снарядов разорвалось прямо у него по курсу, с эмоцией выполненного долга покинул это негостеприимное место.

Легкий крейсер «Ярмут» с «Шипс Папом» на взлетной платформе
(Dick Cronin, «Royal Navy Shipboard Aircraft Developments 1912-1931», Air Britain, 1990)

По окончании ухода соперника Смарта снова загнали под палубу, но снова ненадолго: в 05:30 сигнальщики «Ярмута» увидели приближение цеппелина. Это был L.23 под руководством обер-лейтенанта Бернхарда Динтера, вылетевший на патрулирование с базы в Тондерне в 03:50. В 05:40 его радист «отстучал» об обнаружении четырех эсминцев и типа «лёгких» крейсеров 15 Аврора в 30 милях западнее Боубьерга (датский маяк в северной части Ютландии).

"Наверное," в тот момент британцы шли курсом на юг. Дирижабль же направлялся на юго-восток и, увидев суда, развернул в их направлении, выйдя в итоге на параллельный курс на удалении 7-8 миль от кильватерной колонны крейсеров.

Тем временем летчик возвратился к самолету, приказав убрать все верёвки, удерживающие машину на начальной позиции, не считая «quick release strop». светло синий-бело-красные цвета опознавательных знаков внезапно показались ему через чур броскими, исходя из этого он отдал приказ безотлагательно «приглушить» их слоем серой краски, чтобы расширить собственные шансы остаться незамеченным с борта дирижабля.

28 июня 1917 г., первый взлет самолета с «Ярмута». Прекрасно видна стандартная «палубная» пулеметная установка
(Dick Cronin, «Royal Navy Shipboard Aircraft Developments 1912-1931», Air Britain, 1990)

Осознав, что немцы не планируют подлетать ближе, руководивший крейсером капитан Грейс запросил у Коуэна разрешение на запуск самолета. «Добро» было получено, и «Ярмут» перестал работать и развернулся против ветра. Смарт положил в карман костюма фляжку с бренди, надел сперва один спасательный жилет, позже поверх него второй (безопасности не бывает через чур много!), занял место в кабине и завел мотор. Но ветер был не хватает сильным для надёжного старта, исходя из этого было нужно передать на мостик просьбу расширить скорость корабля.

В 06:40 истребитель стартовал. Дирижабль в тот момент был на дистанции 10-15 миль в направлении на зюйд-зюйд-вест на высоте 6000 футов. Летчик сходу начал комплект высоты с устоявшейся скоростью 55 узлов, стараясь держать соперника в поле зрения.

Немцы увидели угрожающую им опасность, развернулись прочь от судов и в 07:00 радировали на базу, что их преследуют.

Забравшись на 9000 футов, Смарт перевел самолет в пологое понижение и направился прямо к цеппелину. Превышение сократилось с 3000 до 2000 футов, в один момент скорость возросла до 100 узлов. В то время, когда высота уменьшилась до 7000 футов (превышение 1500), летчик занял положение строго сзади-сверху так, дабы сектора обстрела пулеметчиков в гондолах были перекрыты корпусом самого дирижабля (были еще верхние стрелковые точки, но про них Смарт в тот момент попросту забыл).

«Цеппелин» L.23
(Douglas H. Robinson, «The Zeppelin in Combat», Schiffer, 2004)

На пикировании под углом около 45 градусов стрелка замерла на отметке 130 узлов. Увидев сверху дирижабля стрелковую точку с пулеметом, британец начал бросать собственный самолет из стороны в сторону, чтобы не быть «сидячей уткой» в прицеле, и это ему удалось: «как ему было известно» (осмотреть самолет по окончании боя он по понятным обстоятельствам, о чем ниже, не смог, исходя из этого применял в рапорте такую формулировку), ни одной пробоины его истребитель не взял.

Летчик вывел самолет из пикирования чуть ниже и в 250 ярдах сзади дирижабля, и открыл огонь с дистанции 150-200 ярдов. Первая очередь из 10-15 пуль ушла выше цели. Чуть опустив шнобель, Смарт опять надавил на гашетку, отпустив её в то время, когда до оперения воздушного корабля оставалось не более 100 футов. Данной очередью он расстрелял практически целый двухрядный диск, отметив только шесть попаданий.

Такую стрельбу нельзя назвать через чур меткой, но и оружие отнюдь не содействовало обычному прицеливанию – штатным оружием палубных «Папов» был направленный под углом вверх «Льюис».

Как ни необычно, этих попаданий выяснилось достаточно, дабы из хвостовой части воздушного корабля вырвалось пламя. Летчик увидел его невнимательно, в то время, когда, избегая столкновения, быстро дал ручку от себя. Нормально осмотреться он смог, выведя машину в горизонтальный полет на высоте 3000 футов: дирижабль, оставляя за собой плотный шлейф тёмного дыма, медлительно падал с задранным под углом 45 градусов носом и охваченной огнем кормой.

Пламя скоро бежало вперед по обшивке, так что к моменту падения целым остался только кончик носа. По окончании падения, место которого летчик выяснил как «траверз Лодбьерга» (еще один датский маяк севернее прошлого), обломки горели еще 3-4 60 секунд.

Понаблюдав за «погребальным костром», Смарт забрал курс, противоположный тому, с которым он начинал преследование. Он ожидал найти эскадру по правому борту приблизительно через 40 мин., но время шло, а море оставалось пустынным. Уже решив лететь к датскому берегу, летчик все же увидел суда в 7-8 милях по левому борту.

Как выяснилось, коммодор поменял курс, в то время, когда сигнальщики нашли на горизонте «дымы приближающейся германской эскадры» (в действительности это горел цеппелин).

Пилот отключил двигатель и начал планирование, вычислив точку касания воды прямо по курсу двух эсминцев. Готовясь к приводнению, он отстегнул привязные ремни и накачал воздушное пространство в «мешки плавучести», а после этого на высоте 15 футов потянул ручку на себя, до минимума сбрасывая скорость. Самолет плашмя «бултыхнулся» в воду, сразу же уйдя тяжелым двигателем вниз, но к месту приводнения уже торопилась шлюпка.

Матросы с «Принса» подготавливаются к подъему самолета Смарта
(Dick Cronin, «Royal Navy Shipboard Aircraft Developments 1912-1931», Air Britain, 1990)

В 07:40 летчик поднялся на борт эсминца «Принс». Его самолет также подняли из воды, но после этого выкинули обратно, сняв пулемёт и двигатель. В 03:45 22 августа «Ярмут» кинул якорь в Росайте, а 15 мин. спустя на него возвратился Смарт.

Вечером 25 числа его поменял на корабле второй пилот, а сам храбрец отправился в отпуск.

По окончании утраты радиоконтакта с L.23 немцы выслали на поиски гидросамолеты, один из которых нашёл масла и большое пятно бензина в 25 милях юго-западнее Боубьерга. Приводнившись в этом пятне, экипаж подобрал отломанную у самой втулки лопасть одного из пропеллеров дирижабля. Немцы ничего не знали о английских опытах по запуску самолетов с судов крейсерского класса, исходя из этого оставили без внимания текст последней радиограммы с борта погибшего дирижабля и списали утрату цеппелина на пламя корабельной зенитной артиллерии.

Романовы. Фильм Шестой. StarMedia. Babich-Design. Документальный Фильм

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Муромцы действуют: первый бомбардировщик мира

    — Вот это Змей Горыныч! – невольно вырвалось у Аркадия Загурского, в то время, когда он рассмотрел громадный аэроплан, скрытый в громадной палатке. — Не…

  • Охота на цеппелин

    Дальние бомбардировочные рейды всегда были одной из главных задач германских дирижаблей, как армейских, так и морских. Но по многим причинам прошло более…

  • Ольга ямщикова. полёт в новое

    В авиационной индустрии очень многое делалось для увеличения летных качеств самолетов с поршневыми двигателями. Но в целях обеспечения господства в…

  • Ценой собственной жизни…

    Перед тем как приступить к описанию событий, случившихся 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 г., нужно предпринять маленький экскурс в историю….

  • Первые стратегические воздушные рейды

    Островное положение Англии всегда было плюсом к защите от внешних вторжений, а сильнейший в мире флот стал надежным поручителем безопасности на многие…

  • В небе испании

    Отечественная несколько лётчиков во главе с Иваном Георгиевичем Девотченко была направлена под Валенсию в штаб республиканских ВВС. …Жарко. Через…