Воздухоплавательные части в русско-японской войне 1904-1905 гг.

      Комментарии к записи Воздухоплавательные части в русско-японской войне 1904-1905 гг. отключены

В осеннюю пору 1900 года наместник на Дальнем Востоке Е.И.Алексеев просил военное министерство создать в крепости Порт-Артур типовое крепостное воздухоплавательное отделение по штату. К сожалению, просьба не встретила понимания в Петербурге и была отклонена под предлогом отсутствия средств. Через два года, в то время, когда первые испытания по применению шаров на флоте дали хорошие результаты, было решено создать 3 морских воздухоплавательных отделения: в Севастополе, Порт-Кронштадте и Артуре.

Организовать второе из них поручили Михаилу Ивановичу Лаврову. К осени 1903 года он окончил в Петербурге обучение изготовление и матросов всего нужного оборудования.

Все имущество (а это 49 тюков и 5 ящиков с воздухоплавательным имуществом неспециализированным весом более 9,5 тысячь киллограм; в них пребывали 2 шаровые оболочки по 450 м3, 3 корзины, 2 газгольдера, 2 телефонные станции, лаковарня, 9-мачтовый парусиновый забор для прикрытия от ветра наполненных оболочек, запасы лака, едкого натра и алюминия, инструменты и др. ) было послано в Порт-Артур на пароходе Восточно-Азиатской компании «Манджурия». Не дойдя всего 17 миль до Порт-Артура, пароход был захвачен японцами в первоначальный же сутки войны.

Все имущество досталось сопернику. Лейтенант М.И.Лавров смог добраться до места работы только через три с половиной семь дней по окончании нападения японцев — один, без шаров и обученных ассистентов. В Порт-Артуре он развернул строительство шаров, столь нужных для обнаружения батарей неприятеля и корректировке огня русский орудий.

К сожалению потерпел неудачу.

Лейтенант Николай Николаевич Шрейбер был вызван в Порт-Артур по личному распоряжению адмирала С.О.Макарова для организации разведки посредством воздушных змеев. Применял минный крейсер «Наездник» для подъема воздушных змеев 27 и 28 мая, 20 и 27 июня 1904 года. По окончании боя в Желтом море был интернирован и вместе с эскадренным броненосцем «Царевич» остался в германской военно-морской базе Циндао.

Деятельно воздушные шары и аэростаты стали применяться и на фронте в Маньчжурской армии. В бою недалеко от Ляояна и на реке Шахэ.

Воздухоплавательные части в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Змейковый аэростат. Ляоян. Август 1904 г.

Аэростат на позиции у Гуцзяцы. 1904 г.

Подьем аэростата для осмотра позиций у деревни Сандепу.

Русские наблюдатели подготавливают воздушный шар к подъёму. Ляоян. Август 1904 г. 

В конце 1904 года в Либаве в громадной спешке готовили к отправке на Дальний Восток намерено оборудованный воздухоплавательный транспорт «Русь», на его борту 4 змейковых аэростата (715 куб. м), 1 сферический аэростат (640 куб. м), 4 сигнальных змейковых аэростата (37 куб. м). Аэростаты должны были оказать помощь в своевременном обнаружении коммерческих судов для их боевых кораблей и перехвата соперника — для уклонения от неравного боя: так как поднятый на высоту в 300 м аэростат давал обзор в 31 милю! Транспорт «Русь» отправился в поход вместе с эскадрой адмирала Небогатова, но недалеко от Дании случилась поломка в автомобилях и столь необходимый корабль возвратился назад.

Русь-и «Крейсер» с поднятым змейковым аэростатом.

Аэростаты на палубе крейсера «Русь».

В апреле 1905 года в первый раз в мире аэростаты были применены на флоте в боевой обстановке. Адмирал К.П.Иессен, начальник владивостокской бригады крейсеров, сделал запрос в Основной морской штаб прося о создании во Владивостоке воздухоплавательного закупки и парка двух воздушных шаров чтобы разместить их на броненосном крейсере I ранга «Российская Федерация». 24 апреля 1905 года крейсера «Громобой» и «Россия» снялись с якоря и благополучно миновав выставленное японской эскадрой адмирала Х.Камимуры минное заграждение, направились к Цугарскому проливу.

На протяжении похода посредством аэростатов было найдено пара японских шхун, каковые были захвачены и посланы на дно. Помимо этого, наблюдателю Ф.А.Посникову удалось с высоты 200 м найти практически прямо по курсу вершину высокой горы, нижняя часть которой была скрыта туманом, причем, по оценкам навигаторов, расстояние до берега в тот момент составляло около 60 миль. Так на практике подтвердилось высказанное во второй половине 90-ых годов XIX века адмиралом С.О.Макаровым предположение о целесообразности применения шаров для ориентации в тумане.

Аэростат «Чайка». Броненосный крейсер «Российская Федерация».

Змейковый аэростат крейсера «Российская Федерация». Май 1905 г.

В последний раз в Русско-японской войне воздушный шар был применен 15 мая 1905 года на эскадренном миноносце «Бравый» у которого на подходе к Владивостоку закончился уголь. Посредством воздушного шара миноносец поднял антенну радиотелеграфа и позвал на помощь суда Владивостокского отряда и был 17 мая на буксире приведён в порт.

Русско-японская война продемонстрировала, что аэростаты способны принести громадную пользу, в особенности для флота.

Краткая хроника полевых воздухоплавательных частей:
-8 апреля 1904 г. Организована на Дальнем Востоке Сибирская Воздухоплавательная рота.
-8 июля 1904 г. Организован Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон.
-21 октября 1904 г. Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон назван 1-м Восточно-Сибирским Полевым Воздухоплавательным батальоном, а Сибирская Воздухоплавательная рота развернута во 2-й Полевой Воздухоплавательный батальон.
-9 апреля 1905 г. Организован 3-й Восточно-Сибирский Полевой Воздухоплавательный батальон.

.

.
Перечень источников:
авиация и Воздухоплавание в Российской Федерации до 1907 г. Сборник материалов и документов под редакцией В.А.Попова.
П.Д.Дузь. авиации и История воздухоплавания в Российской Федерации (период до 1914 г.).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.

Русско-японская война 1904-1905 годов

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: