В боях над курской дугой

      Комментарии к записи В боях над курской дугой отключены

В боях над курской дугойВ июне 1963 года вместе с группой участников исторического сражения за Белгород я побывал в Прохоровском районе. По пути к месту танкового сражения мы завернули на небольшой хуток Грушки, в особенности памятный для меня. Тут 20 лет тому назад базировался отечественный 27-й летный истребительный полк.

Выехав из Александровского, автомобили свернули на просёлочную дорогу. Шёл тёплый летний ливень, щедро орошая почвы совхоза «Прохоровский». Из окна автомобили показывались снова отстроенные дома.

До боли привычные места. Вот сохранившееся белое строение, в котором размещалась столовая лётчиков, а чуть поодаль — ночной санаторий.

Вспомнилось мне лето 1943 года, дни тёплой подготовки к сражению на Курской дуге. 27-й истребительный полк приземлился на полевом аэропорте. Он был включён в состав 205-й авиационной дивизии 5-го авиакорпуса 2-й воздушной армии.

Отечественный полк был укомплектован в основном молодыми лётчиками, обученными летать на новых машинах по ускоренной программе. Время было военное, приходилось спешить.

Вспоминаю собственных братий по оружию. Вот лётчик Михаил Лусто. По-особенному обожал он собственный самолёт, кроме того именовал его на «Вы». Бывало в течение дня не отходит от автомобили. Первой его призом была медаль «За боевые заслуги».

Он стал Храбрецом СССР, по окончании войны окончил Военно — Воздушную академию и ещё продолжительно продолжал проходить службу в армии.

Валентин Карлов — Герой Советского Союза, неутомимый крылатый боец. не забываю, на аэропорте в Грушках дадим ракету на взлёт второму звену, а Валентин запускает мотор собственного самолёта. Задаю вопросы у него: «Для чего?», — а он отвечает — «Возможно, я пригожусь в воздухе».

Валентин Карлов кроме этого продолжил работу в армии.

Иван Шпак — любимец полка, беспредельно храбрый человек. Был, но, у него сначала один недостаток: не обожал изучать район военных действий по карте. «Я и без того собью нациста, — заявлял он, — пускай лишь попадётся — отправлюсь на таран». Большое количество трудился с ним начальник эскадрильи лейтенант Чепинога.

Даст ему по карте курс, а сам задаёт вопросы, какие конкретно пункты слева либо справа. Частенько юный лётчик выяснялся в затруднительном положении.

«Берите ракетницу, — приказывал начальник эскадрильи, — идите дежурить на аэропорт». Лётчик чуть не плачет, рвётся в бой, но приказ имеется приказ. Таковой способ воспитания неспешно излечивал беспечность Шпака.

Период относительного затишья мы применяли для воспитания у молодых лётчиков нужных боевых и волевых качеств. По окончании 2-х лет войны им было у кого обучаться, с кого брать пример. В распоряжении молодых лётчиков был богатый опыт старших товарищей, прошедших жёсткую школу воздушных сражений под Ленинградом и Москвой, на Кавказе и Волге.

Скоро в полк прибыл командующий 2-й Воздушной армией Генерал С. А. Красовский. не забываю, стоял знойный полдень. Осмотрев аэропорт, Генерал приказал рассказать о готовности и состоянии части. Он вникал во все подробности. Не ускользнула от его внимания и повышенная готовность полка.

Все самолёты несли боевое дежурство: одна эскадрилья пребывала в готовности номер один, вторая — в готовности номер два.

— Из-за чего держите повышенную готовность ? — задал вопрос он.

— Довольно часто появляются вражеские разведчики, — доложил я.

— Верно делаете, — одобрил командующий. — Ситуация следующая, — продолжал он. — Немцы проиграли сражение у Волги, сейчас они постараются забрать реванш тут, на Курской дуге. Нужно сорвать попытку гитлеровцев вернуть себе стратегическую инициативу. Вы на своём участке не должны пропустить в тыл ни одного разведчика неприятеля.

Это разрешит руководству Красной Армии скрытно произвести сосредоточение армий.

Командующий армией побывал в эскадрильях, побеседовал с лётчиками, авиатехниками, девушками — оружейницами. Он поведал, что отечественные войска, среди них и авиация, пополняются новой техникой. Мы уже увидели это: показались истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2, существенно превосходившие однотипные самолёты соперника.

На вооружение поступали новые противотанковые бомбы.

— Ваша боевая задача, — сообщил напоследок генерал, — борьба с разведчиками соперника.

Эту важную задачу лётчики полка решили удачно. С 10 мая по 5 июля 1943 года, другими словами до начала германского наступления на Курской дуге, полк сбил 23 германских самолёта — разведчика. Им не удалось пробраться в тыл войск СССР.

Так проходили дни, о которых в сводках Советского Информбюро говорилось, что на фронтах ВОВ шли битвы местного значения. Для нас это были дни решающей подготовки к грядущему сражению. В это время в армиях большое количество внимания уделялось применению маскировочных средств и созданию фальшивых аэропортов.

Обширно использовали мы и такую военную хитрость. У самой линии фронта создавали аэропорты — засады. На них садились дежурные звенья. Самолёты прекрасно маскировались. В то время, когда в районе для того чтобы аэропорта проходил в воздухе вражеский разведчик, из засады поднимались отечественные истребители и шли навстречу самолётам, взлетевшим с главного аэропорта.

Всегда нацисты попадали в необычные «клещи», вырваться из которых было нереально.

Немцы несли очень тяжелые потери и скоро прекратили отправлять собственных разведчиков без истребителей прикрытия. Но и это им не помогло. То в том месте, то тут на склонах и полях холмов под Белгородом дымились догорающие останки сбитых фашистских самолётов.

Кроме вражеских разведчиков, бывали у нас встречи и с «птицами» серьёзнее. Но и в этих обстоятельствах отечественные юные лётчики проявляли собственную боевую выучку, бесстрашие и лётное мастерство.

На долгое время останется в памяти один воздушный бой. 14 мая 1943 года вечером на подходе к аэропорту показалось 9 бомбардировщиков Ju-87. Не появляйся отечественные лётчики сейчас в повышенной боеготовности, аэропорт в Грушках был бы перепахан бомбами и на долгое время вышел бы из строя.

Но одно звено отечественных истребителей барражировало в воздухе и взяло приказание перехватить вражеских бомбардировщиков. Оно обрушило на неприятеля неожиданный удар. Боевой порядок германских автомобилей дрогнул, все «Юнкерсы» скинули бомбы в беспорядке за пределами аэропорта.

Воспользовавшись замешательством неприятеля, в атмосферу взлетело ещё одно звено отечественного полка. Сейчас с почвы мы увидели группу вражеских истребителей Ме-109, торопившихся на помощь своим бомбардировщикам. Я приказал начальнику штаба наводить с почвы лётчиков на цель, а сам поднялся в воздух.

Завязался ожесточённый воздушный бой, перешедший после этого в безжалостное преследование фашистских самолётов. Огневые удары отечественных истребителей были очень правильными. Ни одному из 9 Ju-87 не удалось уйти либо хотя бы дотянуть до линии фронта, все они нашли смерть на советской почва.

Отличились в сражении летчики Задирака, Карлов, Бекашонок, Чепинога, Кармин. Любой из них сбил по самолёту соперника. Ещё один вражеский самолёт прибавился и к моему боевому счету.

В сражении 14 мая отечественные утраты составили лишь 2 самолёта, что свидетельствовало о боевой зрелости молодых лётчиков. Особенно же велик был моральный выигрыш. Воздушный бой продемонстрировал отечественное решающее превосходство не только в технике, но и в мастерстве, умении, силе духа.

Утратив все 9 бомбардировщиков, нацисты не рисковали больше летать на отечественный аэропорт, предпочитая обходить его стороной.

Вспоминая данный превосходный бой, очень направляться сообщить о таком признанном мастере атак, как лётчик Н. Д. Гулаев. Метким огнём он сбил 2-х фашистских бомбардировщиков, а в то время, когда иссякли снаряды, таранил 3-й самолёт. Собственную израненную машину он посадил в размещении 52-й стрелковой дивизии и сам остался невредим.

Высокое лётное мастерство помогло ему сохранить жизнь для будущих битв.

Гулаева на грузовой машине привезли в летный полк пехотинцы. Он был в хорошем настроении и доложил, что готов к исполнению очередного боевого задания. О собственном воздушном таране он не обмолвился ни словом.

Определили мы об этом из письма руководства одного из полков 52-й дивизии, в размещении которого сел Гулаев. Замечавшие воздушный бой из окопов офицеры и солдаты обрисовали его во всех подробностях и дали самую высокую оценку превосходному подвигу советского лётчика.

Утром перед полётами собрались на демонстрацию отечественные лётчики. В собственных маленьких взволнованных выступлениях они поклялись Отчизне сражаться так же самоотверженно, как их брат по оружию.

«На моём месте любой из вас поступил бы совершенно верно так же», — сообщил Гулаев.

Затем митинга он сразу же поднялся в воздух на втором самолёте и принимал участие в сражении. За всё время нахождения на Курской дуге Николай Гулаев сбил в воздушных битвах больше 10 самолётов соперника. Прославился он и на вторых фронтах ВОВ.

Хорошим венцом его заслуг перед Отчизной явилось присвоение звания два раза Храбреца СССР.

На протяжении кровопролитной войны на фронтовых дорогах мы время от времени теряли боевых друзей. Мне хочется поведать о последнем бое Ивана Шпака. В составе группы истребителей он вылетел на боевое задание и скоро увидел в воздухе вражеский бомбардировщик Ju-88. Шпак, отвалил от группы, атаковал врага и поджёг его.

Фашистский самолёт быстро потянул к почва, перевернулся в воздухе и врезался в ветряную мельницу недалеко от села Свинопогореловка. Сбив вражеский самолёт, Иван Шпак направил машину к собственному аэропорту и на подходе к нему начал делать «горку», дабы сказать на землю о собственной победе (у него не известно почему отказала рация). Сейчас нежданно его атаковал немецкий истребитель FW-190… Иван Шпак был похоронен со всеми почестями в центре села.

…Прекрасно запомнилась мне ночь 5 июля 1943 года, ясная и негромкая. Тёмное небо усеяли броские звезды. Ничто, казалось, не напоминало о войне. Но вот на востоке небо легко порозовело, и воздушное пространство сотрясла артиллерийская канонада, которая слилась с гулом сотен моторов. Упреждающий удар со ужасной силой обрушился на соперника.

Особенно чувствительными были отечественные удары по вражеским аэропортам, где бомбардировщики и штурмовики сожгли и повредили 60 германских самолётов.

Отечественная авиация в целом прочно удерживала господство в воздухе. Мы, истребители, закрывали штурмовиков и бомбардировщиков. Полк, которым я руководил, 5 июля 1943 года произвёл 88 боевых вылетов, сбил 19 самолётов соперника.

геройство и Отвага отечественных лётчиков сливались с массовым героизмом советских солдат на земле. Данный героизм помог нам выстоять на Курской дуге, а после этого начать наступление. За месяц боёв не на жизнь а насмерть, с 5 июля по 5 августа, отечественный полк сбил 88 самолётов неприятеля и был переименован в 129-й Гвардейский.

Многие лётчики взяли правительственные призы.

…С того времени прошло 20 лет. С беспокойством шёл я по священной Белгородской почва, где кипели жаркие битвы, виделся и разговаривал с людьми, каковые помогали нам в тяжёлое время завоевать победу над неприятелем. Я благодарил их и призывал новое поколение молодёжи идти дорогой отцов и матерей, своим самоотверженным трудом прославлять Отчизну.

(«2-я Воздушная армия в битвах за Отчизну». -М.:Монино, 1965 год.)

Курская Дуга. Битва под Прохоровкой.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Подвиги советских лётчиков в боях за москву

    В декабре 1941 г. отечественные войска в тяжелых битвах разгромили фашистских захватчиков на подступах к столице нашей страны Москве. Это был период, в…

  • Испанская грусть

    Обращение отправится о лётчиках-испанцах, на протяжении ВОВ сражавшихся в истребительных авиачастях советских ВВС и ПВО территории страны. Правильнее – о…

  • Екатерина зеленко. планета катюша

    И Ясная сентябрьская ночь. Не отвести взгляда от чарующего зрелища — звездного неба. Мерцающий, разбивающийся на ослепительные лучики броский Сириус,…

  • Григорий кравченко. от китая, халхин-гола до синявинских высот

    Григорий Кравченко появился 12.10.1912 года в селе Голубовка Новомосковского района Днепропетровской области, в многодетной крестьянской семье. Украинец….

  • Ольга ямщикова. полёт в новое

    В авиационной индустрии очень многое делалось для увеличения летных качеств самолетов с поршневыми двигателями. Но в целях обеспечения господства в…

  • 22 Июня 1941 года. сражение за небо

    Сегодняшняя тема лекции – сражение в небе 22 июня 1941-го, противостояние Красной Армии и Люфтваффе. Сейчас будем говорить как конкретно о сражении, так…