На большое количество типов французских самолетов повлияло, причем на кое-какие автомобили существенно, объявление Францией войны Германии. Последовательность самолетов, разработка которых была начата до начала Второй мировой, до поражения Франции и подписания Перемирия пребывали на стадии изготовления прототипов либо их летных опробований. Над одними автомобилями продолжились опробования и экспериментальные работы под надзором германских оккупационных правительства, тогда как другие автомобили были запрятаны французами до лучших времен и о них немцы не имели никакой информации.
Лучшие времена наступили летом 1944 года, в то время, когда союзники начали освобождение Франции, и в качестве совершенного примера направляться привести легкую учебную летающую лодку SCAN 20. Данный самолет был выстроен в соответствии с требованиями спецификации ВМС Франции (Marine Nationale) для летных школ авиации флота (Aeronautique navale), которым требовалась четырехместный морской самолет для обучения участников экипажей состоящих на вооружении летающих лодок: как пилотов, так и радистов и штурманов. В1940 году незадолго до падения Франции руководством авиации ВМС был заявлен конкурс на учебную летающую лодку, одним из условий которого было разрешение компании-победителю производить летающие лодки данного типа для гражданского рынка туристических самолетов.
В конкурсе приняли пара участников, и победа досталась проекту объединения SCAN (Societe de Constructions Aero-Navales de Port-Neuf), созданному Бернардом Девизом (Bernard Deveze) – бывшим сотрудником компании Potez. Объединение SCAN сконцентрировало в себе идеи и персонал бывшей компании Schreck-F.B.A. по окончании того как последняя в 1935 году была куплена компанией Avions Bernard.
Рабочее проектирование летающей лодки SCAN 20 было завершено в начале 1941 года и постройка прототипов длилась кроме того по окончании того как немцы оккупировали [1] ту территорию Франции, которую осуществлял контроль режим Виши. Функционировавшее правительство Виши не контактировало с немцами довольно ведшихся работ и исходя из этого строившийся самолет удалось скрыть.
схемы учебно-тренировочной летающей лодки SCAN 20
Летающая лодка SCAN 20 имела классическую конструкцию с цельнодеревянным высокорасположенным крылом, корпусом с двумя водяным рулём и реданами, четырехместной кабиной, в которой сиденья были расположены тандемом и приятель за втором и двухкилевым вертикальным оперением, установленным на финишах стабилизатора, что со своей стороны размещен на вершине пилона. Расположенный в задней части пилон был оснащен запасным рулем направления, что отклонялся совместно водяным рулем на ходу на плаву. Тогда как горизонтальное оперение было оснащено подкосами, крыло, взявшее закрылки и элероны, было свободнонесущим с достаточно толстым профилем.
Силовая установка была установлена на подкосах над корпусом в аэродинамической гондоле округлого поперечного сечения с лобовым воздухозаборником маслорадиатора. Силовая установка складывалась из шестицилиндрового рядного инвертированного двигателя воздушного охлаждения SMB Bearn 6D, развивавшего взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавшего трехлопастный железный винт фиксированного шага Ratier. В гондоле были расположены топливный бак емкостью 125 литров и маслобак емкостью 25 литров.
Главный топливный бак емкостью 560 литров размещался в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета.
Постройка первого прототипа SCAN 20.01 была закончена еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века, а постройка второго прототипа SCAN 20.02 была на достаточно продвинутой стадии. Потому, что немцы собирались перевоплотить Порт-Нёф (Port-Neuf) в узел обороны, то управлению объединения SCAN ничего не оставалось как разобрать летающие лодки на части и, опасаясь любопытных, запрятать подальше от берега в амбарах нескольких надежных крестьян.
Оба прототипа удалось так прекрасно запрятать от немцев, что оккупационные власти не имели ни мельчайшего представления о них. Самолеты без важных повреждений дожили до освобождения Франции. Еще до прекращения работ первый прототип был утвержден режимом Виши (распоряжение 2113/43 от августа 1943 года), в то время как работы над вторым прототипом были закончены в октябре 1945 года.
производство прототипа SCAN 20.01 было завершено в 1945 году, по окончании чего самолет был окрашен по стандартной схеме авиации ВМС Франции. Верхние поверхности крыла и фюзеляжа были выкрашены в чёрный серо-светло синий цвет, боковые и нижние поверхности были яркими серо-голубыми. Днище корпуса и поплавков были выкрашены в бледно-красный цвет
По окончании освобождения Франции сборка и постройка обоих прототипов была полностью завершилась, и на первую машину был установлен двигатель Bearn 6D довоенной производства. Потому, что компания SCEMM – послевоенный производитель двигателей – отставала от графика, то второй прототип был оснащен другим вариантом силовой установки: 450-сильным (331 кВт) восьмицилиндровым V-образным рядным двигателем воздушного охлаждения Potez 8D-30, установленным в гондолу поменянной формы.
схемы, показывающие сравнение гондол первого и второго прототипов
Первый прототип SCAN 20.01 в первый раз поднялся в воздух 6 октября 1945 года и спустя полгода был передан для тестирования в центр летных опробований (Centre d’Essais en Vol – CEV), Мариньян, где позднее к нему присоединился второй прототип SCAN 20.02. Опробования на мореходность были выполнены в Бискарросе (Biscarrosse) и Уртене (Hourtin). Опробования были признаны удовлетворительными, и руководство авиации ВМС возвратилось к собственному контракту 1940 года, утвердив заказ на 23 самолета SCAN 20 с двигателями Bearn 6D.
Серийное производство было выполнено на заводе компании в Аржантёе (Argenteuil), но готовые летающие лодки ожидали собственный двигатели до начала 1951 года!
первый прототип SCAN 20.01 незадолго до первых полетов; Аржантёй, 1945 года
второй прототип SCAN 20.02 на протяжении опробований двигателя Potez 8D-30 (сверху) и на выкатной тележке
К этому времени уже были летающие лодки SCAN 30, каковые представляли собой летающие лодки Grumman Widgeon,изготовленные по лицензии и оснащенные 220-сильными (162 кВт) двигателями Mathis 8Gb или 240-сильными (177 кВт) двигателями Salmson As-10C. В апреле 1948 года на одной из этих лицензионных автомобилей погиб глава объединения SCAN Леон Дозьи (Leon Dauzille) [2], по окончании чего дела компании пошли на спад.
Серийные летающие лодки SCAN 20 отличались от прототипов не только более современным приборным оборудованием, но и формой рулей направления, подкрыльевых поплавков и их стоек. Самолеты эксплуатировались в составе эскадрильях 53.S и 33.S, базировавшихся в Карубе (Karouba), Тунис, и в Сен-Мандрие-сюр-Мер, Тулон, соответственно. Но эти самолеты летали мало, поскольку их древесные конструкции скоро старели и приходили в негодность под действием морской воды.
Однако, время гидросамолетов доходило к концу и в первой половине 50-ых годов XX века летающие лодки SCAN 20 были списаны.
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S в полете
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S, Каруба, подвешен на кране; на заднем замысле летающая лодка Dornier Do24T
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SCAN 20
Назначение: учебно-тренировочная летающая лодка
Компания-производитель: Societe de Constructions Aero-Navales de Port-Neuf, Порт-Нёф (прототипы) и Аржантёй (серийное производство)
Экипаж: 4 чел.
Силовая установка: шестицилиндровый рядный инвертированный двигатель воздушного охлаждения SMB Bearn 6D, развивавший взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавший трехлопастный железный винт фиксированного шага Ratier
Размеры:
размах крыла 15,00 м
протяженность 11,70 м
высота 3,62 м
площадь крыла 32,00 м?
Вес:
безлюдного 1780 кг
взлетный 2550 кг
Летные характеристики:
большая скорость на уровне моря 220 км/ч
крейсерская скорость 200 км/ч
посадочная скорость 80 км/ч
практический потолок 5000 м
дальность полета 1000 км
Количество изготовленных: 2 прототипа и 23 серийных
- 11 ноября 1942 года немцами была начата оккупация «Свободной территории» Франции, 27 ноября германские танки вошли в Тулон
- летающая лодка возвращалась с деловых переговоров в Лиссабоне и в Испании врезалась в гору
источник: Text: Miroslav Balous Vykres: Petr Kolmann «Letadla 39-45 SCAN 20» «L+K» listopad 2014
Летающие лодки Ермаковска
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разведывательная летающая лодка мрл-1.
Разработчик: Д.П.Григорович Страна: СССР Первый полет: 1925 г. В начале 1924 года последовало предложение Морского ведомства о создании нового аппарата,…
-
Проект противолодочной летающей лодки окб бериева. ссср
В первой половине 60-ых годов двадцатого века конструкторское бюро Г. М. Бериева начало работы над новой тяжелой летающей лодкой, предназначенной для…
-
Перелеты через атлантику: первые попытки летчиков пересечь океан
Первый полёт на самолёте братья Райт совершили в декабре 1903. Но пригодилось ещё пять лет, перед тем как самолёты начали летать по-настоящему….
-
Фото дня: «летающий лесной склад»
2 ноября 1947 года совершил собственный единственный полёт самолёт с самым громадным размахом крыла (97,54 метра) Hughes H-4 Hercules. Выполненный по…
-
Опытный многоцелевой самолет wkf.80.04. австро-венгрия
в один раз на протяжении прогулки в карете по Вене австрийский предприниматель врач Вильгельм фон Гутманн (Dr. Wilhelm von Gutmann) понял, что на улицах…
-
Поисково-спасательный самолет-амфибия бе-12пс «чайка».
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1969 г. В свое время часть летающих лодок Бе-6 переоборудовали в поисково-спасательные, и это не…