Третий день (и последующие…). часть 1

      Комментарии к записи Третий день (и последующие…). часть 1 отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы войны в Персидском заливе 1991 года и является взглядом на случившиеся события с иракской стороны.

Авторское предисловие: Не обращая внимания на существование в современной литературе последовательности относительно свободных оценок войны в Персидском заливе в 1991 г., все же превалирует американская версия тех событий. В отношении воздушного нюанса конфликта эта версия содержит пара мифов, аналогичных тому, что ВВС Ирака не сбили ни одного самолета коалиционных сил. Но это ни при каких обстоятельствах не соответствовало иракской мнению.

Эта статья содержит взоры на события практически пятнадцатилетней давности иракской стороны. Она является попыткой дать сбалансированный, объективный и обоснованный (как это по большому счету вероятно) анализ воздушного сражения в Заливе, дабы исправить многие искусственно созданные мифы и заметить настоящие удачи иракских сил ПВО на протяжении конфликта.

Работа основана на личном опыте участия в той войне одного из авторов, и на данных следующих иракских официальных источников: Asaleeb wa Ta’bi’at al Tayran al Mu’adi li Um Al Ma’ank («тактические приёмы и Методы ВВС неприятеля на протяжении войны за Отчизну», совместное издание МО Ирака. Руководства ПВО и ВВС Ирака. Управления разведки ВВС Ирака. Часть I. осень1991г. и «Dirassa an al la’iral al mua’dia al muskala fi Um Al Ma’ank» («Перечень вражеских самолетов, сбитых на протяжении войны за Отчизну», совместное издание МО Ирака.

Руководства ПВО и ВВС Ирака. Управления разведки ВВС Ирака. Часть I. июнь 2000 г.).

…Четыре Tornado GR 1 из 15-й эскадрильи Королевских ВВС Англии (No. 15 Sqdn RAF) приближались к собственной цели – иракской базе ВВС Аль-Оадисья (Al-Оadissya) Дабы затруднить действия ПВО, они шли в разомкнутом строю. На внешней подвеске англичане несли бетоиобойные бомбы JP233, и противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM – на случай, в случае если иракские зенитчики постараются включить собственные РЛС.

Неожиданно, в то время, когда до цели оставалось не более 50 секунд полета, их ослепил взрыв, практически поглотивший ведущий самолет – Tornado GR 1А борт ZA396/GE. Через мгновение эта машина врезалась в почву Флайт-лейтенанты Давид Вэддиигтон (David Waddington) и Роберт Стюарт (Robert Stewart) погибли мгновенно. Шокированные неожиданной утратой фаворита, пилоты Ее величества скинули собственные груз как попало и стали уносить ноги, забрав курс на Саудовскую Аравию.

По окончании приземления, вспоминая, как погибли их несчастные товарищи, они заключили , что самолет был поражен зенитной ракетой с инфракрасной головкой наведения, быть может, комплекса Roland-2. Так они и доложили по возвращении на собственную главную базу в Бахрейне. Но в действительности все было не так.

Третий день (и последующие...). часть 1

Практически английский самолет был сбит одиноким МиГ-29 из 9-й эскадрильи ВВС Ирака, что пилотировал умелый пилот к-н Джамиль Сэйхуд (Jameel Sayhood). Для него данный полный событиями сутки – 19 января – начался с сообщения, что несколько вражеских самолетов приближается к базе ВВС Аль-Валид (Al-Waleed). больше известной на Западе как база Н3. Данный серьёзный аэропорт являлся центром 2-го своевременного сектора ПВО Ирака (2nd Iraqi AD SOC), руководившего всеми силами ПВО в западной части страны.

Информация о приближении соперника поступила в основной центр ПВО в Багдаде, а также в 1-й своевременный сектор, расположенный в городе Таджи (Таji) к северу от иракской столицы. В управлении 1-го сектора пребывали перехватчики с базы Аль-Оадисья.

Командующий сектором, что сам был пилотом Миг-21 и Миг-23, сделал вывод, что события смогут развиваться по 3 вероятным сценариям: или неприятель будет атаковать базу Аль-Оэйм (Al-Oa’im), или Таммуз (Tammuz, на Западе более известна называющиеся Al-Taqadum), или Аль-Оадисью. Он сообщил собственному штабу: «Не волнуйтесь, мы не так долго осталось ждать вычислим намерения соперника».

Через полчаса главная несколько атакующих миновала Аль-Валид и развернула в восточном направлении. Ее непрерывно сопровождало пара иракских радаров, не обращая внимания на повреждения, каковые им нанесли самолеты коалиции в первые два дня конфликта.

Капитан Сэйхуд, как он сам говорил авторам, взяв предупреждение о вероятном вылете по тревоге, отправился к собственному МиГ-29, запрятанному в одном из цементных укрытий. По дороге он думал о собственной маленькой деревне в южной части Ирака, где его папа обладал фермой. Как в том месте сейчас? Зайдя в укрытие, он увидел, что целый наземный персонал находится в напряжении.

Наскоро поздоровавшись, он осмотрел его вооружение и самолёт, складывавшееся из двух ракет Р-27Р с радиолокационным наведением и двух тепловых ракет Р-60МК. Капитан энергично забрался в кабину и завершил предполетный осмотр. Все совокупности истребителя были в норме.

Приблизительно в 12 ч 20 мин Сэйхуд взял команду приготовиться к вылету на перехват низковысотных целей. Он знал, что соперника засек радар П-19 производства СССР, намерено сконструированный для обнаружения летящих на малой высоте целей и расположенный в городе Хит (Hit) неподалеку от Аль-Оадисьи Сэйхуд уже имел опыт низковысотных перехватов на протяжении учений во время с сентября 1990 г. по начало января 1991 г., причем его наводила эта РЛС. Исходя из этого он был полностью уверен, что, в случае если вражеские самолеты постараются нападать его аэропорт, наведение будет правильным.

Наконец, в 12 ч 26 мин пришел приказ. Сэйхуд скоро взлетел и. в то время, когда уже отключил форсаж, взял сообщение локаторщиков из Хита, что неприятель находится справа и немного ниже его. Иракский капитан развернул голову и сразу же увидел соперника. На дистанции приблизительно 500 м ниже его «МиГа» был британский «Торнадо». Солнце было в зените, исходя из этого характерный силуэт данной автомобили легко узнавался на фоне пустыни.

Джамиль видел шлемы обоих английских пилотов. Не включая бортовую РЛС и оставаясь незамеченным соперником. Сэйхуд выбрал ракету Р-60 и подготовил ее к пуску. Он развернул собственный самолет и пристроился в хвост «Торнадо», экипаж которого, разумеется, не подозревал о присутствии иракца, т.к. не делал никаких маневров Скоро Сэйхуд увидел на ИЛС мигающие буквы «РП», что означало разрешение пуска, и услышал резкий сигнал в наушниках собственного шлема ЗШ-5.

Джамиль надавил боевую кнопку и заметил, как Р-60МК устремилась к цели.

взглянуть на «Торнадо», он увидел, что оба англичанина развернули к нему собственные головы, их взоры встретились в первоначальный и последний раз. броская вспышка в хвостовой части фюзеляжа «Торнадо» свидетельствовала о прямом попадании, и через секунду громадный огненный шар уже катился по пустыне – англичане летели на высоте всего лишь около 70 м. Это случилось в 12 ч 30 мин 19 января 1991 г., и «Торнадо» Вэддингтона и Стюарта стал второй подтвержденной воздушной победой ВВС Ирака в той войне.

События развивались весьма скоро, и скоро иракский пилот взял предупреждение с почвы о наличии поблизости вторых вражеских самолетов. Это были F-15С Eagle из 58-й эскадрильи тактических истребителей (58th TFS/33rd TFW), пилотируемые к-нами Цезаром Родригесом (Cesar A. Rodriguez) и Крейгом Андерхилом (Craigh Н. Underhill). Спустя мгновение Джамиль взял сигнал совокупности предупреждения СПО-15,что его самолет уже захвачен радаром одного из «Иглов», что выпустил по нему ракету AIM-7M Sparrow.

Сэйхуд кинул взор через левое плечо и увидел следы сходу двух летящих к нему ракет! Тогда он быстро, с перегрузкой около 9 g, развернулся им навстречу. Захват первой ракеты удалось сорвать, но через несколько секунд вторая вышла практически в лоб самолету Сэйхуда Капитан кинул собственный МиГ в еще один резкий разворот, но сейчас раздался взрыв, и вся приборная доска перед Джамилем осветилась красным светом аварийной сигнализации: «Спарроу», разрешённая войти к-ном Родригесом, поразила МиГ-29.

Машина Сэйхуда начала разваливаться на части, оставалось лишь катапультироваться, и через несколько секунд он уже раскачивался под куполом парашюта. Понижаясь, Джамиль увидел, что его горящий «МиГ» упал менее чем в 2 км от «Торнадо». Рассматривая обломки собственной собственного самолёта и жертвы. Джамиль опоздал сгруппироваться и ударился о почву через чур очень сильно.

Резкая боль в правой ноге вынудила его оставаться неподвижным Показавшиеся через пара мин. крестьяне помогли ему забраться в машину и отвезли в местную поликлинику. Оказалось, что Джамиль сломал ногу и уже не смог больше летать. Его повысили в звании до майора и выгнали с работы из ВВС.

Лишь в 2002 г. руководство признало, что английский «Торнадо» сбил именно он. Его вернули в армии, наградили двумя медалями за храбрость и солидной суммой денег.

В американской литературе данный бой обрисован пара в противном случае. В том месте утверждается, что 19 января были сбиты два МиГ-29 (один – Родригесом, второй – Андерхилом). Но документы ВВС Ирака неопровержимо свидетельствуют, что в тот сутки был потерян лишь один самолет этого типа – самолет Джамиля.

Обстоятельство в том, что Родригес и Андерхил ошибочно думали, словно бы они нападали два различных «МиГа», в действительности они выпустили ракеты по одному и тому же самолету. Одновременно с этим, документами USAF установлено, что Андерхил выпустил собственную ракету первым, Родригес сделал это на несколько секунд позднее, по окончании того, как удостоверился в отсутствии встречной атаки со стороны иракского летчика. Рассказ Сэйхуда светло говорит о том, что ракета Андерхила промахнулась, и победа должна быть записана на счет Родригеса.

Обломки сбитого Сэйхудом «Торнадо» пролежали в пустыне к югу от Аль-Оадисьи до середины 2003 г. Эта утрата признана английским правительством, но ошибочно отнесена на счет иракских зенитчиков. Но существуют и другие расхождения между иракской и английской предположениями этих событий В частности, RAF утверждают, что «Торнадо» GR.1AZA396/GE был потерян в 51 миле юго-восточнее Таллила (Tallil) в 9 ч 42 мин по багдадскому времени 19 января.

Кроме этого заявлено, что самолет нес боевую нагрузку всего лишь из двух бомб JP.233. Но в иракских докладах говорится, что обломки этого самолета и обуглившиеся тела двух членов экипажа были отысканы вечером 19 января рядом от базы Аль-Оадисья – как раз в том месте, которое указал к-н Сэйхуд. Англичане кроме этого утверждают, что тела летчиков по большому счету не были отысканы. Иракцы же говорят не только об их обнаружении, но и о идентификации ракет HARM на пилонах сбитого «Торнадо».

Дело в том, что самолет упал в перевернутом положении, пилоны подвески были сверху, исходя из этого две из четырех ракет AGM-88 фактически не пострадали и позднее были доставлены в Багдад. Так, появляется большое количество вопросов. Из-за чего RAF скрывают подлинные координаты места падении и другие события, которые связаны с смертью этого самолета?

Из-за чего говорят, что тела пилотов не были отысканы? Из-за чего «Торнадо» нес американские противорадиолокационные ракеты HARM, тогда как запас подобных британского производства и ракет еще не был исчерпан?

Эти расхождения возможно растолковать так:

  • a) RAF намеренно дезинформируют общество в отношении места и времени данной утраты и виду давления со стороны Минобороны США, которое говорит, что «Торнадо» был сбит намного раньше, чем американские истребители сбили Сэйхуда, и так желает скрыть неточность экипажа самолета AWACS, что не сумел своевременно найти МиГ-29, в следствии чего Родригес и Андерхил опоздали вовремя прибыть на место событий и предотвратить уничтожение «Торнадо» и смерть двух умелых пилотов;
  • б) обстоятельство кроется в национальной гордости: RAF не желает признавать. что британская ракета ALARM имеет весьма нехорошие характеристики. исходя из этого «Торнадо» нес американские ракеты HARM.

Развенчивая мифы

Как уже говорилось, один из распространяемых западной прессой мифов о войне в Заливе 1991 г. пребывает в том, что иракские ВВС не смогли сбить либо хотя бы повредить ни один самолет коалиционных сил. Но уже в середине 1991 г. Конгресс США признал, что в первую ночь войны 17 января самолет F/A-18C серийный №163484. что пилотировал лейтенант-коммандер Майкл Спичер (Michael S. Spiecher) из эскадрильи VFA-81 авианосца «Саратога» не был сбит зенитной ракетой, ранее было сказано что, а был поражен ракетой «воздух-воздух» с радиолокационным наведением Р-40РД. запущенной с иракского МиГ-25ПДС. которым руководил первый лейтенант Жухар Давуд (Zuhair Dawood) из 84-й эскадрильи ВВС Ирака. В частности, об этом написано в статье «Inside the Navy» Тома Брина (Tom Breen) в газете «The New York Times» от 29 июля 1991 г. и в статье Марка Миллера (Mark С Miller) в той же газете от 16 сентября 1992 г.

В ту же самую ночь три F-111F из состава 48-го тактического истребительного авиакрыла (48th TFW) взяли большие повреждения и были после этого списаны. Как сообщалось, две автомобили попали под пламя зенитной артиллерии, а третья – F-111F серийный № 70-2384 – столкнулась с танкером КС-135 на протяжении дозаправки 15 милями восточнее Салман Пак (Salman Рак) [1]. Но в конечном итоге эти автомобили были поражены ракетами, запущенными иракскими истребителями.

Первый F-111F был поражен в 4 ч 30 мин к югу от авиабазы Балад (Balad), известной на западе называющиеся Самара юго-западная (Samara southwest), ракетой с тепловым наведением Р-24Т. выпущенной капитаном Хуссамом (Hussam), летчиком МиГ-23МЛ из 63-й эскадрильи. В 5 ч 10 мин утра малоизвестный пилот МиГ-23МЛ запустил еще одну Р-24Т, которая поразила F-111F № 70-2384 на протяжении дозаправки (помимо этого, взрыв нанес повреждения КС-135).

Наконец, в 5ч 30 мин немного севернее Нухьяба (Nukhayb) третий F-111F взял прямое попадание Р-60МК, выпущенной пилотом МиГ-29 к-ном Худайром Хаябом (Khudair Нuаb) из 9-й экадрильи. Спустя пара мин. Хаяб ракетой Р-27Р повредил кроме этого B-52G серийный № 52-0248 из 42-го бомбардировочного авиакрыла (42nd BW). Это заставило пилотировавшего «Стратофортресс» м-ра Линвуда Мэйсона (Linwood Mason) выполнить вынужденную посадку на авиабазе Диего Гарсия в Индийском океане.

Кстати, американцы отнесли данный случай на счет «зенитной ракеты малоизвестного типа» [2].

Необходимо заметить, что по иракским данным все три F-111 не были заявлены сбитыми, а лишь поврежденными. Информация, что они были после этого списаны, поступила из западных источников [3]. Воздушная победа Сэйхуда 19 января стала еще одним доказательством, что коалиционные силы не были застрахованы от утрат в воздушных битвах.

Еще один американский миф о первой войне в Заливе пребывает в том, что ПВО и ВВС Ирака были полностью разгромлены уже в первую ночь конфликта. Что кроме этого неправда, эти силы были полностью боеготовы и сражались как минимум до 19 января. Что касается ПВО, то 19 числа в 5 ч 15 мин одна из «Шилок» (или ЗРК) продырявила топливные баки «Фантома» F-4G Wild Weasel IV серийный №69-7571 из состава 35-го тактического истребительного авиакрыла (35th TFW), пилотируемого к-ном Тимом Барком (Tim Burke).

Американцы сначала трактовали данный факт как «механическое повреждение», после этого как следствие «маленького ружейного огня» и наконец подтвердили, что это пламя зенитной артиллерии. Барку удалось привести собственный поврежденный самолет на территорию Саудовской Аравии, где он предпринял ряд попыток приземлиться. На протяжении пятого захода горючее неожиданно кончилось, и Барк, и его оператор совокупностей оружия вынуждены были катапультироваться в 5 ч 55 мин..

Оба удачно совершили посадку в размещении собственных армий.

Неистовая атака «Томагавков»

Практически к 19 января иракские силы ПВО достигли громадной победы, о которой сейчас редко упоминают: они сбили солидную часть крылатых ракет «Томагавк», запущенных с американских судов.

В первую семь дней августа 1990 г. американские армейские получили разрешение применить ракеты BGM-109 Tomahawk Land Attack Missiles (TLAM) при атаке иракских «центров тяжести» (такое наименование было присвоено одним из офицеров USAF самые важным пунктам на территории страны, включая политические, армейские, промышленные центры). Считалось, что их разрушение лишит Ирак возможности сопротивляться. «Томагавки» давали американцам огромное преимущество.

Они были созданы, дабы прорывать ПВО СССР, исходя из этого намного более не сильный иракскую ПВО должны были преодолеть относительно легко. «Томагавки» имели возможность атаковать важные цели круглосуточно, без какого-либо обеспечения, совсем нужного для простых ударных самолетов. Утрата любой ракеты не означала громадного урона для американцев, поскольку в ее обломках нельзя обнаружить останки летчиков, не говоря уже об угрозе показа военнопленных на экранах телевизоров. Помимо этого, ракеты тяжелее засечь радиолокаторами, и найти визуально.

Иракцы сначала знали, что против них собираются использовать «Томагавки» и пробовали собрать как возможно больше информации об этих новейших средствах нападения Они желали осознать, как самый действенно возможно сбивать эти ракеты и нашли пара не сильный точек BGM-109. В частности, стало известно, что профиль их полета складывается из прямолинейных участков, на которых ракета поддерживает высоту и постоянную скорость. Помимо этого, «Томагавки» не имеют никаких средств самозащиты.

На протяжении полета к цели ракета управляется навигационной совокупностью TERCOM. Как стало известно иракцам, для корректной работы данной совокупности перепад высот участков местности, над которой пролетает ракета, обязан быть больше 10 футов (3,05 м). На маршруте настоящая картина, замеряемая совокупностью TERCOM, сравнивается с той, что записана в памяти ракеты.

При расхождений вырабатываются команды на коррекцию маршрута.

Эта особенность ведет к тому, что совокупность совершенно верно выводит «Томагавки» на цели в холмистой и горной местности, но есть практически беззащитной на равнинах, большой перепад высот которых меньше 3 метров. Исходя из этого американцы столкнулись с значительной проблемой: маршрутов с подходящим перепадом высот в Западном Ираке нет. В том месте преобладает плоский равнинный рельеф.

Само собой разумеется, американцы искали пути преодоления данной неприятности. Проделав огромную работу, их картографы нашли единственный маршрут в Багдад, доходивший для «Томагавков». Но иракцы также нашли данный маршрут. Следуя собственной традиции не носить все яйца в одной корзине, американцы постарались проложить второй маршрут, но новый путь частично пролег по территории Ирана.

Это было вторжение в воздушное пространство третьей страны, но янки посчитали, что это мелочи. На протяжении атак Багдада «Томагавками» в 1991 г. и в последующие кризисы 1993, 1996, 1998 и 2003 гг. употреблялись оба маршрута. По окончании оснащения «Томагавков» глобальной навигационной совокупностью GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старого типа, их запускали только по этим двум дорогам.

Иракцы сделали вывод, что самым лучшим методом остановить «Томагавки» являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов. На одном из фирм военной индустрии страны был выстроен макет BGM-109, что показывали начальникам расчетов зенитных орудий на протяжении чтения им особых лекций Руководство ПВО Ирака прогнозировало, что в базе американского воздушного наступления будут лежать низковысотные удары.

С учетом этого около главных целей в стране расположили много зенитных совокупностей малого радиуса действия, включая ЗПУ-14,5-4 и ЗПУ-23-2, и ПЗРК «Стрела-2М», «Игла-3» и «Стрела». В некоторых случаях их дополняли более тяжелые комплексы «Оса-2» и «Роланд-АК». Иракцы думали, что эти средства способны совладать с угрозой «Томагавков».

Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно, но с высокой надежностью – она возлагалась на особый Корпус наземных наблюдателей. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый – на протяжении всех границ страны, второй приблизительно в 150 км в глубь иракской территории и третий конкретно около наиболее значимых целей. На каждом посту дежурило по 6 8 человек, каковые посменно следили за воздушным пространством в бинокли.

Башни постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости or рельефа местности. Любая оборудовалась обычным телефоном и радиостанцией Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, после этого поступали в штабы своевременных секторов ПВО, а оттуда – в основной центр ПВО в Багдаде.

Такая совокупность разрешала не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она превосходно продемонстрировала себя на протяжении ирано-иракской войны и к 1991 г была полностью готова делать собственные функции. Фактически без сбоев она функционировала впредь до апреля 2003 г.

Первый «Томагавк», вторгшийся в воздушное пространство Ирака, визуально засекли наблюдатели на поста №71 у деревни Нахьяб (Nukhayb) на иракско-саудовской границе. Это произошло 17 января в 2 ч 35 мин.. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех совокупности связи наблюдателей.

Однако, им удалось передать сообщение о «необычно выглядящей летящей белой палке». Потом пост №71 стал известным, поскольку информировал о появлении всех подряд «Томагавков», летевших со стороны Саудовской Аравии. В последние дни войны офицеры главного центра ПВО в Багдаде имели возможность совершенно верно угадать время появления крылатых ракет над городом, применяя только сообщения поста и наручные часы № 71.

В 1991 г иракские РЛС советского происхождения не могли обнаруживать «Томагавки» в полете. Это было под силу только обзорному локатору комплекса «Роланд-2», которых у Ирака было мало. Исходя из этого простой и визуальное наблюдение прослушивание неба обычно были единственными методами обнаружения американских ракет.

М-р Хамид (Hameed) был умелым офицером-зенитчиком, сбившим иранский F-4E «Фантом» ракетой «Стрела». Перед войной он проводил занятия по применению ПЗРК в иракском университете ПВО. В то время, когда началась война, он без промедлений был направлен руководить отрядом из 16 солдат и сержантов, вооруженных 4 комплексами 9К38 «Игла».

Отряд занял позицию рядом от Хаббании (Habbanya) и авиабазы Таммуз (Таттиг). Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной – защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью весьма сильного пояса ПВО, включавшего несколько батарей ЗРК С-125 «Печора» и С-75 «Волга», и пара десятков зенитных орудий калибром 37 и 57 мм.

В сумерки 18 января м-р Хамид был на одном из наблюдательных постов, расположенном на бугре в 5 км от аэропорта. Позиция давала ему возможность видеть все, что происходит около. В течение последующей ночи он два раза приобретал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, всматриваясь в небо, видел только какие-то маленькие объекты. Хамид, привыкший к целям типа «истребитель», не имел возможности осознать, что за ерунду он видит?

Он высказал предположение, что это смогут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО.

В первые часы броского солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей. Хамид приказал собственному отряду приготовиться к их встрече. Четверо самый подготовленных стрелков подняли пусковые установки «Игла» и изготовились к бою. Любой из них перекрывал собственный сектор воздушного пространства.

Неожиданно на высоте около 200 м показался маленькой объект, летевший с дозвуковой скоростью. От его двигателя исходило чуть заметное красное свечение. Так Хамид в первый раз в собственной жизни заметил «Томагавк». Картина его полета потрясла всех бойцов отряда Они ошарашено наблюдали друг на друга, как бы вопрошая, из-за чего они не стреляют, пока один из сержантов не крикнул: «Еще одна приближается с того же направления».

В этом случае иракский майор скомандовал: «К бою и пламя!». Менее чем через 10 секунд ближайший к Хамиду сержант выполнил захват удаляющейся ракеты, и майор светло услышал подтверждающий это звуковой сигнал. Сержант надавил на спусковой крючок.

В то время, когда «Игла» начала погоню, американская ракета успела уйти менее чем на километр. Через считанные мгновения в этом направлении появилось маленькое белое облако – «Игла» поразила цель.

Не прошло и пара секунд, как над позицией отряда показался третий «Томагавк» Он летел с того же направления и с той же скоростью Эта ракета была сбита совершенно верно таким же образом и упала рядом от предшественницы. Без каких-либо трансформаций данный сюжет повторился для четвертого, пятого и шестого «Томагавков». Бойцы отряда были радостны и в один момент поражены тем, как легко им получалось сбивать крылатые ракеты если сравнивать с истребителями.

По окончании боя они пошли в том направлении, где были разбросаны обломки этого чудо-оружия. Как говорил авторам м-р Хамид, боеголовки «Томагавков» не были взведены, электроника в их передних отсеках достаточно прекрасно сохранилась, многие части крыльев и корпусов совсем не были поражены. Позднее иракцы заключили , что «Игла» была лучшим оружием против BGM-109. Единственным недочётом этого комплекса признали трудность применения его ночью.

По данной причине к концу января американцы отказались от применения «Томагавков» днем и всецело переключились на ночные атаки.

Удачи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками. На первом месте среди них статья в «Вашингтон пост», опубликованная в конце войны. В ней говорится: ««Томагавк» и F-117А, два самый прославленных оружия солдаты в Заливе поразили значительно меньше целей, чем утверждают армейские.

Из 288 «Томагавков», запущенных с подлодок и кораблей в Персидском заливе. Средиземном морях и Красном, собственные цели поразили не более половины, в го время, как руководство флота заявляет о 85% успеха». На втором месте – весьма увлекательный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г. Главной счетной палатой США Доклад направлен конгрессмену Джону Дингалу (John D. Dingall) и озаглавлен «Операция «Буря в пустыне», оценка воздушной компании» (шифр GAO/NSIAD-97-134).

Уже на странице 3 этого документа утверждается: «начальные доклады МО США о 98% успехе ударов ракет «Томагавк» не совсем совершенно верно отражают эффективность этого оружия (см. стр. 139 143)». На упомянутых страницах содержится следующая информация

«Количество запущенных ракет и типы целей

Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 282 улетевших ракет 22 были модификации D-II и 260 — модификаций С и D-I [4]. Из 38 объектов, атакованных «Томагавками», 37 подверглись ударам 260 ракет модификаций С и D-I. Эти 37 объектов содержали в общем итоге 173 разные цели. Наряду с этим выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, в случае если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов (более 800 кг) взрывчатки.

Не смотря на то, что были исключения: в прессе сообщалось, что два «Томагавка» поразили центр ПВО в Багдаде, в действительности они причинили только маленькие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3,5-метровой толщины.

Период массовых пусков

В массовом количестве ракеты запускались в первые 3 дня войны. Более 39% «Томагавков» ушли к целям за первые 24 часа, 62% — за 48 часов, более 73% – за 72 часа. И ни одной ракеты не было запущено по окончании 1 февраля.

В тот сутки состоялись пуски последних 6 ракет «одна за одной», всех — по аэропорту Рашид (Rasheed). Они достигли района Багдада примерно в одинадцать часов утра, подверглись обстрелу, и только 2 из них достигли целей. Затем генерал Шварцкопф (Schwarzkopf) не разрешил больше ни одного запуска. Главными обстоятельствами его решения стали: 1) негативная реакция телевидения на дневные удары по центру Багдада и 2) дороговизна ракет в сочетании с их весьма не сильный боевой частью…

Послевоенный анализ продемонстрировал, что большое количество ракет определенно не достигло собственных целей или достигло их только предположительно. Другие долетали до района цели, но взрывались на таком удалении от нее. что вреда ей не причиняли, а только оставляли воронки…».

Весьма интересно подметить, что данный документ подвергся цензуре: на стр. 144 помещена таблица III.15 «Информацию о применении крылатых ракет в операции Буря в пустыне», но данные в колонках «Прибыли в район цели», «Не показались над целью» и «Уничтожили либо повредили цель» заменены словом «Изъято» (DELETED). Разумеется, МО США изъяло эти цифры, дабы скрыть от общественности тот факт, что «чудо-оружие» первой войны в Заливе выяснилось действенным только на 50%, а не на 98%, как заявлялось официально.

Однако, обе статьи в «Вашингтон пост» и не подвергшаяся цензуре часть доклада GAO NSIAD-97-134 все же разрешают организовать отечественное собственное вывод. Мы думаем, что приблизительно 130-140 ракет не долетели до заданных целей. А также в случае если в нескольких случаях обстоятельством этого были технические неисправности, то все равно большая часть «Томагавков» было сбиты иракской ПВО.

Не смотря на то, что в американском докладе прямо не говорится, что ПВО Ирака есть главной причиной утраты ракет, каковые не показались над целью», но слова «подверглись обстрелу» («fired upon», в отношении ракет, запущенных 1 февраля, см. цитату на абзац выше Переводчик) светло показывают на то, что МО США признает утрату 4 ракет от зенитного огня. Вправду, эти 4 ракеты были сбиты бригадой ЗРК «Роланд-2», оборонявшей авиаремонтный завод на базе Рашид.

Все это светло показывает, что к 1 февраля ПВО Ирака стала такой эффективной, что сбивала 66% «Томагавков». Еще более заставляет задуматься тот факт, что по окончании 1 февраля крылатые ракеты по большому счету не запускались. А также в то время, когда доклад интерпретирует отказ от их применения как личное ответ генерала Норманна Шварцкопфа, нетрудно додуматься, что более чем 50-процентные утраты являются достаточно серьёзным основанием для принятия для того чтобы решения.

Возможно смело утверждать, что ПВО Ирака нейтрализовала угрозу Томагавков.

  1. одновременно с этим, в издании МО США «Cull War Anpornvr Survey» Vol5 утверждается, что данный самолет был поврежден зенитчиками
  2. «Gull War Air power Survey» Vol5 Но в других источниках указывается. что В-52 бып по неточности поврежден попаданием ракеты HARM, запушенной с F-4G. утверждается, что эта ракета утратила собственную цель, и ее ГСП захватила РЛС хвостовой турели B-52G
  3. неофициальный, но в полной мере надежный источник в военных кругах США. захотевший остаться малоизвестным
  4. главным отличием ракет модификации D-II от D-I и C была возможность оснащения их разделяющейся боевой частью, снаряженной суббоеприпасами

источник: Ахмад Садик, Диего Фернандо Зампини «Третий сутки (и последующие…)», пер. А. Савенко, «Время и Авиация» 2005-06

3 День часть #2 ПОКУПАЕМ ЧТО ХОТИМ !!! РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Николь и Алисы Мама в ОТПУСКЕ — Папа в ШОКЕ

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: