Т-50 vs f-22 raptor. сравнительный анализ истребителей пятого поколения в россии и сша

      Комментарии к записи Т-50 vs f-22 raptor. сравнительный анализ истребителей пятого поколения в россии и сша отключены

Авиация постоянно будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития. на данный момент, в то время, когда в мире снова неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», весьма интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей». Актуальное выражение «изделие пятого поколения» в первый раз показалось в боевой авиации.

Давайте давайте разберемся, что оно свидетельствует.

В действительности термину уже очень много лет. В первый раз конструкторы и военные США и СССР задумались о таком истребителе ещё в начале 1980-х годов. Главными показателями для того чтобы самолёта стали так именуемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Т-50 vs f-22 raptor. сравнительный анализ истребителей пятого поколения в россии и сша
Фантомы холодной войны

Программы по созданию истребителей 5-го поколения фактически в один момент стартовали в Соединенных Штатах и СССР. Ожидалось, что уже в девяностых истребители поступят на вооружение ВВС. Но СССР распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена.

Единственный выстроенный лётный пример –«изделие 1.44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а после этого в Российской Федерации велись работы над вторым экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin). Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой оружия для исполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей.

С-37, кроме этого как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» кроме этого не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.

Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже готовься первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной базе. По результатам тендера, в котором принимали участие две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (сейчас Lockheed на данный момент), в серии взявший обозначение F-22 Raptor.

Договор на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», создавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось выстроить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позднее отказались). На протяжении лётных опробований в первой половине 90-ых годов двадцатого века опытный образец потерпел трагедию на протяжении посадки на авиабазе Эдвардс. Затем в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились важные трансформации. Самолёт в окончательном виде был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка умелой автомобили, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года.

Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, но на вооружение ВВС Соеденненых Штатов они стали поступать лишь спустя три года.

Дорогой и весьма тайный

Программа F-22 была одной из самой дорогостоящих в истории авиации. По оценкам экспертов, серийное производство и разработка существенно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда американских долларов, либо около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. На данный момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС Соеденненых Штатов.

Сборочная линия F-22А (на данный момент производство прекращено)

На сегодня F-22А Raptor есть уникальным серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы вышеперечисленные главные показатели самолётов этого типа. Помимо этого, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, применения вооружения и обнаружения цели. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77.

Главное оружие размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до тридцати километров) в двух боковых отсеках.

Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Помимо этого, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, каковые смогут употребляться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Но эти варианты оружия быстро увеличивают заметность самолёта и существенно снижают его манёвренные качества.

Истребитель F-22А с открытыми отсеками оружий

Вид F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Но борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах государств третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили. Использовать на нём точные снаряды типа JDAM начали лишь в 2005 году.

В 2012 году ВВС Соеденненых Штатов взяло первый модернизированный самолёт F-22, владевший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb). Помимо этого, на данный момент он не может использовать новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для оружия F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.

Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X
Учебное и боевое использование F-22

Учитывая секретность разработок, применяемых в программе F-22, США продолжительное время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Лишь в 2007 году они в первый раз стали базироваться за границей – на острове Окинава (Япония). В 2014 году «японские» самолёты принимали участие в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ русского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C).

В 2007 году истребители в первый раз осуществили перехват пары русских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сперва отказались. Но уже в 2009 году самолёты показались в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, что, со своей стороны, пробовал перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший на протяжении побережья.

По сообщениям прессы, лишь в сентябре 2014 года США решили применять F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского страны, расположенным на территории Сирии. На протяжении этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS. Но использование столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами американские США сочли нецелесообразным.

Что же в Российской Федерации?

Как уже говорилось, по многим причинам (и прежде всего в связи с распадом СССР) в Российской Федерации разработка истребителя 5-го поколения шла существенно медленнее. Но это разрешило возможность переосмыслить задачи и цели программы, поскольку 1990-е и 2000-е годы не остались без следа для русского авиационной индустрии. В это время показались весьма успешные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в разных предположениях.

Они стали хитами экспортных поставок в мире и составляют базу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, других стран и Индонезии.

Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как выяснилось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, и замечательные реактивные двигатели с всеракурсным широкой вектора номенклатурой и изменением тяги используемого оружия всех классов. Предстоящим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), что создавался в интересах русских ВВС и должен быть главным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Учтя непростые экономические условия, и затраты и опыт США на создание F-22, Российская Федерация решила разрабатывать истребитель среднего класса – по собственной размерности он должен был появляться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker). Наряду с этим отечественный истребитель обязан превосходить все западные аналоги и снабжать разнообразие возможностей боевого применения.

На основании этих требований в 2001 году был заявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Конкурс победила компания «Сухой» с проектом Т-50.

Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Собственный первый полёт умелый Т-50 совершил в январе 2010 года. На данный момент на опробованиях уже находятся 5 образцов.

В 2014 году начались национальные опробования истребителя на полигоне Минобороны в Ахтубинске, где в один момент с лётчиками-испытателями к освоению автомобили приступили армейские. Согласно данным компании «Сухой», в рамках предварительных опробований Т-50 были совершены оценки аэродинамических черт, управляемости и показателей устойчивости, динамической прочности, и проверка функционирования комплекса систем самолёта и бортового оборудования.

Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»
вооружение и Оборудование Т-50

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся опробования новейшей бортовой радиолокационной совокупности с АФАР, и перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.

Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве главного двигателя для Т-50 планируется применять новое изделие «117», которое будет владеть более высокими чертями, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.

Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения сначала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная совокупность, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется значительно более широкая номенклатура средств поражения.

В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести пара ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и громадной дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом информируют рекламные материалы на МАКС-2013. Аналогов ей в мире сейчас не существует.

Авиационная ракета громадной дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-почва», которыми возможно вооружён новый истребитель. Одной из аналогичных, быть может, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer). Она спроектирована по модульному принципу, что разрешает применять различные комбинированные совокупности наведения.

Последние смогут включать в себя варианты и инерциальную систему конечного правильного наведения – на базе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) либо спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей либо кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение русских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.

Полёт трёх Т-50 на протяжении МАКС-2013
Т-50 vs F-22 Raptor

Не смотря на то, что российский истребитель 5-го поколения пара запоздал, в итоге он может значительно превосходить американский аналог. Попытаемся подвести итоги сравнения двух автомобилей.

качества и Соотношение цены

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как продемонстрировало время, был невостребованным и весьма дорогим. Отставание от США Российская Федерация применяла с умом – были оценены опыт создания F-22, его возможности и эксплуатация. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись рвением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и не хорошо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базисными всеракурсными двигателями продемонстрирует настоящую сверхманёвренность.

Господство в воздухе и на земле

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет лишь класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних расстояний. Применение его в качестве носителя точного оружия для поражения наземных целей произошло существенно позднее. Наряду с этим F-22 может использовать очень ограниченный комплект оружия с наведением по сигналам GPS.

Отсутствие собственной оптико-электронной совокупности не разрешает применять более широкий спектр управляемых бомб и ракет.

Т-50 будет иметь сходу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, а также таких своеобразных, как РЛС ПВО соперника, в то время как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека оружий F-22. Наличие режимов сверхманёвренности и действенных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою. Обладание же ракетами очень большой дальности РВВ-БД разрешит Т-50 поражать соперника на дистанции, на которой он не сможет ответить.

Напоследок приведём цитату человека, которого вряд ли возможно заподозрить в предвзятости. «Эти анализа, каковые я видел по ПАК ФА, показывают, что у самолёта достаточно сложная конструкция, которая как минимум не уступает, а согласно точке зрения многих специалистов, кроме того превосходит американские самолёты пятого поколения», – сообщил занимаюший ранее пост начальника разведки ВВС Соеденненых Штатов генерал Дэйв Дептула.

Сравнение F-35 и Т-50 ПАК ФА от военного эксперта

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Проект истребителя acf super mirage. франция. часть 2

    Часть 1 Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи. Ракета Magic для…

  • Фронтовой истребитель миг-23мф.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1977 г. МиГ-23МФ («изделие 23МФ», «изделие 2МФ», «вариант А») — одноместный фронтовой…

  • Многоцелевой истребитель су-27убм1.

    Разработчик: ОКБ Сухого, ОКБ «Русская авионика» Страна: Белоруссия, Российская Федерация Первый полет: 2005 г. Одним из самые значительных событий…

  • Тяжелый истребитель пе-2и.

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. В последних числах Августа 1941 года столичный завод № 22 по собственной инициативе…

  • Пушечный истребитель и-z.

    Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1933 г. В конце 20-х годов в Советском Альянсе начал набирать силу процесс поиска новых видов оружий,…

  • Истребитель sopwith f.1 «camel».

    Разработчик: Sopwith Страна: Англия Первый полет: 1916 г. Развитием успешного легкого истребителя Сопвич «Пап» стал истребитель «Кэмел» — одностоечный…