Советские лётчики в боях за днепр

      Комментарии к записи Советские лётчики в боях за днепр отключены

Разгромив фашистские армии в битве под Курском в июне 1943 г., Советская Армия развернула замечательное летнее наступление на огромном фронте от верховьев рек Сож и Днепр до Новороссийска. В течение трех месяцев летней кампании она отбросила гитлеровцев на запад на 400 — 450 километров. Неприятель был изгнан с Левобережной Украины, из Донбасса, Тамани, Орловщины, Смоленщины.

Отечественные армии вступили в Белоруссию и Правобережную Украину, заняли подступы к Крыму.

Гитлеровцы, потерпев тяжелые поражения в прошлых битвах, стремились во что бы то ни начало остановить наступающие войска СССР на Днепре. На защиту замечательной полосы обороны на протяжении данной широкой реки фашистское руководство стянуло большие силы собственной армии. Bpаг пробовал упорной обороной днепровского предела остановить наступление Советской Армии и придать войне затяжной позиционный темперамент.

Но его замысел был сорван.

Советские лётчики в боях за днепрФорсировав Днепр с хода, захватив плацдармы недалеко от Киева, Днепропетровска и Кременчуга, расширив их в упорной борьбе с переходившим в наступление соперником, войска Белорусского, 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов в конце 1943 г. победили битву за Днепр и создали условия для успеха последующих операций по освобождению Правобережной Украины.

В один момент с битвой за Днепр Советская Армия удачно совершила пара замечательных наступательных операций на Западном, Калининском, Брянском, Северо-Кавказском и других фронтах. Войска этих фронтов сковывали большие силы гитлеровской армии и тем самым оказывали большую помощь остальным фронтам в бою на Днепре.

Во всех операциях, проводившихся с целью освобождения Левобережной разгрома и Украины пребывавших тут гитлеровских армий, а также в битвах за захват, расширение и удержание плацдармов на Днепре, самое активное участие принимала отечественная авиация.

Во время продвижения отечественных армий к Днепру бомбардировочная и штурмовая авиация удачно действовала по переправам и мостам соперника. Гитлеровцы, не сумев остановить наступление отечественных армий, стали спешно отводить собственные основные силы за Днепр. Успешные действия отечественной авиации по переправам и мостам срывали эти замыслы неприятеля и помогали отечественным наземным армиям решить уничтожения и задачу разгрома главных сил фашистских армий на Левобережье.

Отечественная истребительная авиация в это время закрывала наземные армии, не разрешая сопернику ударами больших сил бомбардировщиков остановить их наступление.

Авиация удачно справилась со всеми этими задачами, не смотря на то, что ей довольно часто приходилось функционировать с громадным напряжением. Дело в том, что благодаря весьма высокому темпу наступления отечественных армий аэропорты базирования авиации обычно выяснялись на громадном удалении от объектов действий.

Громаднейший интерес воображают действия отечественной авиации во время боев конкретно за Днепр.

Особенно напряженные битвы за Днепр Советская Армия развернула приблизительно с конца сентября 1943 г.

Главная задача, которую решала советская авиация в начальный период боев за Днепр, заключалась в том, дабы оказать помощь отечественным наземным армиям удержать, а после этого увеличить захваченные с хода плацдармы на правом берегу Днепра. Гитлеровцы, для которых форсирование Днепра Советской Армией с хода было неожиданностью, предприняли отчаянные попытки, дабы вытеснить отечественные войска с правого берега реки.

Против смелых защитников отечественных плацдармов были брошены громадные силы пехоты, танков и авиации. И в случае если солдаты Советской Армии — пехотинцы, танкисты и артиллеристы — не только не отошли ни на ход, но, существенно расширив плацдармы, после этого перешли с них в решительное наступление, то в этом большая заслуга и летчиков, показавших в те дни необыкновенную самоотверженность, мастерство и героизм.

Небо над Днепром было ареной ожесточенных воздушных боев, каковые вспыхивали на многочисленном пространстве между группами самолетов самого разного состава. Бомбардировщики неприятеля, появляясь многочисленными группами (по 40 — 70 самолетов), стремились бомбардировать отечественные войска, захватившие плацдармы на правом берегу Днепра, уничтожить переправы через Днепр. Используя самые разные варианты полетов то с громадных высот, то с бреющего полета, неприятель старается пробиться к плацдармам.

Во многих случаях это ему получалось. Но гитлеровцам не удалось уничтожить переправы отечественных армий и изолировать части, находящиеся на плацдармах. Отечественные истребители сорвали эти планы соперника.

Советские авиационные начальники показали наряду с этим необыкновенные организаторские свойства и творческую инициативу. Они организовывали собственные командные пункты на правом берегу Днепра на плацдармах конкретно вблизи командных пунктов начальников наземных армий. Из этого они конкретно руководили боем, перенацеливали летчиков в зависимости от обстановки, вызывали истребителей для наращивания сил.

Четкое управление с почвы, постоянное наращивание сил явились наиболее значимыми условиями, обеспечившими отечественным истребителям господство в воздухе. В следствии таковой организации управления отечественные истребители имели возможность встречать группы вражеских самолетов еще на дальних подступах к Днепру.

Истребительная авиация надежно закрывала переправы и наши войска через Днепр. Обогащенные опытом воздушных боев под Сталинградом, на Кубани, под Курском и в других операциях, охваченные рвением оказать помощь Советской Армии высвободить от гитлеровской нечисти родную почву, советские летчики-истребители в бесчисленных воздушных битвах над Днепром проявляли необыкновенное мастерство, отвагу, настоящий героизм.

Каждый день они сбивали по нескольку десятков самолетов неприятеля.

О степени напряженности воздушной обстановки в то время возможно делать выводы хотя бы по тому, что лишь за семь дней, с 7 по 13 октября, в воздушных битвах над Днепром было сбито до 200 самолетов соперника. Отважно дрались советские летчики. Комсомолец Кирилл Евстигнеев в одном бою сбил 4 фашистских самолета.

За маленькое время он довел собственный персональный счет сбитых им самолетов до 25. Над Днепром в первый раз прогремела слава другого летчика-истребителя — одного из самых отважных и храбрых мастеров воздушного боя Ивана Кожедуба. Тут он за десять дней боев сбил 11 самолетов. К концу битвы за Днепр персональный счет сбитых самолетов И. Кожедуб довел до 26.

Скоро И. Кожедубу было присвоено звание Героя СССР.

В один из дней битвы за Днепр успешный бой с многочисленной группой фашистских самолетов совершила восьмерка истребителей Ла-5 под руководством гвардии лейтенанта Н. Горелова. За 40 мин. советские истребители разгромили девять групп бомбардировщиков соперника неспециализированной численностью более чем 100 самолетов, из которых 9 сбили. Несколько Горелова вынудила гитлеровцев скинуть бомбы на их же войска.

Через пара дней Горелов во главе группы истребителей Ла-5 стремительной атакой в лоб разбил боевой порядок многочисленной группы бомбардировщиков неприятеля и вынудил ее повернуть обратно. В воздушном бою было сбито 15 бомбардировщиков. В данный сутки истребители Горелова сорвали налет на переправу нескольких групп фашистских бомбардировщиков общим числом до 90 самолетов.

Стремясь пробиться к нашим войскам и переправам, фашистская авиация использовала разные уловки. Дабы сковать отечественных охраняющих истребителей и отвлечь их внимание, неприятель в первых рядах собственных бомбардировщиков высылал маленькие истребительные группы. Эти группы, придя в район патрулирования отечественных истребителей, пробовали связать их боем, а тем временем фашистские бомбардировщики на другой высоте стремились прорваться к району размещения отечественных соединений.

Но отечественные летчики-истребители разгадали хитрость неприятеля. Они свято не забывали, что основная задача истребительной авиации при действиях ее недалеко от поля боя наземных армий — уничтожение гитлеровских бомбардировщиков, создание таковой воздушной обстановки, при которой вражеская бомбардировочная авиация не имела возможности бы развивать активные действия против отечественных наступающих соединений и частей.

Тогда как советские истребители закрывали переправы и наземные войска через Днепр, бомбардировщики и штурмовики ударами с воздуха взламывали упрочнения неприятеля, содействуя отечественным армиям в форсировании реки, в расширении и захвате плацдармов.

Громадное мастерство требовалось для штурмовиков ударов и организации бомбардировщиков по опорным пунктам соперника, расположенным вблизи отечественных наземных армий, захвативших плацдармы на правом берегу реки. Дабы подробно изучить оборонительную полосу соперника и распознать самые важные цели, летчики выезжали в наземные армии конкретно на передний край. Это помогало им потом точно обнаружить цели и совершенно верно их поражать.

Девять самолетов Пе-2 во главе с офицером Нечипоренко ударили с пикирования по укрепленной высоте соперника, расположенной всего в нескольких десятках метров перед позициями отечественных армий на одном из правобережных плацдармов. Удар бомбардировщиков был так действен, что совсем деморализовал соперника. Через 15 мин. по окончании удара самолетов Пе-2 целый гарнизон высоты был пленен.

Это был один из многих примеров прекрасно авиации и организованного взаимодействия пехоты на поле боя.

В борьбе за плацдарм, в операциях по форсированию Днепра с новой силой проявились красивые качества советского штурмовика Ил-2 как действенного средства борьбы с фашистской артиллерией, танками и миномётами. направляться подчернуть, что оборонительная полоса гитлеровцев на правом берегу Днепра была только замечательной, на ней было сконцентрировано много миномётов и артиллерии.

Располагаясь в ряде мест на высоком правом берегу, соперник имел возможность просматривать все левобережье и поражать настильным огнем орудий и пулемётов подходы к водному рубежу. Перед летчиками-штурмовиками была поставлена задача подавить миномёты и артиллерию соперника, расположенные на переднем крае, на тех участках, где намечался прорыв вражеской обороны. Как решалась эта задача штурмовиками, возможно видеть на следующем примере.

На одном участке фронта, где был намечен прорыв, штурмовики сначала нанесли два удара. В назначенное время над вражескими позициями показались группы самолетов Ил-2. Наряду с этим советские летчики применили новый тактический прием, что был полной неожиданностью для гитлеровских зенитчиков, и привыкшие функционировать по шаблону гитлеровцы не смогли действенно противодействовать отечественным летчикам.

Дело в том, что еще в предшествующих полетах советские летчики распознали размещение фашистских зенитных батарей и тактику зенитчиков. Было обнаружено, что, организуя зенитный пламя, гитлеровцы исходят из того, что штурмовики будут идти с левым кругом (как делали раньше), и подготовили орудия и прицелы для стрельбы по заходящим с левым кругом и уходящим влево от цели самолетам.

Тогда отечественные штурмовики применили при осуществлении этих сосредоточенных ударов правый круг и тем самым спутали все расчеты неприятеля. Зенитная артиллерия гитлеровцев не смогла действенно противодействовать отечественным летчикам. Штурмовики свободно уничтожали артиллерийские и минометные батареи, расстреливали из пулеметов орудийные расчеты.

В следствии все огневые средства соперника на этом месте фронта были подавлены в течение 30 — 40 мин.. За это время отечественная пехота стремительным броском преодолела водный рубеж.

Штурмовики помогали отечественным армиям, форсировавшим Днепр, ставя дымовые завесы. Это была тяжёлая задача. Штурмовикам предстояло на маленькой высоте продолжительное время лететь на протяжении линии фронта, пребывав под обстрелом всех видов артиллерии врага и пехотного оружия, расположенных на правом берегу Днепра. Не обращая внимания на все трудности, штурмовики выполнили эту задачу.

Герой Советского Союза капитан Матвеев поставил дымовую завесу с высоты 25 метров в непростых метеорологических условиях, под яростным огнем фашистской пехоты.

творческие дерзания и Высокое мастерство советских летчиков, горячее желание до конца выполнить собственный воинский долг, правильно являться своей матери Отчизне рождали новые способы использования и тактические приёмы того оружия, которое им вручил великий коммунистический народ. В задачи штурмовиков не входило ведение воздушного боя. Но красивые летно-тактические качества советского самолета-штурмовика и его замечательное стрелково-пушечное оружие разрешали отечественным летчикам применять данный самолет и как наступательное средство в воздушном бою против фашистских бомбардировщиков.

Восемь самолетов Ил-2 под прикрытием 4 истребителей вылетели на штурмовку танковой колонны соперника. При подходе к цели ведущий группы капитан Нестеренко получил от начальника авиационного соединения по радио новую задачу — нападать бомбардировщиков соперника над пунктом Бородаевка.

Фашистские бомбардировщики Ю-87 шли тремя группами под прикрытием 8 истребителей. Нестеренко всей группой в плотном строю с ходу атаковал первую группу бомбардировщиков. Вторая несколько бомбардировщиков, пребывавшая на 200 — 300 метров выше первой, постаралась воспользоваться своим преимуществом в высоте и с планирования открыла огонь по группе самолетов Ил-2.

Капитан Нестеренко приказал всей группе развернуться влево и с кабрирования с маленькой дистанции открыть огонь по второй группе бомбардировщиков. В следствии было сбито 4 самолета соперника. Попытка третьей группы бомбардировщиков соперника разбить строй штурмовиков была кроме этого бесплодной.

В будущем группы бомбардировщиков рассыпались. Вражеские летчики, утратив 8 самолетов, побросав бомбы на собственные войска, покинули поле боя. Отечественные истребители умело сковали фашистских истребителей сопровождения, чем обеспечили успех действий штурмовиков. Подвиг группы Нестеренко был высоко оценен руководством.

Все летчики были представлены к правительственным призам. Сам Нестеренко был награжден орденом Александра Невского и золотыми часами.

Нужно подчернуть, что входе боевых действий за Днепр метеорологические условия довольно часто не помогали действиям авиации. Но отечественная авиация наносила удары по вражеским позициям и в этих условиях. Это довольно часто было для неприятеля неожиданностью.

Огромной силы удар по опорным пунктам оборонительных позиций гитлеровцев на правом берегу Днепра входе боевых действий по расширению плацдармов нанесли бомбардировщики Храбреца СССР И. С. Полбина под прикрытием истребителей. Данный удар был неожиданностью для гитлеровцев. Фашистское руководство вычисляло, что непростые метеорологические условия (облачность на высоте 300 метров, нехорошая видимость и т. д.) исключат возможность действий авиации. Условия вправду были сверхсложные.

Требовалось организовать действия многочисленной группы самолетов, идущих практически на одной высоте.

Погода над размещением отечественных армий была немного лучше. Но это событие скорее усложнило, чем облегчило, организацию удара. Перестроение групп для действий с малой высоты было нужно осуществить уже при подходе к цели.

В первых же атаках была подавлена зенитная артиллерия неприятеля. Последующие эшелоны бомбардировщиков уже практически не встречали сопротивления гитлеровской ПВО. Бомбардировщики делали по нескольку заходов на оборонительные позиции неприятеля.

Бомбовый удар дополнялся пулеметно-пушечным обстрелом. Гитлеровские опорные пункты были совсем подавлены, артиллерийские, минометные и пулеметные точки стёрты с лица земли, фашистская пехота деморализована.

Сразу же за ударом советской авиации отечественные наземные армии пошли в наступление и овладели очень сильно укрепленными пунктами неприятеля.

На примере сражений при форсировании Днепра и развернувшихся за тем боев за столицу Советской Украины Киев ярко видно, как отечественная авиация помогала наземным армиям осуществлять тактику эластичного маневрирования.

Гитлеровцы ожидали удара войск СССР из района южнее Киева и готовились к обороне в этом направлении. Но отечественные армии совершили большой фланговый маневр севернее Киева и оттуда нанесли сокрушительный удар по неприятелю. На переправах, на марше и недалеко от сосредоточения наземные армии надежно прикрывались истребителями, каковые отразили десятки налетов фашистских бомбардировщиков на переправы и на колонны армий на марше.

Маневр отечественных армий был совершен скоро и без утрат. В этом громадную роль сыграла прекрасно организованная авиационная помощь.

Когда был закончен данный маневр, в атмосферу встала штурмовая и бомбардировочная авиация. 3 ноября много самолетов Ил-2 и Пе-2 нанесли сокрушающей силы удар по главным узлам сопротивления гитлеровцев севернее Киева. В пробитую в фашистской обороне брешь устремились отечественные танки.

В ночь на 6 ноября Киев был полностью высвобожден от фашистских захватчиков. А на следующий сутки столица нашей страны Москва залпами 324 орудий салютовала доблестным армиям 1-го Украинского фронта, вернувшим Отчизне наибольший административно-политический центр. В приказе Главнокому в числе отличившихся отмечался рад соединений и авиационных частей, которым было присвоено наименование «Киевских».

По окончании овладения Киевом солдаты Советской Армии, охваченные могучим наступательным порывом, устремились вперед на Запад.

Действия разных по составу бомбардировщиков и групп штурмовиков были направлены на то, дабы сорвать планомерную работу ЖД транспорта соперника и лишить гитлеровцев возможности маневрировать.

Советские летчики наносили удары по неприятелю кроме того тогда, в то время, когда метеорологические условия, казалось, всецело исключали возможность действий авиации. Такие удары, в большинстве случаев, были для соперника неожиданными и наносили ему большой вред. В непростых условиях действовали маленькие группы самолетов.

Два экипажа бомбардировщиков сейчас два раза Храбреца СССР П. А. капитана и Плотникова Пашкова взяли задачу нанести бомбардировочный удар по серьёзной ЖД станции в тылу неприятеля. Согласно данным разведки было как мы знаем, что соперник применяет эту станцию для боеприпасов и переброски резервов. Метеорологические условия были сверхсложные: облачность высотой 25 — 30 метров, видимость 500 — 1000 метров. Пилотирование осложнялось тем, что только что выпавший снег покрывал почву.

Исходя из этого в методах действий при исполнении задания экипажам была предоставлена инициатива и полная самостоятельность. Экипажи вылетели с промежутком в 5 мин.. Линию фронта проскочили на бреющем полете. За линией фронта облачность увеличилась до 300 метров. В районе цели экипаж капитана Пашкова был атакован двумя истребителями. Подоспевший Плотников срочно пришел на помощь товарищу. Он вошел в тучи и забрал курс на истребителей.

Временами выходя из туч для уточнения курса, он незаметно сблизился с огнём и противником из передних точек сбил один истребитель. Второй пробовал атаковать самолет Плотникова, но он энергичным маневром снова ушел в тучи. Сейчас экипаж капитана Пашкова уже ударил станцию . Через пара мин. станцию нападал и Плотников.

В следствии удара советских летчиков ЖД станции были нанесены сильные повреждения, была взорвана цистерна с горючим и на станций начался пожар. В этом же вылете Плотников проштурмовал кавалерийский эскадрон соперника и стёр с лица земли одну легковую автомашину. Таких примеров умелых действий отечественных летчиков возможно привести большое количество.

Все усилия советской авиации направлялись на содействие отечественным наземным армиям в проведении храбрых, решительных наступательных операций.

штурманы и Лётчики в битвах за Днепр продемонстрировали новые самоотверженности и примеры героизма.

К прославленным именам уже известных всей стране мастеров воздушного боя, бомбардировочного и штурмового удара прибавились имена новых молодых храбрецов.

Имена И. Кожедуба, К. Евстигнеева, Н. Гулаева, А. Ворожейкина, А. Павлова, П. Плотникова и многих вторых летчиков, прославившихся в битвах над Днепром, скоро определила вся страна. В битве за Днепр советские летчики еще раз показали собственные непревзойденные морально-боевые качества.

Победы Советской Армии, успешные действия авиации не были бы вероятны без всеобщей помощи фронту, без самоотверженной смелой работы советских людей во всех отраслях народного хозяйства. Трудящиеся СССР подкрепили летние и осенние победы Советской Армии на фронтах новыми производственными победами в тылу. 1943 год был переломным годом не только на протяжении боевых действий, но и в работе отечественного тыла.

К текущему году задача ввода в воздействие эвакуированных фирм на восток и перевода индустрии на производство оружия уже была удачно решена. СССР создало слаженное и скоро растущее военное хозяйство. Все усилия народа были сосредоточены на повышении производства оружия, а также самолетов.

Руководящей и направляющей силой советского народа как в годы мирного строительства, так и в дни войны являлась Компартия. «В дни Отечественной войны, — сказал И. В. Сталин, — партия предстала перед нами, как организатор и вдохновитель всеобщей борьбы против фашистских захватчиков. Организаторская работа партии соединила воедино и направила к неспециализированной цели все усилия советских людей, подчинив все средства и наши силы делу разгрома неприятеля».

Партийные организации в армии изо дня в сутки неутомимо разъясняли войнам добропорядочные цели ВОВ советского народа, всемерно усиливали боевой дух и воинскую дисциплину.

Многие комсомольцев тысяч и сотни коммунистов являли собой пример безусловной храбрости, отваги, незнания страха в борьбе против неприятелей нашей страны. На фронте в партию вступило большое количество молодых летчиков, и любой из них это высокое звание коммуниста стремился оправдать военными действиями.

Победа Советской Армии на Днепре, так же как и все отечественные победы в Великой Отечественной войне, была достигнута благодаря умному управлению Компартии. Главнокомандование Советской Армии заблаговременно предусмотрело возможность попытки гитлеровцев применять замечательную водную преграду Днепр, дабы стабилизировать фронт и перейти к позиционной войне.

Перед Советской Армией была поставлена задача без промедлений форсировать Днепр, не давая сопернику укрепиться на правом берегу. На решение данной задачи был нацелен целый персональный состав наступающих армий от командующих фронтами до рядовых бойцов.

Победив битву за Днепр, Советская Армия продолжала победоносное наступление.

Источник: Гвардии майор Р. БАТАЛОВ. Советские лётчики в битвах за Днепр. — «Вестник воздушного флота» № 2, 1952 г.

Битва за Днепр. Неизвестные герои

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: