Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 6)

      Комментарии к записи Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 6) отключены

Японское понятия «штурмовик» не имело ничего общего не только с нашим, русским, но и разительно отличалось от англо-американского понятия «Ground attack» либо «assault» либо же германского “Schlachtflugzeug”. Достаточно заявить, что видение штурмовиков у армии и японского флота при сильно выраженном дуализме в японской авиации было совсем различное. Флотское понятие "rikujo kogeki-ki" (базисные штурмовики), либо сокращенно “Rikko”, функционально воображало собой многомоторный бомбардировщик-торпедоносец берегового базирования, предназначенный как для противокорабельных операций, так и для хорошего бомбометания по наземным объектам, находящимся в зоне ответственности японского флота.

Во время второй мировой данный класс автомобилей в японском флоте был представлен разработками компании Mitsubishi «Тип 96» G3M и «Тип 1» G4M – как по западной, так и по отечественной классификации – простые многоцелевые средние бомбардировщики, отличавшиеся только увеличенной дальностью полета.

Японская военный авиация в предвоенные годы функционально и организационно в той либо другой степени копировала европейскую. Не смотря на то, что как такового понятия «штурмовик» в японской военном авиации не существовало, но класс легких одномоторных бомбардировщиков, столь распространенный в 30-е годы во всех государствах, кроме этого не был обойден вниманием и в японской военном авиации.

Во второй половине 30-х годов данный класс автомобилей составлял большой процент парка японской военном авиации. Он был представлен двумя типами самолетов, показавшихся практически в один момент. Первым был продукт компании Mitsubishi – одномоторный легкий бомбардировщик Тип 97 либо Ki-30 с двигателем воздушного охлаждения, а второй – Kawasaki Тип 98 либо Ki-32 с V-образным двигателем.

Оба самолета имели неубирающееся шасси, переднее оружие складывалось из единственного пулемета Тип 89 калибра 7.7 мм. У Ki-32 он был синхронизирован с двигателем и размещался в фюзеляже, а у Ki-30 размешался в левом крыле вне территории, ометаемой винтом. Оба самолета имели такую роскошь, как закрытый бомбоотсек – большая часть их одноклассников в других государствах несли бомбы на внешней подвеске.

Оба бомбардировщика имели приблизительно однообразные характеристики, но в отличие от чисто «горизонтального» Ki-30, Ki-32 имел возможность пикировать под углом до 60 градусов.

Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 6)

Армейские легкие бомбардировщики: вверху Kawasaki Тип 98 Ki-32 “Mary”, внизу Mitsubishi Тип 97 Ki-30 “Ann”

В общем, оба самолета явились обычным продуктом собственной эры со всеми свойственными недочётами, характерными классу легких одномоторных бомбардировщиков финиша 30-х годов, к каким добавлялась характерная для японских самолетов низкая живучесть, которой традиционно жертвовали в угоду скорости, манёвренности и дальности.

В случае если бомбардировщик Kawasaki Ki-32 к началу военных действий 2-й Всемирный войны фактически провалился сквозь землю из боевых частей – сказался не через чур надежный двигатель водяного охлаждения, то Ki-30 в начале боев в Юго-Восточной Азии составлял чуть ли не костяк ударных групп японской военном авиации. Причем действовал достаточно удачно, пока господство в воздухе оставалось за японцами. Ki-30 кроме этого удачно использовался союзниками Японии – королевством Сиам и империей Маньчжоу-Го.

Но когда господство в воздухе было утеряно японцами, Ki-30 продемонстрировал собственную полную боевую слабость. Известен бой 25.12.41 г., в то время, когда 90-й сентай легких бомбардировщиков в составе 27 Ki-30 на Филиппинах, летевших без сопровождения, был практически растерзан одиннадцатью «Томагавками» из остатков 24-й истребительной группы США. Японцы утратили 18 автомобилей сбитыми и 6 поврежденными.

Американские истребители утрат в тот сутки не понесли. В итоге Ki-30 поделил судьбу вторых легких бомбардировщиков 30-х годов и к 1943 году практически провалился сквозь землю с фронтов.

Однако, развивая казалось бы бесперспективную концепцию легкого бомбардировщика, экспертам Mitsubishi нежданно удалось создать весьма успешную конструкцию легкого штурмовика. Тот же конструкторский коллектив, создавший бомбардировщик Ki-30, из инженеров Кавано, Мизуно и Оки (Kawano, Mizuno, Okhi), попытались сохранить преимущества предшественника – манёвренность и хорошую скорость и в той либо другой степени минимизировать недочёты – невозможность и неудовлетворительную живучесть пикировать.

В следствии показался совсем новый класс, обозначенный в японской военном авиации как «Shugekiki/Gunteisatsuki» – разведчик-штурмовик, представленный маленьким одномоторным самолетом Тип 99 Ki-51.

Штурмовик Mitsubishi Тип 99 Ki-51 “Sonya”

Самолет сохранил от предшественника неубирающееся шасси в обтекателях. Наступательное оружие было пара усилено до двух 7.7-мм пулеметов Тип 89 в консолях крыла, не считая оборонительного пулемета Te-4 того же калибра.

От закрытого бомбоотсека отказались в пользу внешних подвесок, справедливо посчитав, что для яркой помощи собственных армий выгодно иметь комплект из небольших бомб, чем одну-две крупнокалиберные, а на внешней подвеске комбинировать разный состав бомб значительно эргономичнее. Штурмовик, взявший у союзников кодовое обозначение “Sonya”, был отлично забронирован, имел протектированные баки и, в отличие от большинства японских самолетов 2-й Всемирный, владел хорошей живучестью.

Ki-51 строился громадными сериями и был весьма популярен и среди экипажей, и среди наземных частей. Довольно часто эти автомобили сводили в отдельные свободные эскадрильи и подчиняли наземным армиям.

Штурмовики “Sonya” имели возможность подолгу «висеть» в воздухе, оказывая помощь пехотным и танковым частям японской армии. Главной «территорией ответственности» для них были бескрайние просторы Китая и Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана они практически не использовались.

Из-за труднопроходимых джунглей, над которыми приходилось, по большей части, трудиться японским штурмовикам, танки соперника были редки, целями для них являлись артиллерийские и минометные расчеты, транспортные колонны и пехота союзников. Это предопределило легкое оружие Ki-51, не смотря на то, что на последних сериях крыльевые пулеметы Тип 89 время от времени заменялись на крупнокалиберные Но-103.

Во второй половине войны эксперты компании Mitsubishi предприняли попытку улучшить динамические качества устаревающего штурмовика, создав улучшенную версию его с убирающимся шасси. Проект взял обозначение Ki-71, но до воплощения дело не дошло, концепция себя исчерпала.

Так же как и штурмовик Мицубиси Ki-51, использовался легкий многоцелевой самолет компании Тачикава Ki-36. Вооруженный единственным курсовым пулеметом Тип 89 и десятком легких противопехотных бомб, он хорошо действовал в Китае по пехотным колоннам, но, само собой, противостоять прикрытой с воздуха и прекрасно эшелонированной ПВО союзников на Тихом океане он уже не имел возможности.

Тип и Лёгкий штурмовик 98 Ki-36 "Ida”

Борьба с немногочисленной военной техникой союзников в Юго-Восточной Азии ложилась в первую очередь на плечи наземных японских армий, но помощь с воздуха ни при каких обстоятельствах не была лишней. Традиционно легкое стрелковое оружие японской военном авиации в начальный период войны не разрешало японской авиации сколь-нибудь без шуток рассчитывать на успех в противотанковой роли.

Но среди военных самолетов японской авиации выделялся продукт компании Kawasaki – двухмоторный многоцелевой истребитель Ki-45 “Toryu”, что в отличие от своих одномоторных сотрудников имел на вооружении кроме пары носовых 12.7-мм пулеметов Но-103 еще и 20-мм пушку Но-3, расположенную под носовой частью фюзеляжа.

Тяжелый многоцелевой истребитель Kawasaki Ki-45 Kai-a “Toryu” либо “Nick” по западной идентификационной совокупности.

Внизу: 20-мм пушка Ho-3 в подфюзеляжной нише

Низкая скорострельность этого орудия не разрешала стать ему действенным средством для воздушного боя, но ввиду того, что эта пушка являлась несложной модификацией замечательного противотанкового ружья Тип 97, она владела потрясающей мощным снарядом и баллистикой, что со своей стороны разрешало применять ее для успешных атак вражеской военной техники. Само собой разумеется, танки «Матильда» либо «Шерман» были ей не по зубам, но с легкими «Стюартами», составлявшими львиную долю танковых подразделений союзников в начале войны, она расправлялась в полной мере с уверенностью. Так, истребитель Ki-45 KAI-a (довольно часто видится обозначение Ki-45 KAI-Koh) стал первым и, по сути, единственным противотанковым штурмовиком японской армии.

Kawasaki Ki-45 Kai-b “Toryu”. Под фюзеляжем видна 37-мм пушка Тип 94

Потребность борьбы с катерами и кораблями союзников вынудила инженеров Kawasaki усилить оружие Toryu. Вместо 20-мм пушки Но-3 в том же месте разместили пехотную 37-мм пушку Тип 94. Заряжаемое вручную орудие не смотря на то, что и смотрелось солидно, но было не более, чем импровизацией.

Маленькая серия штурмовиков Ki-45 KAI-b (либо Ki-45 KAI-Otsu) была выпущена, но, предполагаясь в основном, для борьбы с американскими бомбардировщиками, ничем себя очень не показала.

Намного более предпочтительно смотрелась модификация Ki-45 KAI-с, которая кроме этого время от времени обозначается Ki-45 KAI-Нei. В состав её наступательного оружия входила автоматическая пушка Но-203 калибра 37 мм и пара 20-мм Но-5. Но показался данный вариант уже в середине войны, в то время, когда сам самолет уже в основном устарел, да и в небе над Негромким океаном всецело господствовала авиация союзников, так что показать себя как штурмовик ему не довелось, но отыскал себя в качестве весьма действенного средства борьбы с американскими Сверхкрепостями в ПВО метрополии.

Cледует подчернуть, что на Ki-45 устанавливали самое разное стрелковое оружие в различных комбинациях. Выпускались варианты с 40-мм пушкой Но-301, планировался кроме того вариант с 75-мм зенитным орудием Тип 88. В отличие от большей части японской авиации Ki-45 имел кое-какую бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, но с потерей господства в воздухе эта защита ни в коей мере не выручала эти самолеты ни от огня зенитной артиллерии, ни от истребителей союзников.

Вторым проектом противокорабельного штурмовика компании Kawasaki явился проект Ki-102b – двухмоторная двухместная машина с хорошей бронезащитой, явившаяся плодом долгих метаний технического отдела Koku Hombu между потребностями в тяжелом истребителе-штурмовике и перехватчике. Спецификация на разработку самолета изменялась пара раз, уже готовые автомобили в одно- и двухместном варианте отметались, оставаясь в виде прототипов, пара раз изменялась сама концепция самолета.

И только долготерпение и талант конструкторов Kawasaki разрешили воплотить в металл идеи военных теоретиков от авиации. Самолет вправду оказался оптимален, методом несложных модернизаций он имел возможность делать функции и штурмовика и тяжёлого перехватчика. Наряду с этим был хорошо забронирован, само собой разумеется, по японским меркам. Девятью бронеплитами толщиной от 8 до 12 мм были защищены кабина экипажа, отсек оружия и, частично, бензобаки.

Неспециализированная масса брони составляла около 200 кг.

Противокорабельный штурмовик Kawasaki Тип 4 Ki-102b “Randy”.

Базисная модификация – с короткоствольной 57-мм пушкой Но-401

Оружие представлялось весьма замечательным – автоматическая 57-мм пушка Но-401 в носовой части и пара 20-мм пушек Но-5 в дополнение к 500 кг бомб на внешней подвеске. Около 230 автомобилей было выпущено, но в битвах они практически не использовались. Главное назначение их было – борьба с десантными катерами союзников. Исходя из этого Ki-102b, состоявшие на вооружении четырех сентаев армейской авиации, сохраняли в резерве в ожидании боев за Японские острова.

Некое количество Ki-102 были модифицированы в перехватчики с установкой 37-мм пушек Но-204.

Ki-102a – версия перехватчика с длинноствольной 37-мм пушкой Но-204

Экспериментальный истребитель-штурмовик 1-го военного арсенала Rikugun Ki-93.

Под фюзеляжем видна массивная гондола с 57-мм пушкой Но-402, которая по проекту могла быть легко заменена на 75-мм пушку Но-501.

Попытку создания противотанкового штурмовика в самом финише войны предпринял армейский арсенал в городе Тачикава. Итогом послужило создание весьма красивого двухмоторного двухместного самолета Ki-93, оснащенного новейшей 57-мм пушкой Но-402 – намного более замечательным и скорострельным орудием, чем установленная на штурмовике Ki-102b Но-401 того же калибра. Ki-93 совершил только один полет, по окончании чего был стёрт с лица земли на земле авиацией союзников.

Второй экземпляр этого самолета планировалось оснастить 75-мм автоматической пушкой Но-501. Но взлететь данный штурмовик уже опоздал. Американцы перевезли его в Соединенных Штатах, где следы его потерялись во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Кроме того если бы Ki-102 и Ki-93 были выстроены сколь-нибудь значительной серией и были бы применены по прямому назначению, маловероятно, дабы они имели возможность как-то показать себя в условиях глобального численного превосходства союзников.

Кроме этого увлекателен еще один проект штурмового самолета, в этом случае японского флота – «противоаэродромного» штурмовика. В самом финише войны авиация флота Японии планировала диверсионную операцию против американских аэропортов на Окинаве, где базировались бомбардировщики В-29, опустошавшие Японию весной-летом 1945 года.

Морской пикирующий бомбардировщик Kugisho P1Y “Ginga”. На фотографии базисный вариант бомбардировщика. Фотографий штурмовых предположений не сохранилось.

Главной ударной силой должен был явиться воздушный десант морской пехоты, а помощь им должны были оказать намерено модифицированные двухмоторные пикирующие бомбардировщики P1Y “Ginga”, созданные в арсенале флота Kugisho в городе Йокосука. В бомбоотсеке бомбардировщика были установлены аж 17 20-мм пушек Тип 99. Двенадцать из них были направлены под углом вперед-вниз, пять – назад-вниз.

Еще две пушки были установлены на турелях в носовой и кормовой установке. Всего были подготовлены тридцать таких импровизированных штурмовиков. Большинство из них была стёрта с лица земли на аэропорте американской авиацией еще на стадии планирования операции.

Оставшиеся были зарезервированы для штурмовки десантных судов союзников в ожидании высадки на Японские острова. Само собой очевидно, что до применения дело не дошло. Но нужно полагать, при применения таких штурмовиков с бреющего полета против стоянок американских бомбардировщиков воздействие их было бы воистину убойным.

Помимо этого, в той либо другой степени к штурмовой авиации Японии возможно отнести последовательность импровизированных модификаций на базе серийных моделей самолетов разного назначения, показавшихся в самом финише войны и бессчётные проекты самолетов для «Особых атак» смертников. Но это пара выходит за рамки хорошего штурмового самолета.

Классический экскурс в историю реактивных снарядов вынесен ранее в отдельную статью http://alternathistory.com/yaponskie-aviatsionnye-reaktivnye-snaryady

Бомбардировщики и штурмовики Второй Мировой войны 1/4

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: