Цвета военного неба: «метеоры», прилетевшие с запада

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «метеоры», прилетевшие с запада отключены

Во время второй мировой абсолютным фаворитом в боевом применении и разработке реактивных самолётов была Германия, но по другую сторону фронта также старались не отставать. Дебют реактивных истребителей антигитлеровской коалиции в битвах вышел менее броским, но им и их модификациям были суждены продолжительные десятилетия активной работы. Как смотрелись первые боевые самолёты союзников «с дыркой вместо пропеллера»?

Реактивным первенцем государств антигитлеровской коалиции стал английский «Глостер» «Пионер», в первый раз вставший в небо в мае 1941 года. Это была экспериментальная машина без надежды на боевое использование, и более чем за год до этого момента конструкторы начали работу над полноценным истребителем с двумя реактивными двигателями, а в ноябре 1940 года, по окончании знакомства с эскизным проектом, министерство авиационной индустрии оформило соответствующую ему спецификацию F.9/40.

В феврале 1941 года компания «Глостер» взяла договор на производство 12 прототипов, а в июне был выдан заказ на 300 серийных автомобилей. Первым именем, под которым самолёт проходил в документах, стало «Тандерболт», но в первой половине 40-ых годов XX века официально утвердили второе наименование — «Метеор». В последних числах Июня первый прототип начал пробежки, но для полётов тяга двигателей была недостаточной, и это событие чуть не поставило крест на всей программе.

Положение спасла замена двигателей, и 5 марта 1943 года второй прототип с другими двигателями в первый раз поднялся в воздух.

В строю Королевских ВВС

В RAF автомобили были поставлены во время с февраля по сентябрь 1944 года. Первые 20 серийных «Метеоров» относились к модификации Mk.I, остальные самолёты первого договора выпускались уже как улучшенная модель Mk.III. самоё заметным внешним отличием Mk.III от Mk.I был новый фонарь кабины, при проектировании которого конструкторы подсмотрели последовательность идей на трофейном Fw 190.

Внутренних отличий было больше, и основное из них — замена двигателей на более замечательные «Дервенты», но на первых 15 экземплярах было нужно покинуть ветхие «Уэлланды». Прототип будущего Mk.III поднялся в воздух в апреле 1944 года, первый серийный — в первых числах Сентября, и в том же месяце начались поставки в RAF.

В марте 1944 года для освоения реактивной техники в составе RAE (аналогом которого был отечественный ЦАГИ) был создано особое подразделение, в мае выделенное в отдельную часть, названную «Флайтом Т», либо «Тактическим флайтом».

Цвета военного неба: «метеоры», прилетевшие с запада
Процесс нанесения бортовых кодов на один из первых «Метеоров» 616-й эскадрильи

В апреле была выбрана 616-я эскадрилья, которой предстояло первой пройти перевооружение на «Метеоры», сражавшаяся тогда под руководством сквадрон-фаворита Лесли Уоттса (Leslie W.Watts) на высотных истребителях «Спитфайр» Mk.VII. В частях британской «многомоторной» авиации, а также истребительной, действовало штатное расписание с увеличением на одну ступень званий всех командных должностей, и в июне Уоттс был понижен до начальника флайта. Новым комэском стал винг-коммандер Эндрю МакДауолл (Andrew McDowall) — ас Битвы за Британию, в 1943–1944 годах являвшийся испытателем на компании «Глостер» и прекрасно привычный с «Метеором».

Первые лётчики эскадрильи проходили переучивание во «Флайте Т», но главная масса пилотов начала переподготовку лишь по окончании передачи 21 июля 616-й эскадрилье первой пары «Метеоров», рассматривавшихся только как тренировочные и нёсших жёлтую окраску нижних поверхностей. Первый боевой аппарат был взят два дня спустя, и тогда же для ускорения дела в эскадрилью влили и «Флайт Т». Его начальник Хью Уилсон (Hugh J. Wilson) стал сверхштатным винг-коммандером части.

Против германского «чудо-оружия»

«Метеор» Mk.I продемонстрировал себя не через чур выдающимся истребителем. Он владел средней управляемостью, через чур малой длительностью полёта и очень сильно уступал поршневым соперникам в скороподъёмности. Со всем этим легко возможно было бы согласиться для превосходства в скорости, но в действительности оно выяснилось не таким уж громадным, в особенности на громадных и средних высотах.

Лишь на малых высотах реактивный самолёт продемонстрировал преимущество перед «Спитфайрами» и «Темпестами» — это и выяснило его нишу: перехватчик ближнего радиуса действия со специализацией на низколетящих целях: истребителях-бомбардировщиках и «летающих бомбах».

Исходя из этого, в то время, когда 27 июля первый флайт из четырёх «Метеоров» был признан боеготовым, его срочно привлекли к «антидайверскому» патрулированию. Методика действий была та же, что и для поршневых истребителей, лишь для того чтобы долгого пикирования для разгона перед атакой не требовалось и благодаря размещению пушек в носу самолёта, а не крыльях было больше свободы с выбором расстояния ведения огня.

«Метеор» Mk.I 616-й эскадрильи, Манстон, финиш 1944 года.

Самолёт уже не считается совсем тайным и не требует постоянной охраны. А 29 августа именно на нем флайт-лейтенант Бэрри выполнил последний боевой вылет в летней «антидайверской» кампании 1944 года

Первый британский «реактивный» боевой вылет довелось совершить флаинг-офицеру Уильяму МакКензи (William H.McKenzie), он взлетел в 14:30 27 июля и более получаса кружил у Ашфорда, так и не встретив ни одной «Фау». Вечером того же дня на патрулирование летали оба винг-коммандера части и два рядовых лётчика, но и они соперника не встретили.

Позже был пятидневный паузу из-за нехорошей погоды, и боевые вылеты возобновились 2 августа. Днём позднее было отмечено первое в истории боестолкновение двух реактивных летательных аппаратов: в наступление отправился флайт-лейтенант Майкл Грейвз (Michael A. Graves). Он выпустил за две секунды 100 снарядов с дистанции 400–500 ярдов, но промахнулся.

Лётчик уже подготовился ко второй атаке, в то время, когда перед его носом из пикирования вышел «Мустанг», скоро расстрелявший «бомбу».

На протяжении вечернего патрулирования 4 августа флаинг-офицер Томас Дин (Thomas D. Dean) увидел в 2,5 мили от себя «Фау» и начал преследование. Скоро нагнав цель, он забрал её в прицел и надавил на гашетку, но… пушки молчали. Постоянные отказы оружия были одной из «детских заболеваний» ранних «Метеоров», исходя из этого у лётчика был уже заготовлен «замысел Б». Продолжив сближение, он уравнял скорости с «бомбой» и, бережно подцепив её крыло своим, резким перемещением опрокинул на пояснице.

Утративший управление самолёт-боеприпас упал у Тонбриджа. Практически 10 мин. спустя ещё одну «Фау» расстрелял пушечным огнём флаинг-офицер Роджер (J.K. Rodger), охранявший в том же районе.

616-я эскадрилья в ходе перевооружения с Mk.I на Mk.III, Манстон, зима 1944–45 годов

К 7 августа в 616-й эскадрилье было уже 12 боевых «Метеоров». До боеготовности был доведён второй реактивный флайт, не смотря на то, что нельзя сказать, дабы это событие очень сильно поменяло обстановку.

В первую очередь переучивания на реактивную технику 616-я не прекращала боевых вылетов на «Спитфайрах», по большей части охотясь за неприятельским судоходством (не смотря на то, что их Mk.VII изначально для этого и не предназначались) и летая на разведку погоды. К борьбе с «Фау» их не завлекали по обстоятельству избыточной высотности самолётов. Неспешно число поршневых истребителей уменьшалось, и 14 августа последние из них передали в другие части.

В части остались лишь 14 «Метеоров».

На следующий сутки эскадрилья понесла первую «реактивную» утрату: при перелёте с главной базы в Манстоне на сравнительно не так давно назначенный «аэропорт подскока» в Хай-Холдене, где 616-я сейчас всегда держала в боеготовности несколько истребителей, юный лётчик заблудился. Он погиб в трагедии при посадке на незнакомой ему площадке в том же районе.

«Метеор» Mk.III с двигателями «Уэлланд», начало 1945 года

Громаднейшего успеха реактивные истребители добились во второй половине месяца, в то время, когда и летать стали чаще, и обстоятельство отказов оружия нашли: она заключалась в неудачной форме каналов гильзоотвода. Увы, по соотношению числа боевых вылетов к числу побед эффективность действий «Метеоров» оказалась многократно ниже, чем у «Темпестов» и «Спитфайров» Mk.XIV, что прежде всего разъясняется отличием во времени патрулирования. В то время, когда же дело доходило конкретно до перехвата, шансы реактивных самолётов были выше из-за отличия в скоростях.

Последние «антидайверские» патрулирования 616-я выполнила 29 августа, и в одном из них флаинг-офицер Хью Миллер (Hugh Miller) одержал последнюю воздушную победу части. Всего за месяц с маленьким английские реактивные истребители совершили 265 боевых вылетов и одержали 14 подтверждённых воздушных побед, а также две совместно с поршневыми истребителями, и повредили ещё три самолёта-боеприпаса. Самым результативным пилотом стал флаинг-офицер Дин, сбивший три «Фау», на втором месте был флаинг-офицер Гордон Хобсон (Gordon N. Hobson) с одной личной победой и двумя в паре.

1 сентября обстрел Лондона крылатыми ракетами наземного базирования закончился, но истребители ещё некое время продолжали патрульные полёты, пока не стало ясно, что угроза миновала. Затем 616-я эскадрилья возвратилась к отработке и тренировкам групповых действий.

Строевые «Метеоры» несли обычный камуфляж дневных истребителей из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних. Все обозначения кроме этого стандартны для истребителей. В тот период на самолётах западноевропейского ТВД ещё употреблялись «полосы вторжения», но на реактивной технике их ни при каких обстоятельствах не было.

Литера G в серийном номере означала необходимость и секретность аппарата выставлять вооружённую охрану на его стоянках — Цвета армейского неба: «Метеоры», прилетевшие с запада | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-meteori-priletevshie-s-zapada_4.jpg">
Meteor Mk.I (серийный номер EE222), что в августе 1944 года был персональным самолётом эскадрильи 616-и командира RAF винг-коммандера Эндрю МакДауолла.

На протяжении патрулирования 29 августа лётчик не уследил за расходом горючего и совершил вынужденную посадку на поле южнее Манстона. Сам он наряду с этим отделался лишь царапинами и синяками, а машину списали. Строевые «Метеоры» несли обычный камуфляж дневных истребителей из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних. Все обозначения кроме этого стандартны для истребителей.

В тот период на самолётах западноевропейского ТВД ещё употреблялись «полосы вторжения», но на реактивной технике их ни при каких обстоятельствах не было. Литера G в серийном номере означала необходимость и секретность аппарата выставлять вооружённую охрану на его стоянках

10 октября группа из четырёх «Метеоров» перелетела на базу 4-й американской истребительной группы в Дебдене и в качестве «агрессоров» участвовала в трёхдневных интенсивных учениях, играя роль германских Ме 262. Эти учебные воздушные битвы сыграли ключевую роль в отработке тактики противодействия реактивным самолётам люфтваффе.

В декабре — январе в эскадрилье прошла замена самолётов модификации Mk.I на Mk.III первой партии. Скоростные характеристики самолёта не улучшились, но количество баков, а с ним и длительность полёта, возросли на 2/3. В один момент введение и усиление планёра тормозных щитков сделали атаки и пикирование наземных целей более надёжными.

На континент!

17 января эскадрилья перебазировалась на запад, на собственную новую постоянную базу в Колерне, а три дня спустя в Бельгию была послана маленькая несколько наземного персонала для обеспечения базирования детачмента на одном из фронтовых аэропортов 2-х Тактических ВВС. При принятии этого ответа декларировалось намерение применять «Метеоры» в борьбе с реактивными «Мессершмиттами» и «Арадо». На деле руководство сделало всё, дабы этого не случилось, начиная с выбора далёкого от фронта аэропорта Мельсбрук под Брюсселем и заканчивая подчинением детачмента 139-му (бомбардировочному) авиакрылу и запретом на пересечение линии фронта для сохранения секретности самолёта.

Подготовка к полёту одной из «белых птиц Мельсбрука»

Руководил детачментом начальник эскадрильи. С собой он забрал одного из флайт-коммандеров и двух умелых рядовых пилотов, и 4 февраля четвёрка белых двухмоторников перелетела из Колерна в Бельгию с дозаправкой в Манстоне. У штаба бомбардировочного крыла «Митчеллов» не было никаких подходящих заданий для истребителей-перехватчиков, исходя из этого те летали лишь для демонстрации и «тренировки себя» расчётам и постам наблюдения зенитных орудий.

В Колерне тем временем с 13 февраля наконец начали приобретать «полноценно-боевые» самолёты с двигателями «Дервент», а на первые числа марта запланировали перебазирование на континент всей эскадрильи. 27 февраля наземный эшелон части был морем послан в Остенде, но по прибытии в порт назначения ему запретили затевать разгрузку, а позже пришёл приказ на возвращение в перебазирование и Англию на аэропорт Эндрюс-Филд в Эссексе, куда 28 февраля перелетел и воздушный эшелон.

Незакрашенными оставались лишь цифры и опознавательные знаки серийного номера, а личную букву позже заново нанесли поверх белой створки носовой стойки шасси. Белая краска была смываемой, а потому нестойкой к внешним действиям: весьма скоро автомобили купили «обшарпанный вид», и весной остатки белого покрытия смыли — Цвета армейского неба: «Метеоры», прилетевшие с запада | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-meteori-priletevshie-s-zapada_6.jpg">

Meteor Mk.III (серийный номер EE239) с двигателями «Уэлланд» из состава «бельгийского» детачмента 616-й эскадрильи, на котором в феврале — марте 1945 года летал с аэропорта Мельсбрук сквадрон фаворит Деннис Бэрри (Dennis A. Barry), занимавший в эскадрилье должность флайт-коммандера. Перед перелётом на континент все четыре «Метеора» детачмента были полностью выкрашены в белый цвет, предназначавшийся прежде всего чтобы их не путали с камуфлированными в чёрные цвета германскими реактивными самолётами. Незакрашенными оставались лишь цифры и опознавательные знаки серийного номера, а личную букву позже заново нанесли поверх белой створки носовой стойки шасси. Белая краска была смываемой, а потому нестойкой к внешним действиям: весьма скоро автомобили купили «обшарпанный вид», и весной остатки белого покрытия смыли

Обстоятельством смены замыслов стали эти разведки о появлении у соперника крылатых ракет постройке и повышенной дальности на побережье Голландии пусковых установок, нацеленных на Англию. Обстрел начался 3 марта, но его опасность и масштабы были существенно ниже ожидаемого, а в последних числах месяца наступление союзных армий совсем ликвидировало угрозу.

Лётчики 616-й эскадрильи за время данной кампании успели совершить всего 15 боевых вылетов, и только в одном из них истребитель навели на на «бомбу». Она была через чур на большом растоянии, и перехват не состоялся.

«Бельгийский» детачмент тем временем продолжал «рекламно-тренировочные» полёты, не через чур нередкие по обстоятельству нехорошей погоды и проблем с обслуживанием техники далеко от главной базы. Ещё 28 февраля в новостях BBC была озвучена очевидно преждевременная информация о том, что британские реактивные истребители сейчас участвуют в битвах с люфтваффе, и через некое время немцы смогли установить их аэропорт базирования.

Самолёт «бельгийского» детачмента 616-й эскадрильи в полёте. Временная белая краска местами уже облезла

19 марта по Мельсбруку отбомбилась пара реактивных бомбардировщиков, положив часть бомб в близи от одного из двух ангаров детачмента. Один «Метеор» взял маленькие повреждения, а среди личного состава утрат не было. По германским данным, в этом рейде принимали участие три Ar 234 из эскадрильи 6./KG 76, а их пилоты отчитались об обнаружении «десяти экспериментальных истребителей».

29 марта детачмент был переведён в Голландию, на авиабазу Гилзе-Рейен и подчинён наконец штабу 135-го истребительного авиакрыла. На следующий сутки В том же направлении прибыл наземный эшелон эскадрильи, а 31 марта перелетели 17 «Метеоров» (все с двигателями «Дервент», причём кое-какие из них были не новыми самолётами, а «перемоторенными» Mk.III первой партии). Ещё одна машина была неисправной и осталась в Англии.

Единственной задачей для 616-й в составе 2-х Тактических ВВС в то время было постоянное дежурство пары истребителей для прикрытия района базирования, и 3 апреля в 16:50 пара флайт-лейтенанта Майкла Купера (Michael H.F. Cooper) и флаинг-офицера Дина поднялась на перехват неопознанной цели, летящей на высоте 15 тысяч футов. Данный «призрак» был одним из собственных самолётов, но первый боевой вылет фронтового реактивного истребителя союзников был зафиксирован.

«Метеор» Mk.III в Неймегене, апрель 1945 года

9 апреля «Метеоры» опять подняли по тревоге, но в тот момент полоса была загромождена вторыми самолётами. Лётчики взлетели с опозданием и уже не имели шансов перехватить одиночную неприятельскую машину, летевшую на высоте 30 тысяч футов с на большом растоянии видимым инверсионным следом. Возможно, это был Ar 234.

13 апреля эскадрилья перебазировалась в Неймеген за остальными частями 135-го крыла, 16 апреля она была наконец допущена до полётов над неприятельской территорией. Днём позднее флайт-лейтенант Купер поразил первый «механизированный вражеский транспорт», открыв сезон активной охоты реактивных истребителей за авто- и военную технику соперника. Последний боевой вылет во Второй мировой «Метеоры» выполнили 4 мая, успев к тому времени записать на собственный счет 42 стёртые с лица земли и 144 повреждённые единицы техники, и два стёртых с лица земли и один повреждённый паровоз.

Было и пара рейдов на аэропорты, на протяжении которых лётчики стёрли с лица земли четыре самолёта и три повредили. Один из этих самолётов, «Шторх» Fi 156, был подловлен флайт-лейтенантом Энтони Дженнингсом (Anthony G.P. Jennings) при заходе на посадку и имел шансы стать единственной воздушной победой эскадрильи на континенте.

Увы, пилот успел посадить лёгкую машину практически за пара мгновений перед тем, как её прошили пушечные очереди.

Meteor Mk.III (серийный номер EE247) с двигателями «Дервент», c апреля по август 1945 года употреблявшийся 616-й эскадрильей на авиабазах в Германии и Голландии

Боевых утрат эскадрилья не имела, если не считать два самолёта, повреждённые зенитным огнём на протяжении штурмовки аэропорта Нордхольц 24 апреля. Но 29 апреля сквадрон-фаворит Уоттс на протяжении боевого вылета столкнулся в тучах со своим ведомым, и оба лётчика погибли.

2 мая из вторых эскадрилий 2-х Тактических в 616-ю эскадрилью перевели двух пилотов: винг-коммандера Уоррена Шрадера (Warren E. Schrader) вместо закончившего «боевой тур» МакДауолла, и нового флайт-коммандера вместо погибшего.

Новый комэск пересел на реактивный истребитель практически без обучения и уже через день после прибытия в часть одержал три «наземные» победы на протяжении рейда на Шёнберг, став лучшим асом «Метеора» Mk.III. 4 мая в очередном боевом вылете практически сразу после взлёта случился одновременный отказ обоих двигателей, но он сумел развернуться и благополучно посадить машину.

Взлетает пара «Метеоров» 616-й эскадрильи, Неймеген, апрель 1945 года

С прогрессом в выпуске модификации Mk.III началась подготовка к перевооружению ещё двух эскадрилий: 504-й и 74-й, вести войну на «Спитфайрах» Mk.IX и Mk.XVI. Первая из них была переведена в Колерн 28 марта и в апреле взяла набор «Метеоров», а вторая прибыла для перевооружения уже по окончании окончания войны в Европе. Исходя из этого 616-я эскадрилья так и осталась единственной вести войну «реактивной» эскадрильей союзников.

Не только англичане

«Метеоры» были не единственными реактивными самолётами союзников, выпускавшимися серийно во время второй мировой. В Англии был ещё «Де Хэвилленд» «Вампир», первый серийный экземпляр которого взлетел в апреле 1945 года, а в Соединенных Штатах было сходу три серийных типа.

Малой серией был выпущен «Белл» P-59 «Эйркомет», но его лётные эти были через чур низкими, и истребитель употреблялся лишь как тренировочный. Палубный истребитель с комбинированной силовой установкой (раздельные поршневой и реактивный двигатели) «Райан» FR-1 «Файрбол» не только выпускался серийно, но и успел в марте 1945 года попасть на вооружение истребительной эскадрильи VF-66, но до операционной готовности эта часть до конца войны так и не была доведена.

Пара «Шутинг Старов» на фоне Везувия, начало 1945 года

Самым известным и наиболее совершенным американским реактивный истребителем того периода, непременно, был «Локхид» P-80 «Шутинг Стар», названный в честь того же астрономического явления, что и британский «Метеор», лишь в более широкой трактовке. Первый прототип XP-80 начал лётные опробования в январе 1944 года, первый предсерийный YP-80A взлетел в сентябре, а в марте 1945 года начались поставки самолётов главной серии P-80A. Поступление в строевые части ожидалось в последних месяцах года, а вступление в бой — разве что под конец гипотетической кампании 1946 года.

Руководство USAAF, но, не желало ожидать и хотело если не применить данный истребитель в битвах против германских «реактивов», то хотя бы показать собственным войскам и союзникам наличие подобного по качествам боевого самолёта. 13 ноября 1944 года был дан зелёный свет «Проекту Экстраверсия».

Данный замысел предполагал отправку на европейский и средиземноморский театры боевых действий по паре YP-80. Первой отгрузили «европейскую» несколько, доставленную в Британию 30 декабря. Один из этих самолётов был потерян в трагедии в последних числах Января, а второй испытывался сперва американскими, а позже британскими лётчиками, но на фронт его отправлять не планировали.

Первое время по окончании прибытия в Италию оба самолёта сохраняли заводскую окраску, различаясь лишь цифрами серийного номера, но к концу марта взяли фальшивые тактические обозначения. Красный полосатый хвост и нос играли роль обозначений группы, а цвет полос на фюзеляже и законцовках крыльев — эскадрильи.

Так как номера на хвосте были закрашены, то вместо них автомобили взяли личные кодовые буквы «А» и «В» — Цвета армейского неба: «Метеоры», прилетевшие с запада | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-meteori-priletevshie-s-zapada_12.jpg">
YP-80A (серийный номер 44–83029) из состава экспедиционного подразделения испытательного центра авиабазы Райт, известного на жаргоне лётчиков итальянского фронта как «33-е ВВС», аэропорт Лезина, район Фоджи, март — май 1945 года.

Главным преимуществом реактивных истребителей была высокая скорость, и, дабы не терять её напрасно, поверхность обшивки предсерийных и серийных «Шутинг Старов» шпаклевалась, полировалась и окрашивалась светло-серой краской Light Grey 602, известной как «Жемчужная серая». Первое время по окончании прибытия в Италию оба самолёта сохраняли заводскую окраску, различаясь лишь цифрами серийного номера, но к концу марта взяли фальшивые тактические обозначения. Красный полосатый хвост и нос играли роль обозначений группы, а цвет полос на фюзеляже и законцовках крыльев — эскадрильи. Так как номера на хвосте были закрашены, то вместо них автомобили взяли личные кодовые буквы «А» и «В»

Вторая пара истребителей в последних числах Января была доставлена в Италию и собрана на аэропорте Лезина, скоро приступив к полётам. О них фактически ничего не известно, помимо этого, что в них принимали участие не только прибывшие вместе с автомобилями лётчики-испытатели с авиабазы Райт-Филд, но и кое-какие строевые пилоты из состава 1-й истребительной группы, которая перебазировалась в Лезине в середине марта.

Кроме этого как мы знаем, что весной 1945 года было выполнено некое количество боевых вылетов, в двух из которых принимал участие офицер 1 FG майор Эдуард ЛаКлэр (Edward F. LaClare). Район базирования «итальянских» P-80 находился в зоне действия германских реактивных «Арадо», и это событие, разумеется, и выяснило их допуск к боевым заданиям. Но разрешения на пересечение линии фронта лётчикам не давали, и они имели возможность делать лишь патрулирования и полёты на перехват.

Как известно, за всё время первые боевые американские «реактивы» ни разу не встретили настоящего воздушного соперника.

Полоса препятствий для военного пятиборья в Бразильской армии

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: