Птенцы орлицы

      Комментарии к записи Птенцы орлицы отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 100 лет назад произошло боевое крещение русском военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линейный корабль "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" создавали обстрел германских батарей береговой обороны у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".

Приблизительно в 9 часов утра три германских поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн постарались нанести бомбовый удар по судам.

Сейчас над эскадрой охранял М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова.

При появлении над горизонтом вражеских автомобилей на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не ждя, в то время, когда они соберут высоту, в одиночку вступил в бой, дабы помешать немцам прицельно скинуть бомбы. В этом неравном бою отечественный экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и скоро затонул.

Но вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "ужасным" бортовым номером 666.

Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими судами и был пленен.

Еще два вражеских гидроплана взяли повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к собственному берегу. Но в перечнях германских утрат они не значатся, разумеется, им удалось удачно приводниться. В следствии боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в суда не попала, но данный успех был омрачен смертью двух русских авиаторов.

Кстити, с этим воздушным боем связан достаточно нелепый казус. Во второй половине 90-ых годов XX века тогдашний глава МинОбороны Игорь Родионов, перепутав ветхий стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было заявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Но 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по ветхому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня.

Так, из-за безграмотности либо его референтов и халатности Родионова праздник был "отодвинутым" на 13 дней от настоящей датировки события. Страно, но эта неточность до сих пор не исправлена.

Птенцы орлицы

аэротранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Данный авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Кроме самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, исходя из этого время от времени его именовали "гидрокрейсером".

"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позднее замененные на М-9.

Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет "Льюис" пехотного примера.

М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим".

Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.

"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.

Еще один участник боя — летающая лодка "Бранденбург" FB.

источник: http://vikond65.livejournal.com/502590.html

Орлица кормит птенцов рыбой

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: