Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 100 лет назад произошло боевое крещение русском военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линейный корабль "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" создавали обстрел германских батарей береговой обороны у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".
Приблизительно в 9 часов утра три германских поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн постарались нанести бомбовый удар по судам.
Сейчас над эскадрой охранял М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова.
При появлении над горизонтом вражеских автомобилей на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не ждя, в то время, когда они соберут высоту, в одиночку вступил в бой, дабы помешать немцам прицельно скинуть бомбы. В этом неравном бою отечественный экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и скоро затонул.
Но вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "ужасным" бортовым номером 666.
Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими судами и был пленен.
Еще два вражеских гидроплана взяли повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к собственному берегу. Но в перечнях германских утрат они не значатся, разумеется, им удалось удачно приводниться. В следствии боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в суда не попала, но данный успех был омрачен смертью двух русских авиаторов.
Кстити, с этим воздушным боем связан достаточно нелепый казус. Во второй половине 90-ых годов XX века тогдашний глава МинОбороны Игорь Родионов, перепутав ветхий стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было заявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Но 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по ветхому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня.
Так, из-за безграмотности либо его референтов и халатности Родионова праздник был "отодвинутым" на 13 дней от настоящей датировки события. Страно, но эта неточность до сих пор не исправлена.
аэротранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Данный авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Кроме самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, исходя из этого время от времени его именовали "гидрокрейсером".
"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позднее замененные на М-9.
Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет "Льюис" пехотного примера.
М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим".
Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.
"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.
Еще один участник боя — летающая лодка "Бранденбург" FB.
источник: http://vikond65.livejournal.com/502590.html
Орлица кормит птенцов рыбой
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1928 г. Неудача в создании разведчика открытого моря РОМ-1 не остановила творческий коллектив ОМОС от…
-
Проект противолодочной летающей лодки окб бериева. ссср
В первой половине 60-ых годов двадцатого века конструкторское бюро Г. М. Бериева начало работы над новой тяжелой летающей лодкой, предназначенной для…
-
Советская авиация в 1935-1937 годах
Коммунистический народ, удачно сделав собственный первый план на пять лет, добился грандиозных удач во всех областях строительства, в том числе и в деле…
-
Штурмовики люфтваффе. мифы и реальность. часть 1
От редактора: Сравнительно не так давно в книжных магазинах страны показалось очередное переиздание книги Толивера и Констебля об Эрихе Хартманне «352…
-
Не обращая внимания на то, что вместо стратегической наступательной операции всех трех европейских фронтов России (Северного, Западного и Юго-Западного)…
-
Отечественное самолётостроение в годы первой мировой войны
Начало войны с Германией нарушило обычный движение развития русском авиапромышленности. Стала неосуществимой доставка других частей и моторов самолетов…