Проект истребителя acf super mirage. франция. часть 2

      Комментарии к записи Проект истребителя acf super mirage. франция. часть 2 отключены

Часть 1

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи.

Ракета Magic для нового истребителя

Тем временем в один момент с ACF были начаты пара программ создания оружия нового поколения. В области ракетных разработок французская индустрия желала застолбить собственный место. Для задач по завоеванию господства в воздухе компания Matra создала новую ракету средней дальности Super R 530F.

Она должна была заменить ракеты R 530 с радиолокационным наведением (кроме этого изготавливалась модификация с инфракрасной совокупностью наведения) на ракетные боеприпасы с лучшими чертями и бoльшими возможностями для стрельбы, в особенности на громадных высотах. Предварительные изучения начались в первой половине 60-ых годов двадцатого века с проектом R 540. В первой половине 70-ых годов двадцатого века была запущена программа Super 530F.

Компания Electronique Marcel Dassault создала для новой ракеты, поступившей на вооружение в первой половине 80-ых годов двадцатого века, головку самонаведения.

В ближнем бою Super Mirage должен был использовать ракеты Matra R 550 Magic с инфракрасным наведением. Эти ракеты были сопоставимы с американскими ракетами малой дальности Sidewinder, выпускавшимися с 1950-х годов. Magic, адаптированная для ближнего боя, была создана компанией Matra чтобы соперничать с ракетами семейства Sidewinder.

Ракета R 550 Magic была создана на базе изучения опыта военных действий на Ближнем Востоке. Эти ракеты разрешили утверждать о пара большей независимости Франции в области оружий. Первый пуск ракеты Magic прошёл в 1970 году, а на вооружение её приняли в 1975-м.

Стрелковое оружие ACF должно было складываться из двух 30-мм пушек DEFA 553, каковые, не обращая внимания на возрастающую роль ракет, остались на борту в соответствии с уроками боев на Ближнем Востоке.

Последним типом ракет, каковые должен был взять Super Mirage, стал новый для Франции тип оружия: крылатая ракета. Мысль заключалась в замене свободнопадающих ядерных бомб ракетами, дабы самолёт-носитель не пролетал над объектом атаки. Подобные программы существовали в Англии (Blue Steel), США (AGM-28 Hound Dog, AGM-69 SRAM) и СССР (КС-1 «Комета» [AS-1 Kennel] и К-10 [AS-2 Kipper]).

В первой половине семидесятых годов прошлого века в Соединенных Штатах была начата программа Boeing AGM-86 ALCM (Air Launch Cruise Missile – крылатая ракета воздушного базирования), дабы вооружить тяжелые бомбардировщики B-52 и B-1. Первоначально у французского проекта, взявшего обозначение ASMP (Air-Sol moyenne portee – воздух-почва средней дальности), не были полностью выяснены характеристики. Большая дальность была между 80 и 100 км.

Разработка ASMP была заморожена с прекращением программы ACF, после этого возобновлена во второй половине 70-ых годов двадцатого века, и в мае 1986-го ракету приняли на вооружение. Её взяли самолёты Mirage IV и Mirage 2000N.

Компьютер на борту

Во многих отношениях ACF воображал собой прорыв в области боевой авиации. Широкое распространение вычислительной техники от проектирования планера до использования на практике самолёта началось как раз с этого проекта. Руководивший с 1964 года Центром оценки и прогнозирования оружий (Centre de prospective et d evaluation des armees) Гуго де л Этуаль (Hugues de l Estoile) во второй половине 60-ых годов двадцатого века сказал изданию «Air & Cosmos» об этих трансформациях:

«Я уверен, что относительная значимость электронного оборудования (обнаружение, наведение и т.д.) будет намного больше, чем связки планер-двигатель».

Компьютерные разработки в первый раз были использованы при проектировании планера и в аэродинамических расчетах. Они кроме этого употребляются в управлении самолёта при помощи электроприводов.

Это было еще одним революционным опытом в серии, начавшейся самолётом посадки и вертикального взлёта Mirage IIIV и продолжившейся самолётом с изменяемой геометрией крыла Mirage G. В канале управления и путёвого управления интерцепторами Super Mirage должен был взять электроприводы без рычагов и дополнительных систем тяг. Цепи управления горизонтального оперения по крену и тангажу должны были быть смешанными: механическая совокупность была сохранена в качестве резервной.

Компьютерная техника кроме этого должна была занять ответственное место в совокупности оружия с новыми совокупностями отображения информации для штурмана и пилота и со счетно-решающими устройствами для радаров. Громадный диаметр фюзеляжа ACF должен был разрешить разместить радар с антенной диаметром 90 см, что разрешило бы обнаруживать цели на громадной дальности. Дальность обнаружения не имеет прямой зависимости от диаметра антенны, но трудившиеся совместно Thomson-CSF и Electronique Marcel Dassault объявили, что данный показатель составит 100 км – в два раза больше, чем у радара Cyrano IV, установленного на Mirage F1.

ACF выходит из тени

В декабре 1972 года начальником программы ACF стал генерал Клод Григо (General Claude Grigaut), назначенный главой генштаба ВВС. В том же месяце было заявлено о заказе первого прототипа. Поставка второго прототипа ожидалась в ноябре 1974 года.

Теоретически, стадия подготовительного периода разработки должна была включать в себя четыре прототипа и один планер для статических опробований.

В соответствии с приведенному в соглашении графику программы первый полет должен был состояться до 4 октября 1976 года. В октябре 1974 года дата первого полета первого прототипа была назначена на июль 1976 года, второго прототипа – июнь 1977 года. После этого должен был последовать заказ на серию из 100 самолётов с поставкой первой автомобили в 1979 либо 1980 году.

В начале 1973 года двигатель M53 был выбран для оснащения новой версии истребителя Mirage F1. Компания Dassault представила линейку экспортных истребителей, оснащенных этим двигателем. С новыми двигателем и системами вооружения M53 истребитель Mirage F1E (Е – от Europe) участвовал в натовском конкурсе на новый «обычный» истребитель вместо Lockheed F-104.

Через чур дорогой, программа под вопросом

Однако, программа ACF скоро столкнулась с рядом неприятностей. Колебания проявились в выборе окончательного варианта комплекса оружий и поставленных перед машиной задач: дать ли приоритет завоеванию господства в воздухе либо ударным задачам с проникновением в глубочайший тыл соперника? Представленная программа потребовала большого количества инвестиций, оценивавшегося в 16 миллиардов франков в течение восьми лет.

На прошедшей в ноябре 1975 года пресс-конференции Марсель Дассо сказал, что при заказанной серии из 100 самолётов цена одной автомобили составит 75 миллионов франков. И это не считая затрат на разработку и исследования. Самолёт должен был стоить как минимум в два раза дороже, чем Mirage F1 (28 миллионов в 1975 году), что ставило под сомнение желание ВВС купить 450 автомобилей данного типа.

Как и при с Mirage G4 RAGEL, французские ВВС снова заключили , что программа была через чур дорогой.

11 октября 1974 года на протяжении собственного выступления перед рабочей группой по национальной обороне палаты парламентариев докладчик господин д Айер (d Aillieres) выделил проблему:

«Денежный замысел отлично говорит о том, что данный самолёт получается весьма дорогим. Цена одного самолёта может составить примерно 80 миллионов франков. Исходя из этого перед нами поднимается неприятность: или запутавшиеся в собственных проблемах ВВС ограничат число заказываемых самолётов, или придется существенно расширить величину бюджетных ассигнований на оборону. Возможно ли вычислять это разумным?»

Пересмотр программы казался неизбежным. Но в ближайшее время у ВВС не было никакой альтернативы. Переломным моментом стала утрата в июне 1975 года «договора века», в борьбе за что Mirage не1меньше проиграл американскому F-16 и был закинут.

Марселю Дассо было нужно пересмотреть собственную идею с полной гаммой истребителей на базе самолётов Super Mirage и Mirage F1E.

В попытке спасти программу ACF промышленность обязалась скоро отыскать ответ, в первую очередь в плане понижения себестоимости. В жертву мог быть принесен двухместный вариант, наряду с этим ВВС при исполнении ударных задач и задач с проникновением в глубочайший тыл соперника должны были ориентироваться на использование штурмовиков Jaguar. Но эта двухмоторная машина не имела ничего общего с ACF.

Кроме этого могли быть упрощены совокупности оружия.

20 ноября перед рабочей группой по национальной обороне выступил президент GIFAS Жак Майе (Jacques Maillet) и внес предложение поделить программу ACF по времени. Он очень оптимистично объявил, что от 275 до 600 самолётов Super Mirage смогут быть поставлены на экспорт. Возможность сотрудничества с MRCA-75 (Tornado) при условии сохранения программы ACF была предложена Жаком Майе и частично поддержана Марселем Дассо на пресс-конференции, состоявшейся 5 ноября 1975 года. Но Дассо был настроен скептически:

«Я не против этого решения, но в случае если нет денег на ACF, то откуда возьмутся средства на участие в MRCA-75?»

Благодаря данной пресс-конференции у компании Dassault была открытая возможность публично задать вопрос правительство о будущем программы ACF и особенно о его замене, потому, что промедление имело возможность поставить компанию в неловкое положение. Выступая в национальной ассамблее, д Айер выделил эту неопределенность:

«Так же, как и прежде шокирует, что в октябре 1975 года эта программа характеризуется большей неопределенностью: мы от нее отказываемся либо нет? В чем состоят предусмотренные трансформации?»

Соперники: F-15 и Tornado

Кроме этого был рассмотрен отказ от ACF в пользу американского F-15. В апреле 1976 года на авиабазу Эдвардс была направлена возглавлявшаяся майором Ружевин-Бавилем (Commandant Rougevin-Baville) миссия Лётно-испытательного центра (Centre d’Essais en Vol – CEV). Целью миссии была оценка американского истребителя, что по этому случаю взял французские кокарды на фюзеляж и крыло и полосы на рули направления.

5 ноября это предположение обсуждалось на пресс-конференции. На вопрос:

«Что вы думаете о предложении США по поставкам F-15 Eagle Европе и Франции?»

Марсель Дассо ответил:

«Соединенные Штаты предпочитают увеличивать собственный экспорт и сохранять собственные средства. Ввиду низкой текущей стоимости американского доллара, они смогут предложить F-15 по приемлемой цене. И это естественно, что страны, заинтересованные в его цене и самолёте, на данный момент изучают вопрос.

Но это не свидетельствует, что Франция сделала выбор».

Ответ о приобретении Tornado и F-15 неизбежно ставило под вопрос догмат о военной и технологической независимости Франции. Исходя из этого зарубежные автомобили были отвергнуты в пользу национального самолёта, концепцию которого, но, еще предстояло выяснить. В действительности Марсель Дассо предвидел эту обстановку. На протяжении постройки прототипа ACF компанией Dassault были созданы два предварительных проекта истребителей Mirage с ЭДСУ: одномоторного и двухмоторного.

Президент страны Валери Жискар д’Эстен внес предложение поделить затраты на разработку этих двух самолётов между концерном и государством Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation. Президентский арбитраж выяснил национальное финансирование одномоторного проекта – будущего истребителя Mirage 2000; разработка двухмоторной автомобили – будущего Mirage 4000 – должна была осуществляться за счёт компании-производителя.

Отказ от программы ACF был официально опубликован 18 декабря 1975 года, и в тот же сутки Совет Обороны дал старт программе истребителя Mirage 2000. Пресс-секретарь Елисейского дворца Ксавье Гую-Бошамп (Xavier Gouyou-Beauchamp) растолковал ответ:

«Данный выбор обеспечит французские ВВС бoльшим числом самолётов, чем при принятия ответа о постройке двухмоторного самолёта. В конструкцию нового «миража» будут включены новейшие технические успехи, каковые обеспечат ему превосходство в собственном классе и откроют хорошие экспортные возможности французской авиационной индустрии».

Практически готовый прототип ACF был послан на слом. Эта программа была самой дорогой из всех, направленных на создание преемника истребителю Mirage III. Она стоила 610 миллионов – вдвое больше, чем затраты на программу экспериментальных самолётов Mirage с изменяемой геометрией крыла (370 миллионов франков), и в шесть раза больше, чем на программу Mirage F2.

Учитывая имеющиеся денежные ресурсы, программа ACF была через чур амбициозной. В полной мере разумеется, что нужен был замах мельче. Генштаб ВВС решил отказаться от концепции завоевания господства в воздухе и самолёта типа F-15, перейдя к более недорогой машине с меньшим потенциалом.

Однако, программа ACF разрешила действенно преодолеть разрыв между двумя поколениями боевых самолётов – Mirage F1 и Mirage 2000, – внеся большой вклад в развитие разработок.

Проект истребителя acf super mirage. франция. часть 2
Макет Super Mirage у стенда компании Dassault на салоне в Ле-Бурже 1973 года. На выставке он был представлен называющиеся “Mirage G8A”

Давайте помечтаем а что, если бы программа ACF была закончена удачно? Тогда Super Mirage стал бы многоцелевым боевым самолётом, талантливым делать задачи по завоеванию превосходства в воздухе и ударные задачи с проникновением в глубочайший тыл соперника. Его характеристики и возможности, как и цена, должны были быть значительно выше, чем у истребителя Mirage 2000

сверху вниз:
Двухместный вариант боевого самолёта стал предметом широких изучений
Так имел возможность смотреться Super Mirage в варианте истребителя-перехватчика
а так – в демонстрационной окраске в стиле ретро

Super Mirage в расположенном в парижском пригороде Сен-Клу умелом цехе Карно (Carnot), в котором были выстроены все прототипы самолётов компании Dassault, начиная с истребителя Ouragan во второй половине 40-ых годов XX века. Сборка прототипа боевого самолёта Super Mirage была практически закончена, в то время, когда в декабре 1975 года правительство решило свернуть программу ACF

Макет Super Mirage много раз инспектировался официальными работами. 23 и 24 января 1974 года предметом их контроля были конструкция киля и фюзеляжа

Super Mirage был последним истребителем компании Dassault со стреловидным крылом. На снимке представлен натурный макет другого «супер-миража», что позднее стал многоцелевым истребителем Mirage 4000. Заметна привязанность компании Dassault к уже существующим заглавиям. Она отражала настоящую разумную политику и преемственность конструкций постепенной эволюции

Mirage 4000 на рулежке в Истре, начало 1979 года. Скоро он покажет собственные высокие характеристики

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: ACF Super Mirage

Назначение: многоцелевой истребитель

Экипаж: 1-2 человека

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя SNECMA M53-2, развивавших по 5500 кг сухой тяги и по 8500 кг тяги на форсаже

Размеры:

размах крыла 11,20 м
протяженность
одноместный – 19,10 м
двухместный – 19,30 м
высота 5,80 м
площадь крыла 41 м?

Вес:

безлюдного
одноместный – 14 187 кг
двухместный – 14 143 кг
большой взлетный
одноместный – 29 000 кг
двухместный – 29 050 кг

Запас горючего:

внутренний 10 100 л
большой 17 600 л

Летные характеристики:

большая скорость
одноместный – M=2,5
двухместный – M=2,2
дальность полета (с ракетой ASMP, двумя ПТБ и двумя ракетами R 550) – 12 200 км

ПРИЛОЖЕНИЕ Чёрта ракет Super R 530F и R 550 Magic

Super R 530F

R 550 Magic

протяженность, м

3,50

2,70

диаметр, см

26

15,70

размах крыла, см

88

60

вес, кг

245

89

дальность, км

25

3

источник: Alexis Rocher «Les «Super Mirage», de l’ACF au 4000. Histoiri d’un reve» «Le Fana de l’Aviation» 2004-07

Истребитель Франции «МИРАЖ» 2000

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: